-Метки

love ёлка Валентин ЖЗЛ америка антиквариат артисты библия булгаков весна война голливуд город дамские штучки день победы деревня детки дождь женщина животные зверушки зима игрушки иллюстрации интересно история вещей история россии история славян камни карнавал картинки кино китай книги кошки куклы лето литературные герои личное лошади люди маковский масленица мастер и маргарита мода модерн мои работы море москва мужчины натюрморты новый год и рождество ням-ням окна осень открытки пасха пейзаж пин-ап письмо подснежники портрет поэты праздники природа про музыку птицы путешествия пушкин ретро рецепты рождественская рождество романовы россия русь санки санта сказки сказоч-ник собаки сочи ссср старинные открытки старинные фото стекло стихи фарфор фото фотопрофи фразы франция художники цветы чёрно-белое шишкин ювелиры юмор ягоды япония

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в A-delina

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) Gallery_Modern_Art ЛиРу Geo_club Сама_овца Арт_Калейдоскоп
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 51595


«Сестра моя, Офелия...»

Вторник, 13 Апреля 2010 г. 22:31 + в цитатник

Образ Офелии - один из ярчайших примеров драматургического мастерства Шекспира. Она произносит всего 158 строк стихотворного и прозаического текста. В эти полтораста строк Шекспир сумел вместить целую девичью жизнь.


Александра Недзвецкая. Гамлет и Офелия.


Александра Недзвецкая. Гамлет и Офелия. (вариант)

Гамлет любит Офелию, кроткую дочь царедворца Полония. Девушка эта отличается от других героинь Шекспира, для которых характерна решимость, готовность бороться за своё счастье: покорность отцу остаётся главной чертой её характера. Отчасти это объясняется тем, что она видит в отце союзника: он хотел её брака с принцем.


Морис Грейффенхаген. Лаэрт и Офелия. 1885

«Я буду вам послушна, господин мой», - отвечает Офелия Полонию. В трагедии нет ни одной любовной сцены между Гамлетом и Офелией. Но есть сцена их разрыва. Она полна потрясающего драматизма. Офелия хочет вернуть Гамлету подарки, полученные от него. Гамлет возражает: «Я не дарил вам ничего». Ответ Офелии раскрывает кое-что об их прошлых отношениях:

Нет, принц мой, вы дарили; и слова,
Дышавшие так сладко, что вдвойне
Был ценен дар...


Михаил Врубель. Гамлет и Офелия. 1888


Артур Хьюз. Офелия. 1863

Офелия говорит, что Гамлет перестал быть добрым, обходительным и стал неприветливым, недобрым. Гамлет обращаться с ней грубо и озлобленно. Он сбивает её с толку признаваясь: «Я вас любил когда-то» и тут же опровергая себя: «Напрасно вы мне верили... я не любил вас».


Марк Стоун. Офелия. 1888

Последняя встреча Гамлета с Офелией происходит в вечер представления «Убийства Гонзаго». Гамлет перед началом спектакля усаживается у её ног. Он говорит с ней резко, доходя до неприличия. Офелия терпеливо сносит все, уверенная в его безумии.
После этой сцены мы долго не видим Офелии. За это время Гамлет убивает её отца. Появляется она перед нами уже потерявшей рассудок.


Джозеф Северн. Офелия. 1831

Офелия с письмом Гамлета в руках – наверное, самая глупая трактовка сцены безумия, так сильно мечтательное выражение лица девушки отличается от отрешённых героинь на картинах других художников.


Джон В. Уотерхаус. Офелия. 1889

Одни критики утверждают, что в картине нет ничего нового – ну лежит себе девушка неподвижно на лужайке с пучком маргариток в руке и венком цветов на платье. Другие видят девушку, которая безумно катается по траве, с цветами, приставшими к платью, как бы стараясь вновь обрести гармонию с природой.


Данте-Габриэль Росетти. Первое безумие Офелии. 1868

Её ум не смог вместить того, что человек, которого она так любила, оказался убийцей отца. В шекспировском театре безумие служило поводом для смеха публики. Кто не может почувствовать её горя, когда она произносит: «Надо быть терпеливой; но я не могу не плакать, когда подумаю, что они положили его в холодную землю».


Артур Хьюз. Офелия. 1852

Здесь Офелия больше напоминает ребёнка или лесного эльфа. Она бросает лепестки в воду и наблюдает, как их уносит река.


Джордж Фредерик Уоттс. Офелия. 1864

Здесь Офелия через ветви ивы наблюдает за бегущим внизу ручьем. Моделью послужила Эллен Терри, молоденькая актриса, на которой женился Уоттс в 1864 г., которому тогда было 40 лет. Правда, прожили они вместе всего один год, после чего разошлись. А Эллен Терри стала впоследствии знаменитой актрисой, и в 1878 г. сыграла роль Офелии вместе с сэром Генри Ирвингом в роли Гамлета.


Джон В. Уотерхаус. Офелия. 1910


Джон В. Уотерхаус. Офелия. 1894


Ричард Редгрейв. Офелия, плетущая венки. 1842.

Здесь запечатлён момент, когда Офелия сидит на дереве с цветами в руках перед тем, как упасть в воду. Все атрибуты выписаны хорошо, кроме выражения лица героини, не зная её истории, мы вряд ли догадаемся о безумии. Выражение её лица больше напоминает итальянскую мадонну, чем дикий взгляд полубезумной девушки.


Эрнест Эбер. Офелия. 1910


Мадлен Лемэр. Офелия. 1880-е гг.


Александр Кабанель. Офелия. 1883


Эжен Делакруа. Смерть Офелии. 1853

Подобно тому, как память о покойном короле веет над всей трагедией, так и Офелия не уходит из памяти ещё достаточно долго. Мы слышим поэтический рассказ о том, как она умерла; примечательно, что перед смертью она продолжала петь и необыкновенно красиво ушла из жизни. Сцена эта описана Королевой, матерью Гамлета. Она рассказывает о произошедшем, как о несчастном случае:

Где ива над водой растёт, купая
В воде листву сребристую, она
Пришла туда в причудливых гирляндах
Из лютика, крапивы и ромашки,
И тех цветов, что грубо называет
Народ, а девушки зовут перстами
Покойников. Она свои венки
Повесить думала на ветках ивы,
Но ветвь сломилась. В плачущий поток
С цветами бедная упала. Платье,
Широко распустившись по воде,
Её держало, как русалку.


John Everett Millais.

Образ Офелии всегда привлекал художников. Особенно прерафаэлитов. Самая знаменитая из них - «Офелия» или «Смерть Офелии» — принадлежит кисти Джона Эверетта Милле (1852 г.). На картине Офелия изображена сразу после падения в реку, когда свои венки «повесить думала на ветках ивы». Она поёт горестные песни, наполовину погружённая в воду. Её поза — раскрытые руки и взгляд, устремлённый в небо, — вызывает ассоциации с Распятием Христа. Девушка медленно погружается в воду на фоне яркой, цветущей природы, на её лице нет ни паники, ни отчаяния. И хотя смерть неизбежна, на картине время как будто замерло. Милле удалось мастерски запечатлеть мгновение, которое проходит между жизнью и смертью. Образ Офелии художник писал в своей студии после создания пейзажа, что было необычно для тех времён.



Пейзажи считались менее важной частью картины, поэтому оставлялись на потом. Моделью стала девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал. Элизабет пришлось лежать в ванне с водой, пока художник её рисовал. Снизу ставили свечи, чтобы вода не остывала, но рисовать приходилось так долго, что все они выгорали и вода становилась такой холодной, что в конце концов бедная девушка заболела пневмонией. Её отец пригрозил художнику судом, если тот не возьмет на себя оплату врачебных услуг, и позднее Милле был выслан счет от докторов на 50 фунтов. Платье обошлось Милле в четыре фунта. В марте 1852 года он писал: «Сегодня я приобрёл по-настоящему роскошное старинное женское платье, украшенное цветочной вышивкой — и я собираюсь использовать его в „Офелии".»



Цветы в реке — «причудливые гирлянды», которые сплела Офелия, также несут символическое значение: согласно языку цветов, лютики — символ неблагодарности, плачущая ива, склонившаяся над девушкой, — символ отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы ромашки около правой руки символизируют невинность. Розы традиционно являются символом любви и красоты, кроме того, один из героев называет Офелию «роза мая»; таволга в левом углу может выражать бессмысленность смерти Офелии; растущие на берегу незабудки — символ верности; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе; анютины глазки, плавающие поверх платья, – неразделённую любовь. Цепочка фиалок вокруг шеи – смерть в молодом возрасте. Интересно отметить, что «Офелия», купленная у Милле за 300 гиней, сейчас находится в Национальной галерее Тейт в Лондоне. Эксперты оценивают ее стоимость не менее чем в 30 миллионов фунтов стерлингов (!).


Paul Albert Steck. Ophelia.

А вот как другие художники видели свою Офелию:


Thomas Francis Dicksee. Ophelia. 1865


Генри Нельсон О'Нил. Офелия. 1874


В.Г. Симмондс. Тонущая Офелия.

Эта картина, выполненная акварелью, очень напоминает картину Милле – включая такое же пустое выражение лица. Поражают в картине белые одежды, которые раздуваются над водой словно крылья ангела.


Анна Ли Мэррит. Офелия. 1880
Это эскиз к полотну, местонахождение которого, увы, неизвестно.

Трагедия Офелии, точно лирический аккомпанемент, который возвышается над всей пьесой, полный глубочайших и темных, таинственных и сокровенных мелодий. Её образ, сотканный из молитвенного безумия и удивительных теней то ли желанной, то ли случайной смерти, овеянной зеркальной печалью плачущей воды, и ивы, и венков, и мёртвых цветов, – точно меняет тон всей скорби трагедии, заставляет её звучать по-иному, преодолевает и просветляет её.
Рубрики:  Литературные герои
Художники
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку