Без заголовка |
Nature morte (лат.) – «мёртвая природа».
Но лучше говорить Stilleven (гол.)
или Still-life (англ.) – «застывшая жизнь».
Воскресный день. Непогодится. Мистраль вылизывает с деревьев последнюю листву. Я уединился в мезонине. На этажах – шум. Это суетятся Пьер и Мари; успевают запереть ставни.
Осень... Я застегнул все пуговицы на рубашке. Сижу в кресле напротив растворённого окна. Знаю, скоро уже ко мне поднимется матушка – потребует, чтобы я немедля закрыл ставни. Не буду противиться; сделаю, как она велит, а потом выйду гулять на побережье; ненастное море живописно
Сижу недвижно, тихо; слушаю и смотрю. Соседский дом; там сейчас, наверняка, так же спешат укрыться от непогоды. Боятся за стекло, фарфор; не умеют насладиться ветром. Люди там живут простые. Старик Гриньо скучен и разговоры у него все об урожае, о скотине. Дочь его, Матильда, немногим умнее, но хороша; особенно при вечернем полусвете. Сколько раз я целовал ей пальчики. Она не противится, смеётся, а большего не обещает. Ей невдомёк, что большего мне и ненужно.
Песок шепчется в воздухе; вскрипывают деревья.
(Работая на открытом воздухе, Винсент бросает вызов ветру, который опрокидывает мольберт и поднимает песок, и для ночных сеансов изобретает систему столь же гениальную, сколь опасную, укрепляя горящие свечи на шляпе и на мольберте. Таким образом написанные ночные виды - «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, - становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь. )
Скатерть пустила под себя ветер, и он разошёлся игривыми котятами; они бегают по столу, бросаются друг к другу мягкими лапками. Ваза свежих цветов – последняя память об утраченном запахе лета – вздрагивает, но стоит твёрдо; цветы пахнут влагой, травой; рядом – томик Мишле
Густые, сливочные облака мажутся по небу, размыкаются, скатываются в ком. Совсем нет птиц. Холодный ветер трогает лицо; перекладывает волосы; гладит шею. Мне спокойно.
Если бы мог я всё это нарисовать. Славная была бы картина. Коричневые тона, мазки жёлтого, красного. Ухабистое небо; твёрдая балюстрада. Пожухлые листья – предвестники холода. Букет пряных цветов…
Милый, милый Жуль, ты бы понял мои чувства. Эти люди не знают настоящей жизни. Им дороже сохранить фамильные чашки; они трусливо запираются в домах, едва увидят на склоне непогоду; а ведь кабы пустить её к себе – пусть разгуляется в наших комнатах, будем веселиться вместе! Мы станем пить вино, тянуть родные, галльские куплеты; а непогода пусть вихрится по столу, по стенам, по нашим лицам!..
Отчего беспокойство природы так меня умиротворяет?
Шелест бурунящихся вдали волн, отзвуки чьих-то слов – верно, рыбаки прячут лодки, снасти. Шире, глубже вдыхаю осень. Улыбаюсь.
На лестнице – шаги. Матушка… Сейчас войдёт, и нужно будет закрыть ставни. Ах, если б только отвлёкло её что-нибудь, пусть на несколько мгновений! Закрываю глаза. Дышу…
Звездная ночь, 1889.
Крестьянские хижины в Овере 1890
Вид на Монмартр 1886-88
Цветущий фруктовый сад 1890
Сад Добиньи
Благодаря непрекращающейся финансовой помощи младшего брата, Винсент ван Гог смог полностью посвятить себя живописи. В марте 1886 года они стали жить вместе в квартире Тео на Монмартре
.
Тео познакомил своего брата с такими художниками, как Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри Тулуз-Лотрек, Анри Руссо, Камиль Писсаро и Жорж Сёра.
В 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт).
Натюрморт с кружкой пива и фруктами. (1881, Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт)
Для Винсента все как будто складывается к лучшему, да и семья вроде бы довольна его новым призванием. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Причиной тому опять-таки его бунтарский характер и нежелание приспосабливаться, а также новая, неуместная и вновь неразделенная любовь к кузине Кее, которая недавно потеряла мужа и осталась одна с ребенком
.
Сбежав в Гаагу, в январе 1882 года Винсент встречает Христину Марию Хоорник по прозвищу Син, проститутку старше его возрастом, алкоголичку, с ребенком, да еще беременную. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться. Несмотря на финансовые трудности, он продолжает быть верным своему призванию и завершает несколько произведений. В большинстве своем картины этого самого раннего периода - пейзажи, в основном морские и городские: тематика вполне в традиции Гаагской школы
К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым. Тео - единственный, кто от него не отвернулся, - убеждает брата уйти от Син и полностью посвятить себя искусству. Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте. В декабре того же года Винсент перебирается в Нюэнен, в Северный Брабант, где теперь живут его родители. Здесь за два года он создает сотни полотен и рисунков, даже занимается с учениками живописью, сам же берет уроки музыки, много читает. В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей - тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку, написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.
Выход из протестантской церкви в Нюэнене, (1884—1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)
Старая церковная башня в Нюэнене, (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)
Башмаки, (1886, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)
Начиная с картины «Уборка картофеля» , написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов.
Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи.
Едоки картофеля, (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)
В Париже Ван Гог больше всего общается с людьми: он встречается с другими художниками, беседует с ними, захаживает в те же места, что облюбовали его собратья. Одно из них - «Тамбурин», кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет, изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть, и для «Итальянки» (Париж, Музей д'Орсэ).
Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин», (1887-1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)
В 1886—1888 Ван Гог жил в Париже, посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога П. Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887—1888), «Мост через Сену» (1887), «Папаша Танги» (1887) «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887).
Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение. В конце концов Париж становится ему отвратителен. В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса
«Природа здесь необычайно прекрасна», - пишет Винсент брату из Арля. Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег. Но краски и свет юга производят на него глубочайшее впечатление, и он привязывается к этому краю, как позднее пленились им Сезанн и Ренуар. Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц.
Жёлтый дом (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)
Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев. «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония, из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», - пишет Винсент. И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода
.
Мост Ланглуа близ Арля. (Арль, май 1888. Государственный Музей Креллер-Мюллера, Ватерлоо)
«Я нахожу, что то, чему я научился в Париже, исчезает, и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», - пишет Винсент в августе 1888 года Тео.
То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски - в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», - приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения.
Ваза с двенадцатью подсолнухами. (Арль, август 1888. Мюнхен, Новая Пинакотека)
Терасса ночного кафе Плейс ду Форум в Арле. (Арль, сентябрь 1888.Музей Кроллер-Моллер, Отерлоо)
Звездная ночь над Роной. (Арль, сентябрь 1888.Париж, Музей д'Орсэ)
Краски, наносимые плоскими мазками и мастихином для создания больших и однородных поверхностей, характеризуют - наряду с «высокой желтой нотой», которую, по утверждению художника, он нашел на юге, - такую картину, как «Спальня Ван Гога в Арле».
Спальня в Арле (первый вариант) (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)
Художник на пути в Тараскон, август 1888 года, Винсент Ван Гог на дороге у Монмажура (бывший музей Магдебурга; предполагается что картина погибла в огне во время Второй мировой войны)
.
А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике. После начального периода восторженного и плодотворного существования отношения между двумя художниками, двумя противоположными натурами - беспокойным, несобранным Ван Гогом и уверенным, педантичным Гогеном - портятся вплоть до разрыва.
Поль Гоген (1848–1903) Van Gogh Painting Sunflowers (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)
Фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» - произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками.
Звездная ночь (1889. Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Пейзаж с дорогой, кипарисом и звездой (1890. Музей Кроллер-Мюллер, Ватерлоо)
.
Оливковые деревья на фоне Альпилля (1889. Коллекция Джона Хея Уитни, США) - где как предвестники смерти вновь возникают кипарисы и оливковые деревья с искореженными ветвями - символическая значимость живописи Ван Гога особенно заметна.
В Сен-Реми у Винсента чередуются периоды бурной активности и длительные перерывы, вызванные глубокой депрессией. В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле».
Цветущие миндальные деревья, (1890)
Поводом к написанию этой картины было рождение первенца Тео и его жены Иоганны - Винсента Виллема. Ван Гог нарисовал миндальные деревья в цвету, используя декоративные композиционные приемы в японском стиле. Когда полотно было закончено, он отправил его в качестве подарка новоиспеченным родителям. Иоганна писала позднее, что малыш был под впечатлением от небесно-голубой картины, висевшей в их спальне.
Розовые розы. (Овер, июнь 1890. Копенгаген. Глиптотека Карлсберга)
Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. Его здоровье ухудшалось, и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем в Сен-Реми-де-Прованс (1889—1890) и в Овер-сюр-Уаз, где он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем).
.
По словам брата Тео, который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).
@Milendia
Рубрики: | ИСКУССТВО |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |