Коллекция старинных гобеленов Государственного Эрмитажа (Россия, Санкт-Петербург) и аукциона Sotheby's \5\ |
Парижская королевская мануфактура Гобеленов была очень популярна в XVII веке, так что тканные ручные ковры стали часто называть гобеленами. Это название видимо и завез Петр вместе с несколькими гобеленами от Гобеленов. Все остальные гобелены, сделанные другими мастерами, начиная с древних египтян, правильно называть шпалерами. Использовалось также название «мильфлер». Так называли средневековые шпалеры французского производства, на которых фон был заполнен цветами и букетиками.
A Flemish Renaissance Tapestry, `David Receives Bathsheba and the Departure of Uriah', from The Story of David, Brussels workshop, possibly after Jan van Roome (fl. 1498-1521)
first quarter 16th century, circa 1515-1525
LOT SOLD. 325,250 GBP
A Flemish Renaissance Old Testament Biblical Tapestry, probably `David and Bathsheba', from the series The Story of David, Brussels workshop
second quarter 16th century, circa 1530-1535;
unidentified designer and weaver
A Medieval Falconry Tapestry Panel, South Netherlands
first half 15th century,
LOT SOLD. 2,169,250 GBP
Шпалера "Осада замка ревности"
Фландрия, начало XVI в.
Elephant, from the Valois
Tapestries
Эрмитаж обладает огромной коллекцией шпалер и картонов великих художников. Картоном назывался образец, по которому мастер изготавливал шпалеру. Художники-картоньеры создавали эти картоны клеевыми красками на плотной бумаге или масляными красками на холсте. И вот висит себе в Эрмитраже прекрасное произведение искусства великого мастера, созданное на заказ абсолютно с прикладной целью – служить образцом для ткачих.
A Pastoral Tapestry depicting Medieval Feudal Life
20th century, after an early 16th century Tournai original
A Tournai late Medieval Pastoral Tapestry
circa 1460
LOT SOLD. 78,000 USD
Bernard van Orley (vers 1488-1541)
Гобелен *Отправление на охоту*
A Gothic Court Scene Tapestry Fragment
early 16th century and later
Tapestry: the Demonstration of a Suitor's Portrait
Flanders, early 16th century
Шпалера "Явление Мадонны"
Фландрия, Брюссель, 1518-1519 гг.
Несколько интересных нюансов изготовления шпалер. Когда-то ткачи работали на раме, позднее появились 2 вида станков: горизонтальный и вертикальный, разница состояла в расположении нитей основы. Мастер работал с изнаночной стороны изделия, на вертикальном станке зеркало, установленное с лицевой стороны, помогало свериться с картоном. Поэтому шпалера получалась зеркальным отражением картона. Этот факт объяснил мне появляющееся ощущение легкой странности изображения на шпалере.
Шпалера "Жертвоприношение"
Фландрия, Брюссель, третья четверть XVI в.
Охота на оленя (гобелен)
1420-е/1440—50-е
Музей Виктории и Альберта
Этот гобелен принадлежит к серии шпалер, именуемых Девонширскими охотничьими гобеленами, и был создан предположительно в Аррасе в 1420-х гг., но значительно переделан в 1440—50-х гг.
Шпалера "Всемирный потоп"
Фландрия, вторая половина XVI в.
Это было очень трудоемкое и затратное производство. Однажды Петр I заказал на мануфактуре Гобеленов гобелены (можно называть гобеленами с полным правом), прославляющие 4 победы Российской империи. Этот заказ изготавливался целых 10 лет. Видимо, именно поэтому, первая российская мануфактура по производству шпалер появилась как раз при Петре I.
Шпалера "Пир Клеопатры"
Фландрия, Брюссель, вторая половина XVII в.
Шпалера "Смерть Мелеагра"
Фландрия, 1680-е гг.
'Cherry Seller and Bird Catcher', A Pastoral Tapestry, Lille, workshop of Willem Werniers
late 17th/early 18th century
A Flemish Pastoral Tapestry, Lille, workshop of Willem Werniers, from `Scenes of Country Life'
circa 1730
Названия крупных мануфактур гремели по Европе, и как это часто бывает и в наше время, их шпалеры стали подделывать. Поэтому мануфактуры Обюссона, Парижа, Бове, Брюсселя, Антверпена обзавелись собственными торговыми марками, обозначающими город и мастерскую.
Очень известен торговый знак мастерской из Оденарда во Фландрии (B B). Она красуется, например, на многих шпалерах по картонам Рубенса. Рубенс вообще стал явлением в шпалерном деле, именно с ним и его учениками связан расцвет барокко и Фландрии как одного из основных центров производства.
A Flemish Mythological Tapestry, Brussels or Oudenaarde
mid 18th Century
Кстати, у позднесредневековых шпалер есть много схожего с современными комиксами: они всегда имеют понятный сюжет и подпись с моралью. Нередко шпалеры изготавливались единой тематической серией.
A Flemish Mythological Hunting Tapestry, Brussels or Oudenaarde
mid 18th Century
Эрмитаж
Гобелен крестница фей
Эрмитаж
Серия сообщений "ГОБЕЛЕНЫ":
Часть 1 - Коллекция прекрасных старинных гобеленов Metropolitan Museum of Art, NY и аукциона Sothebys \1\
Часть 2 - Коллекция прекрасных старинных гобеленов с аукциона Sothebys \2\
Часть 3 - Коллекция прекрасных старинных гобеленов с аукциона Sothebys \3\
Часть 4 - Коллекция прекрасных старинных гобеленов с аукциона Sotheby's \4\
Часть 5 - Коллекция старинных гобеленов Государственного Эрмитажа (Россия, Санкт-Петербург) и аукциона Sotheby's \5\
Часть 6 - Коллекция прекрасных старинных гобеленов с аукциона Sotheby's \6\
Часть 7 - Коллекция старинных гобеленов (Tapestries: Medieval, Renaissance and Baroque) \7\
Часть 8 - Коллекция старинных гобеленов (Tapestries: Medieval, Renaissance and Baroque) \8\
Часть 9 - Коллекция старинных гобеленов (Tapestries: Medieval, Renaissance and Baroque) \9\
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |