Вопрос: существует ли Бог?
Ответ теиста или деиста: да, Он сверхъестественен, Он творец и (теисты онли) владыка нашего мира.
Ответ атеиста: нет никакого сверхъестественного божки-творцунка, мир управлялся, управляется и будет управляться законами природы.
Ответ агностика: (Кто вы такие? Я вас) не знаю; это вообще наверняка знать нереально. Агностики с художественным вкусом могут творчески развивать и уточнять свою позицию:
Ответ пантеиста: да, если под Богом понимать природу.
Ответ агностического теиста: не знаю, но я верю.
Ответ агностического атеиста: не знаю и не верю.
Ответ агностического похуиста: не знаю и мне похуй. И т. д. и т. п. Показательной может быть копипаста из книги одного известного агностика, французского писателя Бернарда Вербера:
Если бы электрон обладал сознанием, мог ли бы он догадаться, что включен в гораздо более обширное целое, чем атом? Мог ли бы атом понять, что он является частью большего единого целого, молекулы? А смогла бы молекула понять, что она заключена в чем-то гораздо большем, например, в зубе? А зуб способен был бы предположить, что является частью человеческого рта? Тем более, может ли электрон сознавать, что является бесконечно малой частью человеческого тела? Когда кто-то говорит мне, что верит в Бога, то это напоминает мне утверждение: «Я, маленький электрон, претендую на то, что различаю молекулу». А когда кто-то говорит, что он атеист, это равнозначно заявлению: «Я, маленький электрон, уверен в том, что нет ничего над тем, что известно мне».
Но что бы они сказали, и верующие, и атеисты, если бы знали, насколько все больше и сложнее, чем даже может представить их воображение? Насколько потрясен был бы электрон, если бы знал, что он включен не только в атомы, молекулы, зубы, людей, но и что сами люди включены в планету, Солнечную систему, космос и еще что-то гораздо большее, для чего у нас сегодня нет названия. Мы являемся частью игры в русские матрешки, которая выходит за грань понимания.
Поэтому я позволю себе сказать, что изобретение людьми концепции Бога является лишь успокаивающим занавесом перед лицом головокружения, охватывающего их из-за бесконечной сложности того, что может находиться над ними.
«Мы, боги», Бернард Вербер
Агностики шпыняются со всех сторон. Воинствующими атеистами — за то, что агностикам похуй. Воинствующими верующими — ровно за то же. Невоинствующий атеист часто оказывается агностиком, который не знает этого слова. При этом такой агностик может участвовать в религиозных обрядах, на всякий случай, чтобы не портить отношения, в отличие от воинствующего атеиста. То есть, со стороны некоторых агностиков налицо попытки угодить и нашим, и вашим, а со стороны других — попытки плюнуть и тем, и другим в морду, в зависимости от степени личной злобности агностика. Такие дела.
Full version :)