-Метки

love ёлка Валентин ЖЗЛ америка антиквариат артисты библия булгаков весна война голливуд город дамские штучки день победы деревня детки дождь женщина животные зверушки зима игрушки иллюстрации интересно история вещей история россии история славян камни карнавал картинки кино китай книги кошки куклы лето литературные герои личное лошади люди маковский масленица мастер и маргарита мода модерн мои работы море москва мужчины натюрморты новый год и рождество ням-ням окна осень открытки пасха пейзаж пин-ап письмо подснежники портрет поэты праздники природа про музыку птицы путешествия пушкин ретро рецепты рождественская рождество романовы россия русь санки санта сказки сказоч-ник собаки сочи ссср старинные открытки старинные фото стекло стихи фарфор фото фотопрофи фразы франция художники цветы чёрно-белое шишкин ювелиры юмор ягоды япония

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в A-delina

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) Gallery_Modern_Art ЛиРу Geo_club Сама_овца Арт_Калейдоскоп
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 51595


Фёдор Осипович Шехтель. «Весна красна».

Четверг, 31 Марта 2016 г. 18:18 + в цитатник

Фёдор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель, альбом «Весна красна»: Аллегорическое шествие, устроенное во время народного праздника 21 мая 1883 г. на Ходынском поле Михаилом Валентиновичем Лентовским по случаю священного коронования Их Императорских Величеств Александра III и его супруги Марии Фёдоровны. Коронация Александра III стала апофеозом церемониальных представлений русского самодержавия.



Шествие имело большой успех, и в том же году Лентовский издал эскизы к шествию в виде отдельного альбома, обложка которого была оформлена также Шехтелем, с которым Михаил Валентинович стал сотрудничать с 1882 года.





Место гульбища- Ходынское поле- представляло собой громадную многоверстовую зелёную площадь в форме полукруга, прямая линия которого подходила к шоссе. Огромное пространство поля было окаймлено решёткою с шестами, на которых развевались флаги. В центре был цирк, за ним следовали, постепенно расширяясь, ещё четыре полукруга площадей, образованных качелями, каруселями, открытыми эстрадами для песенников, хоров, фокусников, балагуров, оркестров, райков петрушек и т.д.



В 2 часа открылись театры, а на арене цирка началось представление. В разгаре третьего часа из среднего амфитеатра началось аллегорическое шествие «Весны». Идея его – постепенное появление весны.



Шествие открывал герольд на белом коне, в блестящем золотом костюме, с жезлом в руках; за ним ехали на таких же лошадях 6 герольдов, по 2 в ряд, с крылатыми латами, шишаками и длинными трубами.



Далее следовали: жук верхом и пешие жуки, кузнечик верхом и попарно пешие кузнечики и семь лягушек верхом, представлявших в высшей степени своеобразное зрелище.





За ними четвёрка лошадей, цугом, везла фантастическую колесницу царицы пчёл, окружённую пешими пчёлами. Колесница изображала огромный улей, впереди которого стояла царица пчёл с двумя маленькими пчёлами.



За пчёлами двигалась колесница русского богатыря Микулы Селяниновича, олицетворявшего чернозёмную силу. На передней части колесницы был помещён земной шар, с изображением Российской Империи. Микула, одетый в простой костюм пахаря, стоял на возвышении в задней части колесницы, держа в руках огромный золотой плуг, железо которого упиралось в русскую землю. Колесницу эту окружали муравьи.



Далее следовали: мужик в красной рубахе с берёзкою, цветы и бабочки верхами.



А за ними- колесница «Весны», запряжённая четырьмя лошадьми, на которых сидели русские богатыри. На колеснице сидела женщина, изображающая «Весну», окружённая цветами и бабочками.



Далее богатыри вели на верёвках пленных, за ними один богатырь нёс знамя, четверо – золотой меч-кладенец и, наконец, везомый четвёркою лошадей, огромный Змей Горыныч, на спине которого сидел убивающий его Добрыня Никитич (аллегория уничтожения всего дурного и злого).



После этого следовала колесница Хмеля, запряжённая в тройку и изображавшая огромную бочку, на которой сидел разухабистый мужик-Хмель; на коренной сидел подгулявший парень, по краям же колесницы расселись 8 молодых парней.



За колесницей Хмеля двигалась русская тройка с телегой, скоморохи. Шествие заключали: коза с барабаном, медведем, журавель и русский хор с песнями и плясками.



По всему пути следования шествия были расставлены шпалерами солдаты, причем без оружия. Перед отъездом Государя предполагался запуск воздушного шара, с которого должны были бросать народу платки. Шар виднелся вдали, но он долго лавировал на верёвках, а затем скрылся в толпе. Таким образом, эта затея, которая могла спровоцировать драку, была отменена. С отбытием Императорской четы в 15 часов, гулянье огласилось песнями; по всему полю закружились хороводы.



В четырёх театрах, наскоро сколоченных на поле, давались следующие представления: "Русская свадьба", соч. Сухонина; "Весна-Красна", сказочное представление в 3-х картинах, с пением, плясками и танцами, сочинения Л***; "Иван-царевич", волшебная сказка, соч. Родиславского; "Русские орлы на Кавказе", большая военная пантомима, соч. Л***; и "Возрождение арлекина".



Дать картину веселящейся толпы в 600.000 человек – дело очень трудное. Вид на это море с трибуны был удивительный; конца его не видно было во все стороны.



Помимо иллюстраций, выполненных Шехтелем, в издании помещено стихотворение Л. Леонидова-Гуляева «Весна красна».

Дав волюшку своим весенним, ранним грозам,
Ты обновила всё, могучая Весна.
Вступив в свои права над Дедушкой-Морозом,
Природу подняла от тягостного сна.





Год издания: 1883
Автор: М.В. Лентовский (постановка), Л.И. Гуляев (стихи), Ф. О. Шехтель (художник-постановщик, автор иллюстраций)
Издатель: М.В. Лентовский
Хромо-литография: Ф.И. Нейбюргер
Город: Москва

Работа Ф.О. Шехтеля в качестве оформителя шествия и альбома «Весна-Красна» стала первой крупной удачей начинающего художника. А. П. Чехов в иронической манере отозвался на успех друга в журнале «Осколки московской жизни»: «Про Лентовского можно целую книгу написать. Это замечательный человек. Когда он умрёт, ему непременно монумент поставят. <…> На днях вышел его альбом "Весна-Красна". <…> Альбом со всех сторон русский, но дело, надо полагать, не обошлось без вмешательства западных держав. Великолепная виньетка и таковые же рисунки подписаны неким Ф. Шехтель. Кто сей? Знаю я всех московских художников, но про Шехтеля не слыхал… Держу пари на 5 рублей, что он иностранец. Во всяком случае, хвалю» 27 августа 1883 г.

Рубрики:  История России
Художники
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям

TimOlya   обратиться по имени Четверг, 31 Марта 2016 г. 20:25 (ссылка)
С благодарностью и наилучшими пожеланиями !
Ответить С цитатой В цитатник
Мечтающая_Ирина   обратиться по имени Четверг, 31 Марта 2016 г. 21:17 (ссылка)
очень интересные работы Мариночка
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Воскресенье, 03 Апреля 2016 г. 15:53 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку