-Рубрики

 -Метки

point to point абстракционизм авангард акварель акрил аппликация араны бабушкин квадрат батик бронза валеный декор витражная роспись войлок второе блюдо вышивка лентами вязание вязанный топ гжель гимнистический купальник гипс городецкая городские грибы декор дерево дети в живописи жакард женская кофточка спицами женский образ в живописи живопись жилет закуска игрущки икона иллюстрации импрессионизм кальмары камни кемеровская компьюторная графика контур кофточка спицами крабовые палочки крючек крючком лаковая миниатюра лепка летнее платье летнее платье крючком масло мастихин медь металл метки мех море накидка натюрморт один мазок основной крой пальто папье-маше пейзаж петриковская роспись печень платье крючком платье на лето крючком плед портрет прикладное искусство пэчворк рисунок романтика роспись рыба салат секционная пряжа серебро скульптура спицы сюжетные танец текстиль туника уроки рисования уроки росписи фарфор фасоль хохлома цветы юбка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в luvolf

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.09.2011
Записей: 1842
Комментариев: 124
Написано: 2027


Мезенская роспись

Суббота, 24 Августа 2013 г. 23:54 + в цитатник

 

 

           Как и большинство других народных промыслов свое название эта роспись получила от местности в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы, на границе тайги и тундры.
        

   Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.
           Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции... В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.
       

  Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем неменее подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.
          

 Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся.
           Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
        

   В последние годы, из-за попытки угодить массовому покупателю, появилась тенденция "осовременивать" традиции росписи, применять "модный" прием - письмо по золотому фону. В результате этого нововведения теряется изящество, строгость и красота стиля, наносится вред сохранению и поддержанию исконных традиций.
          

 К сожалению, восстановлением мезенской росписи мало кто занимается. Ее можно увидеть разве что в Загоpском музее или на самой Мезени ...
Также Вы можете узнать о мезенской росписи из книги (на английском языке) Ольги Владимировны Кругловой "Русская народная резьба и роспись по дереву".
Известность мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, поэтому ее называют еще и палащельской. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как В.С.Воронов, Рыбаков, О.В.Круглова, С.К.Жегалова, Ю.А.Арбат, А.С.Миловский, высказывают разные версии.
          

 В.С.Воронов говорил о ее необыкновенной схожести с великолепной орнаментальной росписью греческого стиля Дипилон VIII века до н. э., и, кто знает, может быть, попал какой образец сюда по пути из варяг в греки... Ведь и правда, эти "темновидные" прялки напоминают древнегреческие амфоры и формой, и терракотово - черным построчным орнаментом. Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). С.К.Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья. Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория "наскальности"?
         

  А.С.Миловский отыскал в Пушкинском доме и мезенскую рукопись, датируемую, правда, не ранее XIX века, но с очень похожим орнаментом. Своя "версия" есть у Н.Величко. Образцы узорного ткачества на соседней реке Пинеге очень напоминают мезенскую роспись.
Большинство обнаруженных прялок было сделано в 1870-1930 годах, а самая ранняя из известных - 1854 года.
Письменное упоминание как о центре росписи датировано 1904 годом. Возродился мезенский промысел в 60-х годах.

Прославились из села Палащелье Новиковы, Аксеновы, Федотовы, Кузьмины и Шишовы. Изготовлением прялок занималось все мужское население. Каждый мастер сам вырубал их и расписывал. Одним из самых самобытных был мастер Новиков. Его почерк узнают по лошадкам "на дыбках" внизу прялки. Вот как подписана им одна из прялок:
           "1908 года 26 работал Прокопий Ссменой господинъ Новиковъ. Цена 30 копеек. Прялка прочная. Будешь держать и поминатш (орфография сохранена). И изобразил рядом себя с трубкой - это было в обычае палащельцев - рисовать свой автопортрет.
Вообще, на оборотной стороне прялки, там, где привязывалась кудель, помещали жанровые сцены: плывущий пароход, кораблик под парусами, охотников с собачками, дам и кавалеров на прогулке и т. п.
           Исследователи этой росписи расшифровывают ее с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в "уточке" и коне - знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представлении устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце), конь-огонь. Фигурки как коня, так и "уточки" (поместному "курицы") украшали крыши изб, даже и теперь бытует на Мезени поговорка:
           "Курицы и конь на крыше - в доме тише" (понимай: спокойнее, охраняют). Равно с ними украшали крыши и оленьими рогами. По преданию славян, олень связывался с дождем.
           Мастера были разные. Так, не оченьто уважали Якова Аксенова, прозванного Якунькой. Работал он халтурно, для базара, и даже придумал среди орнамента писать цену. (Хранится в Загорском музее.)
Палащельцы расписывали короба, сундучки, лукошки, рамы в интерьере дома. Частично эту роспись переняли коми-зыряне.
    

Фрагмент прялки "Охота". Вторая половина XIX в. Архангельская губерния, с.Палащелье.

  

Фрагмент прялки "Катание" 1898г. Архангельская губерния, с.Палащелье. Мастер М.А.Новиков

      Давайте рассмотрим палащельскую прялку (по размеру она меньше, изящнее, чем другие северодвинские). По-местному она называлась прялицей кокорицей, или "корневухой" .
            Доска (лопаска) имела свои четкие пропорции. Ширина должна три раза укладываться в ее длине.Начиная от "уточек" или "курочек", на главках прялки по порядку шли: узорный прямоугольник - "бёрдо", названный так по сходству с одноименной частью ткацкого станка и чаще всего окруженный теми же "курочками". Потом сплошной полосой шли геометрические узоры, напоминающие вышивку или тесьму, ряды коней и оленей, опять же чередующиеся с "уточками" или узорными полосами. На старых прялках поверхность лопаски не была окрашена по периметру, как допускается на промысле теперь при росписи плоскостных изделий. Это дополнительно подчеркивало стремительность бега тонконогих, изящных оленей и коней. Также усиливали этот эффект щедро разбросанные по пространству прялки многочисленные звездочки, стихийки, крестики.
Проявляя естественный интерес к символам, все же не стоит относиться к росписи как к иероглифическому или пиктографическому письму.

            Послушайте, как современный мезенский мастер, присматриваясь к заготовке, комментирует свою работу. "Как начать?.. Это низ - земля будет, здесь будто лес, трава наросла... А вверху - небо... А тут и солнышко всходит, надо еще и звезды. А вот и охотник в лес пошел, тут елку с косачами сделаем, а тут гуси полетят". Кстати сказать, все эти рассуждения высказаны над берестяным туесом, назначенным не под роспись, а под тиснение. И что интересно, принадлежат они одному из братьев семьи Фатьяновых, тех, что в соседнем селе расписывают лукошки, коробейки и т. д. А этот брат, значит, работает с берестой. Вот и пусть гадают искусствоведы, откуда что пошло: роспись ли натолкнула на тиснение, или тиснение задало графический стиль росписи. А может, и то и другое пошло от вышивок... Кто теперь разберет? Пожалуй, тут дело не в технике, а в образах, навеваемых близкой и знакомой природой. Так, одна из местных жительниц пояснила членам экспедиции Текстильной академии, почему ее домотканые половики имеют именно такой цвет: "Села ткать, посмотрела - такая синь за окном, ну и заткала ее..." Чего ж тут непонятного?.. Не стоит забывать, что большей частью художник работает не от ума, а от души и от сердца. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы - "таючей сере", а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Деревянную поверх-ность оставляли натуральной. Красно-коричневую краску мазками наносили на нее выдернутой из веника размочаленной палочкой- "тиской". А затем глухариным или тетеревиным пером наводили черный контур. Сверху покрывали олифой. Но, видно, был еще какой-то секрет. Современный мастер Иван Фатьянов, восстанавливая старую роспись вместе с отцом и Федором Федотовым, рассказывал, что хотел раз сделать по старинке, да как стал олифить, глина и слиняла. А расписанная гуашью наружная часть дома стоит под олифой уже не один год, и ничего... В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле. Роспись хороша, но характер ее уже несколько иной, уходит графичность. Такая строгая раньше, сейчас она приобретает смягченные черты. Это связано с тем, что четкий перьевой контур все больше заменяется мягким кистевым. Во многих случаях "капелька" сменила штрих, графическая скобочка превращается в мягкую дужку, фигуры коней рисуются мягкими широкими движениями кисточки. И наверное, имеет значение, что из "мужской" росписи охотников, рыболовов и оленеводов она становится все больше женским искусством.

Элементы росписи мезенской прялки

            Начать изучение мезенской росписи лучше всего с освоения простейших приемов, элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки.
           Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать руку и уверенно проводить линии.
Если нет тонкой кисти, можно использовать металлическое перо. В старину же мастера выполняли роспись глухариными перьями.
Контур всех квадратов расписывался красным цветом самодельной кисточкой (по-местному тиской), которая делалась из пряди волос, или "тиску" заменяла деревянная палочка, заостренная с одного конца и размочаленная. В настоящее время пользуются обычной кисточкой. Узоры, помещенные в квадраты, поражают многообразием, сложностью и оригинальностью.
           Анализируя элементы орнамента мезенской росписи, обращаем внимание на их геометрический характер, повторяющий узор резьбы по дереву, характерной для этого края.
                Вполне возможно, что деревенские резчики под влиянием живописного искусства жителелей соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив по традиции в узоре элементы геометрического орнамента: круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники, вписывая в них волнистые линии, скобки, спиральки, овалы и т.д.


Бердо

           Бердо - это решетка, состоящая из ряда клеток (от 2 до 4) в один или два ряда, в окружении уточек. Сверху и снизу от бердо идут геометрические ленты ("поля2). Обычно одна из лент направлена вертикально, а другая - горизонтально.

Края, обводки

Волны, бугорок и росток

 

Мелкие элементы мезенской росписи.

           Все эти элементы могут быть как мелкими, так и увеличенными, самостоятельными.
Волнообразные линии, зигзаг, стихийка - условные изображения воды. Движущийся крест, свастика - древнейший знак коловорота, движения солнца.

Уточка

           Водоплавающие птицы символизируют души наших предков. Утка к тому же символ ночного подводного движения солнца.
           Кистью (белка или колонок) №2 сверху вниз делается мазок замалевок. Отдельно пририсовывается клювик, а затем черным дорисовываются "реснички" на грудке, хвост, лапки, верхняя линия клюва.

 

Лебедь

           Коротким мазком вниз намечается линия шеи. Затем к нему добавляется нижняя линия туловища. Если она не получилась в один прием, то дополняется новым, еще одним подобным мазком. "Капельки" могут стать как хвостом, так и крылом птицы.
           Птицы, выполненные только черным цветом, создают впечатление второго плана, дали, вносят декоративное разнообразие. Из одинаковых замалевков могут получиться разные птицы (гусыня и лебедь).

 


Композиция в квадрате.


Композиция в прямоугольнике



Композиции в круге

 


Методические рекомендации.

           Изучение мезенской росписи на уроках изобразительного искусства желательно начать с беседы о традициях и достопримечательностях Мезенского края.
           Полезно проводить занятия в музее, чтобы дети соприкоснулись с истинно историческими музейными экспонатами и смогли поработать, копируя росписи прялок, туесов, коробов.
           Мезенская роспись как вид зародилась в селе Палощелье венского района Архангельскои области в конце XIX в. Она носила бытовую направленность: северные мастера расписывали прялки, короба, туеса, орудия труда, украшали избы. Характерные особенности мезенской росписи - графичность, фризовость, многоярусность. Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным не многословием, цветовой сдержанностью.
           Используются два цвета: красно-коричневый (получали из красной береговой глины, смешанной с древесной смолой, по-местному "серой") и черный (из сажи, смешанной с "серой").
Мезенская роспись похожа на рисунки первобытных людей интересен и "мужской" характер росшиси - прялки расписывали в старину мужчины - те, для: кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени.
Мастерством росписи в Палошелье славились пять семейств - Аксеновы, Новиковы, Шишовы, Федотовы, Кузьмины.
           Мезенская прялка называлась по-местному прялицей-кокорицей или корневухой. Названием подчеркивалось, что донце прялки делалось из корня дерева, в то время как лопастка вырезалась из его ствола.
           Мезенская прялка по размеру меньше, чем, например, борецкая,. тоньше и стройнее. Небольшая срезанная по нижним углам лопастка украшена наверху главками на тонких шейках, которые в деревянном зодчестве называются барабанами. Срезанная на два ската и увенчанная главками верхушка прялки напоминает своим контуром "премудроверхие" церкви Севера.
           Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем - птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.
           На маковках прялки, как правило, изображены "уточки" или "курочки", затем "бердо" - решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого станка. Далее- ряд "уточек" и снова "бердо" в окружении "уточек". Под ними - ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки вновь появляется конь. И везде - как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, кружочки, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.
           С обратной же стороны лопастки, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии - тут сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях.

Последовательность рисования фигур коня

           Мезенские русские прялки больше всего похожи на рисунки первобытных людей. Вот так же тысячелетия назад охотники, укрывшиеся от непогоды в каменных пещерах, оставляли на стенах своих жилищ изображения животных - бизонов, коней, быков.
           Трудно представить себе большее обобщение, чем конь, изображенный любым из старых мезенских мастеров: кирпично-красное пятно, как бы соединенное из трех частей: четырехугольника туловища и вытянутой шеи, переходящей в морду.
           Данная последовательность рисования фигуры коня хорошо понимается и легко усваивается учащимися:
- посередине ограниченного по высоте пространства чертим длинную линию;
- от каждого конца линии проводим вверх линии с наклоном вправо и соединяем их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник);
- пририсовываем наклонную линию для шеи рис.1;
- рисуем головку;
- из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги;
- для изображения ног, находящихся в середине, проводим изогнутые линии от середины четырехугольника рис.2;
- пририсовываем хвост, состоящий из трех-четырех наклонных, близко находящихся друг к другу линий;
- расписываем голову, шею и туловище красным цветом, а ноги и хвост - черным;
- заканчиваем рисование фигуры коня короткими штрихами черного цвета у гривы и ног, штрихи напоминают "реснички") и уздечки из двух линий рис.3.

 

 

Рис.1

 

 

Рис.2

 

 

Рис.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конь

          С культом солнца славянская мифология связывает коня и уточку: утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду.
           Параллельно уровню "земли" наметить линию нижней части туловища лошадки и повторить ее на всем протяжении ряда. Дорисовать туловище в виде ромба.
В одно движение кистью выполнить голову и горло: сперва намечается ухо - движение кисточки сверху вниз, а затем чуть вправо - нижняя часть морды, вверх и вниз, создавая вогнутую линию горла. Потом к туловищу дорисовывается загривок. Намечается линия спины и крупа.
           Контур лошадки заливается цветом.
          Прорисовывается линия спины, грива, ножки, хвост, сбруя.

Олень и лось

           Олень (лось) - знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи. Также олень символ зарождения всего нового, зарождения богатства духовного. "Стадо" оленей всегда располагается в орнаменте выше "табуна" лошадей.
           Рисовать оленя или лося можно по-разному: каждый может найти наиболее удобный для себя прием, а также это может определиться и возможностями вашей кисточки. Например, можно начать рисование с наведения линии загривка или капли-морды, а можно сделать так, как это делали старые мастера.

Серия сообщений "Мезенская роспись":
Часть 1 - Мезенская роспись
Часть 2 - Северодвинская роспись
Часть 3 - Мезенская роспись
Часть 4 - Мезенская роспись

Серия сообщений "- Уроки росписи":
Часть 1 - Розы одним мазком
Часть 2 - Роспись по камню
...
Часть 8 - Борецкая роспись.
Часть 9 - Мезенская роспись
Часть 10 - Мезенская роспись



Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку