Омар Хайям известен каждому.
Все слышали или читали его стихи.
Правда, ему ли принадлежит большая их часть, вопрос спорный.
Зато однозначно можно сказать, что он был величайшим ученым своего времени, и слава его - шире популярности поэта для открыток.
Поэт для открыток
Омар Хайям - один из самых издаваемых в России зарубежных поэтов.
С его рубаи, афоризмами, или историями о нем сталкивались фактически все.
Можно даже сказать, что он - один из самых цитируемых в нашей стране поэтов, но у этой популярности есть и оборотная сторона.
Омар Хайям подвергся серьезной вульгаризации, его рубаи печатаюся даже без указания на то, кто их перевел.
И дос их пор неизвестно, его ли это рубаи.
Исследователи творчества поэта отмечают, что именно Хайяму достоверно можно приписать не больше 66 четверостиший, тогда как к началу ХХ века их количество превысило 5000.
Рубаи, приписываемые Хайяму, стали появляться только во 2-ой половине XII века, больше чем через полвека после смерти автора.
За несколько веков все, что удобно было приписать Хайяму, то ему и приписывали, поскольку с великих спроса за смелые, а подчас и дерзкие четверостишия нет.
Таким образом, с Омар Хайямом случилось, пожалуй, самое страшное, что может произойти - он стал поэтом для открыток, а его поэтическое наследие воспринимается как гимн себаритству, как оправдание пороков.
Между тем, Омар Хайям - личность куда более значительного масштаба.
А был ли Хайям?
Как ни странно, но даже исследователи до сих пор до конца не уверены, что Хайям - поэт и Хайям - ученый - это один и тот же человек.
В 42 томе знаменитого словаря Брокгауза и Ефрона есть статья "Омар Аль-Каями" об ученом, а в 73-м томе - статья "Хейям или Омар Хейям" о поэте.
Такое разделение связано не только с тем, что соотносить этих 2-х Хайямов казалось ученым странным, но и с "трудностями перевода" - в персидских сочинениях этот поэт именуется Омар Хайям, а в арабских - Омар ал-Хайями.
Имя
Полное имя Омара Хайяма - Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури.
Слово "Хайям" переводится как "палаточный мастер", от слова "хайма" - палатка.
Интересно, что от этого же слова произошло древнерусское слово "хамовник", т.е. текстильщик.
Ибн Ибрахим - значит сын Ибрахима.
Как можно теперь понять, отца Хайяма звали Ибрахим и происходил он из рода ремесленников.
Распространенную в некоторых романтических биографиях Хайяма версию о чуть ли не крестьянском происхождении Хайяма, таким образом, можно считать бездоказательной.
Его отец имел достаточно средств для того, чтобы дать сыну самое лучшее образование.
В замешательство вводит и утверждения, что Хайям родился в "деревушке Хорасан близ города Нишапур", которое, в частности, приводит Ирина Крайнева в предисловии к изданию "Омар Хайям в созвездии поэтом", вышедшей в 1997 году в Петербурге.
Хорасан - никакая не деревушка, а большая и знаменитая древняя провинция на северо-востоке Ирана, к югу от Копетдагского хребта, составлявшая когда-то ядро парфянского государства, а Нишапур - один из нескольких крупных городов этой провинции с населением в несколько сот тысяч человек.
Память
Биографы и исследователи Омара Хайяма отмечают, что добиться того, чего ему удалось достичь, он смог не только благодаря хорошему образованию и усердию, но и феноменальным способностям.
Уже в возрасте 7 лет Омар пошел в медресе, быстро выучил наизусть весь Коран, а в возрасте 15 лет уже начал готовить свой 1-ый математический трактат.
По легенде, Низам-уд-мульк однажды предложил Хайяму власть над Нишапуром и всеми прилегающими провинциями.
Ученый поэт отказался, сказав, что хочет весь свой разум посвятить науке на пользу людям.
Вклад
Вклад Омарa Хайяма в науку сложно переоценить.
Сегодня о нем принято говорить исключительно как о поэте, однако Хайям был одним из лучших математиков и астрономов своего времени.
Он написал много работ по алгебре, геометрии и философии, участвовал в постройке дворцовой обсерватории.
Величайшим же достижением Омара Хайяма можно считать созданный им календарь.
Он получил название по имени заказавшего его султана "Маликшахово летосчисление" и имел в своей основе 33-летний период, включавший 8 високосных годов; високосные годы следовали 7 раз через 4 года и 1 раз через 5 лет.
Проведенный расчет позволил временную разницу предлагаемого года, по сравнению с годом тропическим, исчисляющимся в 365, 2422 дня, свести к 19 секундам.
Таким образом, поразительно, но календарь, созданный Хайямом, был на 7 секунд точнее ныне действующего григорианского календаря (разработанного в XVI веке).
Смерть
К концу жизни репутация Хайяма подверглась испытаниям общественным мнением.
О нем стали говорить как о вольнодумце и вероотступнике.
Тогда он, в уже пожилом возрасте, отправился в свой последний хадж, вернувшись из которого продолжил участвовать в научных диспутах, преподавал в медресе для небольшой группы учеников.
Умер Омар Хайям, по легеннде, за чтением трудов Авиценны.
Он спокойно отложил книгу, попросил "позвать чистых, чтобы составить завещание", поднялся и помолился.
Аль-Бейхаки вспоминал: "Когда он окончил последнюю вечернюю молитву, он поклонился до земли и сказал, склонившись ниц: "…О боже мой, ты знаешь, что я познал тебя по мере моей возможности.
Прости меня, мое знание тебя - это мой путь к тебе". И умер".
Алексей Рудевич
Источник
|
|