Фёдор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель, альбом «Весна красна»: Аллегорическое шествие, устроенное во время народного праздника 21 мая 1883 г. на Ходынском поле Михаилом Валентиновичем Лентовским по случаю священного коронования Их Императорских Величеств Александра III и его супруги Марии Фёдоровны. Коронация Александра III стала апофеозом церемониальных представлений русского самодержавия.
Шествие имело большой успех, и в том же году Лентовский издал эскизы к шествию в виде отдельного альбома, обложка которого была оформлена также Шехтелем, с которым Михаил Валентинович стал сотрудничать с 1882 года.
Место гульбища- Ходынское поле- представляло собой громадную многоверстовую зелёную площадь в форме полукруга, прямая линия которого подходила к шоссе. Огромное пространство поля было окаймлено решёткою с шестами, на которых развевались флаги. В центре был цирк, за ним следовали, постепенно расширяясь, ещё четыре полукруга площадей, образованных качелями, каруселями, открытыми эстрадами для песенников, хоров, фокусников, балагуров, оркестров, райков петрушек и т.д.
В 2 часа открылись театры, а на арене цирка началось представление. В разгаре третьего часа из среднего амфитеатра началось аллегорическое шествие «Весны». Идея его – постепенное появление весны.
Шествие открывал герольд на белом коне, в блестящем золотом костюме, с жезлом в руках; за ним ехали на таких же лошадях 6 герольдов, по 2 в ряд, с крылатыми латами, шишаками и длинными трубами.
Далее следовали: жук верхом и пешие жуки, кузнечик верхом и попарно пешие кузнечики и семь лягушек верхом, представлявших в высшей степени своеобразное зрелище.
За ними четвёрка лошадей, цугом, везла фантастическую колесницу царицы пчёл, окружённую пешими пчёлами. Колесница изображала огромный улей, впереди которого стояла царица пчёл с двумя маленькими пчёлами.
За пчёлами двигалась колесница русского богатыря Микулы Селяниновича, олицетворявшего чернозёмную силу. На передней части колесницы был помещён земной шар, с изображением Российской Империи. Микула, одетый в простой костюм пахаря, стоял на возвышении в задней части колесницы, держа в руках огромный золотой плуг, железо которого упиралось в русскую землю. Колесницу эту окружали муравьи.
Далее следовали: мужик в красной рубахе с берёзкою, цветы и бабочки верхами.
А за ними- колесница «Весны», запряжённая четырьмя лошадьми, на которых сидели русские богатыри. На колеснице сидела женщина, изображающая «Весну», окружённая цветами и бабочками.
Далее богатыри вели на верёвках пленных, за ними один богатырь нёс знамя, четверо – золотой меч-кладенец и, наконец, везомый четвёркою лошадей, огромный Змей Горыныч, на спине которого сидел убивающий его Добрыня Никитич (аллегория уничтожения всего дурного и злого).
После этого следовала колесница Хмеля, запряжённая в тройку и изображавшая огромную бочку, на которой сидел разухабистый мужик-Хмель; на коренной сидел подгулявший парень, по краям же колесницы расселись 8 молодых парней.
За колесницей Хмеля двигалась русская тройка с телегой, скоморохи. Шествие заключали: коза с барабаном, медведем, журавель и русский хор с песнями и плясками.
По всему пути следования шествия были расставлены шпалерами солдаты, причем без оружия. Перед отъездом Государя предполагался запуск воздушного шара, с которого должны были бросать народу платки. Шар виднелся вдали, но он долго лавировал на верёвках, а затем скрылся в толпе. Таким образом, эта затея, которая могла спровоцировать драку, была отменена. С отбытием Императорской четы в 15 часов, гулянье огласилось песнями; по всему полю закружились хороводы.
В четырёх театрах, наскоро сколоченных на поле, давались следующие представления: "Русская свадьба", соч. Сухонина; "Весна-Красна", сказочное представление в 3-х картинах, с пением, плясками и танцами, сочинения Л***; "Иван-царевич", волшебная сказка, соч. Родиславского; "Русские орлы на Кавказе", большая военная пантомима, соч. Л***; и "Возрождение арлекина".
Дать картину веселящейся толпы в 600.000 человек – дело очень трудное. Вид на это море с трибуны был удивительный; конца его не видно было во все стороны.
Помимо иллюстраций, выполненных Шехтелем, в издании помещено стихотворение Л. Леонидова-Гуляева «Весна красна».
Дав волюшку своим весенним, ранним грозам,
Ты обновила всё, могучая Весна.
Вступив в свои права над Дедушкой-Морозом,
Природу подняла от тягостного сна.
Год издания: 1883
Автор: М.В. Лентовский (постановка), Л.И. Гуляев (стихи), Ф. О. Шехтель (художник-постановщик, автор иллюстраций)
Издатель: М.В. Лентовский
Хромо-литография: Ф.И. Нейбюргер
Город: Москва
Работа Ф.О. Шехтеля в качестве оформителя шествия и альбома «Весна-Красна» стала первой крупной удачей начинающего художника. А. П. Чехов в иронической манере отозвался на успех друга в журнале «Осколки московской жизни»: «Про Лентовского можно целую книгу написать. Это замечательный человек. Когда он умрёт, ему непременно монумент поставят. <…> На днях вышел его альбом "Весна-Красна". <…> Альбом со всех сторон русский, но дело, надо полагать, не обошлось без вмешательства западных держав. Великолепная виньетка и таковые же рисунки подписаны неким Ф. Шехтель. Кто сей? Знаю я всех московских художников, но про Шехтеля не слыхал… Держу пари на 5 рублей, что он иностранец. Во всяком случае, хвалю» 27 августа 1883 г.