Лирика, грусть и светлые мечты в музыке ноктюрнов |
Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах.
Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе.
В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются подобные сочинения и для других инструментов, а также для ансамблей и оркестров.
Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена.
М.Глинка. Ноктюрн in E-flat major
Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. Ноктюрны Шопена, пожалуй, самые известные из романтических. Роберт Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 — лирический ноктюрн).
С.Ляпунов. Ноктюрн №8
Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка, Балакирев, Чайковский и другие композиторы.
Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.
Н.Абелардо. Ноктюрн C-sharp minor
В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.
А.Скрябин. Ноктюрн in A-flat major
Д.Филд. Ноктюрн e moll
В.Калинников. Ноктюрн
Ф.Шопен. Ноктюрн №20
П.Чайковский. Ноктюрн соч. №19
С.Рахманинов. Три ноктюрна
Э.Григ. Ноктюрн Оп.54 №4
Рубрики: | Музыкагруппы,песни,мелодии |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |