Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов
CУРИКОВ
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ CУРИКОВ (1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, с 1877 жил в Москве.
Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Испытал особое влияние мастеров венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности П.Веронезе и Д.Веласкеса.
Илья Репин "Портрет художника Сурикова"
Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж "Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, Русский музей, Петербург).
Мусоргский - "Картинки с выставки" - "Гном" (инструментовка М.Равеля, орестр Е. Светланова"
| |
Кацухито Ямашито - Мусоргский "Картинки с выставки" - "Быдло"
| |
В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех Вселенских Соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее).
"Первый Вселенский Никейский Собор" 1876
"Второй Вселенский Констан тинопольский Собор" 1876
"Третий Вселенский Эфесский Собор. Эскиз росписи в верхней части южной стены на хорах храма Христа" 1876
"Четвертый Вселенский Халкидонский Собор" 1876
Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей.
"Утро стрелецкой казни" 1881
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И.Н.Крамским в письме к В.В.Стасову, 1884).
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883)
"Меншиков в Березове" 1883
и "Боярыня Морозова" (1887; обе картины – там же),
"Боярыня Морозова" 1887
тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903–1907; все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры ("Посещение царевной женского монастыря", 1912, Третьяковская галерея;
"Посещение царевной женского монастыря" 1912
и картина "Благовещение", 1914, (Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.
"Благовещение" 1914
"Голова Марии" 1913-1914
Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М.А.Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913 и 1915 годов. Третьяковская галерея; и др.).
"Автопортрет" 1913
"Человек с больной рукой" 1913
"Автопортрет" 1915
Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.
"Искушение Христа" 1872
"Исцеление слепорожденного Иисусом Христом" 1888
"Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста" 1875
"Борьба добрых духов со злыми" 1875
"Богач и Лазарь. 1873
"Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской" 1891
"Взятие снежного городка" 1891
"Степан Разин" 1903–1907
"Переход Суворова через Альпы" 1898
"Переход Суворова через Альпы в 1799 году" 1899
"А. И. Суриков в шубе" 1889-1890
"Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком" 1894
"Старшая дочь Меншикова. Жена художника Елизавета Августовна Сурикова, урожденная Шаре" 1882
"Автопортрет" 1879
"Автопортрет" 1883-1884
"Анфиса" 1900-е
"Боярыня Морозова" 1881-1884
"Боярыня Морозова" 1881-1884
"Боярыня Морозова" 1881
"Голова боярыни Морозовой" 1886
"Рука боярыни Морозовой"
"Боярышня в синей шубке" 1887
"Юродивый, сидящий на снегу. Этюд" 1885
"Боярыня Морозова" 1884-1885
"Боярыня Морозова" 1885
"Боярышня со скрещенными на груди руками"
"Голова женщины в черном платке" 1886
"Голова боярышни" 1890
"Боярышня" 1886
"Голова монахини"
"Женские фигуры, странник, юродивый" 1881-1887
"Изба" 1873
"Вечер в Петербурге" 1871
"Вид на Кремль зимой" 1876
"Венеция. Собор Св. Марка" 1884
"Букет" 1884
"Вид Красноярска" 1887
"Вид на Красноярск с сопки" 1890-е
"Голова девушки"
"Голова казака" 1891
"Голова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица" 1882
"Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского" 1900
"Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей" 1900
"Миланский собор" 1884
"Колизей" 1884
"Неаполь. Везувий" 1884
"Собор Святого Петра в Риме" 1884
"Снежные горы" 1897
"Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора" 1876
"Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году" 1872
"Автопортрет" 1910
"Пугачев" 1911
"Палач" 1891
"Гребец в лодке" 1912
"Казак с ружьем" 1901
"Казак в красной рубахе"
"Женский портрет" 1885
"Голова солдата-барабанщика" 1898
"Девушка с косами. Портрет А. А. Добринской" 1910
"Голова Суворова" 1898
"Голова крестящегося солдата" 1897
"Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер" 1902
"Монах" 1900-е
"Женский портрет (Наталья Матвеева)
"Неаполитанская девушка с цветами в волосах" 1883-1884
"Казаки"
"Казаки в лодке"
"Изгнание Христом торгующих из храма" 1873
"Пир Валтасара" 1874
"Портрет А. В. Суворова" 1907
"Портрет А. И. Емельяновой" 1903
"Портрет доктора А.Д.Езерского" 1910
"Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве" 1888
"Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника" 1888
"С гитарой. Портрет княгини С.А.Кропоткиной" 1882
"Под дождем в дилижансе на Черную речку" 1871
"Портрет И. С. Остроухова" 1884
"Портрет есаула в летней форме"
"Самовар" 1876
"Портрет боярышни"
"Портрет И.Е.Крачковского" 1884
"Портрет А. А. Добринской" 1911
"Портрет Л.Т.Маториной. Казачка" 1892
"Итальянка" 1884
"Старуха в узорчатом платке" 1886
"Женский портрет" 1902
"Портрет О.М.Величкиной, урожденной баронессы Клодт фон Юргенсбург" 1914
"Портрет Е.А.Суриковой" до 1888
"Портрет молодой женщины" 1911
"Портрет юноши Леонида Чернышова" 1889-1890
"Голова смеющейся девушки" 1890
"Автопортрет" 1902
Модест Мусоргский - "Где ты, звёздочка?"