Вообще-то, пришлось поломать голову, высчитывая параметры деталей. Выровненные треугольники в этом положении меньше блока. Видно, что они расположены на расстоянии друг от друга.
10) Кайма.
Наконец-то работа с большими отрезами ткани. Распрямиться, подвигать всеми частями тела, перестроиться с мельтешения на размашистые движения. Счётный аппарат в голове переключить с сантиметров на метры.
На этом этапе - чистая арифметика и скука:
- Измерить длину и ширину полотна. Если показатели на параллельных сторонах расходятся, вывести средний показатель. Допустим длина слева - 160 см, а справа - 159 см; значит, за основу взять 159, 5 см.
- Зная размер покрывала, высчитать ширину каймы (у меня - 22 см, чуть больше запланированной); добавить к этой цифре припуски и 1-3 см для последующего подравнивания по краю.
- Высчитать длину каймы для 4-х сторон. Если это квадрат, то все стороны одинаковые; если прямоугольник - то одинаковыми будут две стороны. Длина = длина стороны + 2 длины каймы с припусками + несколько сантиметров про запас).
- Нанести на кайму метки (граница, центр, граница). Наколоть к сторонам лоскутного прямоугольника; прострочить. На углах оставить свободными припуски.
- Сформировать уголки.
Здесь вариант формирования уголков каймы. Первые две операции - страховочные, чтобы саму себя успокоить.
Для страховки: провести линию под углом 45 градусов
на изнаночной стороне крестообразно сложенных "хвостиков" каймы.
Вторая страховка: сложить под углом, сверяясь с нанесённой линией;
процарапать или прогладить.
Основная операция. Если не страшно, то можно ограничиться ею.
Сложить основное полотно по диагонали и нанести на кайму линию
этой самой диагонали. Она должна быть под углом 45 градусов, естественно.
Прострочить по сгибу или нанесённой линии.
Строчить от самого уголка, припуски не прихватывать.
И получится вот такая аккуратная красота.
Обрезать по внешней стороне строчки, оставив припуски. Всё.
С каймой. Уже страшно! Как это выстегать?
11) Соединение слоёв, будь оно неладно.
Ползать по полу, будучи взрослой и с длинными ногами, не совсем удобно. Но приходится. А что делать? Можно переиначить известный афоризм - "Хочешь шить - и не так раскорячишься!".
Ширина ткани для оборотной стороны - 2, 20 м. Какая прекрасная ширина! А синтепон продаётся в отрезах, поэтому пришлось склеивать его фрагменты флизелиновой лентой. Занятие забавное: нужно бегать с горячим утюгом и прикладывать его к синтепону, разложенному на полу.
Самая главная забота - это прогладить большие полотна. Больше глажки не будет! Можно проверить припуски на изнанке: не замялись ли, не выгнулись ли в другую сторону ненароком.
Распластанное изделие 2, 10 м Х 2, 10 м в объектив не влезает.
Изнанка растянута и приклеена к полу малярным скотчем.
Крепление - изогнутыми булавками.
Если усталость не валит с ног, можно по периметрам проложить намётку.
Теперь трёхслойный полуфабрикат можно обрезать и скатать в трубочку. А потом сесть и ждать посещения стегальной феи. Она прилетит, стукнет по голове своей палочкой - и появятся идеи, варианты, рисунки, схемы...
12) Стёжка.
Вот, приехали… Самый возбуждающий процесс в лоскутном шитье, приводящий или к экстазу, или к психозу. Поэтому нужно избавить себя от всей негативной информации из внешнего мира; фоном зарядить любимые фильмы, лёгкую классику или хиты 60-х; думать о прекрасном и вспоминать себя в период расцвета красоты и всяческих удач…
Что изобразить на лоскутном рисунке? Что-нибудь непритязательное, то есть то, с чем справляется рука. Ворочая изделие 2 Х 2, некогда думать об изысках.
Порядок стёжки просто блещет своей оригинальностью: сначала лоскутный центр, потом кайма.
Масштаб стёжки таков : старалась всякий раз выводить максимально длинную волнистую линию, чтобы стёжка была покрупнее. Растопыривала пальцы до хруста и натяжения перепонок и - стегала.
По бордюру захотелось "волну". Был нарисован эскиз, изготовлен трафарет... И ничего не вышло. Размер квадрата, в который вписана волна, 20 см Х 25 см; и очень уж длинными выходят параллельные линии. Замудохаешься колотиться, как говорят в наших невоспитанных и необразованных кругах.
Неаккуратный и недоделанный образец "волны".
Сразу было ясно, что не подходит.
На этот случай есть простые спасительные "перья". Это выглядят они сложно, а выстёгиваются просто! Достаточно знать два правила: 1) рисовать и стегать
парами листьев, 2) перо впишется в любой объём, надо лишь нарисовать эскиз.
Если рисунок стёжки ритмичный, то, конечно же, нужно нанести разметку раппортов и других важных элементов на ткань каймы. В этом случае нужна, например, дополнительная волнистая линия. Наносить можно тем, к чему есть привычка: карандашом для ткани, маркером для ткани, простым мягким карандашом.
Лоскутное полотно у меня прямоугольное, а не квадратное. Это немного усложнило расчёты. Поэтому длина раппорта разная: на двух сторонах - 26 см, а на двух других - 25, 5 см. Можно успокоиться: глаз этого не заметит! Ширина рисунка одинаковая, без недоразумений, - 16 см.
Приспособления из подручных материалов для стёжки:
трафареты изогнутой линии из картона
и шпаргалка (она же -макет, она же - эскиз) на листочках в клеточку.
Особенности бордюрной стёжки "перьями" в том случае, если стегальщица слегка ленива и стремится "оптимизировать" процесс для своего спокойствия:
- Рисунок выстёгивается в одном направлении по всему периметру. Почему? Зачем? Это же жертва симметрией! А из-за стремления к удобству: покрывало должно лежать слева, а кайма - справа под иглой машинки.
- Сначала надо выстегать по всему периметру волнистую линию "стебля".
- Выстегать одну сторону оперения, а потом - другую.
- Если хочется сделать обводку "перьев" и (или) заполнить пустое пространство мелкой стёжкой, то опять же - двигаться по периметрам.
Делюсь самым интимным секретом, который не раз выручал при стёжке и помогал справиться с дрожью, неуверенностью и страхом: надо добавить в кофе немного коньяка! Подойдут в данном случае: апельсиновый ликёр, лимонный ликёр, какой-нибудь "Бейли", напёрсток виски в стакан с колой и другие увеселители. Это правило работает безотказно: появляется дерзость, душа жаждет подвига, и руки смелеют. Однако, важно не переборщить - чуть-чуть, чуть-чуть…
Движение по периметрам при стёжке.
Про нитки. На шпульке - "Гамма" №50, на катушке - полиэстровые вышивальные нитки "Isacord" от "Amann". Обрыв нити был всего один раз. А такое бывает редко!
На стёжку этого покрывала приблизительно 2 м Х 2 м ушло: неполная катушка нити "Isacord" и катушек 7-8 "Гаммы" (не считала точно).
И в самом конце приятнейшая работа - убрать внутрь слоёв хвостики ниток и пришить бейку. После стёжки эти операции воспринимаются как медитация, полное расслабление и полёт в страну грёз…
____________________________________________
Покрывало "Анива".
____________________________________________________
Выводы по итогам трудов праведных.
- Шитьё из полос - это удовольствие. Можно не сомневаться.
- Если работать с наборами тканей от одного производителя, то изделие будет дышать гармонией. Подобрать ткани на глаз гораздо труднее.
- Все приёмы работы при изготовлении этого покрывала - традиционные. Никаких новаций. Всё проверено веками и опытом широких народных масс.
- Вся ткань - хлопчатобумажная, но разная. У тканей из полос - полотняное переплетение; это ситец, наверное. Серая ткань каймы - сатин, на оборотной стороне - перкаль.
- Оказывается, моя машинка хорошо стегает нитками "Isacord". Надо запомнить. Тем более что намотка - 1000 м и более.
- Удовольствие от работы помножилось на удовлетворение результатом.
___________________________________________
И последнее. Почему Анива? Там красиво. И я там была.