Администрация Президента Российской Федерации. 🔹
Рамочка "Моя душа - мой светлый храм..." - (0)Ваш текст... ► КоД рамки ◄ Ваш текст...
РАМОЧКА СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА - (0)РАМОЧКА СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА ***ВАШ ТЕКСТ*** ***ВАШ ТЕКСТ*** ***ВАШ...
До Нового года осталось... - (0)[more=>>>>>]* * *
Список Нейросетей для создания картинок, текстов и видео. БЕСПЛАТНО - (0)Список Нейросетей для создания картинок, текстов и видео. БЕСПЛАТНО https://www.liv...
Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков |
![]() Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни. Екатерина верила, что «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее приидет ко времени». Мысль эта главенствует и в педагогической инструкции, данной ею князю Николаю Ивановичу Салтыкову - официальному воспитателю Великих Князей - Александра и Константина. ![]() Её собственный сын, будущий император Павел I воспитывался по старинке - его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…» Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1762 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен. «У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» - изрекла Екатерина. В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности - строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой. Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили, но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно. Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции - она также отобрала 126 русских пословиц и написала 2 назидательные сказки. Выдержки из «Наставлений» Екатерины II: ✽ Не запрещать им играть, сколько хотят. ✽ Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи - давать только чёрный хлеб. ✽ Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их. ✽ Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово. ✽ Детеий не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят. ✽ Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей. ✽ Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению. ✽ Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи. ✽ Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился. ✽ О постели и сне. Чтобы Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситцевые, подшитые простыню, зимою стеганные. ✽ Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда того достойны, при свидетелях. ✽ Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить. ✽ К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить. ✽ Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностью. ✽ Не столько учить детей, сколько им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание. ✽ Буде чего будут просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать, а притом сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят. ✽ Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках. ✽ Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет. ✽ Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать. ✽ Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть - принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою. Из: «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», 13 марта 1784 года. Собрание русского императорского исторического общества, т. 10, стр. 310-330 ![]() ✽ Иностранному языку учить с пеленок Константину предстояло стать правителем новой Византии, империи, которую Екатерина мечтала восстановить. Турки завоевали ее еще в 1453 году. Византийцы были носителями греческого языка, и, чтобы мальчик сызмальства привыкал к речи своих будущих подданных, ему нашли кормилицу-гречанку и слуг-греков. Впрочем, бонна-англичанка у Константина тоже была. ✽ С детьми нужно играть, даже если ты императрица Екатерина разрешала мальчикам приходить к ней в кабинет, сидеть на полу, смотреть книжки, рисовать, при ней играть и веселиться, разбирать игрушки и собирать что-то новое. Она и сама с удовольствием играла с ними. Для внуков императрица сочиняла поучительные сказки, составила «Бабушкину азбуку» - букварь с нравственными правилами («делай добро и не перенимай худое, пусть у тебя перенимают добро») и книжки, по которым дети учились читать. ✽ Каждый день - холодная ванна и пробежки босиком Идеальный правитель должен быть физически крепок. Мальчиков закаливали. Температура в спальне была не больше 19°. В детских открывали окна и ставили не больше 2-х свечей, чтобы воздух всегда был свежий. Кровати у маленьких князей были жесткие, матрасы - кожаные, с одной простыней, маленькой подушкой и тонким одеялом. ![]() Ж.-Л. Вуаль. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. 1778 г. Детей одевали так, чтобы они могли свободно двигаться. Если они не болели, то принимали холодную ванну каждый день. Князей приучили бегать по земле босиком и купаться в пруду. Александр легко все это переносил, Константин же был слабее, поначалу мёрз, но закаливание пошло ему на пользу, и дальше он рос таким же здоровяком, как старший брат. ✽ Наказания категорически запрещены Екатерина II выбирала и меняла нянек, воспитателей и преподавателей Александра и Константина. Императрица написала «Наставление» о воспитании великих князей, а позже составила учебную программу для обоих внуков - они занимались вместе. Помощник воспитателя вел дневник, в котором описывал поведение детей, их поощрения и наказания. За провинность юных князей выгоняли из классной комнаты. Екатерина категорически запретила более суровые кары. Но и этого дети боялись и потом писали учителям письма с извинениями и просьбой пустить на урок. ✽ Ребенок должен много знать и много двигаться Оба мальчика должны были изучать латынь, русский, французский и немецкий языки. Константину полагался еще греческий, а Александру - английский. Очень важной была география, в первую очередь России, еще биология, физика, астрономия, математика, история. Будущие правители должны были изучать гражданское законодательство и военное искусство. Для полноты развития им преподавали еще верховую езду, фехтование, плавание, борьбу и все, что «телу придает силу и поворотливость». ![]() К 6 годам Александр умел читать и писать по-русски и по-английски. Но подростком наследник престола начал лениться и намного меньше интересовался и учебой, и современными событиями. Константин был неусидчив и упрям, с трудом мог совладать со своим взрывным темпераментом. Ему было трудно на чем-то сосредоточиться. К подростковому возрасту он окончательно отбился от рук. Зато всё, что связано с армией и строевой подготовкой, вызывало его живой интерес. Военной подготовкой сыновей руководил лично Павел. ✽ Настоящий император умеет пахать и строгать Среди учителей был немец-столяр, научивший князей пилить и строгать. Кроме того, мальчики научились красить и готовить краски, рубить дрова, пахать и косить, править лошадьми. Традиция обучать императорских детей ремеслам и ручной работе сохранилась в доме Романовых до последних дней династии. ✽ К балам и дамам приучали с детских лет Приучать детей к светской жизни начинали с 3-4 лет. Для них устраивались балы, где их дамами были взрослые светские дамы. Вообще обучение манерам у князей проходило каждую секунду. Например, подрастающим детям было запрещено выказывать скуку или нетерпение - это бестактно. ✽ Гражданские ценности превыше религиозного воспитания Мальчики должны были твердо знать обряды и чтить заповеди, однако их законоучителю не стоило углубляться в богословские вопросы. Так Екатерина II хотела уберечь детей от суеверий. В итоге Константин так и остался холоден к религии, а Александр намного позже пришёл к вере, но далёкой от традиционного православия. Воспитанию гражданских ценностей в духе Просвещения уделялось куда больше внимания. Эту задачу взял на себя знаменитый наставник князей Лагарп. Он внушал князьям, что тирания ужасна, превозносил уважение к человеческому достоинству и свободе личности как основе справедливого устройства общества. В его поучениях идеальный монарх - просвещенный и терпимый. Оба ученика усвоили прекрасные рассуждения воспитателя и повторяли их, когда требовали обстоятельства. Но оба столкнулись с тем, что красивые слова Лагарпа имели мало общего с реальной российской действительностью. ✽ Ранний брак - конец учебе Едва подросший Александр начал обращать внимание на женщин. В 1792 году ему выбрали невесту, в 1793 году состоялась свадьба 15-летнего наследника престола. ![]() Константина тоже женили очень рано, в 16 лет. На том их образование и закончилось - где же это слыхано, чтобы женатый человек высиживал уроки? Екатерина верила, что «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее приидет ко времени». Источник |
Рубрики: | Дети,школьники Монархия |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |