На скейтерском сленге слово «дизайн» (design – англ.) применительно к роликовой доске обозначает отнюдь не замысловатость загибов и форм «деревяшки», не буйство цветов и материалов, используемых производителем в целях привлечения внимания покупателя к своей продукции, - нет, совсем другое (скейтбординг, вообще, достаточно консервативный в плане инвентаря вид экстремального спорта - внешний вид доски за сорок лет существования этого развлечения изменился относительно незначительно). На самом деле, на скейтерском сленге слово «дизайн» обозначает рисунок, который наносится художником компании на «тыльную» (обращенную к земле) сторону деки.
Как известно, изначально скейты создавались самопально, вручную калифорнийскими серферами из подручных материалов: фанеры и деревянных досок - создатели первых сухопутных серфов не заморачивались насчет эстетического вида, концентрируя внимание на технических характеристиках своих четырехколесных друзей. Даже в 70-ых годах, когда первые крупные скейтборд компании переживали период расцвета, большинство скейтеров могло наблюдать на своих деках в лучшем случае только строгие логотипы производителей досок.
Достоверно неизвестно, кому первому в голову пришла очевидная идея рисовать забавные и красивые рисунки на деревянной поверхности скейтбордов (прообразом современных дизайнов можно назвать рисунки логотипов на деках легендарной компании Dogtown skateboards (сегодня дека тех времен у коллекционеров стоит порядка 3500 долларов), но одной из первых моделей с полноценным рисунком стала Powell Peralta’овская про модель Алана Гелфанда (да-да, того самого скейтера, который научил весь мир прыгать на скейте) под названием «Tank», появившаяся на свет в 1980-ом году. На ней был изображен черно-белый танк, распыляющий какие-то непонятные черточки, складывающиеся в надпись «Ollie».
С тех пор «веселые картинки» на скейтборд деках стали одним из основных средств продвижения скейт брендов на рынке, важнейшим маркетинговым инструментом персонификации каждой скейтборд компании. Да, и понятно, что крутой рисунок (да еще, пожалуй, команда райдеров) - это, фактически, единственные способы выгодно выставить свой товар на фоне конкурентов, показать, что он - особенный, не такой как у всех. Ведь, по сути, все деки одинаковые: произведены из одного дерева, склеены, спрессованы и обрезаны по одной матрице и технологии. Посему, за последние двадцать лет скейтовыми художниками–дизайнерами ради привлечения внимания покупательской аудитории было придумано неимоверное количество самых невероятных рисунков для скейтбордов, в которых затрагивались самые-пресамые табуированные темы. Но, начнем по порядку:
Эра черепов-и-мечей: 80-ые годы В 80-ых годах мода на рисунки на досках уже утвердилась, и каждая уважающая себя скейтборд компания стала активно придумывать свои фирменные дизайны, вводить в ротацию своих рисованных персонажей, дабы затмить конкурентов красотой своих рисунков и буйством красок. В первой половине десятилетия законодателем моды оказалась компания Powell-Peralta. В то время эта компания была, чем-то вроде, Zero для большинства сегодняшних скейтеров - дело в том, что за «Пауэлл» катались все супер зведы вроде Тони Хока, Родни Маллена и Стива Кабаллеро. Именно, Powell задала моду того периода в скейтборд дизайнах на готическую тему. Их модели дек пестрели черепами, скелетами, драконами всех формаций, огненными мечами, змеями, магами, вампирами, языческими богами и так далее. Дизайны для Powell рисовал сам Ви Си Джонсон, патриарх скейтовых художников-дизайнеров, один из самых авторитетных и уважаемых персон в данной области.
Готическую тему тут же подхватили две другие компании-главные соперники Powell’а: Santa Cruz и Santa Monica Airplanes (этой компании сейчас уже больше не существует). Для них дизайны рисовал другой культовый скейтборд «графер» Джим Филипс (Jim Phillips), человек, который создал более 100 рисунков на деках, а также нарисовавший обложки и тур постеры для таких групп как: The Doors, Wu Tang Clan, Sublime, Snoop Dogg, Social Distortion, Ozzy Osbourne и Rage Against the Machine. Между Ви Си и Филипсом возникло что-то вроде конкуренции: каждый старался создать что-то более красочное, что-то более будоражащее сознание рядового скейтера, и, именно, в результате подобного противостояния в итоге появились такие шедевры как «Skull and Snake» Mак Гилла или «Face» Роба Роскоппа.
