Ширменное... |
В начале XIII века венецианский купец Марко Поло совершил путешествие в Китай. Много интересного привез он в Италию из этого путешествия. Среди прочей экзотики были и различные образцы китайских ширм.
Что же тогда представляла собой ширма? Несколько деревянных рамочных каркасов, обтянутых тканью и шарнирно соединенных между собой.
Итальянцев ширма заинтересовала, и, поскольку была проста в конструкции и полезна в быту, быстро стала популярным предметом мебели. Итальянские мастера столярного и мебельного дела, поближе познакомившись с мотивами декора и техническими приемами, нашли много возможностей разнообразить ее внешний вид (и соответственно, себестоимость). Для людей различных социальных статусов стало престижно иметь ширму. Ведь ширма и украшала пространство, и выгодно делила его на функциональные зоны, да и просто защищала от сквозняков.
С развитием стиля рококо в интерьер европейцев вошли китайские обои и ткани, лаковые изделия, фарфор, и конечно же, ширмы, которые поражали европейцев своим необычным декором. Вот тогда сформировался своеобразный стиль, который назвали «шинуазри» («chinoiserie»), что можно перевести как «китайщина». Шинуазри характеризовался использованием в декоре интерьеров и мебели мотивов средневекового китайского искусства. Российский император Петр I во время своего пребывания в Англии и Голландии был восхищен завезенными туда китайскими изделиями. А помимо этого с 1968 года между Россией и Китаем были установлены постоянные торговые отношения. Так стиль шинуазри появился и в России.
Первые ширмы появились в Китае еще во II веке до н.э. В Китае считалось, что внутреннее пространство жилища должно быть закрыто от посторонних глаз и ширма была таким щитом. Кроме этого ширма, как считали китайцы, преграждала путь в дом злым духам. При всей простоте конструкции внешнее разнообразие ширм поистине безгранично. В них мебельное мастерство объединяется с декоративно – прикладным искусством и живописью. Ширмы расписывали (или расшивали) изображениями пагод, жанровых сцен, пейзажами, каллиграфией.
Широко распространенным был рисунок на ширме в композиции триптиха.
Деревянная часть ширмы могла занимать как более, так и менее значительную часть. Распространены были также ширмы, полностью выполненные из дерева. Их украшали резьбой, интарсией, инкрустацией.
Не нужно забывать, что у китайской ширмы обе стороны являются лицевыми. И на внутренней, и на внешней сторонах должны быть тщательно выполнены рисунки обычно в одной технике, в одном жанре.
В основу китайской орнаментики вошли многочисленные образы реального растительного и животного мира, небес и водоемов, а также мифологические и фантастические существа. Каждый образ при соблюдении определенных канонов играл свою особую роль.
Общепринятой в декоре ширм стала «благопожелательная» образность, символически воспроизводящая «условия счастья».
Ширма делала интерьер интригующим и изысканным. Уже на протяжении многих столетий она исправно выполняет свою основную функцию – разделяет пространство.
* * *
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |