Цитата сообщения - sir_michael
Собственно говоря, этот пост можно было и не писать, а ограничиться одной фразой - "Народ, посмотрите этот фильм, кто еще не видел!", и дать ролик с фрагментами. И приурочить это все ко Дню авиации, и тем самым "обозначить дату". И успокоиться. Но... не тот это фильм - "Хроника пикирующего бомбардировщика". И не та у него судьба, чтобы вот так легко можно было от него отмахнуться. Этот достаточно простой, недорогой и скромный фильм способен поднять такие пласты проблем, на которые создатели и сами не рассчитывали. И главное - он позволяет подробно, в деталях рассмотреть то, что обычно скрывается - как коммунистическая власть (а нынешняя, путинская, власть - та же коммунистическая, как это ни покажется парадоксальным!) манипулирует сознанием населения, изымая из коллективного разума одни проблемы и ценности и ловко заменяя их другими, причем так, что подмены никто и не замечает, а обманутый даже радуется.
Сначала о фильме.
"Хроника пикирующего бомбардировщика", киностудия "Ленфильм", 1967 год, режиссер Наум Бирман. Фильм затронул проблему, которую до этого советский кинематограф обходил стороной, а именно - интеллигенция на войне. Экипаж пикирующего бомбардировщика "Пе-2" целиком состоит из той самой "интеллигенции", которую "красный бог №1" Ульянов-Ленин назвал "не мозгом нации, а ее говном", а "красный бог №2" Иосиф Джугашвили просто физически уничтожал в промышленных масштабах. А тут - целый экипаж! Командир экипажа - учитель математики. Стрелок-радист - питерский художник. Штурман - скрипач. Все молодые и задорные. И проблемы перед экипажем все время какие-то несвойственные коммунистам, то есть нравственные. Совместима ли высокая духовность с убийством человека, допустимо ли пошло отозваться о женщине, если она - официантка в летной столовой, хорошо ли, когда страной управляет "живое божество" (это ведь не только о Гитлере, как вы понимаете!)... Короче, как говаривал старик Кант, "звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас". Причем в условиях соблюдения воинской дисциплины, выполнения боевой задачи и вообще - войны с фашистами.
• Совершенно неожиданно фильм "прогремел" и стал делать кассу, непозволительную для третьей прокатной категории. Люди ходили на эту "интеллигентскую белиберду" по несколько раз. Сначала все списали на гениальную игру Олега Даля и вообще актерского ансамбля. Потом поняли, что дело не только в этом - "пришибленная", практически целиком уничтоженная кровавым грузином русская интелигенция стала поднимать голову. Через год после выхода фильма на экраны случилось страшное - на Красной Площади прошла демонстрация, осуждающая ввод советских войск в Чехословакию. Дальше - больше: интеллигенция вслух заговорила о такой недопустимой для тоталитарного режима вещи, как "права человека". Это уже подмывало основы, поскольку по коммунистической логике член советского общества имел только одно право - полностью предоставить себя руководству, а уж оно, руководство, само решит, как лучше распорядиться твоим телом, имуществом и мыслями.
Долбить интеллигенцию начали по всем направлениям. Разогнали поэтов и художников. Повысылали из страны писателей и режиссеров. Но оставались картины, роли, песни, фильмы... Их-то из памяти народной в приказном порядке не выкинешь!
С фильмом "Хроника пикирующего бомбардировщика" поступили по-своему гениально. Просто так запретить его было нельзя - фильм-то о войне, и внешне придраться было не к чему. Но и терпеть "интеллигентские штучки" в числе народных кумиров тоже было невозможно. Кто там среди героев? Еврей-скрипач! Еврей-скрипач - и вдруг герой-летчик! Мыслимо?! А художник-хулиган погибает за Родину! И нелестно отзывается об офицерах. Комиссар - пренеприятнейшая фигура, которого боевой командир полка терпит с трудом. Бардак...
И тогда фильм... Подменили. На киностудии Довженко, в Киеве, усилиями всего Госкино СССР была сделана слегка подправленная копия фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика", но уже без "нравственных и еврейских перекосов". Копию назвали "В бой идут одни старики". Из "Хроники было взято все лучшее. Просто - ВСЕ! Я отсматривал эти фильмы на находящихся рядом мониторах, и волосы у меня вставали дыбом. Я такого не видел еще никогда. Содрано бессовестно и нагло - от общей компоновки, образов (сравните образ старого мудрого механика и "юного непоседы-интеллигента "Кузнечика", заменившего героя Даля!), сюжетных линий (фронтовая любовь, полеты по разведзаданию, поиск спрятанного немецкого аэродрома, импровизированный футбол на летном поле, как признак мальчишества, показ кинокомедии в клубе - все содрано вчистую!) до композиций кинопланов, целых фрагментов и деталей. "Старики" тоже сделаны черно-белыми (хотя в 73 году цветной пленки уже было навалом), полностью, фотографически скопированы планы солдата-часового на туманном аэродроме, нотный стан на фюзеляже самолета главного героя, даже мелкая букашка, поднимающаяся по проводу репродуктора на КП - и та перекочевала из "Хроники" в "Стариков"! Смешно и больно наблюдать эти постоянные "одинаковости".
НО - при всем при том очень многое незаметно изменили. Например, национальный вопрос скорректирован принципиально. Украинец в "Хронике" есть, но его постоянно, несмотря на трагизм ситуации, волнует только меню предстоящего обеда. Все. Этим его интерес к событиям фильма ограничивается. В "Стариках" же мы видим целую украинскую оперу - от главного героя, который не очень умело говорит на "ридной мове", до постоянно висящей в воздухе угрозы исполнить "Ничь яка мисячна". Евреев нет и в помине. Даже упоминания. Евреи на войне не погибали, разве что в печах. Комиссар, который в "Хронике" постоянно нудит командиру о невысоком морально-политическом уровне экипажа, в "Стариках" заменили на сцену партийного собрания, в ходе которого Маэстро получает партбилет и становится "истинно просветленным". И если в финале "Хроники" герои погибают, направив свой самолет на стоящие на земле истребители фашистов, то в "Стариках" умирают, но не все. То есть опереточно-голливудский "хэппи-энд" зрителю обеспечен. "Слава КПСС!". "Дачная поездка сержанта Цыбули" на костях хорошего фильма...
Я не говорю о том, что "В бой идут одни старики" - плохой фильм. Я говорю только то, что восхваляя копию, сделанную по идеологическому заказу, не следует забывать и об оригинале. А вот скажите - многие из вас видели "Хронику пикирующего бомбардировщика"? Посмотрите, не пожалеете. Это не классика, не шедевр, сразу говорю Это просто хороший фильм о войне. И что самое главное - честный. Кажется, приходит время, когда именно по честности помыслов и действий нам надо ценить и людей, и общественные силы. И меня совершенно не смущает, что "честность" - это ведь тоже из разряда "интелигентских штучек"... Кажется, мы снова начинаем поднимать голову, да? Не пора ли принимать меры, Владимир Владимирович? Вы же знаете, какие...
Чуть не забыл! Это - песня из фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика". Очень невоенная и очень военная песня. Не опереточная "Смуглянка". Есть над чем подумать, короче. Да! Я дергал ее из саундтрека фильма, там интершумы кое-гда проскакивают, качество - ужас, но приличной записи я найти не могу уже года три. Как будто и не было такой песни никогда. А она не просто была, она есть. Слушайте...
![Скачать файл](//i.li.ru/4Ek/i/diary/fls/down.gif)