В конце 80-ых громко о себе заявила Vision Skateboards. Тогда эта компания переживала период своего расцвета – им удалось собрать очень сильную команду, в которую вошли такие «старички» как Марк Гонзалес, Марк «Гатор» Раговски (этот дядька сейчас сидит в тюрьме за то, что укокошил свою собственную женушку). Они выпустили совершенно сумасшедшую модельную линию дек с абсолютно кислотными дизайнами. Дека «Psycho Stick» с изображенным на ней безумным кренделем с «взрывом в курятнике» на голове и спиралями на очках сразу же стала хитом продаж, побив все рекорды. Боссы Vision’a также предоставили возможность своим райдерам самовыражаться - именно тогда Марк Гонзалес начал рисовать свои первые собственные дизайны. Сегодня Марк является владельцем компании Krooked skateboards, где сам придумывает и создает дизайны моделей дек
Powell воюет с Blind: дизайновые войны начала 90-ых Первой компанией, которая начала «стебаться» в рисунках дизайнов своих дек, стала Blind skateboards, возникшая в далеком 1991-ом году стараниями все того же Марка Гонзалеса. Все началось с войны с Powell, когда владелец компании Росс Пауэлл дал в скейтборд журналах рекламу с Лэнсом Маунтином, своим про скейтером, в которой Лэнс высмеивал маленькие скейтборд компании, явно намекая на «Слепые скейтборды». Просто Пауэллу очень не понравилось, что Родни Маллен, их главная стрит звезда, фронтмен бренда, перешел в «Blind», только что созданный Марком Гонзалесом и Стивом Рокко, Марк, всегда был, большим приколистом и весельчаком, поэтому ему не составило труда нанести оригинальный и весьма действенный ответный удар. Он с парнями взял классические хитовые дизайны дек Powell’a, нарисованные Ви Си Джонсоном и здорово над ними прикололся, попросив Шона Кливера, своего дизайнера, нарисовать на них пародии. Так, вместо классического дизайна Powell «Skull’n’Sword» («Череп и Меч») 1982-го года, появилась на свет новая дека под названием «Skull’n’Banana», про модель Марка с рисунком того же черепа, но не с мечем, а с бананом! Вместо классической модели Тони Хока «Hawk Skull and Iron Cross» («Череп ястреба и железный крест»), Марк придумал «Dodo Head and Iron Cross», рисунок для про модели деки Джейсона Ли, который полностью копировал хоковский дизайн, только вместо благородного черепа ястреба, там был изображен череп какого-то нелепого пеликана, персонажа диснеевского мультфильма «Алиса в стране Чудес». После такой выходки отношения между компаниями сильно натянулись и после они еще на протяжении долгого времени продолжали подкалывать друг друга.
Комиксы и мультяшки: Blind задает моду – середина 90-ых Середина девяностых годов останутся в истории скейтборд дизайнов, как период буйного расцвета мультяшных и комиксовых тем. Практически, все персонажи популярных американских мультиков перекочевали на «деревяшки» серьезных парней из гетто районов больших американских мегаполисов. В это время моду всем задавала компания Blind skateboards, которая после выхода своего дебютного фильма «Video Days» была канонизирована миллионами скейтеров по всему миру. Слоненок Дамбо, мультипликационные персонажи серии «Looney Toons»: марсианин Марвин, кот Сильвестр, Петух Легхорн, Багз Бани и компания, Супер Братья Марио, – все эти забавные рисованные персонажи от Диснея и Ворнер Бразерс, знакомые каждому америкосу с малых лет, улыбались с стеллажей скейтшопов покупателям. Многие компании пошли дальше: World Industries во главе со Стивом Роком придумала целую тусовку своих фирменных мультяшных персонажей: озорная капля Мокрый Вили (Wet Willy), Огонек (Flameboy) и Дьявол (Devil) (кстати, сию тему WI до сих пор активно эксплуатирует, так и не сумев отказаться от шаблонов) стали кочевать из модельной серии в серию. Blind также придумала своего персонажа по имени Reaper (маленький скелет в балахоне), пародию на фирменного «пауэллского» скелета Ripper’а. Powell представил широкой скейтерской публике своего «Ангельского мальчика» (Angelboy) в качестве фирменного персонажа.
Мультипликационная тема популярна и по сей день, и очень многие топовые компании предпочитают не отклоняться от нее (тот же самый Blind, World Industries, Hook-Ups).
