Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough, 1727–1788) - Штрихи к портрету \3\ |
Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества Томаса Гейнсборо.
Томас Гейнсборо
Портрет достопочтенной госпожи Мэри Грэм.
*The Honourable Mrs Graham (1757 - 1792)*
1775, 237×154 см
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Он работал главным образом в области портрета. Колорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией.
Томас Гейнсборо
Портрет Софии Шарлотты Дигби, леди Шеффилд
1786, 227.5×149 см
Национальный королевский траст, поместье Уодесдон, Великобритания
+ 1 Gainsborough Dupont (1754–1797)
After Thomas Gainsborough (1727–1788) q:en:Thomas Gainsborough
Georgiana, Duchess of Devonshire
e circa 1787 /1796
National Gallery of Art
Томас Гейнсборо
Адмирал Родни в битве у островов Всех Святых
1783, 71×40 см
Томас Гейнсборо
Портрет миссис Грейс Далримпл Эллиот
*Mrs. Grace Dalrymple Elliott (1754?–1823*
1778, 234.3×153.7 см
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Даю вам право сварить из меня лак для картин и распилить мои кости на карандаши», — писал Гейнсборо своему заказчику, когда больше года никак не мог закончить его портрет . Причин тому было несколько: во-первых, Гейнсборо был крайне придирчив к себе, а во-вторых, вечно отвлекался на что-нибудь постороннее. Великий английский актёр XVIII века Дэвид Гаррик говорил о своём друге: «Голова Гейнсборо так набита всякими талантами, что всегда существует опасность, что она взорвётся, как перегретый паровой котёл».
Томас Гейнсборо
Доктор Ральф Шомберг
ок1770
Национальная галерея, Лондон
Томас Гейнсборо
Портрет миссис Мэри Робинсон ("Потеря")
*Portrait of Mrs. Mary Robinson ("Perdita")*
1781, 233.7×153 см
Wallace Collection, London
Томас Гейнсборо
Его Королевское Высочество Уильям Генри, 1-й герцог Глостер
1775, 231×139.5 см
Музей национальной армии, Лондон
В работе Гейнсборо использовал необычные вещи, а обычные превращал в необычные. Чтобы добиться тонкого и плавного («текучего») мазка, он пользовался жидкими красками и очень длинными кистями. Длина их составляла до 6-ти футов — около 180 см. Работать такими кистями можно было только стоя. Так Гейнсборо и стоял за мольбертом с полутораметровой кистью по 5−6 часов в день. Ближе к старости это стало чудовищно тяжело: просто удержать такую кисть требовало усилий.
“Mary and Margaret Gainsborough, the Artist’s Daughters,”
c. 1774,
now in a private collection.
Томас Гейнсборо
Джон Монтэгю, 4-й граф Сандвича, 1-й лорд адмиралтейства
1783, 232×151 см
Национальный морской музей, Гринвич
Томас Гейнсборо
Портрет леди Алстон
1765, 228×166 см
Лувр, Париж
Много нужного для работы художник находил на кухне. К возмущению кухарки, утаскивал оттуда кастрюли, чтобы разводить в них краски и химичить с лаками. Тени на полотне он намечал кусочком губки, притороченным к палочке, блики — маленьким кусочком белил, зажатым щипчиками для сахара. Шутили, что после того, как на них положил глаз Гейнсборо, щипчики в городе сразу подорожали.
Томас Гейнсборо
Генри Бейт-Дадли
*Sir Henry Bate Dudley*
1780
Частное собрание.
Если Гейнсборо задумывал писать пейзаж , он сооружал модель ландшафта прямо у себя в мастерской. В ход пускалось всё, что попадалось в кладовой или просто во дворе под окнами. Гейнсборо приказывал слуге тащить из кухни простой дубовый стол и начинал колдовать над композицией. В дело шли любые подручные материалы: веточки, камешки, песок. Тёмный передний план он сооружал из пробки, средний — из глины; скалы выкладывал из кусков угля, кусты — из мха и лишайников, дальние леса на горизонте — из цветной капусты. Рисовать просто по памяти Гейнсборо не любил.
Томас Гейнсборо
Генерал-лейтенант Филип Хонвуд
1765, 327.5×300.4 см
Томас Гейнсборо
Элизабет и Мэри Линли
*Elizabeth and Mary Linleyc.*
1772, 199×153.5 см
Далиджская картинная галерея, Лондон
Томас Гейнсборо
Портрет полковника Джона Баллока
1770
Музей искусств Блантона, Остин
Томас Гейнсборо
Коммандор Август Херви (1724–1779), позднее вице-адмирал и 3-й граф Бристоля
1768, 232×152.5 см
Аптон хаус, Уорик
Популярность Гейнсборо не радовала. Дело в том, что он искренне считал своим призванием пейзажи. Но их никто не хотел покупать: в Англии это еще не вошло в моду. Вместо этого окружающие осаждали его, чтобы Гейнсборо написал их портрет. У художника была феноменальная способность передавать сходство. А еще он удачно оказался «в нужное время в нужном месте», когда переехал в курортный городок Бат, кишащий праздными и богатыми бездельниками.
Томас Гейнсборо
Виконтесса Лигонье
*Penelope, Countess Ligonier*
1771, 236.2×154.9 см
Томас Гейнсборо
Виконтесса Лигонье
*Penelope, Countess Ligonier*
1771, 236.2×154.9 см
Томас Гейнсборо
Роберт Шерард, 4-й граф Харбоу
1774, 223.5×142 см
Общество изящных искусств, Лондон
Любимым развлечением в Бате были купания — в воду погружались одетыми, прямо в камзолах и треуголках. Вторым модным развлечением стало позирование обаятельному чудаку Гейнсборо. Но череда сменявших друг друга самодовольных физиономий угнетала портретиста. «К чертям всех джентльменов! — жаловался он в письме молодому коллеге, — для художника нет злейших врагов, чем они, если не уметь их держать на приличном расстоянии. Они думают, а может быть иногда и вы тоже, что вознаграждают ваши заслуги своим обществом и вниманием».
Thomas Gainsborough
Portrait of Mrs. George Drummond
Thomas Gainsborough
Portrait of Mrs. George Drummond
Томас Гейнсборо
Достопочтенный Томас Нидхэм в форме 3-го Гвардейского пехотного полка, Бакингемшир
1768, 228.5×152.5 см
Национальный королевский траст, поместье и сад Ротшильдов "Аскотт", Бакингемшир
Томас Гейнсборо
Яков Бувери, первый виконт Фолкстон и первый президент Общества искусств
1776, 217×117 см
Королевский колледж искусств, Лондон
Однако, несмотря на брюзжание Гейнсборо, ажиотаж только рос. Заказчики записывались заранее, закупали огромные роскошные рамы для своих гостиных, а потом долго ждали, когда у художника дойдут до них руки. Ожидание могло длиться и год, и два. «Природа портретной живописи такова, что происходит постоянная гонка, — философствовал Гейнбсоро, — один дурак возникает вслед за другим, точно их блоха укусила, и этого достаточно, чтобы свести меня с ума».
Томас Гейнсборо
Кэролайн Конолли, графиня Бакингемшира
1784, 233×146 см
Thomas_Gainsborough
William Johnstone-Pulteney, Later 5th Baronet
Томас Гейнсборо
Маршал Генри Сеймур Конвей, губернатор Джерси
1780, 300×150 см
Королевский суд и Государственная палата, Джерси, Северные острова, Великобритания
Томас Гейнсборо
Портрет леди с рыжими волосами (Возможно, леди Мэри Брюс или Элизабет Уайт, миссис Хартли)
1787, 231×152.5 см
Национальный королевский траст, поместье и сад Ротшильдов "Аскотт", Бакингемшир
Томас Гейнсборо
Лорд Чарльз Вольфрэн Корнуолл
1768, 228×148.5 см
Национальная галерея Виктории, Мельбурн
Иногда Гейнсборо не выдерживал и бросал начатую работу. Так было, когда некий аристократ всё время переспрашивал, сумел ли Гейнсборо запечатлеть его породистую ямку на подбородке. Или когда другой стал требовать, чтобы Гейнсборо перед каждым сеансом портретирования являлся на утреннюю молитву. В конце концов, не выдержав перенапряжения, Гейнсборо слёг. Положение было настолько серьёзно, что местная газета поспешила раструбить о смерти всеми любимого живописца — это казалось неминуемым.
Однако Гейнсборо выжил.
Гейнсборо, Томас (1727-1788)
Портрет Джона Уилкинсона в парке под деревом
ок1775. 234x145
Томас Гейнсборо
Лорд Джон Август Херви
1779, 221×150 см
Поместье и сад Икворт. Собрание маркиза Бристольского, Великобритания
Томас Гейнсборо
Портрет депутата Абеля Мойси
1771, 234.3×144.1 см
Частная коллекция, Великобритания
Томас Гейнсборо
Роберт Крэгс Нюджент, позже граф Нюджент
1761, 235×150 см
Музей Холбёрна, Бат
Томас Гейнсборо
Джон Плампин
1752, 50.2×60.3 см
Национальная галерея, Лондон
Томас Гейнсборо
Джон Плампин
1752, 50.2×60.3 см
Национальная галерея, Лондон
Томас Гейнсборо
Портрет Уильяма Энн Холлиса, 4-го графа Эссекса, показывающего кубок Томасу Клуттербаку из Уотфорда
768, 146.1×173.4 см
Музей Гетти, Лос-Анджелес
Томас Гейнсборо
Портрет Уильяма Энн Холлиса, 4-го графа Эссекса, показывающего кубок Томасу Клуттербаку из Уотфорда. Фрагмент
1785, 146.1×173.4 см
Музей Гетти, Лос-Анджелес
Томас Гейнсборо
Портрет Уильяма Энн Холлиса, 4-го графа Эссекса, показывающего кубок Томасу Клуттербаку из Уотфорда. Фрагмент II
1785, 146.1×173.4 см
Музей Гетти, Лос-Анджелес
Под конец жизни Гейнсборо часто ссорился со своей женой Маргарет Барр. С возрастом она становилась всё более скупой и ворчливой. Гейнсборо быстро вспыхивал, ругался. Но мириться шёл всегда первым: писал жене трогательную записку от имени своего пса Фокса. А адресовалось письмецо любимому спаниелю жены Тристраму. На Маргарет запрещённый приём действовал безотказно. Она тут же садилась сочинять ответ собаке Гейнборо: «Мой дорогой Фокс! Ты такой добрый и любящий, а я, маленькая несносная жёнка, всегда тебя огорчаю, так давай поцелуемся и не будем больше об этом вспоминать. Всегда твоя любящая Трис».
Томас Гейнсборо
Тристрам и Фокс
1780-е , 61×50.8 см
Томас Гейнсборо
Женщина с ребенком на прогулке в саду
1785, 50.8×22.1 см
Музей Гетти, Лос-Анджелес
Томас Гейнсборо
Девушка на прогулке
1785, 48.5×31.2 см
Частная коллекция
Thomas Gainsborough
Study of a Lady
Томас Гейнсборо
Доктор Райс Чарлтон
1764, 229×152 см
Музей Холбёрна, Бат
Томас Гейнсборо
Эдвард Август, герцог Кентский
1787, 91.4×71.1 см
Йельский центр Британского искусства, Нью-Хейвен
Томас Гейнсборо
Портрет женщины, возможно, семьи Ллойд
1750-е , 69.6×53 см
Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт
Томас Гейнсборо
Женщина со спаниелем
1749, 76.2×63.5 см
Библиотека, коллекция и ботанические сады Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
Philip Stanhope, 5th Earl of Chesterfield (1755-1815)
1777 or 1778
Томас Гейнсборо
Майор Джон Дейд, Таннингтон, Саффолк
1755, 76.2×64.8 см
Йельский центр Британского искусства, Нью-Хейвен
Томас Гейнсборо
Девушка с книгой, сидящая в парке
1750, 75.9×66.7 см
Йельский центр Британского искусства, Нью-Хейвен
Томас Гейнсборо
Прогулка в Сент-Джеймском парке
1783, 120.6×147 см
Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Томас Гейнсборо
Прогулка в Сент-Джеймском парке (Фрагмент)
1783, 120.6×147 см
Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Томас Гейнсборо
Прогулка в Сент-Джеймском парке (Фрагмент)
1783, 120.6×147 см
Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Томас Гейнсборо
Прогулка в Сент-Джеймском парке (Фрагмент)
1783, 120.6×147 см
Коллекция Фрика, Нью-Йорк
Гейнсборо
Портрет леди
Серия сообщений "живопись старых мастеров \9\ ":
Часть 1 - Ганс Мемлинг (Hans Memling, ca.1440-1494, Flanders) - Портретная живопись Северного Возрождения \1\
Часть 2 - Фламандский живописец Ганс Мемлинг (Hans Memling, ca.1440-1494, Flanders) - Мадонна и святые \2\
...
Часть 20 - Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough, 1727–1788, British) - Магия старинного портрета \1\
Часть 21 - Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough, 1727–1788) - Магия старинного портрета \2\
Часть 22 - Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough, 1727–1788) - Штрихи к портрету \3\
Часть 23 - Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough, 1727–1788, British) - Детский и групповой портрет \4\
Часть 24 - Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough, 1727–1788, British) - Магия старинного портрета \5\
...
Часть 48 - Маркус Герартс Младший (Marcus Gheeraerts the Younger, c. 1561-1636, Flemish), круг и последователи - Портрет эпохи Тюдоров \3\
Часть 49 - Маркус Герартс Младший (Marcus Gheeraerts the Younger, c. 1561-1636, Flemish), круг и последователи - Портрет эпохи Тюдоров \4\
Часть 50 - Маркус Герартс Младший (Marcus Gheeraerts the Younger, c. 1561-1636, Flemish), круг и последователи - Портрет эпохи Тюдоров \5\
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |