-Метки

love ёлка Валентин ЖЗЛ америка антиквариат артисты библия булгаков весна война голливуд город дамские штучки день победы деревня детки дождь женщина животные зверушки зима игрушки иллюстрации интересно история вещей история россии история славян камни карнавал картинки кино китай книги кошки куклы лето литературные герои личное лошади люди маковский масленица мастер и маргарита мода модерн мои работы море москва мужчины натюрморты новый год и рождество ням-ням окна осень открытки пасха пейзаж пин-ап письмо подснежники портрет поэты праздники природа про музыку птицы путешествия пушкин ретро рецепты рождественская рождество романовы россия русь санки санта сказки сказоч-ник собаки сочи ссср старинные открытки старинные фото стекло стихи фарфор фото фотопрофи фразы франция художники цветы чёрно-белое шишкин ювелиры юмор ягоды япония

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в A-delina

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 51595


Фотограф Булла Карл Карлович.

Среда, 07 Июня 2017 г. 15:47 + в цитатник

Карл Карлович Булла (Карл Освальд Булла; нем. Carl Oswald Bulla; 26 февраля 1855—2 декабря 1929) — владелец фотоателье в Санкт-Петербурге, вошедший в историю как «отец российского фоторепортажа». Портретист и мастер документальной фотографии.


Карл Булла. Автопортрет. 1917

Карл Карлович Булла (Карл Освальд Булла) (Carl Oswald Bulla) (1853/1855-1929) появился на свет в купеческой семье в прусском городке Леобшютц в Силезии (ныне это территория Польши, и город теперь называется Глубчице), жители которого в основном занимались торговлей хлебом, льном, полотном и пряжей. Первая неясность — год рождения будущего классика фотосъемки: то ли 1853, то ли 1855-й. Однако доподлинно известно, что уже в 1865 году мальчик приехал в Петербург.


Внутренний вид Пассажа Санкт-Петербурга. 1900


Невский проспект. 1903


Конка на остановке Дворцовая площадь. Санкт-Петербург, 1900-е.

Как и почему немецкий подросток то ли 10, то ли 12 лет от роду оказался в российской столице — следующая загадка. По одной из версий, родители посадили отпрыска на пароход и отправили в далекую Россию, чтобы тот учился самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Что именно натолкнуло купеческую чету на бессердечную мысль послать ребенка — одного — в чужую страну, неизвестно. По другой версии, юный авантюрист просто-напросто сбежал из дома. Учитывая общительность, энергичность и предприимчивый нрав, который позднее проявил Булла, эта гипотеза вовсе не кажется такой уж неправдоподобной. По третьей версии, которая почему-то встречается не так уж часто и считается не самой вероятной, Булла переехал в Санкт-Петербург с родителями. Так или иначе, о его семье почти ничего не известно — кроме того, что мать звали Анна Булла (урожденная Шенфельд), а отца — Карл Освальд Булла (то есть сыну дали полное имя отца).


Празднование 200-летия Петербурга. 1903


Карл Карлович Булла и его сыновья.


Перспектива Невского проспекта от Городской думы к Знаменской площади. 1900-е.

В одиночестве или нет, но в 1865 году Карл успешно прибыл в столичный Петербург и в скором времени устроился в фотофирму «Дюпант» (Dupant) (в некоторых источниках — «Дюнант»). Будучи юношей пытливым и любознательным, Булла ревностно начал осваивать фоторемесло. Сначала он служил рассыльным, а затем подмастерьем и лаборантом в фотостудии при фирме.


Реклама ателье К. К. Буллы, 1902 год.

В 1875 году Булла открывает свое первое фотоателье (согласно большинству источников, на Садовой улице, 61). В этом заведении он в течение десяти лет занимался павильонной портретной фотографией. «Светопись» тогда уже не считалась редкостью, это был популярный бизнес, так что молодому фотографу приходилось строить карьеру в условиях серьезной конкуренции (на Невском и Садовой фотосалоны располагались чуть ли не в каждом доме). Завоевать любовь публики ему помогла природная контактность: лёгкий в общении, Карл Карлович умел расположить к себе даже незнакомых людей. Тогда как обычно фотографы того времени требовали от клиентов абсолютной неподвижности, Булла, по воспоминаниям очевидцев, просил моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!» Во время съёмки он позволял себе общаться с клиентами, делиться байками и новостями, шутить. Таким образом, он был одним из первых фотографов, работавших по принципу «снимать, не дожидаясь, когда все приготовятся». Из-за этого люди на фотографиях Карла Буллы не выглядят как манекены с напряжёнными лицами. Напротив, фотопортреты, сделанные в его салоне, получались естественными и непринужденными.


Обнажённый мужчина. 1910-е гг.


Павел Николаевич Милюков с членами семьи. 1912


Путешественник Пётр Кузьмич Козлов в своём кабинете. 1900

В 1876 году Карл Булла вместе с женой Розалией, урождённой Глинска, подал прошение о разрешении принять присягу на подданство России. Поскольку молодой человек был «поведения и образа жизни хорошего», просьба было удовлетворена, и Булла стал гражданином Российской империи.


Групповой портрет семейства Мусиных-Пушкиных. 1913


Лютеранская церковь святого апостола Петра (Петрикирхе).


Петербургские модницы. 1900

В 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» которое позволило ему много лет позже в 1894 наладить типографское производство открыток в стандарте Всемирного почтового союза. Так в биографии Карла Буллы открылась новая страница: он начинает осваивать новый жанр фотоискусства: с громоздким оборудованием выходит на улицы Петербурга и снимает жизнь города. Сам того не осознавая, он становится одним из пионеров жанра фоторепортажа. С 1897 года фотографии Карла Буллы стали печататься в массовом и популярном журнале «Нива». С этого времени его имя стало известно по всей Российской империи. С 1908 года - фотограф журнала «Огонёк».


Виктор Карлович Булла берёт интервью у чемпиона по французской борьбе. 1912


Карл Карлович Булла и Лев Николаевич Толстой. Ясная Поляна.


Российский историк Сергей Фёдорович Платонов. 1913

В 1908 году Карл Булла приобретает фотоателье на Невском, 54. В этом же красивом, недавно обновлённом доме Булла устроил квартиру для своего семейства. В данном помещении сейчас располагается действующий фотосалон, принадлежащий другим хозяевам — «Фонду исторической фотографии имени Карла Буллы». Здесь работает небольшой музей и проводятся выставки. При этом мастер не оставлял и портретной студийной фотографии. Более того, со временем он открыл два новых ателье: одно — в престижнейшем месте на Невском проспекте, 110 (с 1906 года — дом 48, здание Пассажа) (там же Булла тогда проживал и там же, судя по вышеприведенной рекламе, находилась его лаборатория), другое — на набережной Екатерининского канала (нынешнего канала Грибоедова), 66. (По некоторым данным, ателье в здании Пассажа Булла открыл в 1902 году).


Фотоателье на Невском, 54.


Княгиня Мария Алексеевна Трубецкая. 1914


Графиня М.И. Витте (Лисаневич) - жена С.Ю. Витте.

В собственном рекламном объявлении он рекомендует себя широкой публике следующим образом: «Всегда готов к выходу и отправляется по приглашению, куда бы ни потребовалось. Снимает всё, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днём, так и во всякое вечернее время при своём искусственном свете. Портреты с умерших, группы во всяком составе, внутренние обстановки комнат, зал, выставок и т.п. Всякие архитектурные предметы, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, памятники, магазины, виды и проч. Различные сцены и типы, снимки с древних и старинных предметов, открытие и освящение зданий, юбилейные торжества и мн. другое. Моментальные снимки спорта всякого рода, с лошадей, собак и других животных».


Анастасия Дмитриевна Вяльцева- русская эстрадная певица в салоне личного железнодорожного вагона, оборудованного для гастрольных поездок по русской провинции.


Артистка у памятника Глинки. Санкт-Петербург. 1910-е годы.


Владимир Набоков. 1907

Булла и его помощники успевали побывать на балах, парадах, светских приемах, важных празднествах, церемониях открытия храмов и сооружений, спортивных состязаниях, похоронах известных людей. На протяжении многих лет фотограф не пропускал ни одного значимого события, радостного или печального. Он снимал демонстрации, забастовки, визиты государственных деятелей, заседания Государственной Думы. В 1896 году Карл Карлович получил звание «фотограф Императорского Двора» («фотограф Министерства Императорского двора») и специальный знак «фотограф Санкт-Петербурга».


Великие княжны Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга. 1914


Аркадий Тимофеевич Аверченко. 1913


Анастасия Васильевна Гендрикова в боярском наряде. 1913

Дела семейного предприятия шли хорошо. В 1910 году доход фирмы «Булла и сыновья» достиг 250 тыс. рублей (для сравнения: годовое жалованье чиновника дореволюционной России составляло 4 тыс. рублей. Булла занимался благотворительной деятельностью и в 1904 году стал попечителем Мариинской школы глухонемых. За серию снимков сиротских домов в 1910 году ему было присвоено звание потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга. Своих сыновей — Александра и Виктора — Булла начал привлекать к работе примерно с 1890-х годов. На следующей фотографии запечатлено семейство Карла Буллы (Карл Карлович стоит второй слева, чуть правее сидит его жена, по краям стоят сыновья: слева Александр, справа — Виктор с супругой Верой Константиновной; сидят её родители).


Семейство Булла. 1916



В 1917 году Карл Булла оставил фирму на сыновей, покинул Петербург и уехал с женой в Эстонию на остров Сааремаа (Эзель). Почему он вдруг бросил успешное дело, мы не знаем. Вероятно, причиной было преследование со стороны новых властей и желание избежать революционных потрясений. Почему была выбрана именно Эстония и именно Сааремаа? По некоторым сведениям, этот тихий остров в Балтийском море был излюбленным местом отдыха Карла Буллы (есть данные о том, что с 1910 года тут находилась его дача). Но вероятнее всего, главная причина была в том, что это была родина его новой жены — эстонки по имени Христина (Христина Ивановна) (Christine Juliane Keselberg), с которой они поженились в 1904 году. (Карл Карлович был женат трижды. Первая его жена умерла от тяжелой болезни, со второй он развёлся. Там же он и умер в 1929 году. В доме, где он жил, позже находилась поселковая школа с библиотекой. Похоронили знаменитого фотографа в деревушке Ямая (Jämaja), на кладбище, расположенном у самого моря. Могила Карла Буллы и его жены сохранилась до наших дней.



Признание заслуг:
1901 — Кавалер Ордена Короны Румынии[15].
1901 — Орден Льва и Солнца (Персия)[15] 4-й степени.
1902 — Болгарская серебряная медаль с короной «За заслуги».
1 мая 1902 — Высочайшая благодарность от Ея Императорского Величества императрицы Александры Фёдоровны за Альбом снимков выставки драгоценностей.
29 марта 1902 — Благодарность Ея Императорского Высочества великой княгини Ксении Александровны за труды по фотографированию Исторической выставки одежды и костюмов в Таврическом дворце.
27 февраля 1904 — Высочайшая благодарность от Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны за Альбом снимков Саровской пустыни.
28 марта 1904 — Высочайшая награда, нагрудный знак, Золотая медаль на Анненской ленте «За усердие».
8 апреля 1904 — Всемилостивейший подарок от Его императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича Золотые часы с цепочкой с изображением Государственного Герба за Альбом Псковских манёвров.
1 мая 1904 — Высочайшая благодарность от Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны за Альбом снимков исторической выставки.
28 августа 1904 — Всемилостивейший подарок от Его императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича Серебрёный портсигар с изображением Государственного Герба за Альбом Проводы войск на Дальний Восток.
30 октября 1904 — Всемилостивейшее почётное звание, Личного фотографа Его Величества Короля Италии.
23 февраля 1905 — Подарок от Его Императорского Величества великого князя Михаила Александровича золотая булавка с короной и вензелем, изображен. Его Императорского Высочества.
29 октября 1906 — нагрудный золотой знак, Знак I степени Попечительства о глухонемых, Ведомства Императрицы Марии.
22 апреля 1907 — Высочайшая награда, шейная Золотая медаль на Станиславской ленте «За усердие».
1909 — Кавалер Ордена Короны Италии[15]
1909 — Кавалер Ордена Полярной звезды.
1909 — Кавалер ордена Академических пальм (Франция)
1910 — нагрудная Золотая медаль Китайской Империи.
С 1910 года — потомственный почётный гражданин Петербурга
6 мая 1910 — Высочайшая награда, Потомственное почётное гражданство, за труды по Попечительству «о безприютных детях, усердием Ольги Марицовны Михельсон».
25 мая 1910 — Летучего отряда Красного Креста, бронзовая медаль «В память 200-летия Полтавской битвы» на Андреевской ленте, за фотографирование 200-летнего юбилея Полтавской битвы в гор. Полтава.
26 ноября 1910 — Всемилостивейшее почётное звание, Придворного фотографа Его Величества Короля Сербии.
1911 — Серебряная Звезда I степени Его Величества Эмира Бухарского..
январь 1912 — Благодарность Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, за Царскую группу с офицерами Каспийского полка.
2 февраля 1912 — удостоен получением Благодарности Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны.
20 февраля 1912 — с Высочайшего соизволения, почётное звание Поставщика Двора Ея Императорского Высочества великой княгини Марии Павловны.
18 марта 1912 — Всемилостивейшее почётное звание, Придворного фотографа Его Величества Короля Черногорского Николая I.
август 1912 — нагрудная бронзовая медаль «100-летие Бородинского сражения» на Владимирской ленте, за фотографирование столетия Бородинского боя.


Москва 1912 год. Открытка из набора, посвященного 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Высочайший выезд Государя Императора с Августейшей семьей из Кремля.


За рулём сидит личный шофер Николая II Адольф Кегресс. (У парадного подъезда Большого Екатерининского дворца). Царское Село.


Парад Лейб-Гвардии Конного полка. 1903

Удостоен:
Масса добровольных Благодарностей от Высокопоставленных лиц и различных Учреждений, а также Подарки от Их Высокопревосходительств господина Министра Двора и господ Градоначальников
Почётного звания и зачислен Специальным Фотографом:
18 февраля 1899 — Попечительства Государыни Марии Феодоровны о глухонемых.
23 марта 1904 — Императорской Публичной библиотеки, по Министерству народного просвещения.
с января 1904 — Императорского Пожарного общества, также с зачислением пожизн. членом Общества.
с 1904 — Императорского Российского Аэроклуба.
7 июля 1904 — Управления Санкт-Петербургского градоначальства.
14 декабря 1904 — Главного Управления Российского Общества Красного Креста.


Кавалергарды у Михайловского сада. 1904

Наследие Карла Буллы составляет около 230 тысяч негативов фотографий конца XIX — начала XX века. В 2001 году на Малой Садовой в Петербурге недалеко от здания исторического фотоателье Карла Буллы установили памятник петербургскому фотографу работы скульптора Б. А. Петрова. Прообразом для скульптуры послужил, разумеется, сам Карл Булла.



Рубрики:  Фотопрофи
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 12 пользователям