Веснянки. |
В этот день в священных гаях (рощах) над реками, где стояли изображения кумиров, которым поклонялись наши предки, молодежь пела веснянки. Рядом с изображениями кумиров ставили цветы, рушники и писанки. Традиции Пасхальных забав и тексты гаивок передавались из поколения в поколение. В дохристианских гаивках воспроизводился процесс посева, посадки в землю всякого зелья, его роста и сбора урожая. В христианских традициях гаивки отражают радость весны и Воскресения Христова.
Христос Воскрес! Радуется мир приходу весны, пробуждению жизни, с колоколен церковных перезваниваются громкие и мелодичные колокола. С красочными, нарядными корзинками в церковь идет группа людей, чтобы поклониться Христу. Слова "Христос Воскрес!" Имеют большую силу в народном воображении. Согласно легенде, со дня своего воскресения Спаситель посадил в подземелье (под скалой, где был его гроб) главного сатану и приказал ему грызть 12 железных цепей, 12 железных дверей и 12 железных замков, если сатана перегрызет все это от одной Пасхи до второй - тогда будет конец света.
Сатана сначала перегрыз замки, потом дверь, и сейчас перегрызет последнюю цепь. В этот момент спели люди "Христос Воскрес!". Все замки, двери и цепи вновь возобновились, и нечистый должен был начинать все сначала. А если наступит такое время, когда люди перестанут петь "Христос Воскресе!", тогда сатана перегрызет последнюю цепь и будет конец света.
Пасха - полная победа весны над зимой, жизни над смертью. Это одно из крупнейших после Рождества Христова праздников в христианской религии. В этот день на рассвете наши предки шли в церковь. Сначала происходила служба Божья, во время которой выносили святую Плащаницу. Присутствующие христиане с хоругвями и пением обходили вокруг церкви. С восходом солнца церковный хор начинал петь "Христос воскресе из мертвых ..." откликались три колокола, возвещая о том, что пора нести пасху для освящения.
Традиционно в корзину клали бабку, сыр, масло, домашние колбасы, яйца, писанки, хрен, соль, кулич, украшенную цветами барвинком. После освящения пасхальной корзины семья направлялась домой. Торжественно садились за стол. Освященное яйцо разрезали на части - сколько было людей за столом. После полудня, после пасхальной трапезы, начинались молодежные забавы.
Молодежь собиралась возле церкви. Детвора играла в "жмурки", "Гойданка", "блин", "лавочку". Особенно любили играть в "Цокан" (битье яиц). Тот, кому удалось разбить яйцо соперника, забирал его себе. Холостяцкие игры ("поп", "черт", "харлай", "бить Лупака", "чехарду", "шила бить", "кашу варить" и др.). Показывали соревнования в ловкости, скорости и силе. В девичьих ("Кострубонька", "мак", "кривой танец", "Жельман", "Подоляночка", "шум", "Вербовая дощечка") - испытывались художественные способности участниц, умение танцевать и петь, перевоплощаться в определенный художественный образ.
Встречая весну-красну, мостили руками дощечку, распевая при этом "Вербовую дощечку" приветствовали ее жученьковою музыкой ("А у нашего жученька"), заигрывали с ребятами ("Круг мельницы долина"). Буковинские старожилы помнят, как еще в середине 40-х годов местные парни в центре села монтировали качели-"колыбели", на которых в течение Пасхальных праздников качали девушек. На второй и третий день Пасхи устраивали танцы с музыкой и до позднего вечера сельская молодежь забавлялась.
Сегодня по всей территории Украины, особенно в Западной части, происходит возрождение древних традиций в виде фольклорно- этнографических праздников, в частности, Пасхальных гаивок. Эти праздники пробуждают интерес к народному творчеству, способствуют возрождению оригинальных забытых песен, поскольку каждый фольклорный коллектив старается быть неповторимым, найти интересную самобытную программу, а это возможно только при глубоком знании и использовании местного материала и сохранении народного колорита.
Ти, мій милий, милий татарчику Встав в круг, девушки поют. Внутри круга ходит одна из них и руками воспроизводит то, о чем говорится в Веснянке. Ти, мій милий, милий Татарчику, |
Вербовая дощечка, дощечка Вербовая дощечка, дощечка, Ходить по ній Настечка, Настечка, - Де ж ти, Настю, бувала, бувала, Як діброва палала, палала? - Відром воду носила, носила, Та й діброву гасила, гасила. Ой займу я овечки, овечки, Наздогоню дівочки, дівочки. Ви, дівочки, сестрички, сестрички, Займіть мої овечки, овечки. Бо мій милий високий, високий, Як припічок високий, високий. Як припічок западе, западе, То мій милий пропаде, пропаде. |
Рубрики: | Украина. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |