«Через тернии к звёздам» - советский 2-серийный фантастический фильм 1980 года выпуска, имел в Советском Союзе невероятный успех. Сегодня вы узнаете какой задумывали Нийю, какие сцены не вошли в фильм, где снимали Дессу, из чего сделали биомассу в институте Глана и о многом другом.
23 октября исполнилось 68 лет модели и актрисе Елене Метелкиной, которая миллионам зрителей запомнилась как Полина в фильме «Гостья из будущего» и главная героиня фильма «Через тернии к звездам» Нийя. Ее называли главной инопланетянкой советского кино и одной из самых загадочных актрис. Сыграв всего в 7 фильмах, она навсегда пропала с экранов. Из-за чего худсовет не хотел утверждать ее на роль Нийи, чем она занимается сегодня, как ввод советских войск в Афганистан повлиял на судьбу фильма, и почему полную его версию зрители смогли увидеть только 20 лет спустя - далее в обзоре.
Писатель и сценарист Кир Булычев
Сценарий к фильму «Через тернии к звездам» написал Кир Булычев - самый популярный в СССР и самый востребованный кинематографистами писатель-фантаст. По его сценариям было снято более 20 фильмов, самым известным из которых стала «Гостья из будущего». Режиссером был Ричард Викторов, уже снимавший фантастические фильмы в 1970-х гг.
(«Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»).
Кир Булычев - это псевдоним писателя Игоря Можейко. Он был доктором исторических наук, работал в Институте востоковедения Академии наук СССР, в научных кругах его знали как серьезного ученого и преподавателя. И долгое время Можейко скрывал от сотрудников свое увлечение - литературную деятельность. Он опасался того, что научная фантастика покажется его коллегам слишком несерьезным жанром, дискредитирующим его как ученого.
Кадр из фильма *Через тернии к звездам*, 1980
Чтобы не потерять работу в институте, он решил публиковать свои произведения под псевдонимом Кир Булычев. Самым большим успехом у читателей пользовались его рассказы и повести об Алисе Селезневой, которая стала героиней 52-х его произведений.
Автор посвятил их своей дочери Алисе, в честь которой и назвал
главную героиню. Свой замысел Булычев объяснял так:
«Нашим детям жить в двадцать первом веке, летать к звёздам, открывать новые планеты, но что они будут читать, когда узнают всё про Бабу Ягу и Кащея? Может, они ничего не будут читать? Будут смотреть видео, жевать «сникерс» и обойдутся без книжек? С этим я не согласился и решил попробовать написать повести для детей, которые станут взрослыми в будущем веке».
Кадр из фильма *Через тернии к звездам*, 1980
Хотя большинство его произведений было адресовано детям и подросткам, фильмы по его сценариям вряд ли можно было назвать детскими. В них затрагивались такие общечеловеческие проблемы, которые волновали зрителей абсолютно всех возрастов. И масштаб их выходил за рамки развлекательной кинофантастики. Как, например, это было с фильмом «Через тернии к звездам».
На съемках фильма *Через тернии к звездам*, 1980
За сценарий к этому фильму Кир Булычев был удостоен Государственной премии СССР. Именно по этой причине ему тогда пришлось «рассекретить» свою личность: в титрах к фильму можно было спрятаться за псевдонимом, а на вручение премии мог явиться только Игорь Можейко, а не Кир Булычев. Поэтому после премьеры «Через тернии к звездам» сценаристу пришлось раскрыть свое настоящее имя. Его опасения оказались напрасными - из института его не уволили, наоборот, все порадовались за коллегу.
Елена Метелкина в советских журналах мод, 1977
Режиссер долгое время не мог найти актрису для главной роли. В его представлении, это должна была быть девушка, не похожая ни на одну из героинь советского кино. Художник нарисовал такой портрет: стройная высокая женщина-андрогин, с длинной шеей, огромными глазами и лысой головой. В картотеке киностудии похожих актрис не нашлось, а вот в журнале мод увидели именно такую. Это была манекенщица из ГУМа Елена Метелкина.
Елена Метелкина в советских журналах мод, 1976-1977
Инопланетянкой она казалась окружающим с самого детства. В школе Елена держалась особняком, над ее внешностью ровесники постоянно подшучивали, и свободное время она предпочитала проводить не с друзьями, а за книгами. Но те особенности ее внешности, которые становились объектом шуток одноклассников, вскоре позволили ей стать одной из самых известных в СССР манекенщиц.
Елена Метелкина в советских журналах мод, 1976
В 1970-х гг. Елена Метелкина стала ведущей манекенщицей в демонстрационном зале ГУМа, ее фотографии украшали обложки журналов мод и каталогов вязаной одежды. Ее необычная внешность и магнетический взгляд завораживали, на нее обратили внимание и за границей. Там о Метелкиной говорили:
«На ней можно сделать миллионы, но не в СССР». Позже один из голливудских киноведов о ней сказал: «Что-то среднее между Твигги и Анне Ленокс с волосами, как у Денниса Родмана».
Елена Метелкина в фильме *Через тернии к звездам*, 1980
Хотя у Метелкиной не было опыта съемок в кино и актерского образования, со всеми задачами она справилась. Режиссер просил ее «выключить» женственность, быть максимально отстраненной и холодной, что в сочетании с ее внешностью выглядело действительно «по-инопленетянски». Поначалу главную героиню хотели сделать лысой, и Метелкина решилась на смелый шаг и побрилась наголо.
А после этого ее пробы не утвердил худсовет!
Елена Метелкина в фильме *Через тернии к звездам*, 1980
Режиссеру заявили, что положительная героиня не может быть лысой. К тому же там была любовная линия, а такую женщину, по мнению худсовета, не захочет поцеловать ни один мужчина. И перед режиссером поставили задачу, которой он старательно избегал во время съемок: сделать главную героиню миловидной! В итоге на экранах Нийя появилась в мини-парике. Вопреки ожиданиям худсовета, неземная блондинка с ультракороткой стрижкой свела с ума миллионы мужчин, которые ее атаковали на каждом шагу.
Фильм «Через тернии к звездам» вышел на экраны 40 лет назад,
в 1981 г., и произвел настоящий фурор: за год его посмотрело
20,5 млн зрителей. Через год на Международном кинофестивале
научно-фантастических фильмов в Италии Метелкина получила специальный приз жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль. Фильм даже заказали для проката в США, и он шел на американских экранах под названием «Женщина-гуманоид». Кроме того, он был показан в Испании, Франции, Греции, Хорватии, Японии, Южной Корее - всего в 40 странах мира.
Елена Метелкина в фильме *Гостья из будущего*, 1984
После этого Метелкина оставила работу манекенщицы и решила строить кинокарьеру. Спустя 3 года она снялась еще в одной экранизации произведений Кира Булычева «Гостья из будущего», и снова сыграла неземную героиню Полину, прибывшую из другого времени. Однако после этого ярких ролей актрисе больше не предлагали. Она появилась в эпизодах еще двух фильмов, и на этом ее кинопуть прервался. Елена вновь вернулась на подиум.
Кадры из фильма *Гостья из будущего*, 1984
В середине 1990-х гг., когда демонстрационный зал ГУМа был закрыт, Елена Метелкина осталась без работы. Она окончила курсы секретарей-референтов и устроилась в офис, но после покушения на жизнь руководителя ушла оттуда. Не отчаяться и вновь обрести почву под ногами ей помогла церковь. С тех пор вера для нее - главная путеводная звезда в жизни.
Модель и актриса Елена Метелкина
С тех пор Метелкина сменила несколько профессий: работала продавцом-консультантом, уборщицей, воспитателем в интернате, секретарем в Обществе ветеранов войны, менеджером в центре изучения иностранных языков. В 2013 г. она вновь появилась на экранах, сыграв главную роль в короткометражке «Простое женское счастье», а в 2008-2009 гг. вновь вышла на подиум. Но ее главной отдушиной стало пение в церковном хоре и работа в церковной лавке.
Кадр из фильма *Через тернии к звездам*, 1980
В фантастическом фильме не было никаких политических отсылок и аналогий, тем не менее советская цензура увидела в нем крамолу. За год до этого состоялся ввод советских войск в Афганистан, и прилет землян на другую планету с целью навести там порядок восприняли как аллюзию и попытку осудить политику СССР. Из финальной версии фильма пришлось вырезать несколько сцен.
На съемках фильма *Через тернии к звездам*, 1980
Только спустя 20 лет после премьеры, в 2001 г., сын режиссера Николай Викторов решил выпустить полную версию фильма. При этом он сократил затянутые эпизоды, переписал звуковую дорожку, поработал над колористикой и доснял несколько сцен с использованием компьютерной графики.
Источник
|
|