Войлок: мама для котёнка
- Jun. 16th, 2011 at 9:30 PM
Недавно, судьба свела меня с замечательным человеком, чудесным фотографом и корреспондентом Антоном Агарковым anton_agarkov
Мне посчастливилось поучаствовать в его интереснейшем проекте «Ремесла». Антон пришел на МК к самому началу и провел с нами все занятие , а это более 6-ти часов! В результате появился, мне кажется очень теплый, душевный репортаж))) Антон, спасибо Вам большое!))
Originally posted by anton_agarkov at Войлок: мама для котёнка
Когда сестра показала мне журнал Татьяны — мастера из Санкт-Петербурга - я был готов сорваться и отправиться в северную столицу, чтобы познакомиться с автором настолько запоминающихся игрушек. Но оказалось, что ехать никуда не надо. Виктории Козырь (devochka_vika) стоило немалых усилий уговорить Татьяну провести мастер-класс по валянию игрушек в Москве. К счастью все её старания увенчались успехом, и Татьяна на пару дней выбралась к нам, чтобы показать желающим мастерицам, как делать из шерсти душевных зверят.
Когда я вошел в уже знакомый мне магазин «Войлок», все мастерицы были там, и Татьяна начала мастер-класс. До начала занятия в лёгкой суматохе подготовки я не успел толком познакомиться с Татьяной, так что первое впечатление о мастерице сложилось у меня по её работам, записям в журнале и рассказам Вики Козырь. Теперь же мне довелось посмотреть, как она ведёт мастер-класс.
Татьяна радушно поздоровалась со своими ученицами, и начала свой рассказ. Сперва она раздала всем участницам мастер-класса комплект игл, белую шерсть и рисунок будущей игрушки – потешного щекастого котёнка с маленьким бантиком на ушке. Татьяна подробно объяснила, какие бывают иглы (самые разные, об этом я уже рассказал в предыдущем репортаже про войлочные цветы Виктории Козырь), какая бывает шерсть (всех возможных цветов и тонкости) и что со всем этим надо делать, чтобы получилось что-то красивое.
Игрушечные глаза
А вот так игрушкам красят носы
Инструменты пимокатов наших дней
Как всегда, когда имеешь дело с ремёслами, любая, даже самая красивая вещь начинается с самого простого сырья. Так получилось и на этот раз: забавный щекастый котёнок родился из небольшого облачка шерсти. В пальцах мастериц спутанные белые пряди очень скоро превратились в шарик — будущую голову котёнка. Под многочисленными ударами иглы на голове проявились носик, кошачий улыбающийся рот и глазки.
Татьяна, показав, с чего надо начинать, вышла из-за своего «преподавательского» места во главе стола, и начала переходить от одной ученицы к другой, подсказывая и поправляя ошибки и неточности. Я смотрел, как она ненавязчиво давала советы или со скромной улыбкой поправляла ошибки, которые ученицы считали серьёзным: «Шерсть, очень хороший материал. Пока вы не до конца его сваляли, всегда есть возможность что-то поправить».
Позже, когда мастер-класс подошел к концу, и я смог поговорить с Татьяной, я узнал, что за этими уверенными и точными движениями лежит интересная история, со своими творческими приключениями. В детстве отец-краснодеревщик отдал Татьяну в художественную школу. «У меня получались хорошие рисунки, и я решила поступать на дизайнера одежды». Но жизнь, как это обычно бывает, пошла самым непредсказуемым образом.
- На первый год не поступила, пошла работать. Потом знакомая меня напугала, что там конкурс ещё больше стал. К тому же я подумала, что все уже учатся, а я работаю, и решила не поступать. На дизайнера одежды не пошла, хотя сейчас понимаю, что это было неправильно. У меня была подружка, которая заманила меня в Ленинградский институт точной механики и оптики — ЛИТМО. «Там компьютеры, это так здорово! Пошли!». Поступила вместе с ней туда и проучилась шесть лет. Сейчас вспоминаю: электротехника, сопромат — как я это всё сдавала... Ну и работать, конечно же, пошла совсем не туда, куда надо.
На кошачьих мордочках тем временем появились щёки, ушки и глазки-бусинки. Линии складывались в выражения мордочек: у кого-то ласково-жалобные, у кого-то хитрые и проказливые. «Вы хотите такие ушки ему оставить? Вам решать – вы его мама». В комнате стихают все разговоры, и ещё долгое время единственным звуком остаётся шелест игл валяльщиц. А мы в этой тишине вернёмся к рассказу Татьяны.
- Я всё время делала игрушки. Потом, когда вышла за муж и родилась дочка, мне это стало особенно интересно. У нас в Питере есть кукольная галерея Варвары Скрипкиной. Я всё ходила туда, смотрела на этих кукол — пластиковых, текстильных — они мне очень нравились. И я постоянно уговаривала Варвару начать проводить какие-то курсы или открыть школу - в тот момент у нас ничего подобного не было, ни магазинов, ничего. В Москве была школа Светланы Воскресенской. Я позвонила туда, и мне предложили учиться у них — ездить туда-сюда. Пришлось отказаться.
Но однажды в Интернете я увидела объявление о наборе группы для обучения кукольному делу. Организовала эти занятия питерская мастерица-кукольник Галина Ишимикли. Я, естественно, сразу записалась. Там мы учились лепить кукол из паперклея — самоотвердевающего пластика. С этого я и начала.
Я очень скучала по общению с любителями кукольного мастерства, а на этих курсах собрались люди, которые были на одной волне: кто-то нашел какую-то тряпочку, кто-то купил какую-то пуговку. Мы стали часто встречаться, и из этих уроков вырос клуб авторской куклы. Года три назад мы даже участвовали в шествии по Невскому проспекту на день города. Это был настоящий подъем.
Когда мы закончили эти курсы, нас понесло. Мы ходили на разные занятия по разным техникам создания кукол: скульптурный текстиль, грунтованный текстиль, куклы из паперклея, папье-маше. Как-то раз приехала из Москвы мастерица, которая шьёт мишек Тедди — мы и туда сходили. Хотелось узнать всё и побольше.
Мастерицы-ученицы уже закончили оформлять кошачьи головки, и Татьяна показала, что нужно делать дальше. Из большого облака шерсти она скрутила туловище и рассказала, как привалять его к готовой голове. Получилось что-то, больше похожее на кегли – котёнку ещё расти и расти. Надолго валяльщицы погрузились в работу – выравнивали шею, задавали первые штрихи будущей позы зверёнка. Татьяна переходила от одной мастерицы к другой, давала советы и ненавязчиво указывала на ошибки. Часто она сама бралась за иглу и поправляла котятам фигуру.
Но за работой и рассказами о творческих поисках мы упустили самое интересное: как Татьяна пришла к войлоку. А получилось это так:
- Магазинов у нас тогда всё ещё не было, но был Роман Лахин, который привозил из Москвы книжки и материалы. Естественно мы расхватывали всё, что он привозил. А как-то раз Роман привёз небольшую книжечку про валяние. Тогда эта техника только зарождалась. В книжке описывали какие-то иглы, шерсть, а у нас не было ни того, ни другого. Я выкупила у него эту книжечку, заказала из Москвы нужные инструменты и шерсть и сваляла свою первую игрушку — зайца. Не ахти получился заяц.
Мне понравилось работать с шерстью, я почувствовала, что это моё. Я увидела реакцию людей на мои новые работы, и поняла, что вроде бы у меня получается. Несколько лет я даже вела курсы в Школе авторской куклы, а последние полтора года веду мастер-классы самостоятельно. Пришлось сузить круг своих интересов до войлока — не осталось времени, чтобы распыляться. Хотя недавно я сходила на мастер-класс по реалистичной флористике — создание цветов из полимерной глины. Решила, что в будущем пригодится — делать украшения зверятам. Я занимаюсь войлоком года четыре, и других кукол теперь не делаю.
Прошло немало времени, прежде чем ученицы начали делать котёнку лапки. Татьяна объяснила, как крепить конечности к туловищу, чтобы это выглядело естественно. Мне бросилось в глаза, что при своей мультяшности, зверята выглядят естественно, а их позы анатомически верные. На мой вопрос Татьяна ответила, что в художественной школе они каждое лето проходили практику в зоопарке: рисовали животных. «Когда я валяю, я понимаю, что мне не нравится: здесь надо добавить, здесь поправить, нога не оттуда растёт. Когда я работаю с какой-то сложной позой, то я смотрю скелет, как у животного косточки устроены, как оно сидит».
Девять котят обзавелись передними лапками и уверенно стояли на столе, рассматривая мир бусинками глазок. Немного работы, и у зверят отросли задние лапки и хвост-морковка. У девяти мастериц получились девять совершенно разных котят – с разными формами ушей, лап и хвостов, с разным выражениями на мохнатых мордочках. Но мастерицам потребуется ещё пара дней работы, чтобы эти шерстяные альбиносы приняли законченный вид: обзавелись пятнышками, ресничками и усиками, набрали вес и обзавелись гладкой шкуркой.
На этом мастер-класс по валянию котят закончился. Мастерицы разошлись, а я остался ещё немного пообщаться с Татьяной – мне хотелось получше узнать этого скромного и доброго человека.
Если посмотреть дневник Татьяны в ЖЖ, то можно удивиться, насколько разнообразных животных она делает – от мышей и крольчат, до ёжиков и поросят.
- Идеи для игрушек появляются совершенно спонтанно. Мне просто хочется сделать какую-нибудь игрушку — у меня звери в основном. Сейчас мне хочется сделать лемура — с огромными глазами. Скорее всего скоро сделаю. Недавно увидела опоссума: глазастый, волосатенький. Я делаю только такие игрушки, которые мне нравятся: например, мне не нравятся бультерьеры, и я вряд ли буду их делать. Кто-то называет мои игрушки сладкими — реснички, бантики - но мне нравится делать именно такие. Одно время мне очень хотелось сделать хорька, прямо сидела идея в голове: «Сделаю хорька». Я его сваляла и успокоилась.
Бросается в глаза и другое – как ласково, по-матерински относится мастерица к своим работам. «Мама» - это слово я не раз слышал от неё в адрес своих учениц: «Вы его мама, только вы можете решить, каким ему быть». Вся работа Татьяны, всё её отношение в маленьким войлочным зверятам пронизано этим светлым духом материнства, настолько, что назвать создание одной игрушки работой даже сложно. Это творение, рождение нового живого существа.
«В уме я всегда точно вижу, какой будет задуманная игрушка, поэтому редко рисую наброски. Обычно я делаю зарисовки, если хочу сделать какую-то сложную группу. В основном я вожусь с головой: присматриваюсь, добавляю то лобик, то щёчки. Очень важно, чтобы мне самой понравилось», - С этими словами Татьяна взяла зайчонка, крепко обняла его и нежно расцеловала, - «А если с мордочкой получилось, то дальше будет проще».
«Есть такие игрушки, которые просто не хочется отпускать. У меня была собачка чихуа-хуа. Очень не хотелось её отдавать, очень она мне нравилась. Получилось так, что у нас в Питере в декабре была выставка, и я попросила новую хозяйку игрушки — москвичку — немного подождать, не забирать собачку, чтобы я смогла её показать на выставке. А ещё было жалко поросёнка — я была им очень довольна. Я давно хотела сделать поросёнка, больше года. А тут мне кто-то прислал видео: «Посмотри, какой у них там хорошенький поросёнок». Там показали американскую семью, которые держат домашнего поросёнка: как он за мамой бегает, за папой, как они гулять ходили. Бежит, старается! И в конце ролика он усталый засыпает у мамы на руках. Я как только этот ролик увидела, сразу начала делать игрушку».
«Когда их делаешь, то получаешь удовольствие от работы, мне они очень нравятся. Это всё мои детки. Я когда-то писала «продан», но мне это неприятно - как будто ребёнка продаёшь. Я стараюсь везде писать «удочерить», «усыновить».
Многие считают, что игрушки живые. В это искренне верят дети, и тихо, по секрету от всех, взрослые. Но что есть жизнь: душа, частичка собственного тепла или характера? В этот раз я увидел, как мастер вкладывает в своих маленьких детишек немного себя – свои эмоции, радости и переживания. Свою душу. И если мы считаем, что жизнь – это бьющаяся в теле бесплотная душа, то среди хитросплетений шерстяных волокон маленьких зверят Татьяны Бараковой теплится самая настоящая жизнь.