Цитата сообщения
Александр Шахабалов
- На фотосайтах Ваши фотографии вызывают очень много дискуссий, потому что некоторые из них, скажем так, балансируют на грани привычного. Как Вы думаете, чем вызвана неоднозначная реакция публики?
Александр Шахабалов:
- Это старый вопрос: должны ли фотографы следовать принципу эстетичности в изображении обнаженного тела? Я считаю, ни в коем случае! Такой подход годится для рекламы товара или рекламы самой изображаемой натуры. Мои работы – не витрина. У художественной фотографии могут и должны быть другие задачи. Они зависят от темы, от замысла автора, который в интересных работах не ограничивается показом обнаженного тела, сколь бы красивым оно ни было. Поймите меня правильно: я не приверженец антиэстетики, когда работа делается по принципу: чем грубее, неприятнее для взгляда – тем лучше. В моем понимании эстетика фотоизображения – в его внутренней гармонии, скрытом содержании и связях, а еще, если смотреть сквозь плоскость картинки и разглядывать изображенных людей, – в глубине и содержательности их внутреннего мира. Это банальное рассуждение приходится повторять вновь и вновь в дискуссиях на интернет-форумах, на страницах журналов. Вкусы зрителей в этом вопросе исключительно консервативны: они полагают, что обнаженное тело должно демонстрировать красоту, здоровье, быть ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ и точка. Так считают даже многие фотографы, в том числе профессионалы. В одном типовом контракте с моделью я даже видел что-то вроде: «...модель обязана принимать эстетические позы и вытягивать носки ног во время позирования». А в одном комментарии к моей работе «Девушка и тень» написали, что «тень должна подчеркивать достоинства модели». Дальше, кажется, некуда. Мало того, что фотограф обязан сделать такому зрителю «красиво», так еще и тень должна ему угодить! Откуда этот подход? Почему массово наблюдается такое неприятие публикой форм и пропорций, не укладывающихся в сиюминутные представления о стандартах? Ведь при оценке других видов изобразительного искусства люди бывают не столь категоричны. Дело, наверное, в том, что большая часть зрителей не воспринимает фотографию как самостоятельный, самодостаточный art. Изображение на поверхности фотобумаги для них вовсе не изображение, а сама действительность, более или менее точно воспроизведенная фотографом. Они говорят: «Какое красивое озеро!» или «Какая красивая девушка!». А на самом деле это не озеро на фотографии, а мечта, материализованная мысль автора об озере, и не девушка, а представление автора о девушке или даже не о девушке вовсе, а о предмете, раскрыть который помогает изображение девушки. Фотография (если речь идет о художественной фотографии) – НЕ иллюстрация, не приложение к воспоминаниям о проведенном отпуске. Фотография создает новый объект – фотопроизведение, не совпадающее и не равное тому, что изображено. Снимок должен вызывать эмоции не тем, что изображено, а тем как это сделано.
*Разоблачение женщины (Фотодело, № 11, 2005)*
http://shahabalov.ru/