Всех приезжающих в Волгоград, как правило, в обязательном порядке ведут на Мамаев Курган, в комплекс « Панорама Сталинградской битвы» и стараются показать другие достопримечательности, связанные с Великой Отечественной войной. Правильно, конечно. Ведь это, пожалуй, самая героическая и самая страшная страница истории города. Однако, хочу напомнить, что трижды переименованному городу около 500 лет. Существовал город и до войны, и до октябрьской революции. Повидал немало. Видел Царицын Пугачева, погуливал в наших краях Стенька Разин. А еще раньше облюбованы были здешние вольные места разным свободолюбивым русским людом. А есть сведенья , что уже в 13-14 веках на территории сегодняшней Спартановки располагался Татарский город, совершенно уникальный для своего времени. Дома отличались очень интересной и грамотной планировкой, в них были системы отопления и канализации. Если считать этот город предтечей Волгограда, то мы сразу получаем 700-летнюю историю. Но большую часть своей истории город наш был спокойным, степенным, пыльным купеческим городком. Основное население которого всегда занималось, как бы мы сейчас сказали – средним и малым бизнесом. Правда, и крупные промышленники в Царицыне имелись. И выглядел город соответствующе.
В 1902 году архиепископ Арсений так описывает наш город: «Проезжая Царицын, я заметил, что город этот большой и благоустроенный. Он выглядит красивее Саратова, в нем довольно много зелени, широкие улицы, много красивых домов, и храмы Божии – великолепные».
Как жаль! Все было разрушено во время ВОВ. Практически стерт с лица земли был город и все его исторические архитектурные памятники были уничтожены.
Когда же Сталинград- Волгоград стали восстанавливать, то первейшей заботой было, конечно же, обеспечить горожан жильём. Потому, как горожане жили в землянках. И уж конечно было не до восстановления разрушенных купеческих строений. И теперь, приезжающие в Волгоград гости говорят о том, что нет у нас ни чего интересного, ни чего запоминающегося. Вольно вам так говорить , сидящим в ваших красивых, сохранившихся в целости городах, сохранившихся быть может , ценой полного разрушения Сталинграда!
Тем ценнее, то, что такие памятники у нас есть, многие к сегодняшнему дню восстановлены, отреставрированы. Многие реставрируются, какая то часть еще только ждет своей очереди.
Теперь можно говорить о том, что имеется целая заповедная улица, вернее – её часть. которая выглядит именно так, как выглядела она 100 лет назад в благополучном и сытом провинциальном русском городе. Сейчас эта улица называется Волгодонской- прежнее её имя Анастасийская. После войны здесь были только руины. Большая часть зданий была разрушена до фундамента. Восстановление вели по архивным документам и фотографиям. Потом, как- нибудь я расскажу о других восстановленных зданиях и памятниках архитектуры. А сегодня предлагаю пройтись по Волгогдонской.
Ул. Волгодонская, 5
Дом.купца Алексеева расположен на углу улиц Волгодонской и Пролеткультской. Датируется концом XIX века.До конца 1920-х г.г. здание сдавалось в аренду под постоялый двор. В помещениях дома размещалась часовая мастерская Моисеева и парикмахерская Солонина. Здесь же находились и их квартиры.Во время Сталинградской битвы южная часть здания была разрушен
, Дом купца Донцова – Волгодонская, 7.
Здание построено в конце XIX - начале XX века. Владелец дома - купец Донцов – содержал в нем постоялый двор.После Октябрьской революции и гражданской войны, до 1930 г. постройка арендовалась мелкими кустарями, небольшими организациями и конторами. Автор проекта восстановления архитектор Белов
Дома 11 и 13 принадлежали царицынскому купцу, члену городской думы А. П. Мишнину.Дом 11 построен в 1890 г., он сдавался в наем.В дни Сталинградской битвы был поврежден полностью.
На первом этаже дома 13, построенного в 1880 г, располагалась лавка с товарами свечного завода, второй этаж сдавался в наем. В частности в 1902 г. здесь проживали и работали сапожник Антонов и врач Соколов. Сейчас в этом здании расположена вечерняя школа №5 Центрального района
Дом 16 – единственный сохранившийся по четной стороне улицы. Он построен в 1890 г., принадлежал царицынскому купцу В. Ф. Лапшину и сдавался под контору правления пароходного товарищества «Русь». Сейчас здесь располагается какой-то из отделов Департамента муниципального имущества.