СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
Задачи словарной работы
1. Обогащение словаря = расширение – усвоение новых, ранее неизвестных слов (рекомендуется 4-6 слов ежедневно).
2. Активизация словаря – перевод слов из пассивного словаря в активный.
3. Уточнение и закрепление словаря (освоение нюансов языка – многозначность, синонимичность и др.)
4. Устранение нелитературных слов из речи детей (перевод их в пассивный словарь).
Содержание словарной работы
Данный пункт раскрывает направления работы воспитателя по расширению словаря дошкольников. Чтобы легче было организовывать, проводить и контролировать работу воспитателя все слова, которые будут изучаться в ДОУ, разбиты на несколько групп (см. ниже).
Содержание словарной работы обуславливается кругом присваиваемой ребенком культуры, т.е. это лексика (слова), необходимая для общения, удовлетворения потребностей, ориентировки и познания окружающего.
Содержание словарной работы:
1. БЫТОВОЙ СЛОВАРЬ – части тела, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.
2. ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – названия явлений живой и неживой природы (времена года, осадки, растения, животные и прочее).
3. ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – явления общественной жизни – труд, профессии, страна, президент, праздники, традиции, армия и др.)
4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТТЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – синонимы, точные антонимы, фразеологические обороты (бежать сломя голову), слова качественной оценки предметов (хороший, плохой и др.), слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства.
5. ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, КОЛИЧЕСТВО и др.
Последовательность работы над словом
1. Знакомство с новыми словами, то есть обогащение (расширение) словаря проводят на основе наблюдений, обследований предметов, осмотров, экскурсий. Во время этих видов деятельности ребенок воспринимает изучаемый предмет «вживую» = непосредственно, значит это методы непосредственного ознакомления со словом. Также, знакомить дошкольников с новыми словами можно в процессе рассматривания картин, предметов, игрушек, при чтении литературы, просмотре диа-, кино–, видео– фильмов, телепередач. При этом картины, игрушки и прочее должны быть малознакомы детям. Так как в этот момент непосредственно изучаемый материал отсутствует, то эта группа методов называется – методы опосредованного ознакомления со словом.
2. Уточнение и закрепление словаря производится с помощью уже знакомых ребенку иллюстраций, игрушек, в дидактических играх и упражнениях, при чтении художественных произведений это методы уточнения, закрепления и уточнения словаря.
3. Использование слова в активной речи (активизация словаря) производится в беседах, разговорах, речевых ситуациях, речевых поручениях, играх, упражнениях и др.
Речевые ситуации (занести в перечень приемов) – специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.
Речевые поручения (занести в перечень приемов) – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или для детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть вот так: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».
Словарная работа в разных видах деятельности
Работа над словарем детей происходит постоянно, во всех видах деятельности путем комментирования (что значит этот термин?) воспитателем всех действий своих и ребенка, при ответе на вопросы ребенка, при задавании вопросов, рассказе о чем либо и прочее.
1. Бытовая деятельность – при воспитании культурно-гигиенических навыков (далее КГН), такие слова как одежда, обувь, туалетные принадлежности, их качества, действия с ними, обороты взаимообращений.
2. Трудовая деятельность – ручной труд на занятиях, во вторую половину дня, дежурства, труд на прогулке, уборки в группе и прочее. Слова – орудия труда, инструменты, действия, качества предметов и др.
3. Игровая деятельность – позволяет в естественной форме отработать все группы содержания словарной работы.
4. Занятия (см. другие лекции). Словарь отрабатывается и на специальных речевых занятиях и на других видах занятий (изобразительная деятельность, математика, физическая культура, экология и пр.).
Литература
-
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
-
Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников.
-
Бородич А.М. Методика развития речи детей.
-
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
-
Гербова В.В Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.
-
Гербова В.В Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
-
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.
-
Занятия по развитию речи в детском саду, под ред. Ушаковой О.С.
-
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.
-
Программа воспитания и обучения в детском саду.
-
Развитие речи детей дошкольного возраста, под ред. Сохина.
-
Тихеева Е.И. Развитие речи детей.
-
Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
-
Журнал «Дошкольное воспитание».
-
Нефедова Е.А. Готовимся к школе.
-
Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.
-
Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению.
-
Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
-
Здесь можно самостоятельно и бесплатно за 30 мин. сделать свой сайт о педагогике, психологии, своем учебном заведении и прочее http://nsportal.ru/page/bystryi-start
-
Женский блог – подборка материалов о хозяйстве, воспитании и обучении детей http://idi-k-nam.ru/profile
-
Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/
-
Активная группа логопедов в «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
Серия сообщений "Методика развития речи":Некоторые логопеды совершенно не знакомы с теорией и методикой развития речи детей дошкольного возраста и работают с ребенком с чисто логопедических позиций (такие особенности образования в нашей стране были). И, конечно все получается хорошо, может быть даже замечательно, но опираясь на первоосновы (на методику развития речи), возможно достигать тех же результатов с меньшими энергозатратами.
Поэтому, уважаемые логопеды, освежите свои знания в этой области!
Кстати, информация может пригодиться, если Вас попросят провести какой-либо ликбез по вопросам развития речи детей для воспитателей.
Часть 1 - СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
Часть 2 - МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 3 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
...
Часть 5 - КАК ПИСАТЬ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Часть 6 - Структура занятий по развитию словаря у детей дошкольного возраста
Часть 7 - МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