Провокационные дизайны: шок на службе у имиджа
Но не надо думать, что безобидная, вызывающая блаженную улыбочку, мультяшная тема полностью покорила недалекие «плосколобые умы прыгунов на скейте» – нет, скейтеры никогда не были тупоголовыми созданиями и всегда живо реагировали на все важные социальные проблемы, возникающие в обществе. Порнография, насилие, полицейский произвол, наркомания и алкоголизм, преступность – эти темы всегда находили отражение в рисунках, которые они рисовали на своих бордах. Кроме того, зачастую скейтеры сами бросали открытый вызов обществу, в котором узаконена несправедливость, своим поведением, внешним видом, и в частности, рисунками на своих бордах. Порно звезды и модели с подиумов, убийцы и маньяки, президенты и святые мученики – все они когда-то побывали на внешней стороне досок, и все были затерты на гранях и перилах.
«Обнаженка» – не такое уж редкое явление в скейтборд дизайнах. Голые филейные части и молочные железы встречаются на моделях дек ежегодно. Некоторые компании, например «Hook-Ups», постоянно эксплуатируют сексуальную тематику, прессуя на своих деках изображения большегрудых красоток в обтягивающих коротких юбках из-под которых обязательно выглядывают трусики-стринги. Классикой порно является про модель Рэнди Кольвина «XXX» от World Industries 1992-го года, на которой изображена мастурбирующая обнаженная красотка с большими грудями, причем все интимные части тела замечательно просматриваются.
Еще один классический пример провокационного дизайна - весьма циничная модель «Oops» Натаса Каупаса от 101 skateboards с изображением взрыва в воздухе – дека вышла сразу же после первого трагического взрыва космического корабля «Челленджер» с космонавтами на борту. Или «Manson and the Peanut Gang» про модель Адама Мак Натта от 101 Skateboards с изображением печально знаменитого американского убийцы Чарльза Мэнсона вместе с персонажами популярного детского мультика «Арахисоголовые» с веселым песиком Снупи.
Но самым поразившим меня провокационным рисунком, который я когда-либо видел на скейтборд деке, - это был дизайн про модели Джордан Рихтера от Blind skateboards с полной инструкцией и красочными подробными картинками по правильному использованию презервативов: как натягивать и куда засовывать.
Знаменитые скейтборд художники
Рассказывая о скейтборд графике было бы неправильным не упомянуть о самих художниках, создающих ее. Было бы не круто, не вставить хотя бы пару предложений о тех людях, которые создают шедевры на деревяшках и заслуживают самого серьезного уважения. Хотя бы несколько слов о самых известных из них. О тех, чьи работы сегодня оцениваются коллекционерами в сумму, превышающую тысячи долларов, и чьи шедевры уже давно стали классикой в этом специфическом направлении искусства.
Ви Си Джей (VCJ)
Вернон Джонсон – это один из патриархов-художников в скейтборд дизайне. Он был одним из самых первых, кому пришла в голову рисовать красивые рисунки на обратных сторонах досок вместо скучных строгих логотипов. Это с его легкой руки появились на свет культовые дизайны: фирменный дракон Стива Кабаллеро, череп ястреба Тони Хока, истребитель F-14 Майка Мак Гилла. Именно его работы сейчас ценятся коллекционерами больше всего. Ви Си нарисовал более 100 дизайнов дек – и собрать их все – заветная мечта любого ценителя.
Шон Кливер (Sean Cliver)
Шон Кливер – это еще один талантливый скейтборд графер, создавший не один десяток хитовых дизайнов. Шон активно сотрудничал со скейтборд компаниями в конце 80-ых – начале 90-ых, выполняя заказы того же самого Powell’а, а потом переключился на работу с 101, Blind, World Industries и Toy Machine, Это он придумал в 1994-ом году красного рогатого демона – фирменного персонажа «Toy Machine skateboards». В 1995-ом Шон также выдумал фирменный манга стиль для Hook-Ups, а затем разрабатывал дизайны для Prime skateboards. Сейчас Шон является художником Blitz distribution, рисуя для компании Тони Хока «Birdhouse skateboards» и Hook Ups. Работы Шона всегда пользовались большим спросом, благодаря провокационному содержанию. Одна из самых крутых его работ - «Decapitaded Rick Kosick Head», старинная про модель Эндрю Рейнольдса (Andrew Reynolds) для Birdhouse. На деке изображена смерть в балахоне с секирой, держащая в руке окровавленную голову Рика Косика, вульгарного фотографа из журнала «Big Brother» (такой толстячок в очках – его можно было видеть несколько раз в разных эпизодах «Jack Ass»). Благодаря подобной оригинальности его работы всегда пользуются всегда повышенным спросом.
Марк Мак Ки (Marc McKee)
Имя Марка Мак Ки знатоки скейтборд искусства всегда связывают с мультяшно-комиксовым периодом в дизайнах дек начала ньюскул эры развития скейтбординга (первая половина 90-ых). Именно, его кисти или чернильному перу, не знаю, как правильно сказать, принадлежит отцовство над знаменитыми персонажами WI, маленьким скелетом Reaper’a Blind’a, серии «Fucked Up Kids» для Blind skateboards. И по сей день Марк продолжает работать на Dwindle, рисуя дизайны для некоторых моделей
Брайан Шрёдер (Brian Shroeder)
Пушхед – один из самых мрачных художников, специализирующихся на скейтборд графики. По сравнению с его работами многие дизайны дек Zero – детский лепет, жалкая попса! На самом деле его зовут Брайан Шрёдер, и он – один из тех олдскульных скейтеров, вышедших из поколения Тони Хока и Христиана Хосоя, которые предпочитают всем видам скейтбординга пустой закругленный калифорнийский бассейн. Кстати, именно Шрёдер нарисовал легендарный логотип культового цементного парка «Del Mar» в Калифорнии, из которого вышел весь современный скейтбординг.
Пушхед специализируется на рисунках человеческого тела, особенно хорошо ему даются черепа, кости, скелеты и прочая некрофильщина. В середине 80-ых он рисовал дизайны дек для Zorlac skateboards. А одни из последних его работ: про дека Adrian Lopez для Zero, дизайны про серии «Skull» для Hollywood skateboards. В свое время Брайан также делал рисунки для Foundation и Powell и для других компаний. Он также оформил не одну обложку компакт дисков для разных групп. На его счету логотипы для Metalica и Misfits. Он – большая знаменитость в Японии, в которой всегда все необычное и нестандартное пользуется бешеной популярностью. Многие из его работ были «завернуты» производителями скейтборд дек, потому что пуританские мамаши начинали вопить и запрещать своим детишкам ходить в скейтшопы.
Кстати, Бен и солист «Металлики» Джеймс Хэтфилд – большие приятели. В середине 80-ых Хэтфилд и Хаммет активно катались на скейтах во время туров по миру. «Зорлак» в качестве рекламной поддрежки присылал им бесплатные доски и прочий «стафф». Спустя некоторое время Бен даже нарисовал эксклюзивные дизайны для «металлистов». А потом Джеймс Хэтфилд дважды сломал себе руку, гоняя по улицам на роликовой доске. Второе падение оказалось очень серьезным, и ему пришлось покончить со своей скейтборд карьерой раз и навсегда.
Но не только профессиональные художники рисовали дизайны, многие известные скейтеры неоднократно пробовали себя на этом поприще. У некоторых это получалось настолько недурственно, что вскоре они подавались в художники, организовывая выставки и показы своих работ. В подтверждение этого можно назвать имена таких известных райдеров как: Эд Темплтон (New Deal, TV, Toy Machine, Black Label), Марк Гонзалес (Vision, Blind, 60/40, Real, The Driven, Krooked) , Нил Блендер (G&S, Alien Workshop, Consolidated), Лэнс Маунтин (Powell, Girl, Firm), которые сейчас достаточно известны не только в скейтерских , но и в артистических кругах. А также свои дизайны рисовали: Крис Маркович, Джереми Кляйн, Спайк Джонс, Кнокс Годой и многие многие другие.
В заключение, хотелось бы немного рассказать о такой веще, как коллекционирование старых и раритетных дек. Подобным увлечением болеет огромное количество людей в мире. В Интернете даже есть специальный сайт-аукцион, на котором собираются сотни коллекционеров, и где совершаются виртуальные покупки и обмен досками. На нем стоимость разных моделей варьируется от 100 до 6000 долларов за экземпляр в зависимости от состояния скейтборда, количества тиража, которым данная модель была выпущена, именитости скейтера, чье имя написано на деке. Я никогда ничего путем не собирал в своей жизни в отличие от моих приятелей, которые коллекционировали марки, жестяные банки из-под напитков, фигурки из киндер сюрпризов, но, насмотревшись в нете на потрясающие дизайны, признаюсь, загорелся желанием заняться коллекционированием старых скейтов. Сила искусства!