Антипасха — Фомино воскресенье
или Красная горка.
Первое воскресенье после Пасхи(12 мая для 2013) в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья.
Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на 8-ой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление:
он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна.
На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает:
«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю»
(Ин. 20, 25).
На 8-ой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу.
В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!».
Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью.
За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья.
В народе этот день называется Красной горкой.
Красная горка — это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник.
Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни.
С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!
По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.
Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой.
Красная горка — это есть торжеством любви, зарождения чувств и надежд.
Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию.
На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды.
Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки.
Все хотели выделиться из большого числа девиц.
Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, так как самых самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье.
Весельем заправляла кума или девица, Лада.
Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр.
На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Так как это первые дни, когда Церковь после длительного 9-недельного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания.
Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.
Обряды на Красную горку
В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы.
После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе.
В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к “новоженам”, которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.
Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке.
В Пензенской области на Красную горку устраивалось “опахивание села”.
В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их 3 молодые бабы с сохой и 3 старухи с иконой Казанской Божьей Матери.
Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие.
Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест.
Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать.
Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку.
Она продолжалась до 3-их петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.
В Калужской области в это воскресенье встречали весну.
Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались женщины и мужчины.
После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами.
Вечером с песнями и плясками сжигали чучело.
Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса.
Красная горка не была фиксированным праздником одного дня.
Праздник продолжался в течение нескольких дней и поэтому был настоящим событием в жизни молодых людей.
|
|