АнтикварноГончарное | Bernard Palissy.16 век |
Родившись в бедной семье, самоучка, он хвастался, что не говорит ни на греческом, ни на латыни. Простой горшечник, гончар, гугенот, он стал изобреталелем, художником, физиком, химиком, агрономом, одним из основателей современной геологии и палеонтологии. Он известен тем, что всю свою жизнь боролся за то, чтобы не подражать китайскому фарфору, основатель Французской майолики. Палисси занимался фаянсом, эмалями, глазурью, выпустив в свет трактат "О гочарном искусстве, его пользе, об эмалях и огне"(1580). Он изучил и опубликовал немало призводственных тайн и секретов, но оставил и свои: целый ряд рецептов его глазурей не раскрыты и по сей день. Бернар Палисси прожил долгую трудовую жизнь, а в конце ее был брошен в застенки Бастилии, как гугенот. Там он и умер. Существует версия, что его казнили.
Bernard Palissy . Victoria and Albert Museum Catalogue
Все блюда Палисси овальной формы, на них изображаются различные виды раковин, пресмыкающиеся, растения, чаще всего древовидные папоротники, окруженные водой. Вода — стихия, где, по мнению Палисси, появились основные формы жизни. Интересен выбор животных на блюдах «сельских глин». Это ископаемые раковины, рыбы, пресмыкающиеся, ракообразные, то есть самые древние существа на Земле. А сам метод, который применял Палисси, возможно, свидетельствует о своеобразной «магии». Известно, что в натурфилософии Возрождения наука неотделима от магии, представления о «симпатии и антипатии» вещей — от научных открытий. При этом вспоминаются два следующих утверждения Палисси: «Все глины возникли из скал», «Все земли могут стать глинами». Таким образом, «сельские глины» — это не просто «глины», а понятие, несущее философский смысл.
Палисси — автор двух больших книг-трактатов. Первая, напечатанная в 1563 г., называлась так: «Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить свое состояние, а также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям Земли. А также книга эта содержит рисунок сада, представляющего столь же приятное, как и полезное изобретение. А также рисунок и план защищенного и совершенно неприступного города».
Образцом для такого города служила раковина или, точнее, пурпурный моллюск. От торговой площади и дома губернатора, находящихся в центре города, спиралями вьются улицы, причем последняя спираль образует внешнюю стену города. Вторая книга, опубликованная в 1580 г., называлась «Чудесные рассуждения о природе вод и источников естественных и искусственных, о металлах, солях, камнях, землях, об огне и эмали, со многими другими тайнами предметов, встречающихся в природе. С прибавлением трактата об удобрении земли, все представленное в виде разговоров, которые ведутся Теоретиком и Практиком». Уже одни лишь названия трактатов Палисси показывают широкий круг его занятий и интересов, соединение в его деятельности научного и творческого подхода.
Творчество Палисси-керамиста можно разделить на два больших периода. Первый период — «сельские глины», как мастер называл свои изделия, созданные во время пребывания в Сенте. «Сельские глины» — фаянсовые большие, неглубокие, всегда овальной формы блюда с широкими прямыми краями, они украшены мотивами живой природы.
Второй период — «парижский», когда Палисси работал в Тюильри. В это время Палисси впервые применил формовку в гипсе для выпуска массовой однотипной продукции. К этому периоду относятся многочисленные композиции на библейские и мифологические темы, часто представляющие свободные копии с фресок.
Произведения Бернара Палисси пользовались большим успехом не только в его время, но и в последующих веках. Недаром герой романа Бальзака «Шагреневая кожа» замечает в лавке древности в первую очередь изразцовую печь, «настоящее чудо искусства, порожденное гением Бернара Палисси». А под «лавкой древностей» Бальзак, как известно, подразумевал шедевры мирового искусства.
Bernard Palissy. Бернар Палисси (1510 -1589/1590)
http://en.wikipedia.org/wiki/Bernard_Palissy
http://www.clevelandart.org/collections/collection%20online.aspx?type=refresh&csearch=Artist%20/%20Maker:Bernard%20Palissy
Victoria and Albert Museum Catalogue, London, UK
Cleveland Museum of Art, Ohio
Metropolitan Museum of Art Timetable of Art History
Серия сообщений "* керамика и майолика ":
Часть 1 - АнтикварноГончарное | Bernard Palissy.16 век
Часть 2 - Miriam Escofet | АртТрехмерное
Часть 3 - АфроМодерное | Thomas Blackshear
...
Часть 5 - ДекоративноКерамическое|Майолика
Часть 6 - George Jones|Majolica
Часть 7 - Антикварное|Майолика
Рубрики: | Антиквариат Декоративно-прикладное искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |