-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных и пользователей из черного списка. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lora-12

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.10.2011
Записей: 7874
Комментариев: 1975
Написано: 12111


Без заголовка

Пятница, 08 Мая 2015 г. 00:52 + в цитатник
Цитата сообщения Секреты изготовления оригинальных изделий из кожи своими руками





Александра Клюшина:
Дорогие читатели! Коллеги-художники и начинающие, любопытствующие и ищущие!
Эта книга предназначена тем, кто хранит в сундучках тряпочки и бусинки, обрывки цепочек и моточки разноцветного сутажа, мешочки с бисером и кожаные лоскутки… словом, всем тем, у кого есть умелые руки и жажда творчества. Кому жалко выбросить старые сапоги, перчатки, или потрепанную, вышедшую из моды куртку, но хочется выразить свою индивидуальность, украсить свой дом, доставить радость себе и друзьям.

Кожа – удивительный материал: мягкий, теплый, его так и хочется погладить. Кроме традиционных обуви, сумок, перчаток мы носим куртки, пальто и даже вечерние наряды из тончайшей лайки, шеврета, замши. А какое многообразие аксессуаров – броши, кулоны, заколки, браслеты, ремни, пояса, ремешки! Все это продается в изобилии, но гораздо интересней сделать что-то своими руками.
Книга, которую вы держите в руках, посвящена оформлению интерьера эксклюзивными изделиями из кожи, которые помогут вам создать уют и сделать дом индивидуальным и оригинальным.
Вы получите теоретические знания и общие сведения о работе с кожей и сможете применить их на практике. Двигаясь от простого к сложному, можно достичь хороших результатов, наши советы помогут вам в работе над каждым изделием – они сопровождаются подробным описанием, рисунками, чертежами и схемами.
Попробуйте свои силы! Кожа – вполне доступный и податливый материал, работу с ней может освоить даже ребенок. Материал для сравнительно мелких изделий (обрезки) можно приобрести в ателье, фирмах кожаных изделий или у частных скорняков. Можно также использовать отслужившие свой век вещи и их части – сумки, голенища сапог, перчатки, ремешки. А для крупного изделия лучше не поскупиться и приобрести цельную кожу на рынке или в магазине.
Следуя рекомендациям, изложенным в книге, вы научитесь декоративно оформлять кожей различные по форме и назначению предметы – записные книжки, часы, баночки, бутылочки, завязки для крепления штор, панно, а также самостоятельно изготавливать себе украшения и шить неповторимые сумочки.
Вложите в работу частичку себя, и у вас появится шанс создать действительно уникальное произведение.
Что нужно знать о кожеДля начала познакомимся с различными видами кожиКожи различаются по качеству выделки, по виду сырья, зависят от возраста животных. Они имеют лицевую и изнаночную стороны. Изнаночная называется бахтарма, у нее рыхлая структура. Лицевая сторона более плотная и однородная.
К основным видам натуральных кож относятся:
– шевро – мягкая кожа хромового дубления из шкур коз. Идет для приготовления верха изящной дамской обуви;
– шеврет – кожа хромового дубления, отличается рыхлостью и высокой растяжимостью, изготавливается из овечьих шкур. Из нее шьют костюмы, куртки, пальто;
– лайка – тонкая, мягкая, очень эластичная кожа, в основном из шкур неродившихся и новорожденных коз и овец. Используется для изготовления галантерейных изделий (например, перчаток), верха обуви и т. д.;
– юфть – дубленная корой ивы и обработанная жиром толстая кожа из шкур свиней, лошадей, оленей. Идет на изготовление обуви и шорно-седельных изделий;
– велюр – кожа хромового дубления с ворсовой поверхностью. Ворс, ровный и густой, получается в результате шлифования изнаночной стороны (бахтармы). Свиные кожи шлифуют с лицевой стороны. Напоминает замшу, но грубее ее и имеет более низкий ворс. Идет на изготовление мужских и женских пальто;
– замша – кожа жирового дубления из шкур телят, коз, оленей и др. При выделке спиливают лицевой слой шкуры. Замша отличается особой мягкостью, низким, блестящим ворсом, повышенной растяжимостью. Используется в кожаной галантерее и обувной промышленности;
– спилок – слой, отделенный от замши.
Различные способы чистки кожиЭто пригодится не только в нашей работе, но и просто в быту.
Самые распространенные способы:
– протереть сначала водой с мылом и нашатырным спиртом, а затем тряпочкой, смоченной вазелином или глицерином;
– промыть теплым некипяченым молоком;
– протереть взбитым белком или половинкой луковицы.
Белую кожу чистят смесью молока с яичным белком (взбить).
Блеск и упругость кожи (кроме белой, конечно!) восстанавливается при натирании кофейной гущей.
Лакированную кожу следует протирать тряпочкой, смоченной глицерином, или чистить тампоном, смоченным в молоке.
Юфть следует обрабатывать жиром: чем чаще и обильнее смазывать ее, тем мягче она будет.
Замшу можно чистить:
– опилками, пропитанными бензином (остатки опилок счищают щеткой);
– резинкой для чернил, а также мелкозернистой абразивной шкуркой;
– стирать с мылом в воде при температуре не выше 60 °C;
– подержать над паром, затем почистить резиновой губкой либо щеткой, кардщеткой или обычным школьным ластиком.
Удаление пятенПятна от бытового жира удаляются бензином или тальком и раствором щавелевой кислоты, от машинного масла – растворителем.
Пятна от чернил шариковой ручки удаляют смесью спирта и уксусной кислоты или магнезии. Также их можно попробовать удалить с помощью соли: влажную соль наносят на пятно, протирают губкой или тряпочкой, затем смачивают скипидаром и натирают кожу до блеска.
Вычищенные изделия проглаживают негорячим утюгом через плотный слой х/б ткани.
Жировые пятна с замши можно удалять очищенным бензином.
Как произвести окраску кожи в домашних условияхМожно воспользоваться специально предназначенными для кожи или шерсти сухими анилиновыми красителями или нитрокраской. При этом учтите, что красить можно только неаппретированную кожу.
Аппретирование – это одна из заключительных технологических операций обработки кожи с целью придания ей определенных свойств. К примеру, при окраске лаковой или полученной из старых изделий кожи ее необходимо предварительно протереть ацетоном или растворителем № 646.
Если кожа не лаковая, ее можно протереть с лицевой стороны тампоном, смоченным в нашатырном спирте, затем высушить на воздухе и повторить операцию. В некоторых случаях можно вообще снять с толстой кожи старое покрытие с помощью острого ножа (эта операция, которой вам предстоит научиться для дальнейшей работы, называется шерфованием), а затем отшлифовать поверхность мелкозернистой наждачной шкуркой.
Для окраски анилиновый краситель высыпают в стеклянную банку и заливают четвертью литра горячей кипяченой воды. Краску размешивают до полного растворения порошка и процеживают. Если все-таки выпадет осадок, то перед употреблением раствор лучше не взбалтывать.
Обычно кожу окрашивают, не опуская ее в раствор, а расправив и нанося на нее краску с помощью щетки или тампона; при этом краска с тампона не должна стекать. Максимальная температура раствора для окраски кожи +60 °C, для замши +45 °C. Тампон двигают по коже короткими продольными или круговыми движениями до тех пор, пока поверхность не приобретет равномерной окраски. Затем кожу высушивают и при необходимости повторяют процесс окраски и сушки.
Окрашенное изделие промывают один раз теплой (+30 °C) водой с помощью мягкой щетки. Влажную поверхность смазывают глицерином и высушивают на воздухе.
В некоторых случаях для закрепления краски используют фиксаторы, продающиеся в магазинах химических реактивов, или уксус.
Для получения оригинальной неровной окраски скомканную сухую кожу опускают в красящий раствор. Можно выполнить окраску в технике батика:для этого нужно предварительно перевязать кожу в различных местах толстыми нитками или тонким шпагатом (рис. 1), а затем погрузить ее в красящий раствор. В этой же технике выполняется окраска с использованием воска: заранее намеченные участки кожи покрываются разогретым воском, который наносится кистью. Теплый воск можно развести керосином в пропорции 2:1. После того, как воск застынет, на кожу наносится краска.

Рис. 1

При окраске кожи нитрокраской используют беличьи или колонковые кисти. Для достижения большей стойкости покрытия в краску добавляют небольшое количество касторового масла: достаточно 2 капель на 100 г краски.
Очень проста в употреблении краска для кожи в аэрозольной упаковке: ее распыляют, держа баллончик на расстоянии около 20 см от кожи и быстро передвигая его вдоль окрашиваемой поверхности. После десятиминутного перерыва наносится следующий слой краски. Эта операция продолжается до тех пор, пока поверхность не приобретет ровной и прочной окраски. Если в процессе работы получатся потеки краски, их удаляют с помощью растворителя.
Для придания коже неравномерной окраски можно воспользоваться аэрозолем или пульверизатором: скомканную заготовку опрыскивают краской, а затем обрабатывают фиксатором. Неповторимое своеобразие могут придать ей тонкие черные линии, подчеркивающие контрастность цвета и складывающиеся в загадочный рисунок. Линии проводятся тушью или гелевой пастой.
Небольшие детали и элементы отделки изделий можно расписывать художественной масляной краской. Об этом подробнее вы узнаете в разделе РОСПИСЬ, который будет чуть ниже.
Какие же нужны инструменты и принадлежности для работы с кожей?Мы расскажем о тех, которые будут необходимы. Не отчаивайтесь, если у вас нет их всех – тем более что далеко не все можно купить в магазине. Так, например, сапожный «косяк» или пробойник вы, вероятнее всего, приобретете, обратившись за помощью к какому-нибудь мастеру на все руки. В процессе работы набор инструментов у вас будет пополняться, но приобретать весь арсенал имеет смысл лишь при основательном знакомстве с предметом. Если же вы беретесь за дело изредка, то можно обойтись и тем, что есть практически в каждом доме: ножницы, шило, молоток, линейка.
«Косяк» не продается в магазинах, но наш знакомый мастер-на-все-руки может сделать его из ножовочного полотна. «Косяк» предназначен для вырезания деталей из кожи толщиной более 2–3 мм, так как резать ее ножницами трудновато. Имеющиеся же в продаже канцелярские резаки с отламывающимися частями лезвий решают проблему заточки: такой нож может заменить «косяк».
Раскрой кожи ножом производится на пластиковой доске или пластине из оргстекла. Для работы лучше не использовать кафельную плитку и стекло, поскольку нож при этом очень быстро тупится.
В работе пригодятся также ножницы, как маникюрные – для вырезания мелких деталей из тонкой кожи, так и обычные портновские, а для получения фигурного зубчатого края – ножницы «зигзаг». Ножницы должны быть острыми, чтобы не мять кожу, а резать ее.
Нож для шерфования кожи. Шерфование (утоныпение кожи) – самая сложная и необходимая операция. Нож для шерфования подобен сапожному, имеет такую же заточку, но его лезвие должно быть очень прямым в середине и чуть «заваленным» к концам. Лучше всего его делать из полотен для механических пил (воспользовавшись услугами все того же мастера-на-все-руки) – они хорошо держат заточку.
Рукоятку ножа следует оклеить тонким слоем кожи. Изолентой не пользуйтесь, она быстро изнашивается и пачкает руку. Каждые 10 минут работы следует подправлять нож на полоске кожи. После 40 часов работы нож надо перетачивать. Заусенцы и царапины на нем недопустимы.
Нож нужно хранить в специальном чехле и использовать только для шерфования.
Конечно, шерфовать можно и обычным «косяком», но снять равномерный слой без уступов и прорезов можно только хорошо заточенным специальным ножом, и к тому же только хороший инструмент придает работающему уверенность и спокойствие. Поэтому под рукой всегда должны быть: – точильные бруски, как грубые, так и более тонкие. Во время заточки камень нужно смачивать и проводить по нему нож под углом 15–30°;
– пробойники, фигурные штампы. Различного размера и формы инструменты с зубчатым профилем для оформления края, пробойники для пробивания отверстий различных диаметров, (рис. 2) Во время использования их ставят вертикально на кожу и сильно ударяют обычным молотком по противоположному концу. Целесообразно подложить под материал средней твердости дерево, толстый картон или твердый резиновый лист.

Рис. 2

Так же используют и штампы, но процесс нанесения узора штампом требует более мягкой подложки. Штампами наносят рисунок на поверхность кожи, также ударяя по ним молотком. Для получения более рельефного рисунка под кожу следует положить мягкую прокладку (кусок линолеума, войлок, пластину микропористой резины).
Штампы могут иметь геометрический или любой другой рисунок. Изготавливают штампы из металла, твердого дерева, пластмассы. Металлические штампы можно применять горячими или холодными. В первом случае отпечаток оставляет темный след. Если нет специального штампа, можно заменить его обыкновенным гвоздем: шляпка будет играть роль штампа. Шляпку можно обточить напильником и придать ей форму ромба, квадрата и т. д.
Форма отверстий может иметь в сечении любую нужную вам фигуру (рис. 3);

Рис. 3

– регулируемые пробивные клещи. Дырочки для оплетки можно сделать не только шилом, но и при помощи регулируемых клещей (рис. 4). Они имеют 6 пробойников размером от 1 до 6 мм, расположенных на вращающемся барабане. Они просты в использовании, так как за направлением дырочек следить не нужно, но у них есть и свои недостатки. В круглые дырочки шнурки проходят не так хорошо, как в проколотые шилом. Клещи пробивают лишь один слой. Под пробиваемую кожу необходимо положить отходы кожи или картон, чтобы кожа была пробита насквозь, а пробивающая часть не слишком быстро износилась;

Рис. 4

– пробивать кожу можно и стамесками различного профиля. Прямыми пробивают отверстия для продергивания шнура, оплетки края, а имеющие скругленный профиль используют для фигурной обрезки края.
Пробивают отверстия на деревянном чурбачке, спил которого перпендикулярен направлению волокон в дереве. Можно использовать для пробивки отверстий кусок линолеума или мягкого пластика.
Пробойники также используют для оплетки и украшения орнаментом из дырочек, звездочек и т. д.; он не оставляет на коже следов. Для этой же цели можно использовать молоток с плоским и широким бойком, на который наклеивается кусок кожи;
– для обколачивания мест склеек, плетеных вставок понадобится киянка (деревянный молоток), он не оставляет на коже следов. Для этой же цели можно использовать молоток с плоским и широким бойком, на который наклеивается кусок кожи;

Рис. 5

– скорняжные иглы имеют тупой конец, так как их нужно лишь протаскивать через отверстие, сделанное шилом, служат они лишь для введения нитки, а не для проколов;
– игла-шило (рис. 5). Это очень удобный инструмент для сшивания как простых, так и труднодоступных швов. Нитка в нем наматывается на шпульку, которая вставляется внутрь корпуса и поджимается пружиной. Через отверстие в корпусе нитка выводится наружу и продевается в ушко иглы для швейной машины.
Подобный инструмент можно изготовить самому (не забудьте про мастера-на-все-руки!), снабдив машинную иглу рукояткой из дерева, наподобие шила:
– шило используют для прокалывания отверстий, для наметки и перевода рисунка. Шило может быть круглого сечения, а может иметь четырехгранную форму. Круглое шило используется при шитье и оплетке, если в одно и то же отверстие, в которое уже продета нитка, нужно еще продеть шнурок. Крестовое шило может разрезать уже продетый шнурок, поэтому растянуть отверстие можно только круглым шилом. Используют его и для наметки, и для раскручивания неправильных продержек;
ролик (колесная басма). Перед стачиванием ролик продвигают по месту, предназначенному для шва, намечая расстояние между стежками. Если ролика нет в продаже, его можно изготовить из колесика большего или меньшего размера.
После небольшой практики человек с хорошим глазомером и без наметки швов может ровно устанавливать расстояние между стежками (2, 3, 4 мм – наиболее часто используемая величина стежков). Нагретое колесико оставляет на коже темные точки;
– металлическая линейка нужна для ровной обрезки края, для вырезания ножом шнуров и деталей по прямым линиям;
– пинцет необходим при термообработке кожи, драпировке, а также для приклеивания очень маленьких деталей;
– чрезвычайно полезен и удобен в работе прибор для выжигания по дереву. Им можно нанести рисунок на кожу, обвести контур деталей, придав изделию более законченный вид. При наличии термопереводной ленты или фольги можно сделать золотое или серебряное тиснение по коже;
– для сшивания деталей можно использовать шорные иглы, они отличаются от обычных формой сечения:
– при шитье нужно обязательно пользоваться наперстком;
– для нанесения рисунка или разметки выкройки на изнанке кожи используют шариковую ручку;
– для термообработки кожи подойдет обычная сковорода: на ней вы будете «поджаривать» кожу. При этом детали из кожи становятся выпуклыми, а их края более аккуратными. Для этой же цели можно использовать свечку, спички и зажигалку.
Если вас испугало количество рабочего инвентаря, успокойтесь. Если дать волю фантазии, можно использовать то, что есть под рукой – предметы из маникюрного набора, скальпели, металлические трубки, детали детского конструктора – и вы удивитесь, насколько это все тоже годится для наших целей.
И еще есть специальные клеи для кожиСамый удобный и легкий в работе клей – поливинилацетатный (ПВА). Он не пахнет, сравнительно дешевый, не требует большого опыта работы. Но его существенным недостатком является то, что при высыхании он образует твердую пленку, которая при изгибе лопается.
Клей «Момент», а также бесцветный «Момент– Кристалл» пластичен и годится для склеивания поясов, сумок и т. п. Он быстро сохнет, пригоден для декорирования кожи. Недостатком клеев «Момент», «Бутекс», «Феникс», «88» является токсичность, едкий запах и то, что они тянутся за кисточкой или носиком тюбика, но пленка, образующаяся при высыхании, эластичная и прочная.
Для временного скрепления деталей и краев используют резиновый клей. Он не оставляет пятен, хорошо схватывает, но соединение получается непрочным. Его можно применять в качестве наметки перед сшиванием.
Для полировки кожи используются кремы для обуви и вазелин. Касторовое и машинное масло делают кожу более пластичной.
В работе понадобится также различная фурнитура, поэтому не выбрасывайте замки, петли, кольца, пряжки от старых сумок, сапог и других предметов, старые заколки с камешками и стеклышками, разрозненные бусины: никогда заранее не знаешь, что может пригодиться в работе.
Приемы работы с кожейДля каждого изделия необходимо подобрать определенный материал: например, для бижутерии подойдет кожа с перчаток – она мягкая, эластичная и способна передать самый тонкий нюанс; сумки лучше шить из более жесткой кожи, и, если для этого используется кожа мягкая, необходимо сделать подкладку из плотного материала.
Вначале нужно сделать выкройку изделия. Если оно сложное, рекомендуется предварительно сшить модель из дешевой ткани и, после внесения необходимых изменений, использовать ее в качестве выкройки. Для того чтобы выкроить детали, выкройки кладут на изнаночную сторону кожи и обводят контур шариковой ручкой.
При выкраивании парных деталей нужно помнить, что кожа в поперечном направлении растягивается сильнее, чем в продольном, поэтому кроить их нужно в одном направлении. Скалывать кожу булавками нельзя: на ней остаются следы.
Мягкую кожу на машине шьют обычной иглой № 80 или № 90; для шитья более толстой кожи требуется специальная трехгранная игла. Строчка должна быть крупной, так как кожа легко прорубается. Если машина плохо продвигает кожу, можно строчить ее через тонкую бумагу, которую затем удаляют. Нитки нужно брать прочные и эластичные: хлопчатобумажные, льняные или крученый шелк. Капроновые нитки для шитья не подходят.
При шитье замши нужно учитывать направление ворса: лучше, если он будет направлен сверху вниз.
Если изделие собирается из отдельных кусочков кожи, их нужно настрачивать на флизелин или плотную хлопчатобумажную ткань. Для удобства работы их следует приклеить к основе резиновым клеем так, чтобы верхние кусочки находили на нижние на 0,5–1 см.
Кожу следует утюжить с изнаночной стороны негорячим утюгом без пара через сухую ткань.
Подробно о шерфованииЭто очень важный процесс, благодаря которому коже придается необходимая толщина. Как правило, требуется равномерно утоньшить кожу только в местах соединения деталей, однако, если нет кожи подходящей толщины, приходится шерфовать всю ее поверхность.
Шерфованию нужно учиться на небольших кусочках кожи, которые не жалко испортить.
Для работы пластиковая подставка (оргстекло) кладется на стол подобно школьной тетрадки – под углом примерно 70° к краю столешницы. Высота стола и стула должна быть подобрана так, чтобы локоть согнутой руки не доставал до стола 1–2 см. Кожа кладется на плитку бахтармой вверх, ближе к переднему и правому краям, и прижимается к ней пальцами левой руки. Нож захватывается снизу мизинцем, безымянным и средним пальцами, большой палец упирается в торец, а указательный прижимает нож сверху по центру. Нож, указательный палец и предплечье при работе должны находиться на одной линии.
Шерфовать начинают с краев в направлении «от себя». Нож держится с небольшим наклоном вправо. Нужно научиться не строгать, а срезать слои кожи: для этого нож должен идти параллельно поверхности плиты, не врезаясь и не вырываясь из кожи. Пальцы левой руки не должны располагаться перед ножом – можно забыться и порезаться.
При шерфовании сначала срезаются длинные края, затем короткие и в последнюю очередь, при необходимости, середина.
Считаете, что это слишком сложные манипуляции? Не огорчайтесь, при определенном навыке и хорошем инструменте шерфование не требует приложения физической силы.
Готовые изделия покрывают лаком, пчелиным воском, мастикой или кремом для обуви, нанося их с помощью мягкой тряпочки, затем полируют лоскутком фланели – это предохранит изделие от загрязнения.
Окрашенное изделие для закрепления окраски рекомендуется покрыть лаком для кожи или яичным желтком.
Соединение кожаных изделийСшивание кожиСшивать тонкие детали из кожи можно обычным способом на швейной машине, только нужна специальная игла для кожи.
Те, у кого есть старинная швейная машина с качающимся челноком, могут шить даже толстую кожу – им повезло. Благодаря особой конструкции такая швейная машина делает это достаточно легко. Современные импортные швейные машины имеют съемную лапку с колесиками для проталкивания ткани. Такую лапку можно установить и на отечественную швейную машину, купив переходник– адаптер. Еще один из вариантов облегчить работу швейной машине – тефлоновая лапка для импортных машин. Она может быть установлена на любую швейную машину с помощью адаптера.
В том случае, если кожа плохо скользит, можно смазать место шва машинным маслом или подложить снизу и сверху тонкую бумагу, а затем удалить ее.
Кожу нельзя скреплять временными стежками; для наметки нужно пользоваться резиновым клеем.
Удобнее всего для шитья пользоваться иглой– шилом. Вначале игла втыкается в кожу. При ее обратном движении на противоположной стороне образуется петля, в которую продергивается вытянутый конец нити или вторая прочная нить. К концу этой нити можно привязать обычную, лучше тупую, иглу любого размера: так удобнее продевать нитку в образующиеся петли.
В результате получится шов, напоминающий обычный машинный: обе нитки образуют стежки, каждая со своей стороны, а переплетение нитей происходит между слоями кожи.
Виды швовШов стачной – самый распространенный, применяется для соединения деталей. Для утончения шва необходимо сшерфовать края деталей на ширину припуска, затем сложить детали лицевыми сторонами внутрь и, наживив припуски резиновым клеем, проложить строчку. После этого детали развернуть, остатки клея удалить; отогнуть в разные стороны припуски, простучать их по всей длине деревянным молотком и, промазав клеем «Момент», прижать к основе (расклеить).
Стачной шов можно украсить кантиком (рис. 6). Детали складываются бахтармой, между ними вкладывается сложенный вдвое, бахтармой внутрь, кантик (рис. 7). Вдоль линии будущего шва с одной или обеих сторон укладываются полоски кожи шириной 3–4 мм. Сшиваются одновременно обе детали, кант и полоски, причем полоски не прошиваются насквозь, а прихватываются косыми стежками и приобретают вид витого шнура.

Рис. б

Этот шов может быть использован при изготовлении сумок, жилетов и т. п. Шов с накладкой канта с одной стороны при шитье домашней обуви украсит место соединения подошвы с верхом.

Рис. 7

Шов встык. Выполняется «зигзагом». Применяется для соединения деталей, если требуется получить минимальную толщину шва (рис. 8а). Он может быть укреплен тесьмой или кожаной полоской снизу или сверху, а также с двух сторон (рис. 86).
Шов встык применяют для набора (так называют полотно, собранное из небольших кусочков кожи). Набор можно использовать для шитья сумок, жилетов, чехлов на подушки и т. п. Набор бывает мозаичным, из кусочков различных форм и размеров, и регулярным (геометрическим), собранным из правильных геометрических фигур, составляющих раппорт рисунка. Это может быть «паркет», «елочка» (рис. 9), «американский квадрат» (рис. 10), «витраж» (рис. И).

Настрочный шов. Этот шов имеет закрытый срез. Для его выполнения следует детали сложить лицевыми сторонами, припуски промазать резиновым клеем, затем верхнюю деталь отвернуть и сострочить обе детали одним швом на нужную ширину края.

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Этот шов можно выполнить другим способом: сначала соединить детали стачным швом, затем, отогнув верхнюю деталь, сострочить обе детали на нужную ширину края (при этом обе строчки нужно выполнять в одном направлении).
Накладной шов. Применяется при соединении деталей внахлест: обрезной край одной детали, не подгибая, накладывают на другой, тоже не подогнутый край, и соединяют машинной строчкой на одинаковом расстоянии от срезов. Величина захода одной детали на другую – 4–8 мм. Для предварительного соединения припуски можно промазать резиновым клеем.
Таким швом удобно соединять детали с фигурным обрезом, выполненным, например, ножницами «зигзаг», а также настрачивать тесьму или отделочные полоски кожи, которые могут быть в цвет основной детали или, наоборот, контрастными.
Особенно хорош этот шов для выполнения мозаичных наборов. На основу из материала или флизелина нужно разложить мелкие кусочки кожи так, чтобы верхние находили на нижние, подобрать их по цвету, приклеить резиновым клеем и пристрачивать, двигаясь постепенно сверху вниз, обычной строчкой или строчкой «зигзаг».
Подушки, выполненные таким образом – просто загляденье!
Оплетка и продержкаДля соединения деталей, кроме сшивания и склеивания, широко используется такой прием, как оплетка. Предварительно в заготовке делается перфорация – пробиваются отверстия. Лучше это делать пробойниками различных диаметров или стамеской. Так как расстояния между отверстиями должны быть одинаковыми, для разметки мы используем линейку или циркуль.
Пользуясь пробойником, никогда не следует пробивать кожу, наложив одну деталь на другую, так как нижняя легко и незаметно может сдвинуться. Поэтому сначала заканчиваем с одной деталью, затем оплетаемые части деталей накладываем друг на друга лицевыми сторонами внутрь (наверху должна находиться деталь с уже пробитыми отверстиями) и круглым шилом намечаем место отверстий на второй детали, чтобы число отверстий и расстояния между ними впоследствии совпали.
Для оплетки можно использовать различные материалы: тонкий шнур, сутаж, тесьму, узкую ленту, нитки, но лучше всего для этой цели подходят кожаные полосочки. Чтобы получить достаточно длинную полоску из сравнительно небольшого куска кожи, можно воспользоваться нехитрым приемом – вырезать ее по спирали (рис. 12), стараясь резать ровно. Нам нужно несколько полосок, чтобы их суммарная длина была в три раза больше оплетаемого края. После этого полоски увлажняются теплой водой и наматываются с натягом на бутылку. Высохнув, полоска станет ровной; середина кожи в работе не используется – слишком велика крутизна спирали.

Рис. 12

Чтобы срастить наши полоски, их края нужно сшерфовать, намазать клеем, сложить (рис. 13) и плотно сжать. При оплетке нужно стараться, чтобы место склейки оказалось на изнаночной стороне оплетаемых деталей или между соседними отверстиями.
Для оплетки детали ширина полоски должна быть не меньше диаметра отверстия. Важно правильно выбрать не только диаметр отверстия и ширину оплетки, но и расстояние между отверстиями.

Рис. 13
Не стоит забывать, что оплетка служит не только для соединения деталей, но и является декоративным элементом, поэтому следует внимательно подойти к подбору ее цвета: он обязательно должен гармонировать с цветом основного материала. Оплетку можно использовать при соединении деталей в сумочках, очечниках, косметичках, ножнах, для отделки края в поясах, заколках и жилетах.
При соединении деталей их припуски следует при необходимости предварительно сшерфовать и склеить, а углы закруглить ножом или ножницами, так как острые углы оплести не получится.
Закрепляют концы полосок следующими способами:
1. Один конец полоски вклеивается между двумя деталями, а второй протаскивается дважды в отверстие одной из них, чтобы один виток укладывался на другой (рис. 14).

Рис. 14
2. Начало кожаной полоски вырезается более широким, в нем пробивается отверстие. Другой конец полоски протаскивается в отверстие детали и собственное отверстие, образуя замок (рис. 15). Если соединяются две детали, замок располагается между ними.

Рис. 15
Оплетка может быть простой, в один или два ряда, и сложной. На рисунках 16–20 приведен ряд простых оплеток.

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 20

Для того чтобы было легче продевать кожаные полоски в отверстия, их концы следует заострить; для работы можно воспользоваться иглой с большим ушком.
Если нет пробойников, то можно пробивать отверстия стамеской.
С помощью стамески пробиваются отверстия и для выполнения так называемой «продержки» продергивания кожаных полосок, тесьмы, шнура, сутажа и т. п. (рис. 20).
Теперь более подробно рассмотрим несколько вариантов оплеток, которые впоследствии пригодятся нам для отделки. Работа очень кропотливая, но результат того стоит (рис. 21 а-з). Варианты б-з могут использоваться для отделки. Техника выполнения слегка напоминает вышивку крестом. Стежки получаются при продержке двух ремешков. Один продевается снизу вверх (удобно проталкивать шилом), а другой – через то же отверстие – сверху вниз.

Рис. 21

Для украшения изделий можно использовать декоративные оплетки, сочетающие в себе технику продержки и вышивки (рис. 22–24). Имейте в виду, этника всегда в моде!

Рис. 22


Рис. 23


Рис. 24
ОбтяжкаКожа – это эластичный материал, подвергающийся всякой деформации, который при увлажнении принимает любую форму. Эти свойства часто используются для изготовления изделий обтяжкой.
Основа для формовки изделия может быть временной (к примеру, когда на бутылку натягивается заготовка для браслета) – в этом случае после полного высыхания кожи она удаляется; или постоянной (если вы решили декорировать саму бутылку) – тогда основа становится неотъемлемой частью изделия.
В первом случае кожа должна быть толстой, прочной и жесткой, то есть она должна после высыхания хорошо сохранять свою форму. Болванкой может служить стеклянная, металлическая или деревянная вазочка, банка, флакон из-под шампуня, стакан или коробочка интересной формы.
Пример изготовления декоративного изделия на основе небольшой стеклянной вазы приведен на рисунке 25.

Рис. 25

Вначале следует сделать выкройку из бумаги: для этого вазочка ставится в центр листа и вокруг нее бумага присборивается и закладывается в складки; лишняя бумага сверху обрезается, и выкройка расправляется. По ней, с учетом размера и формы кожи, выкраивается заготовка.
Интересный эффект получается при использовании в этой работе шорно-седельной юфти, неокрашенных подкладочных кож, которые можно оформить перфорацией, выжиганием, тиснением, накладными элементами в виде букетов или орнаментов.
На вырезанной заготовке вначале следует выполнить задуманную перфорацию или штамповку, а затем, увлажнив ее, натянуть на основу, закладывая произвольные сборки и складки, а в местах сужения обмотать широкой резиновой лентой и оставить сохнуть. Изделие можно подсушить в духовке или на батарее: в этом случае кожа станет более твердой и сухой, это придаст конструкции более жесткую форму.
После того как кожа высохнет, основу нужно вынуть и окончательно оформить вазочку. С помощью выжигательного аппарата на ней можно выполнить рисунок сообразно вкусу и фантазии.
В конце работы нужно закрепить форму вазочки, подклеив складочки изнутри или приклеив сверху вокруг узкого места декоративный ремешок; а приклеенное кожаное донышко повысит ее устойчивость.
Драпировка (жмурка)При изготовлении некоторых изделий хороший эффект дает драпировка кожи. Этот прием может быть использован и как декоративный, и как маскирующий. Если, увы, на коже имеются дефекты (дыры, царапины, цветные пятна, неравномерная толщина кожи), драпировка поможет скрыть эти недостатки. Драпировка также очень удобна в тех случаях, когда, скажем, кусочка кожи не хватает, чтобы затянуть всю поверхность изделия. В этом случае стыки или швы укладывают складочками, маскируя их внутри этих складок. Дефекты кожи тоже убирают в складки.
Что касается неравномерной окраски, то она как раз может придать особый эффект изделию. Надо помнить об этом, приступая к драпировке.
Для работы понадобится клей «Момент» или «88», пинцет, спица или шило. Работа выполняется на основе. Если драпировка будет фрагментом на большом полотне – к примеру на сумке, – кусок кожи драпируется и приклеивается прямо на полотно. Иначе обстоит дело, если речь идет не о фрагменте, а об отдельной вещи, полностью задрапированной. Например, при выполнении гривны (шейного украшения) нужно вырезать из толстой кожи или картона основу, повторяющую силуэт изделия, а при изготовлении заколки можно использовать старую пластмассовую основу.
Учтите также, что лицевая сторона кожи и лицевая сторона изделия – не всегда одно и то же! Если кожа имеет красивую бахтарму, то лицевой стороной изделия может быть именно она.
Термическая обработкаКожу можно подвергать термообработке, в результате чего она меняет свою форму, выгибается. Это свойство кожи с успехом используется при изготовлении украшений, аппликаций, отделки.
Простейшим вариантом термообработки является «жареная пуговица». Из кожи (лучше жесткой) вырезается несколько кружков различного диаметра. Они укладываются лицевой стороной вверх на нагретую чугунную сковородку (на электроплите поджаривать кожу можно прямо на конфорке). Через некоторое время кружки равномерно выгнутся вверх (если вы помните, при жарке кружочков колбасы эффект тот же!), и у вас получится выпуклая «пуговица». Такие пуговицы можно использовать вместо накладных элементов, окантовав их кожаной полоской или шнуром; можно изготовить из них сердцевинки фантазийных цветков или выложить орнамент из «пуговиц» разного диаметра.
Термообработкой можно пользоваться и при выполнении цветов. Для этого листья и цветы вырезаются по выкройкам и слегка поджариваются; лепестки должны принять естественную форму, чуть загнувшись к краям. Главное – не передержать, иначе края кожи обуглятся и слишком сожмутся.
Если это все-таки случится, края можно сточить стамеской или наждачной бумагой.
Особенно аккуратно нужно обращаться с кожей светлых тонов: она темнеет к краям, хотя иногда это придает изделию особый шарм, например, в цветочных композициях.
Того же эффекта можно добиться, если использовать вместо сковороды свечу – особенно если нужно, чтобы загнулась не вся деталь, а лишь ее часть, как, например, в лепестках цветов. Деталь нужно взять пинцетом и подержать над свечой ту часть, которая должна быть выпуклой. Держать нужно до тех пор, пока она не изменит форму.
ВыжиганиеВыжигание по коже производится обычным электровыжигательным аппаратом. Особенно красиво оно смотрится на коже светлых тонов: белой, сливочной, бежевой и песочной. Лучший материал для работы – юфть и плотная кожа. Дорогие новички, не стоит брать для выжигания тонкую кожу – без необходимого навыка вы ее попросту испортите.
Работать надо, легко дотрагиваясь до материала, вести по линиям рисунка накаленным жалом выжигателя следует так же спокойно, как карандашом или кистью. Главное, о чем нужно заботиться во время процесса, – чтобы не задерживать жало на каком-нибудь одном месте, так как, остановившись на коже, оно, конечно, немедленно ее прожжет. Сильно надавливать на материал вообще не рекомендуется: даже если жало его не прожжет, то даст слишком широкую черную линию. Конечно, линии могут быть разными по ширине, но это должно зависеть исключительно от самого рисунка.
Для того чтобы получить некоторый навык в обращении с электровыжигательным аппаратом, лучше брать для работы толстую кожу: жало в ней движется легче – этому способствует ее гладкость. Если какая-нибудь линия выжжена недостаточно, то проходить ее вторично нужно слабо раскаленным жалом. Каждую начатую линию следует доводить до конца, не перескакивая на другие. Чтобы линии получались одинаковой толщины, жало нужно стараться вести равномерно и с одинаковым, очень легким нажимом.
С помощью выжигания проще всего изображать контурные узоры, без передачи различных оттенков светотени.
Рисунок, выполненный выжиганием на толстой коже, можно окрасить анилиновыми красками. Они наносятся кисточкой в несколько приемов с перерывом 15–20 минут. После того как краски подсохнут, рисунок интенсивно протирают кусочком шерстяной ткани, чтобы придать ему яркость и блеск. Полученный цвет следует закрепить фиксатором.
Штамповка (тиснение)Это рельефная обработка кожи. Это достаточно кропотливая работа, здесь нужно быть внимательным к толщине кожи. Штамповка (тиснение) может быть горячим и холодным.
Отделка кожи горячим тиснением основана на ее свойствах принимать прочный отпечаток от надавливания на нее горячими металлическими штампами. Для этого тиснения подходит кожа от 1,5 до 3 мм. Ручное тиснение дает большое разнообразие рисунков благодаря сочетанию имеющихся штампов.
Штампы можно изготовить самому, используя обыкновенные гвозди с большими шляпками, опилив их напильником до нужной вам формы (рис. 26).

Рис. 26

Обыкновенно рисунок отпечатывают сразу: трудно попасть на прежний отпечаток, чтобы сделать его сильнее. Для сложных рисунков составляют предварительный отпечаток на тонкой бумаге, кладут его на заготовку и отпечатывают сквозь бумагу на коже слабо нагретыми инструментами. Затем, сняв бумагу, проходят рисунок снова теми же инструментами.
Чтобы сделать выпуклый (вогнутый) орнамент, нужно аккуратно вдавливать штамп со стороны бахтармы (или наоборот) до получения нужного рисунка. Рельеф изнаночной стороны следует смазать клеем ПВА.
Для холодного тиснения подходят кожи толщиной 0,8–1,2 мм. Оно применяется, когда нужно нанести узор на гладкую кожу, например – провести линии вдоль кромок на рамках. Для этого используют ролик или другой деревянный инструмент, которым водят по линейке взад-вперед, пока линия не станет достаточно глубокой.
Для выполнения холодного тиснения на гладких поверхностях можно использовать картонный шаблон, выполненный по размеру изделия. На картон наносят узор и затем прорезают его острым ножом или скальпелем. Закругленные контуры прорезают маникюрными ножницами с закругленными концами (часть элементов рисунка при этом может выпасть).
После этого вырезанный картон (шаблон) приклеивается на изделие, выпавшие элементы вклеиваются в нужные места. После сушки производят удаление клея и неровных мест.
Когда шаблон полностью готов, его оклеивают тонкой кожей, причем вначале ее протирают мягкой тряпочкой, а затем проходят по контурам рисунка косточкой так, чтобы не повредить кожу.
После сушки в углубления можно залить краску: нитроэмаль, пентафталевую гуашь или акварель, разведенную клеем ПВА. Широко применяются акриловые краски.
РосписьС помощью масляных и акриловых красок можно расписывать обложки альбомов, шкатулки, украшения и другие изделия, выполненные из кожи.
Приступая к работе красками по коже, ее необходимо протереть (особенно светлую кожу) раствором поташа (на 1 стакан теплой воды 1 чайная ложка поташа). Ватка, обернутая чистой тряпочкой, обмакивается в раствор, чуть-чуть отжимается, чтобы с нее не текло, и ею старательно обтирается кожа. Это делается для того, чтобы кожа лучше воспринимала краску, прочнее ее держала и была достаточно чиста: раствор поташа уничтожает грязь и прекрасно очищает кожу.
Краску на кожу нельзя накладывать толстым слоем. Работая масляными красками, надо их не только класть тонко, но и слегка как бы втирать в материал. Не надо понимать это буквально, но придерживаться такого правила необходимо, чтобы краска прочно держалась на коже. Слишком толстый мазок может сломаться, потрескаться и даже отвалиться. Тонкий слой при втирании в кожу впитывается в нее и прочно на ней держится.
Автомобильными красителями в аэрозольных упаковках можно окрашивать кожу как гладко, так и в технике трафарета. Используя традиционный трафарет, вырезают из картона или пластика фигурки и окрашивают кожу через полученные отверстия. Или, наоборот, накладывают на кожаную деталь (например, на будущую серьгу) мелкие предметы четкой формы: круги, колечки, палочки. После окрашивания на серьгах появится рисунок.
Эффектно выглядит рисунок, полученный путем наложения на кожу различных растений, например, листьев клена или папоротника. Листья красиво располагают на плоскости и обрызгивают красителем, стараясь чередовать более насыщенные цветом места и менее насыщенные. Такой рисунок может украсить обложку книги, сумку.
Популярно оформление в технике горячего батика. На водяной бане растапливают кусок обычной стеариновой свечи и кистью наносят на кожу рисунок. Эффектно выглядит техника «сухой кистью», когда виден след отдельных ворсинок. Для этого стеарина на кисть набирают не много. Предварительно целесообразно попрактиковаться на ненужных кусочках кожи. После нанесения стеарина кожу покрывают анилиновым красителем (продается в хозяйственных магазинах для окрашивания тканей). Краситель предварительно разводят согласно рецепту на упаковке. Также в качестве красителя можно использовать цветные чернила.
После нанесения красителя кожу просушивают. На изделии получается узор – первоначальная окраска кожи на фоне цвета красителя.
Если задуман многокрасочный узор, работа ведется следующим образом:
1. Наносят узор стеарином на те участки, которые должны остаться самыми светлыми – цвета кожи.
2. Окрашивают поверхность самым светлым тоном из выбранных вами и высушивают.
3. Наносят стеарин на те места, которые останутся светлыми.
4. Окрашивают более темным красителем. Не забывайте, что при смешивании красок получаются другие цвета! Например, если нанести голубой краситель поверх желтого, он станет зеленоватым. Снова высушивают.
5. Теперь на изделии виден узор из нескольких цветов – цвета кожи, желтый, зеленый. Снова наносят стеарин на те участки, которые останутся зелеными. Теперь можно покрыть изделие самым темным цветом – синим, черным, коричневым.
6. Удаляют стеарин с поверхности кожи. Там, где он лежит толстым слоем, его осторожно соскребают, так, чтобы не испортить поверхность изделия. Можно быстро прогладить горячим утюгом поверх газеты. Эту процедуру повторяют несколько раз. Проглаживать надо быстро и осторожно, чтобы кожа не стянулась. Этот способ пригоден для толстой кожи и кожи средней толщины.
7. Для придания блеска поверхность кожи натирают пастами с воском или бесцветным кремом для обуви.
АппликацияАппликация – один из видов вышивания: нашивка или наклеивание на основную ткань узора из кусочков ткани.
Аппликация может быть накладная и вырезная.
Для выполнения накладной аппликации детали узора накладывают на основную ткань, приклеивают или пришивают. Пришивать можно вручную или на машине, можно закрепить аппликацию на изделии с помощью оплетки. На рисунке 27 дан пример накладной аппликации. На тонкой коже в серединки цветов можно пришить бусинки разных цветов или бисер.

Рис. 27


Рис. 28

Для выполнения вырезной аппликации узор наносят на основную ткань (кожу) и вырезают, затем на ее изнаночную сторону кладут кусочки ткани или кожи контрастного цвета. Если отверстия большие, детали приклеиваются по контуру и пришиваются, если узор состоит из группы мелких отверстий, то под них лучше подложить общий кусок – фон. Его можно в нескольких местах «прихватить» клеем и закрепить оплеткой (рис. 28). Нижняя деталь может быть подкладкой, например для пояса.
Плетение косичек и шнуровПлоские косички и объемные шнуры, сплетенные из кожаных полос, служат для отделки и украшения изделий. Они также являются основой для изготовления плетеных браслетов и поясов, ремешков для сумок, ободков для волос и т. д.
Плоские косичкиДля плетения косичек необходимы полоски из мягкой эластичной кожи с ровной изнаночной поверхностью (как мы помним – бахтармой).
Начало плетения не вызовет осложнений, если один конец кожаной полоски мы оставим на 2–3 см неразрезанным. Если же мы плетем из отдельных ремешков, каждый из них следует прибить к столу; если же они слишком тонки, целесообразно перед началом плетения, расправив их, связать. Нужно стараться плести как можно плотнее, потому что плотное плетение меньше будет растягиваться при пользовании.
По окончании плетения слегка поколотим изделие сапожным молотком и немного растянем руками, чтобы разгладились неровности.
Косичка из трех ремешков плетется по принципу обычной косы.
Четырехременную косичку можно плести различными способами. На рисунке 29 видна последовательность переплетения полос.

Рис. 29

Косичка из 5 ремешков также может быть выполнена различными способами; на рисунке 30 приведен пример плетения французской косички.

Рис. 30

Из двух достаточно длинных ремешков получается толстый красивый шнур квадратного сечения (рис. 31). Для начала полоски нужно положить накрест и склеить. На рисунках место склейки обозначено крестиком. В результате образуется 4 полоски, обозначенные на рисунке 32 цифрами 1, 2, 3, 4. При плетении для удобства аналогичные обозначения можно сделать шариковой ручкой на концах полосок.

Рис. 31

Порядок плетения показан на рисунке 32:
а – полоску 4 загибают в сторону полоски 3; полоску 2 – накрест на 3 и 4;
б – полоску 3 загибают накрест над 1 и 2;
в — полоску 1 загибают и протаскивают сквозь петлю, образованную полоской 4;
г — все полоски равномерно оттягивают в стороны, в результате образуется первое скрещение;
д-и – рисунки даны для наглядности и повторяют переплетения, изображенные на рисунках а-г. Последующее плетение производится точно так же.
Из такого квадратного шнура получаются очень красивые браслеты. Чтобы соединить шнур в кольцо, открытые концы вводятся в первоначальное скрещение и завязываются бахромой. Или можно подрезать излишки шнура, концы их ввести в скрещение и подклеивать.
При оплетке веревки или хозяйственного шнура четырьмя полосками кожи вы получите ручку для сумки, которая у вас никогда не растянется. Концы полосок (1, 2, 3, 4) надо попарно склеить и закрепить на веревке с помощью клея и иголки с ниткой (рис. 33 а).


Рис. 33

На рис. 33 подробно показан порядок плетения:
б – полоску 1 уложить направо над полоской 3 и над шнуром;
в — полоску 2 уложить налево под полоской 4 и над полоской 1 и шнуром;
г — полоску 3 отвести назад направо, под полоской 4 и шнуром.
Последующую оплетку производить в той же последовательности.
При плетении нужно следить, чтобы кожа ложилась бахтармой к веревке.
Для того чтобы соединить плетеный шнур в кольцо, одну полоску надо оставить более длинной, концы остальных шерфуют и приклеивают к кольцу. Длинную полоску со стороны бахтармы смазывают клеем, оборачивают вокруг других концов и самого кольца (рис. 34).

Рис. 34
Из такого шнура можно выполнять не только ручки для сумок, а и браслеты, шейные украшения, пояса, полоски для волос, и т. п.
Круглое плетениеСуть круглого плетения заключается в том, что ремешок сзади направляется на противоположную сторону, затем проводится между двумя или более ремешками на ту сторону, откуда он был взят.
Круглым плетением можно изготовить браслеты, кожаные колье, ремешки для стягивания мешочков, шлевки для сумок, ручки, пояса.
Материалом для плетения может служить любая кожа, все зависит от назначения плетения. Если необходимо тонкое плетение, ремни строгают, двоят и жируют. При утончении ремня можно конец его оставить цельным, но еще лучше, если ремень берется из расчета двойной длины и вначале складывается вдвое. При желании кончик плетения можно завершить шариком или узелком; для этой цели можно использовать также и отдельные полоски кожи, связанные на расстоянии 5 – 10 см от конца.
Начинать плетение будет легче, если ремешки связать попарно, повернув лицевыми сторонами друг к другу. Круглое плетение изготовляется лишь из четного количества ремешков. В процессе плетения также следует обращать внимание на должную плотность. Дойдя до конца, временно связываем его, затем, положив изделие на стол, при помощи доски, валька, сильно надавливая, катаем, чтобы плетение приобрело красивую круглую форму. Для шлевок сумки нужно провести пробу на прочность, если они вплетаются в толстый ремень.
Круглое плетение можно сделать прямоугольным. В этом случае поправка формы производится не прокатыванием, а сапожным молотком. Прямоугольной формы можно добиться выравниванием сторон с помощью косточки.
От начала плетения зависит, будет ли цветная полоса обвиваться спиралью или пройдет по вертикали. Можно пробовать и другие виды плетения с введением цвета. Количество их невозможно перечислить. Выбор плетения зависит от фантазии автора. Можно дать один совет: не следует использовать кожу ярких цветов промышленной окраски. Сочетание двух родственных оттенков будет интереснее, чем контрастных, кричащих, идущих во вред форме и конструкции.
Изготовление изделий из кожиА теперь, немного изучив теорию работы с кожей, попробуем приступить к практике и сделаем несколько простых, но элегантных вещиц.
МешочкиИз числа небольших предметов легче всего изготовить лекала для круглого мешочка (рис. 35 37). Мешочки в зависимости от их размеров можно использовать для хранения монеток, табака, лекарств, носимых с собой, а также для духов и косметики.
Мешочек может быть не только простым изделием, но и тщательно продуманным маленьким произведением искусства. Здесь представлены несколько вариантов кроя и отделки, но есть ряд особенностей, которые могут оказаться важными при изготовлении любого из них.
Для тонких, растягивающихся кож в том месте, где располагается ряд отверстий, нужно сделать подкладку из кожаной полоски высотой от 1,5 до 3 см, чтобы это место выдерживало нагрузку при частом растягивании.
От края, оформленного зубчатой прорубкой, ряд отверстий должен располагаться на расстоянии не менее чем полсантиметра. Оптимальное же расстояние от края в зависимости от размера мешочка составит от 1 до 3 сантиметров.
Расстояние между отверстиями также зависит от размера мешочка. Оно должно быть от 1,5 до 3 см (рис. 38). Частое расположение отверстий дает мелкие красивые складки.

Рис. 35


Рис. 36


Рис. 37


Рис. 38

Если мешочек стягивается не одним (рис. 35), а двумя ремешками, шнуровку можно продеть в один большой ряд отверстий навстречу друг другу (рис. 36). Размер отверстий должен соответствовать размеру шнура или ремешка, а их количество всегда должно быть четным.
Вдеваемые ремешки могут быть и круглыми плетеными, и гладкими плоскими.
Для плетения надо изготовить ремешки приблизительно 0,5 мм шириной и 2 мм толщиной. Если ширина ремешков будет больше 2–3 мм, плетение получится толстым и жестким.
Если вдевается гладкий ремешок, он не должен быть шире 0,5 см. Вырезается ремешок из материала, который хорошо выдерживает растяжение.
Свисающие кончики ремешков можно просто завязать узелком, но можно и закрепить на конце ремешка деревянное или костяное колечко, шарик из кости, (рис. 37), стеклянную бусину, грецкий орешек или косточку от плода с просверленным в ней отверстием.

Рис. 39

Мешочек открывается растягиванием в стороны, поэтому должны быть такие два места, за которые удобно было бы браться. Для этого также существует много разных решений.
Для изготовления мешочка, показанного на рис. 39, необходим большой кусок кожи, но зато по времени он делается быстро.
Используемые процессы вам уже знакомы по предыдущим разделам: крой, вырубка зубчатого края, пробивка отверстий, изготовление ремешков. На него можно прикрепить бусины, колечки или любую другую фурнитуру. Достаточно посмотреть на рисунок-схему, дофантазировать оформление, и ваш мешочек готов!
Для изготовления мешочка, представленного на рис. 40, используются следующие процессы: крой, вырубка зубчатого края, пробивка отверстий, изготовление ремешков, склеивание, оплетка, плетение. В первую очередь выплетаем донышко мешочка. Затем полотно боковых частей мешочка с лицевой стороны по месту соединения его с донышком намазываем клеем, делаем сборки так, чтобы оказалась половина первоначальной длины полотна. После этого выплетаем шнур, оставив свободными концы такой длины, которой будет достаточно для оплетки сторон (приблизительно в два раза длиннее оплетаемого края). После этого склеиванием подгоняем донышко и приплетаем его.

Рис. 40

Вместо выплетения донышка можно использовать любую другую технику: аппликацию, «елочку», «американский квадрат» и «витраж» – смотря какого размера делается мешочек. Если он будет большим, получится стильная торбочка (подробнее о сумках в конце книги).
ПоясаПояса – это простые изделия, с которых лучше всего начинать работу с кожей. Они могут быть цельнокроеными и наборными. Если кожа толстая, пояс можно не дублировать, тонкую кожу ставят на подкладку: лучше всего для этого подходит спилок, но можно воспользоваться плотной тканью или корсажной лентой. На свободное облегание и застежку к объему талии прибавляют еще 10–15 см.
Сначала выполняют верхнюю часть пояса. Ее можно украсить различными аппликациями, оплетками.
На рисунке 41 представлен пояс с использованием прорезной аппликации – это вставки, выполненные из гобелена, вышитого полотна, холста и т. п. Для его изготовления делается выкройка – лекало, по нему вырезают отверстия под вставки. Их нужно вырезать аккуратно, если кожа толстая – зачистить края тонкой шкуркой. С изнаночной стороны кожу вокруг отверстий следует сшерфовать на расстоянии 0,5 см от края. Затем вставки приклеивают и закрепляют строчкой вокруг отверстий. Вставка должна быть на 1 см больше отверстия. После того как выполнены все вставки, к поясу прикрепляют пряжку; верх и подкладку склеивают и сшивают на машине или, пробив отверстия по периметру, оплетают. В завершение пробивают отверстия для застежки.

Рис. 41

На рисунке 42 изображены цельнокроеные и наборные пояса, украшенные накладными и прорезными аппликациями.

Рис. 42

К цельнокроенным относятся и плетеные пояса (варианты плетения из кожаных полосок – рис. 20–24, 29, 30). В плетеных поясах чаще всего оставляют длинные концы для завязывания, но их можно оформить и пряжкой: для этого кожаные полоски на концах следует сшерфовать с изнаночной стороны на величину детали для крепления – пряжки. В нее вставляется пряжка, вкладываются концы пояса, склеиваются и прошиваются насквозь (рис. 43). Другой конец пояса также оформляется накладкой (рис. 44). Пояс можно сделать из кожаных полосок, не переплетая их. Фрагмент такого пояса изображен на рисунке 43.

Рис. 43


Рис. 44

Через определенные промежутки полоски сшиваются друг с другом, эти места прикрываются приклеенными кожаными полосками. Наборные пояса составляются из отдельных симметричных и несимметричных деталей и дают большой простор для творчества. Детали могут сшиваться между собой или соединяться с помощью узких кожаных (замшевых) полосок. Представляют интерес наборные пояса из маленьких одинаковых двойных элементов. Они вставляются друг в друга, создавая цепочку (рис. 45). Чтобы пояс получился красивым, все детали должны быть абсолютно одинаковыми. Для этого вначале изготавливают шаблон из плотной бумаги или тонкого картона в виде кружка, треугольника, цветка и т. п. Кусочек кожи складывают вдвое, кладут на него шаблон, обводят его шариковой ручкой и вырезают так, чтобы на линии сгиба кожа не разрезалась. Затем вырезанный элемент вкладывают одной стороной в отверстие предыдущего элемента, стороны приглаживают. Таким образом набирают элементы до получения пояса нужной длины.

Рис. 45


Рис. 46

Набор элементов очень прост, такие пояса могут самостоятельно делать дети.
Пряжки для поясов можно изготовить самим, используя пластмассовые основы, обтянутые кожей. Для этого полоску кожи, смазанную клеем «Момент», обматывают вокруг пластмассовой пряжки (рис. 46), кончики кожи убирают внутрь.
Пряжки разного вида можно делать из толстой (3–4 мм) кожи: она очень прочная и не теряет форму. На кожу наносится рисунок, который вырезается лобзиком или ножом. Обрезанные кромки должны быть ровными и аккуратными, их можно обработать тонкой шкуркой.
УкрашенияПерейдем теперь к очень приятной для любой женщины работе: гривны, кольца, браслеты, заколки, а кому интересно – завязки для штор.
При изготовлении украшений применяются различные способы обработки кожи: драпировка («жмурка»), термообработка, выжигание и т. д. Мы расскажем вам, как изготавливать броши, подвески, заколки и т. п.
ГривнаГривна может иметь различную форму (рис. 47). Также при желании она может быть гладкой, украшенной различной фурнитурой либо выполненной в технике «жмурки».

Рис. 47

Рассмотрим вначале вариант с драпировкой.
Материалы для работы: картон или плотная кожа для основы, мягкая, эластичная кожа для драпировки (в 2,5 раза превышающая площадь основы), при необходимости тонкий (не более 3 мм) поролон, клей «Момент» или «88», бусы, бисер, кожа и т. п. для отделки.
Вначале с изнаночной стороны намазывают кожу тонким слоем клея и быстро, пока он не схватился, аккуратно сминают и сжимают ее, закладывая складки в желаемом направлении. Красиво, когда они плавно изгибаются, повторяя форму основы. После этого прикладывают кожу к основе и пинцетом или шилом направляют складки в нужную сторону, оставляя по краям припуски не менее 1 см. Если драпировка делается из нескольких кусочков кожи, нужно начинать с большего. Он укладывается на основу, затем приклеивается следующий кусок с предварительно подогнутым и подклеенным краем, который нужно замаскировать в складках.
Задрапировав на основе кожу, необходимо еще раз промазать клеем края и загнуть их на изнаночную сторону основы, срезав излишки. С изнаночной стороны приклеивается подкладка, вырезанная по форме основы, но на 1–2 мм меньше. Края подкладки предварительно следует сшерфовать. Между основой и подкладкой с двух сторон вклеиваются шнурки-завязки.
На гривне складки можно сгруппировать неравномерно, оставив гладкую часть, чтобы потом разместить на ней цветы, листья, камни, подклеить деревянные или янтарные бусы, кисточки из кожи или замши, различные подвески.
Если вы решите сделать гривну совсем гладкой, вам потребуется приклеить к картонной форме тонкий слой поролона, маникюрными ножницами состригая его толщину на нет к краям. После чего готовое изделие приобретет приятную округлость. Сверху прикрепляют фурнитуру по вкусу.
Гривна с подвеской (рис. 48).Материалы для рабо
Рубрики:  КОЖА/работа с кожей
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку