-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lotal

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.04.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 101


Может ли множественное раздвоение сознания объяснить жизнь, вселенную и все вообще?

Вторник, 07 Августа 2018 г. 20:54 + в цитатник

5634461_F3133D9B (590x393, 80Kb)

Бернардо Каструп, Адам Крабтри, Эдвард Ф. Келли, статья в Scientific American 18 июня 2018

оригинал: https://blogs.scientificamerican.com/observations/...e-the-universe-and-everything/

первоначальный перевод на русский, который пришлось подредактировать: 
https://zugunder.com/index.php?topic=216199.msg6337873#msg6337873


В 2015 году врачи в Германии сообщили об экстраординарном случае женщины, которая страдала от того, что традиционно называлось «множественным расщеплением личности», а сегодня известно как «диссоциативное расстройство личности» (dissociative identity disorder - DID). Женщина демонстрировала множество различных личностей (alter ego), некоторые из которых утверждали, что они слепы. Используя электроэнцефалография (ЭЭГ), врачи смогли установить, что мозговая активность, обычно связанная со зрением, отсутствовала, когда слепая личность контролировала тело женщины, хотя глаза ее были открыты. Примечательно, что, когда зрячая личность брала тело женщины под свой контроль, обычная активность мозга возвращалась.

Это была убедительная демонстрация буквально ослепляющей силы крайних форм диссоциации, состояния, в котором психика порождает множество функционально разделенных центров сознания, каждое со своей личной внутренней жизнью.

Современные методы нейровизуализации показали, что DID реален: в исследовании 2014 года врачи проводили функциональное сканирование мозга как у пациентов, так и у актеров, изображающих DID. Сканирование реальных пациентов выявило четкие различия в сравнении с актерами, показывая, что диссоциация имеет идентифицируемый уникальный отпечаток нейронной активности. Другими словами, есть что-то нечто особенное, как именно выглядят в мозге диссоциативные процессы.

Имеются также убедительные клинические данные, свидетельствующие, что различные личности могут одновременно присутствовать в сознании и при этом считать себя отдельными личностями. Один из нас написал обширный обзор и провел оценку доказательств такого разделения идентичности и сопровождающих сложных форм интерактивной памяти, особенно в тех крайних случаях DID, которые обычно называют множественным раздвоением личности.

История такого состояния восходит к началу 19-го века, с шквалом случаев в периоды с 1880-х до 1920-х годов и снова с 1960-х до конца 1990-х годов. Огромный объем литературы по этому вопросу подтверждает устойчивое и бескомпромиссное чувство обособленности, испытываемое составляющими пациента личностями. Она также приводит убедительные доказательства того, что человеческая психика постоянно активна в создании отдельных личностных единиц восприятия и действий, которые могут потребоваться для решения жизненных проблем.

Хотя мы можем затрудняться объяснить, как именно происходит этот творческий процесс (потому что он разворачивается почти полностью за пределами мышления и самоанализа), клинические данные все же заставляют нас признать, что что-то происходит, что имеет важные последствия для наших представлений о возможном и невозможном в природе.

Недавно опубликованная работа одного из нас утверждает, что диссоциация может предложить решение критической проблемы в нашем современном понимании природы реальности. Это требует некоторых пояснений.

Согласно господствующему метафизическому взгляду физикализма, реальность принципиально представляет собой физические вещи вне и независимо от сознания. Психическое состояние, в свою очередь, должно быть объяснимо с точки зрения параметров физических процессов в мозге.

Ключевой проблемой физикализма, однако, является его неспособность объяснить, как наш субъективный качественный опыт – чувство тепла от огня, румяность яблока, горечь разочарования и так далее – может возникнуть из расстановки физических частиц.

Физические сущности, например, субатомные частицы, обладают абстрактными соотносимыми свойствами, такими как масса, спин, импульс и заряд. Но нет ничего в этих свойствах, или в том, как частицы расставлены в мозге, посредством чего можно было бы определить, что такое тепло огня, румяность яблока или горечь разочарования. Эта проблема известна как трудная проблема сознания (hard problem of consciousness).

Чтобы обойти эту проблему, некоторые философы предложили альтернативу: восприятие присуще каждой фундаментальной физической сущности в природе. При такой точке зрения, называемой “конститутивный панпсихизм”, материя уже имеет способность восприятия с самого начала, а не только тогда, когда она формируется в виде мозгов. Даже субатомные частицы обладают некой очень простейшей формой сознания. Тогда наше собственное человеческое сознание (предположительно) состоит из сочетания субъективных внутренних жизней бесчисленных физических частиц, из которых состоит наша нервная система.

Однако конститутивный панпсихизм сам имеет критическую проблему: нет ни одного внятного вменяемого объяснения, каким образом субъективные точки зрения низкого уровня - уровня субатомных частиц или нейронов в мозге, если у них есть эти точки зрения, - могут объединяться для формирования субъективных точек зрения более высокого уровня, ваших и наших. Эта проблема называется комбинационной проблемой (combination problem), и она кажется столь же неразрешимой, как и трудная проблема сознания.

Очевидным способом обойти комбинационную проблему является постулирование, что, хотя сознание действительно фундаментально по своей природе, оно не дробится как материя. Идея состоит в том, чтобы распространить сознание на всю ткань пространства-времени, а не заталкивать его в границы отдельных субатомных частиц. Этот взгляд - называемый  «космопсихизмом» в современной философии, хотя мы предпочитаем свести к классическому названию «идеализм», – это то, что есть только одно, универсальное сознание. Физическая вселенная в целом является внешним проявлением универсальной внутренней жизни, так же как живой мозг и тело – это внешний облик внутренней жизни человека.

Вам не нужно быть философом, чтобы осознать очевидную проблему с этой идеей: у людей есть собственные, отдельные области восприятия. Мы не можем читать ваши мысли, вы не можете читать наши мысли. Более того, мы, как правило, не знаем, что происходит во вселенной, и предполагаем, вы тоже этого не знаете. Таким образом, для того, чтобы идеализм был убедительным, нужно объяснить — хотя бы в принципе — как одно всеобщее сознание порождает множественные, частные, но одновременно сознательные центры познания, каждый из которых обладает отдельной личностью и чувством идентичности.

 И вот здесь подходит диссоциация. Мы знаем эмпирически из DID, что сознание может дать начало многим операционно различным центрам параллельного опыта восприятий, каждый со своей собственной личностью и чувством идентичности. Поэтому, если что-то аналогичное DID происходит на универсальном уровне, то одно универсальное сознание может в результате дать начало многим альтернативным личностям с собственными внутренними жизнями, такими как ваша и наша. Таким образом, мы все можем оказаться альтернативными эго — диссоциированными личностями — всеобщего вселенского сознания.

Более того, как мы видели ранее, в мозге пациента с DID диссоциативные процессы выглядят по-особому. Поэтому, если происходит некое DID универсального уровня, то альтернативные личности всеобщего сознания также должны как-то проявляться внешне. Мы полагаем, что это внешнее проявление есть сама жизнь: организмы с метаболизмом – это проявление диссоциативных процессов универсального уровня.

Идеализм – заманчивый взгляд на природу реальности, так как он элегантно обходит две, возможно, неразрешимые проблемы: трудную проблему сознания и комбинаторную проблему. Поскольку диссоциация открывает путь к объяснению, как при идеализме одно универсальное сознание может стать многими индивидуальными умами, мы можем теперь получить в свое распоряжение беспрецедентно последовательный и эмпирически обоснованный способ осмысления жизни, вселенной и всего.

 

Рубрики:  Околонаучное
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку