Фламандский живописец Ганс Мемлинг (Hans Memling, ca.1440-1494, Flanders) - Мадонна и святые \2\ |
Ганс Мемлинг (1433/1435, Зелигенштадт – 11 августа 1494, Брюгге) – крупнейший фламандский живописец второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг писал картины преимущественно на духовные сюжеты. Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где ныне находится музей его имени.
Мадонна с Младенцем и ангелами
(Madonna and Child with Angels)
после 1479_58.8 х 48_д.,м.
Вашингтон, Национальная галерея
Мемлинг, Ганс
Святая Вероника
Около 1470/1475. Панель, масло, рабочая поверхность: 30.3x22.8
Национальная галерея искусств
Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно, Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, однако документальных свидетельств о его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.
Ганс Мемлинг
Мадонна с младенцем
Мадонна с Младенцем на троне
(Virgin and Child Enthroned)
1480-1490_83.1 х 57.7_д.,м.
Берлин, Картинная галерея старых мастеров
Рогир ван дер Вейден прославился ещё в те времена, когда Мемлинг был ребёнком.
Молва о его «Снятии с креста» к моменту появления Мемлинга в Брюсселе успела облететь почти всю Европу.
Да и других сколько-нибудь значительных мастерских в Брюсселе в те годы не было.
Есть сведения, что Мемлинг был близок ко двору Карла Смелого.
Эту близость также можно рассматривать как доказательство его учёбы у Рогира ван дер Вейдена, так как молодой художник, да ещё и чужеземец, вряд ли мог заинтересовать сиятельных герцогов.
В описываемую пору старый мастер доживал последние годы.
Он уже почти не писал и не имел сил уделять много внимания своей мастерской. Мемлинг, таки образом, будучи самым талантливым учеником Рогира, являлся опорой этой мастерской.
Некоторые исследователи говорят даже о том, что он фактически руководил ею в начале 1460-х годов.
Со временем жизнь Ганса Мемлинга обросла легендами.
Madonna and Child.
Detail from the "St John Altar""
Ганс Мемлинг
Мадонна с младенцем. Триптих Портинари. Центральная часть
1487, 41.5×31.5 см
Берлинская картинная галерея, Берлин
Ганс Мемлинг
Мадонна с Младенцем
1467, 40×29 см
Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель
Близость к герцогскому двору породила историю о некоем солдате из армии Карла Смелого, который после поражения герцога пришёл, весь израненный, к воротам монастырского госпиталя Синт-Янс. Сердобольные монахини выходили солдата, но, выздоровев, он не захотел уходить. Всю оставшуюся жизнь провёл он в посте, молитве и писании богоугодных картин. Звали солдата Ганс Мемлинг.
Существует и другая более романтичная версия истории: будто бы солдат не пожелал покинуть госпиталь вовсе не потому, что решил посвятить себя служению Богу, а потому, что влюбился в монахиню, ухаживающую за ним во время его болезни.
Hans Memling
Virgin and Child
1485-1490
Art Institute of Chicago
Ангел с оливковой ветвью (уцелевший фрагмент)
(Angel holding an olive branch)
1475-1480_16 х 10_д.,м.
Париж, Лувр
Hans Memling (bottega)
Madonna col bambino
Bruges 1470-80 ca
Cleveland Museum of Art
Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, ссудивший вместе с другими определённую сумму денег для борьбы с королём Франции Максимилианом I в 1480 году.
В 1464 году, Мемлинг покинул Брюссель и перебрался в Брюгге.
30 января 1465 года Мемлинг стал полноправным гражданином этого города и вступил в местную гильдию художников святого Луки. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Кроме того он принадлежал «Братству Снежной Богоматери», состоять в котором считалось почётным, ибо в него входил сам Карл Смелый.
Мемлинг был женат на Анне Фалькенаре и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса и Николаса. В 1480 году он купил каменный дом, за ним ещё два для сдачи внаём. Материальное положение его было очень хорошим.
Ганс Мемлинг
Мадонна с младенцем
Сам по себе Мемлинг был очень скромным человеком. Многие свои работы он подписывал специфически, по-немецки это звучало «Wie kann ich», что можно перевести как «Простите, как смог, так и написал», и никогда не стремился играть заметной роли в жизни гильдии живописцев, во всю жизнь не занимал в ней никакого административного поста.
В 1487 году художник овдовел, а через семь лет, в августе 1494 года, и сам сошёл вслед за своею супругой в могилу, и был похоронен на кладбище при церкви святого Жиля.
Мемлинг, Ханс
Поклонение волхвов (копия Рогира ван дер Вейдена)
60 смx55 см, панель, масло.
Музей Прадо
Ханс Мемлинг
Мадонна с Младенцем на троне с ангелом, святым Георгием и донатором
ок1480
Национальная галерея
Ганс Мемлинг
Мать скорбящая
1480-е , 55×33 см
Галерея Уффици, Флоренция
Христос-Страстотерпец на руках Богоматери
(The Man of Sorrows in the arms of the Virgin)
1475-1479_27.4 х 19.9_д.,м.
Мельбурн, Национальная галерея Виктории
Фрагмент левой части небольшого триптиха, принадлежавшего Маргарите Австрийской, регентше Нидерландов, и подаренный ею монастырю в Бру.
Центральная панель, на которой изображен Христос-Страстотерпец, поддерживаемый Богоматерью (потерянный), был написан Рогиром ван дер Вейденом; Мемлинг был вынужден дополнить её створками (возможно, по просьбе Карла Смелого или Марии Бургундской, предков Маргариты) около 1475-1480 годов; правая часть, на которой написан Ангел, держащий меч, хранится в Лондоне, Собрание Уоллеса (Wallace Collection).
Святой Антоний представляет донатора Мадонне с Младенцем
(The Virgin and Child with St. Anthony Abbot and a Donor)
1472_92.7 х 53.6_д.,м.
Оттава, Национальная галерея Канады
Ганс Мемлинг
Мадонна с младенцем на троне с двумя музицирующими ангелами
1460-е , 75.4×52.3 см
Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, Миссури
Ганс Мемлинг
Мадонна с младенцем и двумя ангелами
1480-е , 68.2×51.5 см
Приорат Святого Осита, Великобритания
Ганс Мемлинг
Страдающий Христос (Муж скорби)
1490-е , 12.9×9.2 см
Христианский музей, Эстергом
«Благовещение» – это один из наиболее популярных сюжетов религиозной живописи. Как это было принято в нидерландских представлениях пятнадцатого века, чудесное событие, происшедшее в древнем Иерусалиме, помещено в домашний интерьер бюргерского дома, современный заказчику и изобилующий символическими предметами.
Пресвятая Дева преклоняет колени перед Своим аналоем, за которым Она читает Священное Писание, освещенное восковой свечой с льняным фитилем. Чарльз Минотт (Charles Minott) видит в этом ссылку на слова пророка Исайи 42: 1-4: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» как метафору воплощения Христа.
Ганс Мемлинг
Благовещение
1465-75; Масло по дереву; (186,1 х 114,9 см)
Музей Метрополитен
Дева Мария отвлекается от чтения внезапным появлением архангела Гавриила, который одет в литургические дьяконские облачения. Провозвестием жертвы Христовой и избавления человечества от власти греха, дьявола и смерти являются кресты на вершине жезла в руке архангела и диадеме, украшенной жемчугом и драгоценными камнями, на его голове, а также его крылья в виде павлиньих перьев – отсылка к вечной жизни в раю.
Благовещение
(The Annunciation)
1465-1470_186.1 x 114.9_д.,м.
Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Целомудрие Марии символизируется огороженным садом на заднем плане и прозрачным графином с водой (через который свет проходит без искажений) на полке над дверью, а Ее чистота представлена лилиями в золотом кувшине.
Два соединенных ключа в гербе в витражном окне и на ковре ниже идентифицируют заказчика как члена Бургундской семьи Клюньи, из которых Гийом (Guillaume Clugny, ум в 1480) и Ферри (Ferry Clugny, 1410-1483) были наиболее видными членами.
Заказ живописи, скорее всего, был сделан Ферри, выдающимся меценатом, не менее выдающимся юристом и членом Большого совета герцога Бургундского.
Он также занимал важные церковные должности. В 1465 году он был каноником собора Сен-Лазар в Отёне и церковным чиновником при епископе Ролене. В 1473 году Ферри был назначен канцлером Ордена Золотого Руна последним герцогом Бургундским Карлом Смелым и через год был рукоположен в епископы Турне
Герб Турне (Blason de Tournai)
Написание «Благовещенья» должно предшествовать 1477 году, в котором Людовик XI даровал Ферри де Клюньи епископство Пуатье, в результате чего фамильный герб должен был измениться, включить в себя башню и золотые геральдические лилии Турне
Последователь Ганса Мемлинга
Virgin and Child
MEMLING, Hans
The Presentation in the Temple
Мемлинг, Ханс
Мадонна с младенцем между двумя ангелами
1480 - 1490, 36 смx26 см, панель, масло.
Музей Прадо
Богоматерь изображена сидящей в огороженном саду, это намек на hortus conclusus, который символизирует Ее вечную девственность. На руках Она держит Младенца Христа, который берет яблоко из руки ангела – ясный намек на искупление первородного греха. С другой стороны, второй ангел играет на фидели.
Композиция вдохновлена работами Рогира ван дер Вейдена и является еще одним примером многократно повторяющегося фламандского сюжета Мадонны с Младенцем и ангелами. Здесь, однако, утонченное изображение пейзажа придает работе особый шарм. Это считается работой зрелого периода Мемлинга.
Мадонна. кормящая Младенца
(The Virgin Mary nursing the Christ Child)
17.4 х 17.4_д.,м.
Частное собрание
Hans Memling
Salvator Mundi
Ганс Мемлинг
Богоматерь с младенцем
Христос благословляющий
(Christ Giving His Blessing)
1478_38.1 x 28.2_д.,м.
Пасадена, Музей Нортона Саймона
Hans Memling (circa 1433 –1494)
Virgin and Child
1480s
oil on panel 33 x 26 cm
The Wernher Collection
Христос-Страстотерпец
(The Man of Sorrows Blessing)
(сохранившаяся левая створка диптиха)
1480-е_53.4 x 39,1_д.,м.
Генуя, Музеи Страда Нуова, Палаццо Бьянко
Мемлинг, Ганс
Мадонна
29.2x24.8 см
Музей искусств Филадельфии
Христос благословляющий
(Christ Blessing)
1481_35.1 x 25.1_д.,м.
Бостон, Музей изобразительных искусств
Портретный образ Христа был вдохновлен средневековым документом, дававшим физическое описание Христа. Деликатное моделирование лица и жест левой руки, небрежно покоящейся на нижней части рамки, создают иллюзию пространства и глубины. Картина до сих пор находится в оригинальной раме (исключительно редкий случай), на верхней части которой начертана дата создания произведения – 1481 год.
Ганс Мемлинг
Христос у колонны (в оригинальной раме)
1480-е , 58.8×34.3 см
Коллекция Матеу, Барселона
After Hans Memling
Madonna and Child with 3 Angels making Music
between 1476 and 1510
oil on panel 61 cm [ 51 cm
Private collection
Follower of Hans Memling
The Virgin and Child
Дева Мария и Младенец Христос сидят под роскошным пологом, между двумя любимыми в Брюгге святыми женами, святой Екатериной и святой Варварой. Перед Екатериной лежат орудия её мученичества – сломанное колесо и меч, которым отрубили ей голову.
Она протягивает левую руку Младенцу Христу, который совершая мистическое обручение, надевает на ее безымянный палец кольцо. Варвара сидит, читая священную книгу перед башней, в которую заточил ее отец, и где она была тайно крещена, став христианкой.
Ганс Мемлинг
Благовещение
1480-89; Масло на панели, перенесено на холст;(76,5 х 54,6 см);
Музей Метрополитен
Мемлинг заимствовал расстановку фигур этого Благовещение с композиции левого крыла алтаря Святого Колумба Рогира ван дер Вейдена (Мюнхен, Старая пинакотека), но его новаторство заключается в том, что он изобразил Деву Марию не на коленях, а с подкосившимися ногами, поддерживаемую двумя ангелами.
Благовещение (деталь)
(The Annunciation)
1480-1489
76.5 x 54.6_дерево, переведенное на холст, масло
Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Как и другие фламандские художники пятнадцатого века, работавшие после Яна ван Эйка, Ганс Мемлинг помещал религиозные сюжеты в обстановку повседневной жизни, уделяя пристальное внимание натуралистическим деталям.
Изображенное здесь Благовещение происходит в небольшой, но богатой спальне зажиточной горожанки, наполненной обыденными и в то же время символическими предметами.
Запертый шкаф, закупоренный графин с водой, свеча без огня и ваза с лилиями – это символы чистоты Девы Марии, а пустой подсвечник означает ее сакральную роль, как носительницы Христа, света мира.
Священническая одежда архангела Гавриила намекает на ритуал мессы и, следовательно, на воплощение Искупителя.
Мягкий свет падает на Деву и наполняет комнату, выводя сцену за рамки обыденности и намекая на сверхъестественную природу происходящего. Но разберемся с композицию подробней.
Ганс Мемлинг
Благовещение (фрагмент)
1480-89; Масло на панели, перенесено на холст;(76,5 х 54,6 см);
Музей Метрополитен
В этом сюжете Ганс Мемлинг умело объединил несколько важных событий Благовещения в единый образ. Одетый в красный бархат, богато расшитый золотыми нитями, архангел Гавриил входит в небольшую опочивальню Девы Марии через дверь в левом углу.
В благоговейном порыве он готовится стать перед Ней на колени.
Его развивающиеся локоны и обрезанные сзади одежды как бы подчеркивают его внезапное и стремительное появление. Пораженная внезапным вторжением небесного вестника, Дева Мария вскакивает со Своей молитвенной скамеечки.
Она одета в темно-синюю мантию поверх белого платья с драгоценными камнями и жемчугом, украшающими его края, и сопровождается двумя ангелами в одеяниях, напоминающих дорогостоящую ткань.
Ганс Мемлинг
Благовещение (фрагмент)
1480-89; Масло на панели, перенесено на холст;(76,5 х 54,6 см);
Музей Метрополитен
На волнение Богородицы указывают ее подкосившиеся ноги и поднятая правая рука, жест размышления или смирения.
С благочестивым и смиренным выражением лица она указывает левой рукой на открытый молитвенник и вазу с лилией и ирисом.
Современные художнику зрители, знакомые с этими визуальными подсказками, почувствовали бы себя свидетелями важнейшего события мировой истории – чудесного зачатия Девой Марией Спасителя мира от действия Святого Духа, парящего над Нею в виде голубя в ореоле, лучи от которого освещают лицо Богородицы и наполняют всё пространство божественным светом.
Зачатие подчеркнуто взглядом ангела, держащего одежды Девы Марии, направленным на ее выпуклый живот. Другой ангел, поддерживающий юную Богоматерь, приглашает зрителя включиться в это чудесное событие…
Мадонна с Младенцем
(Мадонна с Младенцем
(Madonna and Child)
ок.1467_40 x 29_д.,м.
Брюссель, Королевский музей изящных искусств
Hans Memling (bottega)
Madonna col bambino (без рамы)
Bruges 1470-80 ca
Cleveland Museum of Art
Мадонна с Младенцем на троне
(Virgin and Child Enthroned)
ок.1485_66 х 46.5_д.,м.
Берлин, Картинная галерея старых мастеров
Мастерская Ханса Мемлинга
"Мадонна, кормящая Младенца",
Ганс Мемлинг
Святой Стефан
1480, 47.5×16.2 см дерево, масло
Художественный музей, Цинциннати
Ганс Мемлинг
Святой Христофор (Saint Christopher)
1480, 47.5×16.2 см дерево, масло
Художественный музей, Цинциннати
Ганс Мемлинг
Святой Стефан и Святой Христофор
1480, 47.5×16.2 см дерево, масло
Художественный музей, Цинциннати
Серия сообщений "живопись старых мастеров \9\ ":
Часть 1 - Ганс Мемлинг (Hans Memling, ca.1440-1494, Flanders) - Портретная живопись Северного Возрождения \1\
Часть 2 - Фламандский живописец Ганс Мемлинг (Hans Memling, ca.1440-1494, Flanders) - Мадонна и святые \2\
Часть 3 - Ганс Мемлинг (Hans Memling, ca.1440-1494, Flanders) - Алтарная живопись \3\
Часть 4 - Ганс Мемлинг (Hans Memling, ca.1440-1494, Flanders) - Алтарная живопись \4\
...
Часть 48 - Маркус Герартс Младший (Marcus Gheeraerts the Younger, c. 1561-1636, Flemish), круг и последователи - Портрет эпохи Тюдоров \3\
Часть 49 - Маркус Герартс Младший (Marcus Gheeraerts the Younger, c. 1561-1636, Flemish), круг и последователи - Портрет эпохи Тюдоров \4\
Часть 50 - Маркус Герартс Младший (Marcus Gheeraerts the Younger, c. 1561-1636, Flemish), круг и последователи - Портрет эпохи Тюдоров \5\
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |