-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lomovolga

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.11.2012
Записей: 10293
Комментариев: 46067
Написано: 77899


Шембартлауф (Schembartlauf). Карнавальный парад в Нюрнберге 1449-1539 гг. \1\

Вторник, 16 Февраля 2021 г. 04:46 + в цитатник

lomovolga

 

 

В баварском городе Нюрнберге с 1449 года проходили масленичные игры, ход ряженых – шембартлауф – средневековый "воцерквленный карнавал" ("Schembartlauf. Carnival parade in Nuremberg 1449-1539") . Нюрнбергский шембартлауф привлекал множество паломников. Карнавал в Германии существенно отличался от карнавала в итальянских регионах, хотя многое у него заимствовал. Немецкий карнавал – высокоупорядоченная и достаточно замкнутая структура, гораздо более близко стоящая к церковным канонам, чем карнавал итальянский или французский.

 

Coll. 170. MS. 351. SCHOENBARTBUCH (NÜRENBERG CARNIVAL BOOK).

 

Лютер в послании из Виттенберга охарактеризовал шембартлауф как особо безбожный спектакль, высказывающий пренебрежение Евангелию и поэтому неугодный Богу. В 1539 году любимый городской праздник был запрещен как вредный.

С 1449 по 1539, на протяжении 90 лет, в Нюрнберге состоялось 64 шембартлауфа.

 

Coll. 170. MS. 351. SCHOENBARTBUCH (NÜRENBERG CARNIVAL BOOK).

 

Сохранилось более 70 иллюстрированных летописей, в красочных миниатюрах, гравюрах, эскизах и словесных описаниях зафиксировавших все богатство этого пышного празднества. Они хранятся в библиотеках и архивах Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Америки. Сам факт существования подобных документов ставит шембартлауф в ряд эпохальных явлений.  Иллюстрации этого поста – из рукописи XVI века на немецком языке "Schembartbuch aus dem Besitz des Sebastian Schedel", находящейся в библиотеке Калифорнийского университета: Coll. 170. Ms. 351

 

 

Шембартлауф развивался постепенно, превратившись со временем в гиперболическое многочастное зрелище. Поначалу он представлял из себя шествие множества массовых и отдельных типажей в различных аллегорических и вымышленных костюмах, ряженых и шутов, в простых размалеванных и больших, искусно выполненных масках, затем процессию дополнили повозки с театрализованно-декоративной архитектурой и аллегорическими персонажами, передвигаемые костюмированными статистами или лошадьми в пышном убранстве, а впоследствии еще и поединки с участием различных гильдий

 

 

Шембартлауф – произведение многих искусств: синтез прикладного и изобразительного искусств, архитектуры, театра, эмблематики, пластики, религиозных живых картин и массового зрелища. Можно отдельно и специально рассматривать изящные костюмы и маски участников процессий - министрантов, ряженых (Läufer), типы повозок и архитектурно-театральных построек, на них перевозимых, сценическое действие на повозках и живые картины со всем реквизитом сцен; а также сами книги летописцев шембартлауфа.

 

 

В истории шембартлауфа много загадок и темных мест. Возникновение его связывают с одним из политических событий 1349 г. – восстанием нюрнбергских ремесленников против городского совета, жестоко подавленным Карлом IV. Ремесленники выступали с требованием быть представленными в совете наряду с патрициями. Гильдия мясников же, напротив, в восстании участия не принимала и в награду за то якобы получила от кайзера право устраивать во время фастнахта свои пляски и носить украшения. Мясники чрезвычайно гордились своим танцем и ритуал этот довели до совершенства. В летописях встречается мнение, что и сам шембартлауф был подарен мясникам как привилегия.

 

 

В течение целого столетия - с 1449 по 1539 г., когда состоялся последний шембартлауф, –Нюрнберг был центром яркой карнавальной жизни. В городе насчитывалось множество карнавальных клик. Но шембартлауф был прежде всего привилегией восходящего патрициата – только патрициям и членам их семей разрешалось беспрепятственно носить костюмы и маски. Патриции тем не менее не препятствовали участию в карнавале ни ремесленников, ни крестьян. Патриции охотно наряжались, как и крестьяне и ремесленники, сливаясь с пестрой карнавальной толпой.

 

Шембартлауф 1468 года / Coll. 170. Ms. 351. Page 51. Source

 

 

Маска играла исключительно важную роль в жизни средневекового Нюрнберга. Об этом свидетельствуют бесконечно повторявшиеся запреты властей для простых бюргеров появляться на карнавале в масках. Правом носить маску обладали единственно участники шембартлауфа.

 

1472 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 59. 

 

 

В развитии шембартлауфа можно выделить три этапа. Процессии первого периода отличались достаточной простотой. Однако, несмотря на то что костюмы ряженых должны были наглядно характеризовать "дело дьявола", выглядели они по тем временам достаточно модно, если не сказать вызывающе: предосудительный покрой и плотное прилегание к телу неизменно подчеркивали телесное начало.

 

Coll. 170. MS. 351. SCHOENBARTBUCH (NÜRENBERG CARNIVAL BOOK).
Coll. 170. Ms. 351. Page 63

 

1472 год / Coll. 170. Ms. 351. Page 59. 

 

 

 

Schembertbuch
[Nuremberg, c.1540]

 

Schembartlauf/Synopse

здесь подробно

ALL COLLECTION

 

Серия сообщений "МАНУСКРИПТ \2\":
Часть 1 - Каллиграфия и миниатюры при дворе императора Рудольфа II ("Образцовая книга каллиграфии", The Model Book of Calligraphy, 1591–1596) \3\
Часть 2 - Каллиграфия и миниатюры при дворе императора Рудольфа II ("Образцовая книга каллиграфии", The Model Book of Calligraphy, 1591–1596) \4\
Часть 3 - Каллиграфия и миниатюры при дворе императора Рудольфа II ("Образцовая книга каллиграфии", The Model Book of Calligraphy, 1591–1596) \5\
Часть 4 - Шембартлауф (Schembartlauf). Карнавальный парад в Нюрнберге 1449-1539 гг. \1\
Часть 5 - Шембартлауф (Schembartlauf). Карнавальный парад в Нюрнберге 1449-1539 гг. \2\
Часть 6 - Medieval & Renaissance Manuscripts | Симон Бенинг "Часослов Да Коста" (Simon Bening "Da Costa Book of Hors" ca. 1515, Ghent, Belgium)
...
Часть 8 - Часослов Спинолы ("Spinola Hours", ab. 1510–1520, Italian), Getty Museum \2\
Часть 9 - Medieval & Renaissance Manuscripts | Часослов Спинолы в деталях ("Spinola Hours", ab. 1510–1520, Italian), Getty Museum \3\
Часть 10 - Medieval & Renaissance Manuscripts | Часослов Спинолы в деталях ("Spinola Hours", ab. 1510–1520, Italian), Getty Museum \4\

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

Alja271161   обратиться по имени Вторник, 16 Февраля 2021 г. 14:31 (ссылка)
Спасибо большое, кукламоя .... далее по тексту!)))
Ответить С цитатой В цитатник
lomovolga   обратиться по имени Вторник, 16 Февраля 2021 г. 14:33 (ссылка)
Alja271161, Гротеск! Обожаю такое, карнавал среднвековья нечто, косцумы))) вау!!)))
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку