-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Los-ku-tik

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11177


Славянские языческие и православные праздники.

Пятница, 15 Апреля 2011 г. 18:12 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya





Так повелось, что праздники составляют одну из важнейших сторон нашей общественной и частной жизни.
В старину говаривали: «Мы целый год трудимся для праздника».
А потому праздник в духовном сознании начинает восприниматься как нечто священное, противоположное будням, отличное от повседневной жизни.
При этом, если будни осмысливаются как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник являлся временем, когда происходило слияние с Божественным, приобщение к духовным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди старались достигнуть особого душевного и телесного состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. И для достижения такого осознания праздника на бытовом уровне было создано множество правил, которые должен был усвоить каждый член общества.


Гуляние на святках.Львов И.М

Праздники всегда считались обязательными для всех, особенно достигших зрелого возраста.
При этом дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, т.к. одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле — не вступили в брак.

Праздник являлся особым днем, который предполагал полную свободу от всякой работы.
В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу.
В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным.
Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье. Так, в былые времена даже тихое в будни село быстро заполнялось зваными и незваными гостями — нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками.
А потому праздник становился днем преображения деревни, дома, человека.
К лицам, которые нарушали правила праздничного дня, применялись самые жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми и до полного изгнания из деревенского сообщества.
Праздники — это особая система. Они имеют единую многоступенчатую последовательность. Из года в год, из века в век всегда справляются в определенном порядке.


Ф.В.Сычков.Праздничный день. Подруги. Зима.1941

В качестве примера праздников, не связанных с христианством на Руси, можно привести Святки, Масленицу, Купалу, русалину неделю, заветные праздники — в память о каком-либо местном событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские, молодежные праздники.

«…и льется мед огней вечерних,
и пахнет сладкою халвою;
ночной пирог несет сочельник
над головою.
Твой Новый Год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.»

И.Бродский. «Рождественский романс». 1961.


Святки – это период между Рождеством и Крещением, который по новому стилю начинается 6-го января, а заканчивается 19-го января. Посередине находится Васильев день – теперь это 14 января, первый день старого Нового года.

Первая половина Святок – смешные, или святые вечера. Вторая половина – страшные вечера, когда выползает из всех щелей нечистая сила и даже сосуды с водой нельзя на ночь оставлять ненакрытыми – туда может забраться злой дух.

Это было одно из важных праздничных событий января, время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным духовным смыслом.

В это время каждый получает возможность обновиться заново вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года, а вместе с тем приоткрыть завесу, скрывающую от человека его будущее.
И хотя православная церковь издавна порицала бытовую ворожбу и различные способы гадания, три дня в году считались едва ли не обязательными для определения своей судьбы. Это были сочельник, Новый год (по старому стилю) и Крещение.



Сразу после Рождества начинались так называемые страшные вечера. В это время, по представлениям крестьян, нечистая сила становилась очень активной. Как бы в подражание разыгравшейся нечисти парни от Нового года до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крыши и закрывали досками трубы — при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.


Гавриил Никитич Горелов.Ряженые в деревне. 1906

В эти дни те, кто не верил в гадания, ходили в гости к друзьям, взяв в качестве подарка и угощения печенье в виде фигурок зверей и кутью.
Рекомендовалось посещать церковь, принимать участие хотя бы в начале церковной службы. Это позволяло почувствовать значимость наступающего праздника.
На Святках (обычно во второй их половине, в страшные вечера между Новым годом и Крещением) девушки гадали особенно много и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.
Так, в эти дни ходили слушать за деревню на перекресток дорог, так как было поверье: с какой стороны залает собака — туда и замуж идти.
Подслушивали под окнами: если ругаются — в плохой дом выйдешь, смеются — в хороший.
Сняв крест и не благословясь, девушка одна или с подругой шла к конюшне, становилась спиной к дверям и ударяла три раза по ним левой пяткой, приговаривая:
«Если выйду замуж, то оцепайте лошадей» (т.е. надевайте узду).
И если лошади забренчат уздами, то гадающая в этом году выйдет замуж.
Отправлялись и к амбару, тоже предварительно сняв крест.
Сказав: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!», прислушивались к звукам внутри амбара. Так, если послышится, что там пересыпают зерно, то девушка выйдет замуж за богатого, если же почудится, что метут пол веником, — быть ей за бедным.


Ф.Сычков “Катание с гор”.

Повсеместно девушки на Святках выходили «снег полоть».
Снег собирали в полу пальто и говорили: «Полю, полю снежок на собачий следок!»
Потом снег из полы пальто перекидывали через левое плечо и говорили:
«Наша клята, ваша свята. Миленький, ау!»
Приговаривали и так: «Полю, полю белый снег, полю, приговариваю:
взлай, взлай, собачка, на чужой стороне, у свекра на дворе, у свекрови на печном столбе, у ладушки на кроватушке».
Очень распространено было гадание с помощью петуха. Для этого гадальщицы раскладывали на полу (на столе) щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой.
Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, ножницы — суженый будет портной, золу — табачник, уголь — к вечному девичеству, монет­ки — к деньгам, если петух клюнет зеркало — муж будет щеголем, если начнет пить воду — быть мужу пьянице и т.д.
На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью причешется, и его узнают по цвету оставшихся волос.
«Богатый, бедный, вдовец, холостец», — перечисляет девушка, считая колья в тыну.


Выдергивали из стога колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым.
. На Святки тверские девушки привязывали к порогу веник, чтоб разметало жениху дорогу к сватам ехать.
Для того чтобы гадания на жениха сбылись, девушки совершали несколько странный обряд.
Для этого они «сковородник маме под подушку клали — блинами жениха кормить. Сковородку под матрац, вдоль кровати».
Те девушки, которые еще не дождались своего жениха, выходили вечером на Крещение и окликали суженых. Если навстречу девушке попадется молодой парень — хорошая примета, если старик — недоброе предзнаменование.
Существовал обычай, который с удовольствием выполняли и парни, и девушки, спрашивать имя у прохожих — у женщин мужское, у мужчин — женское. По народной примете, так будут, звать будущего жениха и, соответственно, невесту.



Перед сном девушки бросали пояс на трубу или на брус и говорили:
«Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться». После этого старались сразу заснуть. Во сне им должен был явиться тот, который должен стать мужем.
Одним из страшных, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Естественно, что решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка.
Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения « толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом».
Вдобавок к этому на окнах, дверях, ставнях рисовали мелом кресты.
Это было необходимо, так как, по народным поверьям, канун Крещения (вечер 18 января) являлся знаменитым «крещенским вечерком» — временем разгула нечистой силы.
Люди верили, что она так и норовит проникнуть в дом оборотнем в любом обличье.
Если не поставить в Крещенский сочельник креста на дверях, то быть беде, считали в старину. В случае, если не сумели защитить вовремя свой дом и впустили нечистую силу, избавиться от ее проказ можно было следующим образом. В полу дома находили сучок, который не обязательно должен был выступать над полом, а мог быть просто обозначен в доске. Безымянным пальцем правой руки обводили сучок треугольником, затем наступали на него левой ногой и произносили: « Христос воскрес, а не ты, бес. Аминь».



Особенно опасен в крещенскую ночь был оборотень Огненный змей, который являлся девушкам в виде прекрасного юноши. В народе говорили, что если Огненный змей полюбит девушку, эта любовь неисцелима вовек.
«Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, — предупреждали старушки молодых девушек о появлении красавца. — Умеет оморочить он, злодей, душу, умеет говорить речи, заиграет он, безжалостный, девичьим сердцем, затомит девицу в горячих объятиях. От его поцелуев горит девушка румяной зарей. Без него девушка сидит в тоске, без него она сушит себя».
Уберечься от посещения оборотня-красавца можно, начертив на дверях крест или насыпав на печную загнетку собранного в крещенский вечер снега.

Так как в современных квартирах довольно сложно найти печные загнетки, рекомендуют поутру в день Крещения умыться снеговой водой: по примете, от этого «без белил белыми бывают, без румян румяными». Можно не ограничиваться умыванием, а попробовать искупаться в проруби, тем более что издавна на Руси был обычай купаться в проруби на Крещение, несмотря на то, что крещенские морозы считались самыми жестокими.
Особенно старались умыться, облиться или искупаться в проруби те, кто гадал в ночь под
Новый год, на Святки и на Крещение, тем самым они как бы смывали грех, потому что гадания всегда считались сговором с нечистой силой.

С праздником Крещения связано на Руси много поверий о судьбе человека.
Так, если кто-нибудь крещен в этот день — быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь. Добрым предзнаменованием считается также, если в этот день сговорятся о будущей свадьбе.
«Крещенское рукобитье — к счастливой семье», — говорили в народе.



20 и 21 января — «отдание Святок». Это были дни святого Иоанна Крестителя, Василисы и Емельяна (Емельяна преподобного и Василисы-мученицы). Если кто успел подхватить простуду, то может вылечиться в этот день травой лихоманником (ее называют также «петров крест», «сердечная» или «василиса»).
Святочные гуляния заканчиваются, а по пословице— «Кто празднику рад, тот до свету пьян», после чего наутро наступает всеобщее радостное похмелье.
Тем более что на Емельяна — Василису принято было угощать кума с кумой, что сулило благополучие крестникам.



Заканчиваются Святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством иорданью — водосвятием на Крещение.
Коляды представляли собой своеобразный обряд прощания.
А вообще последним колядным днем считалось 21 января, когда праздновались проводы Коляд. На этом Коляды заканчивались, оставаясь в памяти ярким и красочным событием зимы. А впереди были тяжелые дни работы, борьба за выживание, проблемы, сбор урожая, посиделки.
Круговорот жизни бесконечен: и следующие Коляды ждали с нетерпением и сладким чувством приближения праздников.

Серия сообщений "Культурные традиции России":
Часть 1 - История бала
Часть 2 - Как общаться с домовым
Часть 3 - Наши предки тоже умели развлекаться.
Часть 4 - Славянские языческие и православные праздники.
Часть 5 - Коляда,Рождественские святки.
Часть 6 - Культ Пятницы
...
Часть 24 - Как Светлана Хачина шила повойник. МК
Часть 25 - Символика русских оберегов...
Часть 26 - Про народную одежду. Лакомник.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку