Стамбу́л (тур. İstanbul) — крупнейший город Турции и один из самых больших городов мира, морской порт, крупный промышленно-торговый и культурный центр Турции; бывшая столица Византии и позже Османской империи. Расположен на берегах пролива Босфор.
Вместе с Эссеном и венгерским Печем Стамбул является культурной столицей Европы 2010 года.
Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ([isˈtanbul] — иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul — ыста́мбул) появляются в арабских, а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν), «ис тин пόлин» — «в город» или «к городу» — является косвенным греческим наименованием Константинополя.
До 1930 года официальное, международно принятое название города — Константино́поль (тур. Konstantiniyye), каковое признавалось и Великим национальным собранием Турции: подписи его полномочных представителей стоят под Лозаннским договором, текст которого использует исключительно топоним «Константинополь»[1]. Другое историческое название, до сих пор используемое в титуле Константинопольского патриарха, — Но́вый Рим или Второй Рим (греч. Νέα Ρώμη, лат. Nova Roma); до 330 года Виза́нтий (греч. Βυζάντιον). В средневековых русских летописях и иной литературе часто именовался Царьград или Константинов град; в болгарском и сербском топоним Цариград и в настоящее время употребляется как (не)официальное обозначение города. После международного признания Турецкой республики в 1923 году, 29 октября того же года столицей государства была провозглашена Анкара (халифат продолжал существовать до марта 1924 года). 28 марта 1930 года[2][3][4] турецкими властями было предписано использовать только турецкий вариант названия — İstanbul. В русском языке, тем не менее, сохраняется традиционный русифицированный вариант турецкого названия — Стамбул.
Следы первых поселений были обнаружены на Азиатской стороне города и относятся к неолиту. Первые поселения в окрестностях нынешнего дворца Топкапы могут быть отнесены к бронзовому веку.
Первой известной датой в истории города считается 659 год до нашей эры[5], когда на азиатской стороне Босфора появились первые греческие поселенцы из Мегары (мегарейцы) — их колонией стал Халкедон, ныне район города Кадыкёй.
Непосредственно сам город Виза́нтий основал Визант (Визас) из Мегары в 667 году до нашей эры.
Удачное географическое и стратегическое положение способствовало бурному развитию торговли и процветанию города. Город контролировал Босфор, и, соответственно, торговые пути из Европы в Азию и из Чёрного моря в Эгейское. Но, благодаря такому важному положению, город много раз подвергался нападениям. В 74 году до н. э. город попадает под власть Рима, после чего наступил спокойный период. После значительного разрушения в ходе гражданских войн при Септимии Севере город быстро пришёл в упадок. В III веке город неоднократно подвергался набегам со стороны варваров. Из построек времён Септимия Севера частично сохранился ипподром.
В 324 году император Константин Великий развернул масштабное строительство на территории Византия, увеличив площадь города в несколько раз. 11 мая 330 года Константин официально переносит столицу Римской империи в город на Босфоре и нарекает его Новым Римом, Константинополем.
После распада империи Константинополь становится столицей Византийской империи (Восточно-Римская — с 395 г., осталась единственной империей с 476 г.). Самоназванием империи было «Ромейская», а народа — «ромеи» — римляне.Этим именем- румлар по турецки - турки продолжают по сегодняшний называть уже немногочисленных греков города .
На протяжении тысячелетия Константинополь был столицей Византии, крупнейшим центром восточного христианства, одним из крупнейших городов мира. В 1204 был разграблен крестоносцами, которые установили в нём до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда город был взят турками. Султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской империи.
После взятия и разграбления Константинополя турки стали перестраивать город. Многие византийские храмы были перестроены в мечети, включая Собор Святой Софии. При Мехмеде II строятся дворец Топкапы, мечеть Завоевателя, Гранд базар.
После захвата османскими турками Египта в 1517 году многие исламские реликвии были перевезены из Каира в Стамбул. Стамбул становится центром исламского мира — халифатом.
Во времена правления Сулеймана Великолепного в 1520—1566 годах для Стамбула наступает «золотой век». Османская империя существенно расширилась, в Стамбуле строятся новые мечети, медресе и здания. Особое место занимает строительство Мечети Сулеймание, которая для Стамбула стала таким же символом, как Святая София для византийского Константинополя.
После смерти Сулеймана Османская империя начинает приходить в упадок, однако вплоть до XVIII столетия Стамбул застраивается великолепнейшими мечетями, медресе и дворцовыми комплексами. Самая красивая мечеть города — Голубая мечеть, строится в 1609—1616 годах при султане Ахмеде I. При всём архитектурном великолепии Стамбула частые землетрясения и пожары приводят к серьезным потерям архитектурных ценностей города.
В XVIII—XIX веках Османская империя, находясь в постоянных войнах с европейскими государствами и Россией, теряет большую часть балканских владений, Болгарию, Крым. Статус Черноморских проливов (Босфора и Дарданелл) и статус самой Турции («Восточный вопрос») становится объектом политики европейских держав в XIX веке. К концу века Османскую империю называют не иначе как «больной на Босфоре».
В XIX веке происходит европеизация оттоманских турок, которые начинают проявлять интерес к европейским архитектурным стилям: барокко и рококо. При правлении султана Абдул-Меджида (1839—1861) в моду входят французский язык и европейское платье. Важным символом перемен стал переезд резиденции султана из дворца Топкапы в новую резиденцию — дворец Долмабахче.
В 1845 году был построен первый постоянный Галатский мост, в 1850 году по Босфору пошли пароходы. В 1871 году в Стамбуле начинает действовать трамвайная линия, а в 1875 году карликовая линия метро — Тюнель. В 1889 году открыто пассажирское железнодорожное сообщение «Париж-Стамбул» («Восточный экспресс»). В конце XIX века в городе создаётся современная по тем временам система электро- и водоснабжения.
источник
источник