-Метки

anti-usa bio-tech bmi hi-tech hmi it-юмор авиация альтернативная энергетика антихач асадов башорг бессмертие битвы бог братья славяне бронетехника вмф вов военные истории война генетика геополитика герои графен грузия дети евтушенко жизнь искусство исследования мозга история квантовые компьютеры киборгизация концепт космос культура личное лукьяненко любовь медицина мозг мужчины и женщины нанодвигатели нанотехнологии национальный вопрос никитин ноутбуки оперативная память оптика оранжевая украина оранжевые память политика притчи протезы рассказы религия роботы романтика русский язык и литература русь свобода информации ссср счастье танки третья мировая украина умный дом флот фото/картинки холодное оружие хранение информации хранение энергии чай человек чтение мыслей электроника энергетика энергия солнца юмор со смыслом

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в m007kuzya

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 11756


Обзор зарубежных танков. ЛЕОПАРД2.

Среда, 26 Ноября 2008 г. 21:33 + в цитатник
Взял отсюда.
Статья целиком явно слишком предвзятая (хотя конечно отчасти поклёп на российские танки справедлив. Как минимум в части слабого дизеля...), но в любом случае: "Враг вскрывающий ваши ошибки много полезнее, чем друг скрывающий их". А главное, что мне понравилось, там сделан очень хороший обзор зарубежных современных танков. Кому интересна статья, идите по ссылке, либо поищите в инете (первоисточник часто лежит в дауне):"Россия умеет делать только танки". А я здесь буду понемногу выкладывать про иностранные танки.

===
ЛЕОПАРД-2
М.Растопшин, М.Никольский (Техника и вооружение №10 за 1998 г)

О танке "Леопард-2" написано немало. В материалах, опубликованных в зарубежной печати, даются высокие оценки боевых характеристик этой машины, которая стала поступать в войска с 1979 г. В ходе производства и эксплуатации осуществлялась неоднократная модернизация танка "Леопард-2" по улучшению характеристик вооружения и защиты.


Леопард 2.

Проектирование танка Kampfpanzer-2, он же "Кейлер", он же "Леопард-2", началось в 1967 г. и некоторое время велось параллельно с работами по МВТ-70. После аннулирования программы американо-западногерманского танка, разработка "Леопарда-2" получила наивысший приоритет среди военных программ бундесвера. Работы по танку взял под личный контроль тогдашний министр обороны ФРГ Гельмут Шмидт. Так же как и при разработке "Леопарда-1", в создании второго послевоенного германского основного боевого танка участвовало несколько фирм. Главным подрядчиком выступала фирма Краусс Маффсй АГ (имеющая некоторое отношение к концерну Daimler-Benz - прим.ред.); специалисты фирмы Порше отвечали за общие вопросы проектирования всей конструкции и детально разрабатывали ходовую часть; фирма Вегманн разрабатывала башню, а фирма АЕГ Телефункен - систему управления огнем.

В процессе разработке нового танка все его основные узлы испытывались на стендах, ходовых макетах и в климатических камерах. Параллельно рассматривались два варианта: "Леопард-2К" с пушечным вооружением и "Леопард-2РК" с противотанковым ракетным. В 1971 г. работы по созданию последнего были прекращены. К 1974 году было построено 16 корпусов и 17 башен танка "Леопард-2К".

Заключительный этап испытаний прототипов нового танка проводился в феврале - мае 1975 г. на полигонах Шило в Канаде и Юма в США. Выбор заокеанских полигонов диктовался необходимостью обкатать машины в различных климатических условиях. В Америку были доставлены четыре танка, два вооруженные 120-мм пушками "Рейнметалл Rh-120" и два - со 105-мм нарезными орудиями L7. Экипажи были укомплектованы военнослужащими Учебного центра бундесвера, расположенного в Мюнстере.

В течение первых пяти недель испытаний четыре танка "Леопард" наездили примерно 1450 км в снегах полигона Шило. Кроме проверки ходовой части проводились боевые стрельбы, было выпущено 436 снарядов с места и в движении, причем основной упор делался на проверку возможностей новейшей 120-мм гладкоствольной пушки; из обоих таких орудий был произведен 401 выстрел, в то время как из 105-мм пушек - всего 35. Испытания показали, что механические характеристики ходовой части танка в условиях низких температур полностью удовлетворяют командование бундесвера. Двигатели запускались без предварительного прогрева при температуре -18° С; при -30° С требовался прогрев, после которого дизели запускались без проблем. Подвижность танка по глубокому снегу также была вполне удовлетворительной. В то же время отстрел орудий показал ухудшение кучности стрельбы, хотя требование к сроку службы стволов оговаривало 1000 выстрелов.


Леопарды" на учениях

Заключительный этап испытаний проводился с 21 апреля по 20 мая на полигоне Юма, штат Аризона. Ходовая часть танка в условиях жары уже была достаточно испытана в учебном центре "41" бундесвера, расположенном в Трире, поэтому основной упор теперь делался на проверку функционирования орудий и системы управления огнем. Четыре танка в ходе этих испытаний прошли 1750 км и произвели 1653 выстрела боевыми снарядами, из которых 801 выпущен из 105-мм пушек и 852 - из 120-мм. 52 120-мм снаряда было выпущено с ходу по движущейся цели на дистанции 800-1000 м, 44 поразили цель. Вероятность поражения движущейся цели при стрельбе с ходу, таким образом составила 85%. Механическая часть продемонстрировала неограниченную возможность использования танков "Леопард-2К" при температуре окружающего воздуха до + 45° С.


Леопард 2.

В рамках рекламной компании на испытания танков "Леопард-2К" были приглашены военные обозреватели из ФРГ, США, Франции и Великобритании. Специально для них была продемонстрирована замена силовой установки в полевых условиях: вся операция заняла 19 минут.

Танк спроектирован по классической схеме: отделение управление спереди, боевое отделение в средней части и МТО - в кормовой.



В отделении управления размещается водитель, основная часть боекомплекта и фильтро-вентиляционная установка. Рабочее место водителя смещено к правому борту; сиденье водителя регулируется по высоте и может устанавливаться в два положения: по боевому - при закрытым люке и по походному - с открытым люком. Для наблюдения за местностью перед люком установлены три перископических смотровых прибора.



Нельзя сбрасывать со счета, что кроме беспристрастных технико-экономических показателей на выбор той или иной системы оружия влияют и определенные традиции, а также личностные пристрастия разработчиков. За нарезной пушкой L7 стояли годы успешной эксплуатации и проверка боевыми действиями, в то время как у сторонников 120-мм орудия были лишь расчеты, результаты полигонных стрельб и пример коллег по ту сторону "железного занавеса". Неудивительно, что педантичные немцы решили детально "обкатать" на реальных танках в полигонных условиях, максимально приближенных к боевым, оба орудия, прежде чем сделать окончательный выбор.

Установка более тяжелого, чем 105-мм пушка L7, 120-мм орудия фирмы Рейнметалл потребовала значительно усилить противооткатные устройства. Система стабилизации разработана американской фирмой Кадиллак для танка МВТ 70, но перед установкой на "Леопард" ее значительно модернизировали специалисты германских фирм АЭГ-Телефункен и Фейнмашинише Верке Майнц. В середине 70-х система стабилизации орудия танка "Леопард-2К" считалась лучшей в мире.

Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Приводы наведения - электрогидравлические с гидроаккумулятором. Исполнительным двигателем привода башни является гидромотор, а привода пушки - силовой цилиндр. Бак с рабочей жидкостью и гидроаккумулятор находятся в кормовой нише башни справа и отделены от боевого отделения и боекомплекта перегородкой. Доступ к гидросистеме обеспечивается через специальный люк в крыше башни. При выходе из строя электрогидравлического привода используется дублирующий ручной гидропривод вертикальной и горизонтальной наводки. Максимальная скорость наведения в горизонтальной плоскости 48 град./с, в вертикальной - 9,5 град./с. Углы наведения в вертикальной плоскости - от -9° до +20°.
С пушкой спарен пулемет MG3 калибра 7. 62 мм.



Основным прицелом наводчика является EMES-12, разработанный фирмой Цейсс. В прицел интегрированы лазерный и стереоскопический дальномеры. Бинокулярный стереоскопический дальномер имеет базу 1, 72 м и 8- или 16 кратное увеличение. Комбинация двух дальномеров, использующих различные принципы для определения расстояния до цели, позволяет повысить достоверность и точность измерения. В качестве вспомогательного наводчик использует монокулярный перископический прицел TZF-1A, аналогичный установленному на танке "Леопард I". У командира установлен панорамный перископический прицел PERI-R-12 со стабилизированной линией визирования. Командир имеет возможность самостоятельно наводить пушку, для чего применяется механизм синхронизации оптической оси прицела и оси ствола орудия.

Для наблюдения в темное время суток используются активные ИК приборы ночного видения и наблюдательные устройства с электронно-оптическими усилителями. В отличие от танка "Леопард -1", ИК прожектор "Леопарда-2К" установлен стационарно и прикрыт башенной броней. Использование активных приборов ночного видения предусматривалось только в случае невозможности работы приборов с электронно-оптическими усилителями, поскольку излучение ИК-прожектора сильно демаскирует танк.

На прототипах испытывались две различных системы управления огнем - фирм Цейсс/Элтро и АЭГ-Тслефунксн. Обе системы построены вокруг ЭВМ FLER-H фирмы АЭГ Телефункен. Системы управления огнем вырабатывают данные для стрельбы (углы вертикального и горизонтального наведения пушки) с учетом атмосферных условий, типа боеприпаса, пространственного положения танка, расстояния до цели. Для прицеливания наводчику необходимо только выбрать мишень и наложить на нее маркер. Обнаружить замаскированные цели помогает специальный датчик, реагирующий на их тепловое излучение.

В башне установлена 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120. Соединение ствола пушки с казенником выполнено быстроразъемным с помощью секторной резьбы. Затвор - вертикальный, клиновой. Монтаж и демонтаж пушки осуществляется через амбразуру, без снятия башни с танка. Центр тяжести качающейся части орудия находится в районе оси цапф. На пушке смонтировано два симметрично расположенных тормоза отката. С целью исключения значительных нагрузок при выстреле на конструкцию башни и, в особенности, на элементы системы управления огнем, максимальная сила сопротивления откату оставлена на уровне танка "Леопард-1" и не превышает 69 тс, в то время как длина отката увеличена с 300 до 340 мм. Благодаря значительной массе орудия вместе с бронемаской (4290 кг) и отсутствию динамического плеча, влияние выстрела на ухудшение точности стрельбы сведено к минимуму. Ствол пушки имеет выполненный из стеклопластика теплозащитный кожух; ближе к казенной части ствола установлен эжектор для удаления пороховых газов, эксцентричная установка эжектора не уменьшает угла снижения пушки. Внутренняя поверхность ствола хромированная, живучесть ствола рассчитана на 500 выстрелов.



Для пушки Rh-120 разработано два типа унитарных выстрелов со сгорающей гильзой и металлическим поддоном: бронебойный подкалиберный снаряд ДМ23 (масса 18, 6 кг, сердечник из вольфрамового сплава) и кумулятивно-осколочный ДМ 12 (масса 23, 2 кг). В 1987 г. на вооружение был принят бронебойный подкалиберный снаряд ДМЗЗ. После выстрела экстрактируемые поддоны гильз попадают в закрепленный на пушке гильзосборник. Для удаления поддонов и загрузки боекомплекта используется люк в левом борту башни. Заряжение пушки производится вручную. Боекомплект составляет 42 выстрела. Часть боекомплекта (15 выстрелов) размещена в удобной для доступа укладке в левой части кормовой ниши башни за бронированной перегородкой. Время на цикл заряжения из этой укладки составляет шесть секунд. Остальная часть боекомплекта (27 выстрелов) находится в укладке, размещенной в отделении управления, слева от места водителя.

Высота башни от вращающегося полика до крыши составляет 1650 мм - величина, минимально допустимая для обеспечения нормальных условий работы заряжающего стоя. Место наводчика расположено впереди справа от пушки, место командира - сзади и несколько выше, заряжающий находится слева от орудия.

Система управления огнем разработана фирмой "Крупп Атлас - Электроник" на базе аналогичной системы фирмы Хьюз, созданной для танка ХМ-1. СУО позволяет экипажу обнаруживать и распознавать цели, вести по стрельбу днем и ночью, с места и с движения. В систему входят лазерный прицел-дальномер наводчика EMES-15, панорамный перископический прицел-прибор наблюдения командира PERI-R17, вспомогательный телескопический прицел наводчика FERO-Z 18, двухплоскостной стабилизатор вооружения с электрогидравлическим приводом WHA-H22, аналоговый электронный баллистический вычислитель, электрическая система синхронной связи прицелов с пушкой, система встроенного контроля функционирования СУО и система выверки прицела-дальномера. Система управления оружия позволяют вести огонь из пушки и командиру, и наводчику, причем действия командира по наведению орудия являются приоритетными.


Леопард 2А1

Основной прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях; в одном блоке с ним установлена пассивная тепловизионная система, предназначенная для работы ночью и в условиях низкой освещенности. На первых 200 танках "Леопард-2" для ведения боевых действий в темное время суток устанавливалась телевизионная система PZB-200, передающая камера этой системы монтировалась на маске пушки, а видеоконтрольные устройства на рабочих местах командира и наводчика. Впоследствии, с запуском в серийное производство прицелов с тепловизорами ими были оснащены и первые танки, получившие после их установки обозначение "Леопард-2А2". Оптический канал прицела имеет 12-кратное увеличение. Прицел-дальномер не имеет механической связи с пушкой. Лазерный дальномер обеспечивает возможность одновременного определения дальности до двух целей, находящихся в створе луча дальномера, с точностью до+/-10 м в диапазоне дальностей от 200 до 10000 км. Для защиты глаз наводчика от лазерного излучения в оптическом канале установлен светофильтр. Кроме того, имеется шторка для защиты глаз от вспышки собственного выстрела, срабатывающая при нажатии на кнопку "Выстрел".

При выходе из строя основного прицела наводчик может использовать вспомогательный шарнирный телескопический прицел FERO-Z18 с зависимой стабилизацией поля зрения и 8-кратным увеличением.

Немецкие конструкторы в течение долгого времени придерживались взгляда, что лучшей защитой танка является его высокая подвижность. В русле данной концепции для установки на танк МВТ 70 был спроектирован мощный двигатель, который без изменении установили на "Леопард 2К". Моторно силовая установка объединена в единый конструкционный блок; в полевых условиях его можно заменить за 15 минут. Двигатель в МТО расположен вдоль корпуса танка, а между МТО и боевым отделением установлена огнеупорная перегородка.

"Сердцем" блока является многотопливный V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Mercedes-Benz MB 873 мощностью 1500 л. с. при 2600 об/мин. Двигатель относится к дизелям предкамерного типа, имеет жидкостное охлаждение и турбонаддув. Дизель по тем временам чрезвычайно компактный, в одном кубическом метре дизеля МВ-873 содержится 892 лошадиные силы, что более чем вдвое превосходит аналогичные показатели двигателей таких западных танков, как "Чифтен", М-60А1, АМХ-30, Strv-103, Pz. 68. Отношение массы к мощности у дизеля МВ-873 составляет 1, 57 кг/л. с., что на 47% больше, чем у дизеля МВ-838 танка "Леопард-1".

На двигателе смонтированы два турбокомпрессора и два охладителя наддувочного воздуха, включенные в общую систему охлаждения. Воздух для питания двигателя поступает через два воздухозаборника, расположенные на крыше МТО и прикрытые сверху кормовой нишей башни, в два воздухоочистителя, закрепленные с двух сторон на двигателе и соединенные короткими патрубками с турбокомпрессорами. Воздухоочистители - двухступенчатые. В качестве первой ступени используется циклон, а в качестве второй - сменные кассеты с фильтрующими элементами. Пыль, отфильтрованная на первой ступени удаляется электровентиляторами.

В настоящее время на базе дизеля MB-873 сделан танковый мотор мощностью 2600 л.с. (рост мощности достигнут за счет форсировки по оборотам и давлению наддува, для последнего используется двухступенчатый нагнетатель с двойным охлаждением воздуха). Это самый мощный танковый дизель в мире:

Одной из последних разработок фирмы MTU является двигатель МТ 883 Ка-523 мощностью 2600 л. с., созданный на базе серийного танкового дизеля MB 873 Ка-501. Новый двигатель форсирован по турбонаддуву и частоте вращения коленчатого вала. Повышение мощности осуществлено за счет установки двух групп параллельных двухступенчатых (низкого и высокого давления) турбонагнетателей (по два в группе) с промежуточным и конечным охлаждением воздуха. Этим двигателем планируется оснастить американскую перспективную плавающую ББМ AAAV. Он должен обеспечивать передвижение машины по суше со скоростью до 72 км/ч, а на плаву - до 45 км/ч. При этом для достижения необходимой мощности при движении по воде предусмотрена работа всех турбонагнетателей, а при передвижении по суше достаточно включения одной группы, что оптимизирует работу двигателя и обеспечивает необходимую мощность и крутящий момент в различных условиях его эксплуатации. Проведены успешные испытания демонстрационного образца МТ 883 Ка-523.

Над картером трансмиссии расположены два кольцевых радиатора системы охлаждения, в центре которых установлены центробежные вентиляторы с приводом от трансмиссии через гидромуфту. Гидромуфта позволяет осуществлять бесступенчатое регулирование скорости вращения вентиляторов в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Мощность, затрачиваемая на привод вентиляторов, достигает 220 л. с. Воздух для охлаждения двигателя поступает через круглые решетки на крыше МТО и выбрасывается вместе с выхлопными газами через решетки на крыше корпуса.

При преодолении глубоких водных преград охлаждение двигателя осуществляется забортной водой, поступающей в радиаторы, вентиляторы при этом отключаются. Встроенная система клапанов, при этом, обеспечивает перекрытие отверстий воздухозаборников. Воздух в МТО поступает или через люк командира, или через телескопическую трубу-лаз.

Трансмиссия HSWL-354/3 фирмы "Ренк" гидромеханическая с блокируемым комплексным гидротрансформатором, 4-ступенчатой планетарной коробкой передач и дифференциальным двухпоточным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Гидротрансформатор выключается с помощью блокировочного фрикциона.

Коробка передач состоит из трех планетарных рядов с дисковыми тормозами, обеспечивающими включение I, II и III передач, и блокировочного фрикциона для включения IV передачи. Реверс включается с помощью фрикционных элементов; он дает возможность быстрого переключения с переднего на задний ход в момент, когда танк еще продолжает двигаться вперед (со скоростью не более 8 км/ч). Применение гидрообъемной передачи механизма поворота позволяет производить кинематическое регулирование радиуса поворота по аналогии с автомобилем и уменьшает динамические нагрузки на трансмиссию и ходовую часть.

Гидрообъемная передача состоит из регулируемого аксиально-поршневого насоса и нерегулируемого гидромотора. Качающаяся шайба гидронасоса связана через тягу с сервоприводом штурвала управления поворотом танка. Поворот штурвала регулирует производительность насоса. В трансмиссии установлена автоматическая гидродинамическая муфта, выполняющая следующие функции:

- увеличение крутящего момента гидромотора с возрастанием нагрузки при малых радиусах поворота;

- торможение танка в сочетании с двумя механическими остановочными тормозами.

Муфта включается и работает как гидрозамедлитель до 15 град. хода педали тормоза; в остальном диапазоне она работает совместно с остановочными тормозами. В результате обеспечивается уменьшение износа металлокерамических дисков тормозов и высокое замедление танка при торможении - до 5, 5 м/с2. Бортовой редуктор - планетарный, передаточное число - 4, 67.

Электрооборудование включает бесконтактный синхронный генератор переменного тока и шесть аккумуляторных батарей. Мощность генератора 20 кВт, масса - 24,6 кг. Суммарная емкость батарей 300 А/ч (позднее была увеличена до 500 А/ч).


Танки Леопард 2А5 и Леопард 2.

Пуск двигателя осуществляется электростартером. Для облегчения пуска в зимнее время используются свечи накаливания, установленные в предкамерах, а при температуре ниже -20° С производится предпусковой прогрев двигателя от обогревателя.

Топливные баки общей емкостью 500 л находятся в МТО, еще два бака емкостью 700 л - на надгусеничных полках.

Система управления трансмиссией - механо-электрогидравлическая, обеспечивает автоматическое переключение передач. Управление механизмом поворота - гидравлическое, от штурвала; привод управления остановочными тормозами - механический. Система управления двигателем и трансмиссией позволяет управлять танком, в случае необходимости, командиру.

Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с задним расположением ведущих колес. Индивидуальная торсионная подвеска была выбрана специалистами фирмы Порше после длительного анализа различных вариантов, которые могли бы обеспечить хорошую подвижность; решающим фактором в пользу торсионов стали финансовые ограничения. Гидропневматическая подвеска сулила лучшие характеристики, но ее отработка требовала значительных капиталовложений, тем не менее два прототипа имели такую подвеску по типу подвески танка МВТ-70. Основное же внимание было сосредоточено на торсионной подвеске. Моноторсионы диаметром 62 мм, длиной 2100 мм имеют повышенную прочность и монтируются на всю ширину корпуса. На подвесках трех передних и двух задних опорных катков каждого борта установлены фрикционные амортизаторы двухстороннего действия, а на ограничителях катков этих подвесок - гидроупоры. Конструкторы пошли на определенный риск, применив подобные амортизаторы, так как их эффективность сильно зависит от температуры воздуха, степени износа, а реальный коэффициент фрикции установленного на танке амортизатора с трудом поддается проверке. Тем не менее, разработчики приняли решение о разработке амортизаторов новой конструкции специально для танка "Леопард-2". Динамический ход опорного катка - 320 мм, полный ход катка 526 мм (то есть танк имеет систему изменения клиренса).

Опорные катки двускатные с резиновыми шинами и съемными дисками из алюминиевого сплава, ступицы - стальные. Диаметр катков, по сравнению с танком "Леопард-1", увеличен с 660 мм до 700 мм. Поддерживающие катки односкатные, обрезиненные, установлены в шахматном порядке, по четыре на борт. Направляющие колеса по конструкции аналогичны опорным каткам, однако их диаметр меньше 600 мм. Ведущие колеса имеют стальные съемные зубчатые венцы.

Гусеницы с резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, шаг гусеницы 184 мм. Для уменьшения давления на грунт фирма Диль разработала новые траки шириной 635 мм; в пазах трака крепятся пружинными защелками по две асфальтоходные подушки. Для увеличения сцепления при движении по снегу, льду или скользкому грунту часть подушек (до 10 на гусеницу) может заменяться съемными стальными грунтозацепами Х-образной формы. В приливах по краям траков имеются по два конических отверстия, в которые для преодоления коротких участков тяжелых грунтов забиваются заостренные стержни-шпоры. Кроме того, для снижения среднего удельного давления на грунт при движении по рыхлому грунту на каждый 8-й или 9-й трак могут устанавливаться уширители.

Требования к бронезащите танка, сформулированные министерством обороны ФРГ, были очень высокими и выполнить их путем простого увеличения толщины брони, не превысив оговоренную массу танка в 50 т, не представлялось возможным. Повышение уровня защиты экипажа от противотанковых средств достигнуто за счет применения сварных конструкций корпуса и башни с использованием многослойной катаной брони и комплекса конструктивно-компоновочных мероприятий. Увеличена дифференциация толщины брони по периметру танка; за счет ослабления бронирования на второстепенных участках (толщина брони бортов и крыши корпуса и башни - 20-70 мм) резко увеличена толщина брони лобовых фрагментов.


Компоновочная схема Леопард-2 модификации А1
1-зеркало для выверки прицела наводчика; 2-120-мм гладкоствольная пушка; 3-габаритный фонарь; 4-зеркало заднего вида; 5-фары; 6-пульт водителя; 7-смотровой перископический прибор водителя; 8-сиденье водителя; 9-окно лазерного прицела-дальномера и тепловизора; 10-7,62-мм спаренный пулемет; 11 -смотровой перископический прибор наводчика; 12-панорамный перископический прицел наводчика; 13-сиденье командира; 14-крышка люка командира; 15-крышка люка для доступа к гидроаккумуляторам и гидросистеме; 16-крышка люка заряжающего; 17-крышка для доступа заряжающего; 18-боеприпасы (15 штук); 19-кормовые ниши для хранения ЗИП и брезента (либо маскировочной сети); 20-датчик ветра; 21-гранатометы для дымовых и осколочных гранат; 22-кольцевой радиатор с вентилятором (два блока); 23-выпускные решетки отработанных газов; 24-бортовой редуктор, ведущее колесо; 25-гусеница со съемными резиновыми подушками, обрезиненной беговой дорожкой и резинометаллическими шарнирами; 26-опорный каток; 27-аккумуляторные батареи (восемь штук); 28-решетка ФВУ; 29-дверца люка для загрузки боеприпасов; 30-ограждение (барбет) погона башни; 31 -крышка люка для доступа к баку; 32-сиденье заряжающего; 33-лобовая и бортовая многослойная броня башни; 34-многослойные бортовые экраны; 35-боеприпасы пушки (27 штук); 36-ФВУ; 37-направляющее колесо.

Верхний лобовой лист корпуса имеет большой угол наклона (81°), а форма башни в плане выполнена клинообразной. Ряд элементов конструкции используются в качестве дополнительной защиты, так, расположенные в передней части надгусеничных полок топливные баки уменьшают вероятность поражения водителя при обстреле с бортов. На бортах корпуса установлены резиновые экраны, армированные броневыми пластинами. С целью повышения противоминной стойкости усилено днище корпуса и его соединение с бортами. Наиболее важные оптические приборы могут закрываться бронированными створками. В целом, по уровню бронезащиты танк "Леопард-2К" превосходит своего предшественника примерно в 1, 4 раза.

Многослойная разнесенная броня башни, аналогичная английской броне "чобхэм", состоит из лицевого и тыльного слоев броневой стали и промежуточного слоя наполнителя. В верхнем лобовом листе корпуса снаружи имеется люк для замены пакетов наполнителя. В лобовой части установлена утопленная в тело башни мощная маска пушки шириной 950 мм, изготовленная из комбинированной брони. Лобовые вертикальные листы башни скошены в плане примерно на 35 град. Площади зон бронирования, ослабленных вырезами, по сравнению с танком "Леопард-1", значительно уменьшены. Приборы системы управления огнем размещены на горизонтальных или имеющих большие углы наклона броневых листах. Общая масса бронезащиты танка "Леопард-2" составляет 29 т или 52% от общей массы танка. В крыше кормовой ниши башни, над боекомплектом, установлены вышибные панели.

Испытания

В 1976 г. танки были доставлены в США на Абердинский полигон для проведения испытаний (испытания проходили с 26 сентября 1976 г. по январь 1977 г.), которые проводили исключительно американцы. Германскую сторону на испытаниях представляла только команда наблюдателей. Условия испытаний были максимально приближены к условиям, в которых проверялся танк ХМ-1.


Леопард-2 в грязи - едем в Россию?

Испытания включали проверку разгонных и тормозных характеристик, преодоление подъемов и спусков, движение по наклонной поверхности, марш протяженностью 3000 миль (4820 км) по шоссе и пересеченной местности. "Леопард" перекрыл все американские нормативы для танков ХМ 1. Норматив для американского танка предусматривал достижение скорости 32 км/ч (20 миль/ч) при трогании с места за 9 с; немецкие танки разогнались один за 7, 0 с, другой за 7, 7 с. "Леопард-2" преодолел 3000 миль без серьезных поломок за 17 дней, в то время как прототип ХМ-1 фирмы Дженерал Моторс за 21 день, а опытный ХМ-1 фирмы Крайслер за 24 дня. За время марша у танка "Леопард-2" нарекания вызвали только поддерживающие гусеницу катки, без изменений перенесенные на него с танка "Леопард-1". В будущем их требовалось усилить. Надежность ходовой части танка и его силовой установки оказалась сюрпризом даже для разработчиков "Леопарда". Были отмечены лишь поломки микропереключателей в системе управления и разрыв сварного шва в теплообменнике. В целом оба прототипа наездили в США порядка 6000 км, при этом ни разу не потребовалось менять двигатели или трансмиссии. Прекрасно зарекомендовала себя система охлаждения, несмотря на то, что во время испытаний температура воздуха была +30...35° С.

Леопард-2А5


Леопард 2А5

Работы по серьезной модернизации танка "Леопард-2" начались фирмой Краусс-Маффей в середине 80-х годов. На концепцию усовершенствованного "Леопарда-2" оказал значительное влияние конкурс на танк для вооруженных сил Великобритании; англичане важнейшим фактором среди защищенности, подвижности и огневой мощи посчитали бронезащиту. Совершенствование "Леопарда-2" велось, прежде всего, в плане усиления его защищенности.


Леопард-2 А5 в летней раскраске

В 1988 г. был готов деревянный макет танка, а в 1990 г. начались испытания двух прототипов TVM-1 и TVM-2. Образец TVM-2 отличался усиленной, по сравнению с TVM-1, бронезащитой и, вообще, представлял собой более радикальный вариант модернизации. Он и был выбран в качестве базового для всех планируемых к доработке танков "Леопард2". Несколько модернизированный TVM-2 (изменена форма накладной бортовой брони), известный как "Мангеймская конфигурация", прошел заключительный этап испытаний в 1993 г. и стал эталоном для танка "Леопард 2А5".


Танки Леопард-2 версий A5 (на переднем плане) и A2 (сзади) в зимней раскраске.

Бронирование башни танка "Леопард-2А5" значительно усилено установкой в лобовой и в передних частях бортов башни модулей накладной брони, с встроенной динамической защитой, предусмотрена возможность замены блоков накладной брони в полевых условиях. За счет этой брони башня приняла характерную клинообразную форму, по которой "Леопрад-2А5" легко отличить от любого другого танка.


Башня Леопарда 2A5

Такая конструкция динамической защиты выполняет следующие функции:
- защищает верхнюю лобовую часть башни;
- служит в качестве активного экрана над верхней лобовой деталью (над водителем), толщина которой 80 мм;
- выполняет роль, как и срез корпуса (образованный от стыковки верхней и нижней лобовых деталей), поверхности, от взаимодействия с которой предконтактные взрывательные устройства вызывают срабатывание тандемных боевых частей ПТУР на расстоянии больше фокусного, чем снижается бронепробивное действие боевой части.



Из-за установки дополнительный лобовой брони, перекрывающей линию визирования прицела-дальномера наводчика, на танке "Леопард-2А5" прицел-дальномер располагается в бронированном куполе, возвышающемся над крышей башни. Подобное конструктивное решение позволило избежать ослабления лобовой брони из-за выреза под окно прицела и выполнить ее монолитной. Панорамный прицел командира установлен не перед командирским люком, а сзади-слева люка. В прицел интегрирован тепловизор (впервые установлен на прототип TVM-2 в 1993 г.), в результате чего командир получил возможность самостоятельного обзора местности в темное время суток; изображение ИК канала выводится на специальный индикатор. Оптическая головка вспомогательного прицела наводчика установлена по оси башни над маской пушки. Модернизирован процессор лазерного дальномера с целью устранения вторичного, ложного эхо-сигнала, что особенно важно при определении расстояния до объектов, передвигающихся с высокой скоростью, таких, как вертолеты.


Установка 120-мм пушек L44 и L55

Наряду с резким усилением бронезащиты несколько возросла огневая мощь танка за счет установки усовершенствованной 120-мм гладкоствольной пушки длиной 55 калибров. Более длинный ствол позволил увеличить начальную скорость снарядов на 5%. Боекомплект пополнился бронебойными снарядами LKE-1 (Leistungsgesteigerte Kinetische Energie) с урановым сердечником.


Леопард 2A5 с пушками L44 и L55

Усиление брони привело к увеличению массы танка до 62 т., причем большая часть дополнительной массы приходится на башню. Мощности электрогидравлических приводов башен танков "Леопард-2" не хватало и их заменили полностью электрическими. Электроприводы, кроме увеличенной мощности, обладают большей надежностью (и, между прочим, обеспечивают полный оборот башни всего за 7 секунд). Ряд западных обозревателей отмечает, что масса в 62 т является предельной для современных танков, поскольку резко усложняются проблемы транспортировки, технического обслуживания (необходимость мощного кранового оборудования) и проходимости (значительное количество мостов не рассчитано на подобные нагрузки). В то же время, "Леопард-А5" считается наиболее совершенным западным танком по комплексу боевых свойств, конкуренцию ему может составить лишь французский танк следующего за "Леопардом-2" послевоенного поколения "Леклерк".



Остановимся на некоторых аспектах сборки, испытаний, эксплуатации и обучения экипажей танка "Леопард-2".

Сборка танка включает следующие операции:
- сборку шасси и башни;
- контрольный пробег (12 км) и специальные испытания тормозов на трассе;
- стендовые испытания при уклоне до 32° и крене до 17°;
- испытания оборудования для преодоления водных преград в бассейне;
- специальные испытания радиоаппаратуры;
- повторный контрольный пробег (30 км);
- установку съемной контрольно-измерительной аппаратуры для записи параметров СУО при различном положении пушки по горизонту (0°, 17°, 31°), отладку на котировочном стенде и ходовые испытания СУО;
- стендовые испытания электрорадиоаппаратуры на электромагнитную совместимость;
- осмотр танка, устранение выявленных недостатков и окраска;
- комплектование навесным оборудованием и приемка.


Компоновка Леопарда 2A5

Особенностью изготовления танка является установка съемной аппаратуры для записи при испытаниях до 50 параметров СУО. Информация о параметрах, записываемых при стендовых и ходовых испытаниях. передаётся на центральную ЭВМ и выводится на дисплей и на печать.


Леопард-2 А5 на полигоне

Специально разработаны вопросы обучения экипажей и специалистов ремонтной службы с учетом значительной конструктивной сложности танка и двухлетнего срока службы в армии при невозможности отбора личного состава с особыми психофизиологическими данными. Особое внимание уделено предварительному практическому обучению экипажей и ремонтников на различных тренажёрах, разработанных одновременно с танком, и закреплению навыков на специально оборудованных учебных танках.



Продажи:

Первыми решили закупить "Леопарды-2" вооруженные силы Нидерландов; контракт с фирмой Краусс-Маффей на поставку 445 машин был подписан в 1979 г., поставки осуществлялись в 1982-1986 гг. "Леопарды" в голландской армии заменили устаревшие английские танки "Центурион" и французские АМХ-13.

С 1981 г. в Швейцарии на полигоне вблизи г. Тун под руководством швейцарских военных проходили сравнительные испытания два танка "Абрамс" и два - "Леопард-2". Вооруженные силы этой страны планировали принять на вооружение лучший по результатам испытаний танк и купить лицензию на его производство. У американских танков были отмечены проблемы с тормозами. Во время движения под уклон один танк, потеряв управление, потерпел аварию. Немецкие танки подобных проблем не имели. Всесторонние испытания продолжались два года и закончились в 1983 г.

В ходе испытаний проверялась надежность функционирования систем и агрегатов, а также возможности тактического использования танков в специфических горных условиях. Американский танк показал низкую надежность силовых агрегатов шасси и больший расход топлива; швейцарцы сильно сомневались в том, что США удастся в короткие сроки повысить надежность танка Ml. Победа была за немецкой конструкцией, однако американцы так просто не сдаются: политико-экономические дискуссии (с техникой-то все было ясно) продолжались до 1985 г., лишь 12 декабря 1985 г. парламент Швейцарии принял решение о закупке 380 танков "Леопард-2" и принятии их на вооружение под обозначением "Pz.87 Леопард". Первые 35 танков были изготовлены на заводе фирмы Краусс-Маффей (последний из них передан Швейцарии в мае 1987 г.), остальные строились в Швейцарии на государственном танкосборочном заводе в г. Тун до 1993 г. с темпом выпуска 73 машины в год. Pz.87 соответствует варианту "Леопард-2А4", но на нем установлена американская радиостанция AN/VRC-12, используемая вооруженными силами Швейцарии, новая противопожарная система, усовершенствованная система защиты от оружия массового поражения и несколько измененный люк механика-водителя; имеется и ряд более мелких доработок. "Леопарды" заменили танки Pz.68.

В 80-е годы также прорабатывались возможности поставок танков "Леопард-2" в Великобританию и Саудовскую Аравию. В обоих случаях конкурентом выступал все тот же "Абрамс". Англичане после долгих колебаний отказались от закупок импортной техники, сделав ставку на танк "Челленджер-2" собственной разработки. Все же немецкая конструкция оставила свой след в танкостроении Великобритании: английская фирма Виккерс разработала танк Mk.7, используя ходовую часть "Леопарда-2". Экспорт "Леопардов" в Саудовскую Аравию запретило правительство ФРГ.

Первым покупателем танков "Леопард-2А4" в варианте "сэконд хзнд" стала Швеция, контракт на приобретение 160 экс-западногерманских танков был подписан в 1994 г. В армии Швеции танки "Леопард-2А4" получили обозначение Strv. 121.

Согласно программе "Броня 2000" вооруженные силы Испании подписали контракт на приобретение 650 танков "Леопард-2А4/А5". Танки "Леопард-2А4" первой партии из 108 машин (все танки были ранее на вооружении бундесвера) начали поступать в Испанию в 1995 г.; ими намечено перевооружить 10-ю механизированную бригаду, входящую в Еврокорпус. Поставка первой партии танков рассчитана на пять лет. В начале 80-х годов Испания рассматривала возможность лицензионного производства танков "Леопард-2".

Первоначальными планами командования бундесвера предусматривалась модернизация в вариант "А5" всех 2125 танков "Леопард-2", затем эта цифра уменьшилась до 669, а окончательный контракт был подписан в январе 1994 г. на переоборудование только 225 машин, предназначенных для сил быстрого развертывания ФРГ. Первый "Леопард-2А5" был передан бундесверу в августе 1995 г., последний - планировалось поставить в 1998 г.

Вооруженные силы Нидерландов после испытаний прототипа TVM-2, проведенных в 1994 г., приняли решение модернизировать в вариант "А5" 180 танков "Леопард-2", в войска доработанные танки стали поступать в 1996 г. Всего в сухопутных войсках после их сокращения останется 330 танков "Леопард-2"; в вариант "А5" будут модернизированы и остальные 150 танков.



В декабре 1997 г. вооруженным силам Швеции был передан первый танк "Леопард-2А5". Этому событию предшествовали длительные сравнительные испытания, в которых конкуренцию германской машине составляли американский танк М1А2 "Абрамс" (ну как же без него!) и французский "Леклерк". Решение в пользу "Леопарда-2А5" было принято в середине 1994 г. Всего шведы планируют получить 120 вновь построенных танков "Леопард 2А5". Лицензионное производство танков налажено в Швеции, главным подрядчиком является фирма Хагглундс Викл. Первые 29 танков планировалось построить в ФРГ, оставшийся 91 - в Швеции. "Леопард 2А5" в шведских вооруженных силах получил обозначение Strv-122.

В 1998-2003 гг. вооруженные силы Испании намереваются получить 240 вновь построенных танков "Леопард-2А5".



"Леопард-2" под огнем противотанковых средств

Рассмотрев боевые характеристики танка "Леопард-2", оценим, что будет с ним под огнем уже существующих и перспективных противотанковых средств.

Одним из грозных представителей противотанкового вооружения остаются ПТУР, которые, в связи с появлением динамической защиты, оснащаются взрывательным устройством, обеспечивающим предконтактный подрыв первого заряда тандемной БЧ, например, ПТУР PARS 3MR, PARS 3LR, созданных фирмами Франции, Германии, Великобритании, Италии и др., объединенных в консорциум Euromissile. Из отечественных образцов можно отметить ПТУР "Корнет", но она имеет контактное взрывательное устройство и из-за неудачной компоновочной схемы (между предзарядом и основным зарядом тандемной БЧ размещен маршевый двигатель) не преодолевает ДЗ при попадании в верхнюю часть контейнера ("ТиВ" №10, 1997 г.). При этом ПТУР, действующие по фронтальным фрагментам защиты танка "Леопард-2" с высокими значениями стойкости к воздействию кумулятивных средств, должны иметь тандемную БЧ с бронепробивным действием основного заряда не менее 1000 мм. Внимательный читатель заметит, что противокумулятивная стойкость фронтальных фрагментов танка "Леопард-2" составляет 850 мм, а бронепробиваемость основного заряда должна быть не менее 1000 мм. Почему? Превышение бронепробивного действия БЧ равная 150 мм необходима для надежного поражения основных агрегатов и экипажа внутри танка.

Стойкость основного бронирования лобовых фрагментов защиты танка "Леопард-2" к воздействию БПС составляет 700 мм. Следовательно, его поражение современными БПС можно достичь только при попадании в бортовые зоны. В целом, бронезащита обеспечивает непробитие брони первых моделей "Леопард-2" подкалиберными снарядами 105-мм пушек L7 и 120-мм Rh-120 на дистанции более 1 км при курсовых углах обстрела ±20 град, а для "Леопарда-2 A5" - на дистанциях более 400 метров при аналогичных курсовых углах.

Дальнейшая модернизация танка "Леопард-2"

Пятнадцатилетняя программа закупок вооружений для вооруженных сил ФРГ предусматривала замену всех танков "Леопард-1" новыми танками Panzer kampfwagen-2000, однако эти планы были аннулированы и в настоящее время, вместо разработки нового проекта, рассматривается возможность дальнейшей модернизации танков "Леопард-2". "Леопард-2А5" считается вторым этапом модернизации, "Леопарды-1" должны сменить танки, модернизированные в соответствии с третьим этапом. Рассматривается вопрос о возможности установки на танк 140-мм гладкоствольной пушки с автоматическим механизмом заряжания. На танке должна быть установлена перспективная система управления огнем, интегрированная в общую тактическую систему управления действиями разнородных сил на поле боя и инерциальную навигационную систему с приемником спутниковой навигационной системы. Центральным пунктом третьего этапа модернизации является создание двухместной башни новой конструкции. Перспективным считается решение разместить командира и наводчика тандемом, что позволит сократить лобовую проекцию башни и уменьшить ее массу за счет сокращения объема; расчетная масса башни в этом случае составляет 20 т.

Еще более оригинальным является проект модернизации "Леопарда-2" с размещением всех членов экипажа (командир, наводчик, водитель) внутри корпуса; вместо привычной башни устанавливается вращающаяся забронированная дистанционно-управляемая 140-мм гладкоствольная пушка и два магазина с боекомплектом.

некоторые картинки взяты с сайта armor.kiev.ua.
Рубрики:  оружие
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку