-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lomovolga

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.11.2012
Записей: 10266
Комментариев: 45743
Написано: 77338


Старинные кружева

Четверг, 03 Января 2013 г. 23:59 + в цитатник
Цитата сообщения Matrioshka

Кружево ручной работы во все времена стоило очень дорого. На кружевах разорялись, из-за них влезали в долги, садились в тюрьму и кончали жизнь самоубийством. По официальным документам, аристократия и церковь тратили на кружева колоссальные суммы.

Detail from a painting of The Marquise d'Aigurandes by F. Drouais, 1759

Возникновение кружева относится к очень древним временам. В легендарной книге "Исход" упоминается "завеса из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона узорчатой работы" (гл. XXVI—XXVII) и "одежда Аарона из золотой, голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона". Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века. Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.

Elizabeth, Queen of Bohemia. By an unknown artist, 1613. In the National Portrait Gallery of London. She is wearing Reticella, or Point Coupe, lace.

Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору.

POURBUS, Frans the Younger. Archdukes Albert and Isabella

Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.

Jean-Marc Nattier (1685(1685)–1766(1766)) Victoire Louise Marie Therese de France, dite Madame Victoire (1733-1799) Year 1748(1748) Musee national du Chateau et des Trianons

Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие. В Италии славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево "стежок в воздух", представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.

Jean-Marc Nattier (1685(1685)–1766(1766)) Louise-Marie de France, dite Madame Louise (1737-1787) Year 1748

Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. Здесь изготавливали плетеные гипюры с орнаментами из растительных завитков, для изготовления которых в сырых подвалах, чтобы кудель постоянно был влажным, мастерицы пряли удивительно мягкие и тонкие нити из льна. Название знаменитого тонкого фламандского брюссельского гипюра "гипюр англетэр" объясняется политико-экономическими причинами. В Англии вплоть до 1735 года сохранялись запрет и ограничения на ношение кружев иностранного производства. В 1662 году английский парламент запретил ввоз фламандского кружева и поощрил выпуск отечественного. Однако спрос был столь велик, что фламандское кружево привозилось тайно и продавалось под видом английского с новым названием.

Фламандское кружево."Англеттэр"

Фламандское кружево"Дюшесс" XIX века

В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая и сама была знатной мастерицей, искусно сочинявшей узоры из цветов, зверей и птиц.

В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева. Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды.

Nicholas Hilliard, Portrait of a Young Man, Probably Robert Devereux (1566-1601), Second Earl of Essex, dated 1588. Metropolitan Museum of Art , NY

Людовик XIII в 1613 году издал закон, который должен был положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре нашла выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции были срочно выписаны мастера.

Nicholas Hilliard, Portrait of a Woman, 1597. Metropolitan Museum of Art

Такими центрами стали города Аржантан и Алансон. Сложные декоративные композиции, тысячи изощренных деталей, нитяные мостики, или связки, превратившиеся в фон, придают неповторимую воздушную массивность ранним французским гипюрам. Во Франции кружево было популярным вплоть до Французской революции. После революции кружево стало модным при дворе Наполеона, но ненадолго.

Painting by the Dutch portraitist Thomas de Keyser, 1596-1667

В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге.

Irish crochet lace.

--------------------------Венецианское--------------------------------

В XVI веке одним из центров кружевоплетения считалась Венеция.

Mary Throckmorton, Lady Scudamore, 1632, wearing exotic needlelace. National Portrait Gallery, London

Венецианское кружево дорого ценилось во всей Европе. Эскизы для кружевных рисунков создавали известнейшие художники и ювелиры (такие как Чезаре Вечеллио и Бенвенуто Челлини). Именно их кисти принадлежат новаторские решения, благодаря которым были созданы различные виды кружев, популярные и в наше время. В те годы были изобретены различные виды стежка: стежок узлом, кружево на сетке, или тюль, муранский стежок и игольный стежок.

Queen Elizabeth I, Marcus Gheeraerts the Younger (c 1561-1635)

Благодаря знаменитым талантам венецианских торговцев оно распространилось по всей Европе и стало одной из причин баснословных налогов в тех государствах, где монархи и знать любили красиво приодеться – венецианское кружево было очень дорогим удовольствием. Им отделывали и белье, и верхнюю одежду, и обувь, что нередко влетало в копеечку: на отделку одного лишь плоеного воротника фриза шло от 10 до 15 метров кружева!

Dress, tape lace with needle-made fillings and machine made insertions and edgings, Belgium, 1900-1910. Source: 75x Lace, Patricia Wardle, Rijksmuseun, Amsterdam

На островах Бурано,Пеллестрина, Чиоджа и Мурано наладилось кружевное производство, где руками трех тысяч рыбацких жен и дочерей творилось удивительное кружево, для создания которого использовалось 3-4 тысячи нитей на одно изделие. Закономерно, что всего через 10 лет эти мануфактуры стали официальными поставщиками кружева для королевского двора. Это тончайшее филигранное кружево до сих пор считается образцовым и не поддается веянию моды.

Fuente: Tesoros del Rijksmuseum de Amsterdam, Emile Meijer, Aguilar, 1985

 

Источник  

 



Detail from a painting of The Marquise d'Aigurandes by F. Drouais, 1759


The Marquise d'Aigurandes by F. Drouais, 1759


--------------------------Бельгийское--------------------------------


Бельгийский город Брюгге уже несколько веков является синонимом мастерского кружевоплетения. В веке оно здесь стало едва ли не основным источником доходов для бедных слоев населения. Производство кружев начало набирать обороты в 1717 году, когда епископ Брюгге Van Susteran предложил беднякам поправить свое финансовое положение посредством этого ремесла. Назвать идею блестящей было трудно: трудоемкая кропотливая работа приносила совсем небольшой доход, но другого выхода у людей не было. Обучать неимущих этому искусству взялись волонтерки из Собрания Апостольских Сестер. Они так рьяно принялись за работу, что вскоре смогли хорошо отладить производство и даже получить большее помещение. К 1860 году количество учеников превысило 400 человек, кружевоплетение расцвело пышным цветом, а его история обогатилась множеством доселе невиданных узоров.
Тонкое льняное кружево изготавливалось руками маленьких девочек, ведь только их чуткие пальчики могли уловить момент, когда нитка становилась нужной толщины.
 


A 'falling collar' from the Netherlands with Italian needle lace, Reticella or point coupe. It dates to the mid-seventeenth century. From the Rijksmuseum in Amsterdam.


Nicolaes Hasselaer, 17th century, wearing a needle lace collar. From the Rijksmuseum in Amsterdam.



Alonso Sanchez Coello, Retrato de la Infanta Isabella Clara Eugenia con Magdalena Ruiz, sosteniendo un camafeo de Felipe II, 1580 (Foto a color de una de las obras citada en el libro Hispanic Lace and Lace Making)



Michiel Jansz Mierevelt, Retrato de dama. Hacia 1610-1620. Coleccion BBVA



Michiel Jansz. van Mierevelt (1567–1641)
Portrait of Philips Willem (1554-1618), prince of Orange.early 17th century (1600-1641)



Michiel Jansz. van Mierevelt (1567, Delft – 1641, idem)
Portret van Prins Philips Willem, prins van Oranje Nassau (1554-1618)



Edward Cecil, Viscount Wimbledon, by Michiel Jansz. van Miereveldt (died 1641), given to the National Portrait Gallery, London



Michiel Jansz. van Mierevelt
Portrait of Frederick Henry, Prince of Orange. (1584-1647)Rijksmuseum Amsterdam



Michiel Jansz. van Mierevelt (1567–1641)
Jacob Cats (poet)Rijksmuseum Amsterdam



Michiel Jansz. van Mierevelt
Portrait of a woman.Musee des Beaux-Arts, Lyon



Portret van Sophia Hedwig von Braunschweig-Wolfensbuttel (1592-1642), echtgenote van Ernst Casimir (1573-1632), graaf van Nassau, stadhouder van Friesland, Groningen en Drentheca



Elizabeth, Queen of Bohemia, by Michiel Jansz. van Miereveldt (died 1641). See source website for additional information.
Date c. 1623



DYCK, Sir Anthony van
Portrait of a Noble Genoese Lady
1621-27



GONZALEZ Y SERRANO, Bartolome
Portrait of Margarita Aldobrandini, Duchess of Parma1610-23



MIEREVELD, Michiel Jansz. van Portrait of a Woman.1628



POURBUS, Frans the Younger Portrait of Margaret of Savoy, Duchess of Mantua1608



Portret Anna de Looper, Abraham Rombouts, 1627 Portret Anna de Looper, Abraham Rombouts, 1627



MIEREVELD, Michiel Jansz. van Portrait of a Young Woman
1630



AVED, Jacques-Andre-Joseph.Madame Crozat



Anthony van Dyck (1599–1641)Portrat der Marie-Louise de Tassi



Catherine Killigrew, Lady Jermyn, oil on panelDate 1614(1614)
Source Scanned from Karen Hearn, ed. Dynasties: Painting in Tudor and Jacobean England 1530-1630.
Author Marcus Gheeaerts the Younger



POURBUS, Frans the Younger.Portrait of a Frenchman
1610-22Art Gallery, New South Wales



A double portrait of Charles I and Henrietta Maria, with Henrietta Maria handing a laurel wreath to the king. 17th century. Coques, Gonzales



DYCK, Sir Anthony vanPortrait of the Princes Palatine Charles-Louis I and his Brother Robert1637



HALS, Frans Portrait of a Woman Holding a Fan c. 1640



DROUAIS, Francois-Hubert.Madame de Pompadour1763-64
National Gallery, London



Alexander Roslin (1718(1718)–1793(1793))
John Jennings Esq., his Brother and Sister-in-Law Year 1769



After David Paton Date1698 (c.)Robert Earle of Roxburgh



The Emperor Francis, the Empress Maria Theresa and their children in 1756 (detail)Date 1756Source The original is located at Musees Trianon.Author Martin Van Mytens



BELLE, Alexis-Simon Portrait of Louis XV
















































































82813181_large_0_750e0_1cf3b849_3L (456x112, 56Kb)

Серия сообщений "(2) FASHION, история костюма":
Часть 1 - Старинные кружева
Часть 2 - ПроШляпное...\1\
Часть 3 - Модный мех с подумов \1\
...
Часть 45 - Met Gala 2019: Бал Института костюма в Нью-Йорке («Кэмп: заметки о моде») \2\
Часть 46 - Met Gala 2019: Бал Института костюма в Нью-Йорке («Кэмп: заметки о моде») \3\
Часть 47 - Met Gala 2019: Бал Института костюма в Нью-Йорке («Кэмп: заметки о моде») \4\

Метки:  
Понравилось: 6 пользователям