-Метки

anti-usa bio-tech bmi hi-tech hmi it-юмор авиация альтернативная энергетика антихач асадов башорг бессмертие битвы бог братья славяне бронетехника вмф вов военные истории война генетика геополитика герои графен грузия дети евтушенко жизнь искусство исследования мозга история квантовые компьютеры киборгизация концепт космос культура личное лукьяненко любовь медицина мозг мужчины и женщины нанодвигатели нанотехнологии национальный вопрос никитин ноутбуки оперативная память оптика оранжевая украина оранжевые память политика притчи протезы рассказы религия роботы романтика русский язык и литература русь свобода информации ссср счастье танки третья мировая украина умный дом флот фото/картинки холодное оружие хранение информации хранение энергии чай человек чтение мыслей электроника энергетика энергия солнца юмор со смыслом

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в m007kuzya

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 11756


На чём летать к МКС?

Четверг, 28 Июня 2007 г. 03:49 + в цитатник
Сейчас мы знаем: первоначальные планы по развёртыванию МКС, составленные десятилетие назад, оказались слишком оптимистическими. Но теперь снова есть повод для оптимизма. Строительство возобновлено, а главное – страны участницы продвигают целый ряд проектов, призванных всерьёз превратить дорожку для людей в космос, поддерживаемую в основном "Союзами", в широкую магистраль.

С 2009 года постоянный экипаж МКС будет увеличен до 9 человек. Соответственно, возрастёт и количество экспериментов.

Приятно отметить, что только Россия запланировала на следующие годы аж 331 эксперимент на МКС; в медико-биологической сфере, по изучению природных ресурсов Земли и исследованию планет Солнечной системы, по биотехнологиям и космическим технологиям, по изучению космических лучей, в сфере материаловедения и так далее.

Несомненно, не отстанут в этом деле и партнёры России по МКС – Европа, Канада, США и Япония. А это значит, что тонны и тонны оборудования, расходных материалов будут с "нетерпением" ожидать доставки на орбиту. Поток грузов возрастёт в разы. И здесь будет трудно переоценить роль новых космических аппаратов, создаваемых в ряде стран.


МКС в настоящее время – июльские снимки с борта шаттла (фото NASA).


Разумеется, в строю останутся проверенные пилотируемые "Союзы" и транспортники "Прогресс". Да и шаттлы, до 2010 года, должны сыграть большую роль в работе станции и очень важную – в её досборке.

Однако возможности по обеспечению "логистики МКС" этими двумя системами не исчерпываются.

Европейское космическое агентство (ESA) и его партнёры уже построили новый корабль-транспортник — Automated Transfer Vehicle (ATV), который будет выводиться на базовую орбиту (высотой 300 километров) ракетой Ariane-5 ES ATV, откуда ATV за счёт своих двигателей перейдёт на орбиту МКС (400 километров над Землёй).

Полезный груз этого автоматического корабля длиной 10,3 метра и диаметром 4,5 метра составляет 7,5 тонн. Это будет и экспериментальное оборудование, и пища, и воздух, и вода для экипажа МКС.


ATV стартует и пристыковывается к МКС (иллюстрация ESA).

Первый из ряда ATV, запланированных к запуску на МКС, получил имя собственное Жюль Верн (Jules Verne). Он должен отправиться на орбиту в следующем году.

После стыковки с МКС (кстати, в автоматическом режиме) ATV сможет проработать в её составе полгода, после чего корабль загрузят мусором и в управляемом режиме затопят в Тихом океане.

Кстати, в ATV можно заправить до 4,7 тонн топлива, и с помощью собственных двигателей он сможет несколько раз за время своего полугодового "дежурства" поднимать орбиту МКС.


ATV поднимает орбиту МКС (иллюстрация ESA).

Вообще же, ATV планируется запускать раз в год, а всего их будет построено 7 или больше (точное число пока не определено).

И это не единственный из последователей российских рабочих лошадок — кораблей снабжения "Прогресс". Позднее к программе МКС подключится японский автоматический грузовик H-II Transfer Vehicle" (HTV), выводимый на орбиту японской же ракетой-носителем H-IIB, которую сейчас ещё разрабатывают.

Полный вес HTV составит 16,5 тонн, из которых 6 тонн – это полезный груз для станции. Он сможет оставаться пристыкованным к МКС до одного месяца.


Японский грузовой корабль после взлёта (на врезке) приближается к японскому лабораторному модулю (иллюстрация JAXA).

А что же Россия? Генеральный конструктор РКК "Энергия" Николай Севастьянов в интервью (PDF-документ) журналу "Новости космонавтики" рассказал, что нынешние наши пилотируемые "Союзы" претерпят в ближайшие годы глубокую модернизацию, в результате которой от прежних кораблей останутся разве лишь корпуса.

Будет заменена вся начинка, в особенности – электронные системы управления и связи, что позволит нарастить полезную нагрузку корабля за счёт сокращения веса электронного оборудования.

Такой модернизированный "Союз" появится на "сцене" в 2010 году. Он будет не только эффективнее в доставке людей и грузов на МКС, но и сможет находиться в составе станции почти один год.


"Союз" сменяется, обновляется, но не уходит (фото NASA).

Новая электронная аппаратура, отработанная на обновлённом "Союзе" – позже перекочует на перспективный многоразовый российский корабль "Клипер".

Этот шестиместный крылатый челнок задуман в двух вариациях. В основе каждой – многоразовый возвращаемый аппарат. А вот сзади к нему, перед запуском, можно будет добавлять два разных отсека – агрегатно-бытовой (АБО) или двигательный (ДО).

Первый вариант рассчитан на такой сценарий полёта. Ракета-носитель "Союз-2-3" выводит "Клипер" на опорную орбиту. С неё до орбиты МКС челнок добирается за счёт двигателей АБО. Этот же отсек служит для стыковки с МКС и через него же экипаж перебирается на станцию, переносит грузы.

При возвращении двигатели АБО обеспечивают тормозной импульс, после чего "Клипер" планирует домой, на посадочную полосу, а АБО отбрасывается и сгорает в атмосфере.

А вот второй вариант эксплуатации "Клипера", можно сказать, почти многоразовый, если не считать, конечно, ракеты-носителя.


"Клипер" в варианте с АБО. Справа: "Паром" (он с солнечными панелями) с пристыкованным грузовым контейнером (иллюстрации РКК "Энергия").

Секрет тут в том, что за "Клипером", поднявшимся в космос, но на сравнительно низкую орбиту, будет прилетать межорбитальный буксир "Паром", постоянно дежурящий в составе МКС.

"Паром" – это новая разработка, призванная сменить со временем грузовые "Прогрессы". Этот буксир должен подтягивать с низкой опорной орбиты до орбиты МКС так называемые "контейнеры" – сравнительно простые грузовые "бочки" с минимум оборудования, выводимые в космос при помощи "Союзов" или "Протонов" и несущие, соответственно, от 4 до 13 тонн грузов.

"Паром" имеет два стыковочных узла: один для контейнера, второй – для причаливания к МКС. После вывода контейнера на орбиту паром за счёт своей двигательной установки спускается к нему, стыкуется с ним и поднимает его к МКС.

А после разгрузки контейнера "Паром" спускает его на более низкую орбиту, где тот отстыкуется и самостоятельно тормозит (у него тоже есть небольшие двигатели), чтобы сгореть в атмосфере.

Буксир же останется ждать новый контейнер, чтобы доставить его к МКС. И так много раз. От контейнеров же "Паром" дозаправляется, а, находясь на дежурстве в составе МКС, проходит, по мере надобности, профилактический ремонт.


"Клипер" с "Паромом" пристыкован к российскому сегменту МКС. К другому узлу того же модуля (в самом низу комплекса) пристыкован второй "Паром" с контейнером наперевес (иллюстрации РКК "Энергия").

Впервые "Паром" должен полететь в космос в 2009 году, и сначала – именно как буксир для контейнеров. Но после взлёта "Клипера" (первый его пилотируемый рейс на орбиту, испытательный, намечен на 2014 год, ввод в эксплуатацию – 2016-й) "Паром" сможет работать и как буксир для "Клипера", которому, таким образом, не понадобится АБО для поднятия своей орбиты с опорной до высоты МКС.

"Паром" же будет и спускать "Клипер" на низкую орбиту, перед тем, как челнок, уже за счёт своих двигателей, расположенных в отсеке ДО, затормозит для входа в атмосферу.

"Клипер" планируется выпустить в пяти экземплярах, каждый из которых сможет слетать в космос до 60 раз.

Если ещё вспомнить, что американцы полным ходом разрабатывают свой корабль CEV, можно сказать, что через несколько лет земная космонавтика не будет испытывать недостатка в транспортных и пилотируемых кораблях. А ведь в эту область ещё и небольшие частные фирмы нацелились.


Почти так должна выглядеть МКС почти перед самым окончанием сборки. Из крупных узлов не показаны вертикальная ферма с солнечными панелями, уже имеющаяся, и будущие научно-энергетическая платформа – ферма, которую, вероятно, прикрепят к "Пирсу", а ещё ряд дополнительных целевых модулей, которые займут некоторые из стыковочных узлов на российском и американском сегменте (иллюстрация с сайта spaceflight.nasa.gov).

На этом фоне планы по возвращению на Луну (для американцев) и первому пилотируемому полёту к ней же (для России) не кажутся слишком фантастическими.

А сама МКС во всех этих рейсах, да и в последующих рейсах к Марсу тоже, сможет сыграть роль международной перевалочной базы. И туристической.

Севастьянов говорит, что при необходимости "Клипер" сможет летать к МКС всего с двумя профессиональными космонавтами на борту и, соответственно, аж с четырьмя "платными" туристами. И, конечно, этот корабль сыграет важную роль в лунных экспедициях.

А значит, за отелем на орбите и катанием вокруг Луны впереди виднеются лунные турбазы и, кто знает, может, и постоянные марсианские поселения.

Только о чём тогда будут фантастические романы?
(с)www.membrana.ru
Рубрики:  интересно/познавательно
Метки:  

Галушечка   обратиться по имени Четверг, 28 Июня 2007 г. 08:51 (ссылка)
Ужасно все интересно! Космическая технология давно требует совместных проектов по всем параметрам - уже в одиночку это не осилить.Высвободили бы средства на военные расходы да энергию агрессии направили бы на созидание!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку