Цитата сообщения - Ismira
Шпаги на голо, дворяне! Пыль Парижа это прах.
Оружие мушкетеров и гардемаринов
Пожалуй, нет другого вида холодного оружия, которое для любого европейца имело бы столь романтический ореол. Воображение сразу рисует мир храбрых мушкетеров и прекрасных дам, мир чести и достоинства, приключений, дуэлей и подвигов. Да уж, романы Дюма производят на многих потрясающее воздействие.
Тонкий граненый клинок с отличной проникающей способностью, дающий небольшую, но тяжело заживающую рану с обильным внутренним кровотечением. Маленькая с виду ранка смертельно опасна. И нет другого холодного оружия, унесшего столько жизней дворянства по всей просвещенной Европе, как шпага.
Сегодня шпагу можно увидеть лишь в коллекциях или в спорте. Кстати, шпага, которая применяется в современном спортивном фехтовании – практически полностью копирует знаменитые шпаги французских дворян - длинный, узкий, стремительный силуэт, ажурная гарда, легкий, эластичный клинок… Но такой она была не всегда.
Век самой шпаги не так долог. Первая популярность к шпагам пришла в XVI веке, а в конце 19-го они уже утратили свое боевое значение. Всего три века, но зато какой ореол славы!
В начале XV века шпага появилась впервые при дворе испанских и некоторых итальянских князей, где она заменила кинжал. Позже, в XVI столетии, она вошла в экипировку легких испанских и итальянских кавалерийских формирований. Здесь ее клинок зачастую имел неоправданно большую длину. С середины ХVI века ношение шпаги становится обычным в пехоте.
Вскоре во всей южной Европе шпага становится оружием придворных, а также неразлучной спутницей всех рыцарей удачи, искателей приключений и забияк. В этой сфере она приобретает характерную форму, с короткой рукоятью, ажурной железной гардой в форме чаши и крестовиной. В Европе такой тип шпаги называли "таза". Подобные шпаги в большом количестве делали в Севилье и Брешии. Но в конце концов шпага стала принадлежностью придворного туалета и постепенно в этом качестве несколько потеряла свое значение как оружие. Она являлась атрибутом дворянства, отличительным знаком высшего сословия общества. Будучи предметом украшения, она должна оцениваться и с точки зрения истории искусства.
Клинок как произведение искусства
Чем меньше сечение клинка, тем большая тщательность требуется при его изготовлении. В этом отношении вначале особенно славились клинки из Толедо. Для демонстрации непревзойденной гибкости клинков их поставляли для продажи согнутыми в кольцо. Стали знаменитыми и клинки шпаг с полостями для яда, изготовлением которых вначале мавры. Позже и испанцы демонстрировали свое невероятное мастерство в кузнечном ремесле. Клинки делали с глубокими долами и высокими острыми ребрами, при этом не только ребра, но и долы пробивали
множеством отверстий, так что клинок на просвет казался прозрачным.
Шпага как парадное оружие всегда была излюбленным предметов для художественного украшения. Сохранились образцы самых высоких достижений в этом виде прикладного искусства. Среди художников и мастеров, разрабатывающих эскизы шпаг, были такие известные, как Ганс Милих, Полидоро да Караваджо или Пьер Вейрио из Лотарингии. Прекрасно декорированные эфесы шпаг с ажурной резьбой, отделанные эмалью и таушированные, поставлялись из Испании, но самые лучшие — из Милана и Флоренции.
Шпаги,как и все холодное оружие, не "состоящее на строевой службе", были крайне разнообразны. Любой эфес был индивидуальным и неповторимым. Клинки также были самыми разнообразными. Они могли сильно отличаться по длине, весу и профилю. Массивные, как у меча, и легкие, как у рапиры, линзовидные или многогранные, с плоскими или вогнутыми гранями, с долами и ребрами.
На развитие шпаг и искусства фехтования немалое влияние оказывало широкое распространение в Западной Европе дуэлей, которые в какой-то степени заменили рыцарские турниры. Победа в поединке зависела от искусства владения шпагой, которое, кстати, необходимо было и в военной подготовке. Фехтовальные школы Западной Европы в основном придерживались трех направлений: итальянского, испанского и французского. Эти направления достаточно четко определяли способы применения различных видов холодного оружия, позиции фехтовальщиков во время схватки, подробно описывали виды ударов и уколов, и способы их отражения.
"Камзольные" шпаги
Для "костюмных", "камзольных" или "придворных" шпаг характерны были довольно узкие трехгранные клинки с вогнутыми гранями длиной 550-700 мм. Обычно они украшались травленым орнаментом, изображениями трофеев, вензелями и гербами владельцев или правителей государства. Правда, на узких гранях клинка художнику-оружейнику не хватало места для демонстрации всех своих возможностей, поэтому украшения концентрировались на латунных, стальных или серебряных эфесах. Украшениям эфеса уделялось особое внимание еще и потому, что по ним можно было судить о знатности и достатке владельца шпаги: ведь клинок был почти всегда укрыт ножнами.
Чаще всего мастера по изготовлению и украшению эфесов работали в технике чеканки, дополняя ее резьбой и гравировкой. На чашке и рукояти изображались батальные, охотничьи или пасторальные сцены: нередко эфес украшался сложнейшим орнаментом. Многие оружейники изготавливали ажурные прорезные гарды, придававшие оружию еще большую легкость и изящность.
Особую нарядность легкой придворной шпаге придавала так называемая стальная бриллиантовая огранка, впервые использовавшая английскими мастерами в XVII в. Мельчайшие стальные бусинки с множеством отполированных до идеального блеска граней напаивались на стальные эфесы, имитируя сверкающие драгоценные камни.