Об этом местечке я смлышала от многих моих здешних знакомых. Все рассказы сводились к тому, что это небольшая рыбацкая деревня на берегу океана. Знаменита своими рыбными ресторанами и женщинами, а вернее их юбками. Они носят сразу по многу юбок и много золота на себе. Поэтому мое воображение рисовало маленькие домишки вдоль берега, на берегу лежат перевернутые вверх дном лодки рыбаком, а по улицам ходят смуглые стройные женщины в длинных юбках со множеством оборок и в больших ожерельях из золотых монет времен да Гамы.
С этими мыслями я садилась утром в машину. От меня путь составляет 40 минут. Если смотреть карту, то от Лиссабона надо ехать строго на север по трассе А8. Это новая трасса и почти всегда полупусная, если не пустая совсем. Это делает поездку удобной и быстрой. После поворота с магистрали предстоит проехать 6 ка по горам сплошь поросшими чкдусными состами. Это очень напомнило мне Серебрянный бор в Москве, только домиков там нет. Сплошной лес. Но лес не темный, а очень веселый и светлый. Дорогая приводит прямо в город, но тут начинаются трудности из-за большого количества указателей. Я не стала плутать, представив узкие улочки старой деревни, в поехала прямо через деревню. На поверку деревня оказалось городом и достаточно крупным. Пройти пешком из одной части в другую невозможно. Потому что часть города расположена на высокой горе, вокруг церкви св. Назария,а другая часть внизу вокруг лагуны. Но я пока этого не знала и просто решила пересечь весь город. На ваыезде из него я увидела направление «Пляж Атлантико». Мне хотелось к морю и я поехала по этому направлению. Скоро домики пропали. Опять пошел сосновый лес. С обеих сторон от дороги было несколько больших полян со столиками. Там было полно народу. Люди приехали на пикники. Но я проехала мимо. Дорога пошла вниз, верный признал приближения пляжа. Асфальт в некоторых местах пробит и заполнен песком и вот лес кончился и я увидела вдали песчаное поле, огромное, а за ним ниточку океана. Машин уже не было. Я поехала дальше. Дорога привела меня прямо на пляж. Кроме моей там было еще только три машины и никого! Полный восторг!
Как только я вышла из машины меня оглушил рокот океана. Полоса пляжа очень большая. Около 200 метров в ширину. Увидев полосу из водорослей на песке я поняла, что сейчас отлив. Полоса прилива-отлива составляет 50-80 метров. Вот это размах!
Было ветренно, но тепло. С утра было хмуро, поэтому и снимки такие. Да еще и из-за множества мельчайших капелек, которые висят в воздухе от волн.
Вот в таких местах чувствуешь, что все тлен и мелочи. И чувствуешь как ничтожно мал человек со всей своей культурой, изобретениями, историей. Прямо у берега волна высотой в 3-4 метра несется со страшной скорость на тебя и ты понимаешь, стоит океану вздохнуть чуть глубже и ты уже ничего не сможешь противопоставить этой силе. Я стояла у думала, что только высшая воля может сдерживать эту мощь, но если там, наверху терпение закончится, то будет страшно. Навстречу мне брели девушки с собаками. Да, здесь собакам рай. Никого! И можно прыгать и играть сколько душе угодно. Я решила, что в следующий раз возьму своих гулять сюда, Хотя Спатч может и испугается такого шума прибоя и волн. Компания позволила мне сделать фото. И я побрела дальше. На скале стоял старый форт. Под ним в воде лежал осколок скалы, дальше еще один и еще один. Как будто кто-то уходил под воду оставляя за собой такие следы. В Крыму уже непременно сложили бы легенду. Хотя, возможно, здесь тоже есть какие-то сказки, только я их не знаю. И про этот форт я тоже ничего не знаю. В моих книжках о Португалии ничего нет об этом месте. А в Нете я пока не успела покопаться. Я дошла до скалы и пошла обратно. У меня было ощущение такого полного счастья и полноты чувств, каких я давно не ощущала. Я повернулась к океану и сказала ему:
- Поразительно, но по глубине чувств, испытываемых сейчас не может сравниться никакая любовь. Никогда я не была так полна мужчиной, как тобой.
Только в одном месте я испытала подобный восторг. Это было в городе Урбино. Так тоже присутствует нечто высшее. Недаром там родился Рафаэль Санти. Я долго стояла у полоски раздела суши и воды. Начинался прилив и я увидела как мои следы уже кое где слизали волны, хотя я шла довольно далеко от воды, когда шла в сторону форта.
Теперь надо было посмотреть и город. Пока я проезжала по нему я вертела головой по мере сил, стараясь увидеть этих загадочных женщин Назаре в юбках, но не видела ни одной. Для этого надо было ехать в город и побродить там.
Я выбрала направление «музей» решив, что там должна быть зотя бы парковка. Потому сама большая проблема в Португалии именно парковка. Но маленькая площадь была забита. У одного дома между двумя машинами было местечко. Как я ненавижу так парвокаться, когда надо влезть между двумя машинами стоящими вдоль дороги. Пришлось вспоминать наставления моего английского учителя. Со второй попытки я влезла. И даже не так уж и плохо влезла. От гордости даже сделала фото. Как только я вышла из машины на балконе появился дедулька и что-то спросил меня на португальском. Я не поняла. Тогда он перестпросил меня на английском:
- Вам нужна квартира в аренду? Есть 2 и 3 комнатные.
-Нат, спасибо. Я только город посмотреть. Можно мне тут оставить машину на пару часов?
-Оставляйте, нет проблем, синьора.
И я потопала вверх по каменной улице. Музей оказался музеем какого-то местного человека. Имя его мне ни о чем не говорило, музей выглядел как современный дом и я решила не тратить на него время. Над крышами впереди я видела купол красивой церкви и решила пойти к ней. Церковь носила имя Назария. Не знаю то ли храм лад городку имя, то наоборот, но храм очень красив. Снимать внутри было нельзя. Шла служба и храм был полон настолько, что люди стояли в дверях и молились. И еще стояла очередь, чтобы покрестить детей. Детки были очень красиво одеты, хотя совсем крошки. Гости тоже все очень нарядные. Я смогла сделать фото. В руках у одного из гостей я увидела крестильную свечу и попросила разрешение сделать фото.
Вход в храм по очень красивой лестнице. Ступени очень старые и мраморная плитка перед входом из белого и красного камня тоже старая. Можно только представить какая она была яркая, когда была новой. Я все таки смогла одним глазком глянуть внутрь. Там все в золоте! Пел хор. Очень впечатляет!
Со ступеней храма я сделала несколько снимков площади городка. Вокруг площади шла торговля сувенирами. Это куклы в национальной одежде, вязаные вещи, скатерти, салфетки и украшения. Все ручной работы. Пройдя немного я увидела дорогу ведущую на скалу с видом на море. Дело шло к обеду и я решила пообедать. Ресторан я выбрала открытый и прямо на скале. Вид оттуда потрясающий! Ресторан был пуст. Я вошла и сразу направилась к столику на балконе. Но официант опередил меня и показал столик во втором ряду от балкона.
- Но я хочу сидеть здесь!
-Вы одна, а эти столини на троих.
-Но ведь ресторан пуст!
-Он сейчас будет полон.
-Вы уверены?
-Я уверен.
-Хорошо, тогда я найду другой ресторан.
- Ладно, присаживайтесь.
После таких препирательств в пустом ресторане я уселась там, где хотела. Заказала сардины и, хотелось вина, но пришлось пить колу, потому что за рулем. Потом мы уже разговорились с официантом. Который говорил и на английском, и на французском.
Вокруг меня все говорили на французском. Как я поняла это место отдыха французов. Все машины с номерами Франции. Я чувствовала себя как в стане врага. Я уже впитала это английское чувство за годы жизни в Англии.
Мой обед превзошел все мои ожидания. Было очень вкусно! Оставив 10 евро, а по счету было 7-80, я пошла дальше. Панорама была так великолепна, что я сделала несколько снимков с высобы этой скалы и затем вернулась на площадь. И тут я увидела, что женщины, торгующие сувенирами одеты уникально! Все женщины были в годах, или это так мне казалось? Все довольно упитанные, но без «навесов» на теле. На всех были блузы и юбки. Никого в платье. Одежда вся очень чистая и проглажена так, как я никогда не умела гладить. Юбки у всех были до колена и на резинке. От этого они сидели пузырем. По низу у всех шла кайма вышивки. В каждой свой рисунок и цвета, но все очень красивые и с золотом. А из-под этих юбок виднелись нижние юбки. Белые с кружевами ручной работы. Ах, какие красивые кружева!!!! Тут я увидела, что одна такая тетя стала спускаться в туалет, который под землей. И я подумала, что если она потом будет подниматься обратно по лестнице, я, если пойду следом, смогу заснять осторожно все эти кружева. И пошла тоже в туалет. Тетя вышла и в дверях мы столкнулись. Я улыбнулась и показала ей, что пропускаю ее вперед. Она была весьма грузная и в годах. Поднималась она медленно и тяжело ступая ногой на ступеньку и подтягивая к этой ноге другую. И снова. Т.е. со ступеньки на ступеньку. Но, боже мой! Кеакле зрелище открылось мне, идущей на 4 ступеньки ниже! На тете были белые батистовые панталоны! Они были ослепительно белые, проглажены и заканчивались почти у колена кружевами опять же ручной работы! Я разинула рот от восхищения! Старая тетя, упитанная, но под ее коричневой юбкой, шитой по краю золотыми нитями, была снежно белая юбка с кружевами и эти панталоны! Как все меняет одежда! Честное слово, я даже забыла, что она толста и с больными ногами. Будь я мужчиной искушение заглянуть в эту снежность кружев было бы ужасным! Я вспомнила романы Бальзака, наряды дам, описание пены кружев вокруг ножек. Впервые в жизни я видела панталоны, которые украшают, а не уродуют.
Я так оторопела от увиденного, что забыла сделать фото, а тетя уже миновала послежнюю ступеньку и пошла по площади своей тяжелой походкой женщины-труженицы. Ну не просить же ее задрать юбки на площади? Так что придется вам поверить мне на слово.
И тут я словно прозрела. Я стала различать этих женщин Назаре в толпе! Решив восполнить упущеное хоть как-то я попросила первую из них попзировать мне. Фото получилось занятное и видно насколько мои представления были далеки от реальности. Но все равно интересно. Еще забыла дописать, что у некоторых женщин были передники. Отглаженные шелковые, с вышивкой, нарядные. Это скорее дополнение к наряду, украшение, нежели передник в нашем представлении.
Интересная колонна с крестом госпитальеров украшала площадь, а рядом с ней недобльшая часовенка, очень древняя. Вход свободный. Внутри все выложено традиционной сине-белой плиткой. Помещение крохотное. Примерно 2х2 метра. Прямо алтарь, на котором по стеклянным компаком распятие. Справа вниз ведет узкая лесенка. Я спустилась в ней и оказалась под алтарем и с длругой стороны. Там одна над другой две решетки. За верхней фигура девы Марии с младенцем на руках. А вторая решетка закрывает вход в лаз, который уходит в глубь скалы. Никакого пояснения снаружи я не нашла и не нашла никого, ктобы смог мне на английском рассказать что же это такое. А так интересно! Но фото я сделала. На этом я рещила отправится к машине. Потому что не стоит в один день получать много впечатлений. Они смазываются в памяти. Если есть возможность, то все надо получать небольшими порциями, чтобы суметь насладиться.
А теперь я буду выкладывать фото в фотоальбом. Серия так и будет называться “Nazarie”