-Рубрики

 -Цитатник

Как закрепить за собой никнейм или название группы, или что-либо подобное... - (0)

  Регистрация никнеймов   Конечно я уже неоднократно встречала подобны...

Как подготовить ребенка к логопедическому занятию (консультации) по скайпу - (0)

    1. Для более эффективного и успешного общения с логопедом, п...

Может ли взрослый человек научиться произносить звук Р - (0)

Может ли взрослый человек научиться произносить звук Р     Имея некото...

Фрагменты видео логопедических занятий по скайпу - (0)

Фрагменты видео логопедических занятий по скайпу   Можно много говорить о целесообра...

Логопед по скайпу - преимущества - (0)

Логопед по скайпу - есть ли плюсы? Видео фрагменты логопедических занятий по скайп...

 -Метки

Очумелые ручки артикуляционная гимнастика артикуляционная сказка биржа покликовых ссылок владивосток заправка картриджей возрастные особенности речи волчок для пальчиков движение с речью делаем вместе с детьми диета дикция если ребенок не говорит звук заикание зайка закрепление словаря занятия с логопедом по интернету заработать на лиру зарядка для язычка знание основных цветов игра с тенью игра часть и целое словарь игры на словесный состав предложения игры с тенью идеальный обмен веществ. "французская диета" изучение лиру интернет занятия с логопедом интернет логопед история логопедии как мужчине укротить строптивую женщину как найти хорошего логопеда как научить ребенка говорить звук р как научить ребенка говорить р как научить ребенка звук как открыть логопедический кабинет как оформить конспект занятия как проводятся логопедические занятия по скайпу книги в помощь логопеду книги для логопедов коррекция заикания лиру логопед логопед по скайпу логопед родителям логопедическая игра логопедическая литература логопедическая помощь логопедические задания логопедические занятия во владивостоке логопедические игры логопедические плакаты логопедические пособия логопедические сайты логопедические скороговорки логопедические упражнения логопедическое пособие логопедия нарушение произношения онтогенез детской речи онтогенез речевого развития онтогенез речи оптическая дисграфия оптическая дислексия освоение лиру пальчиковые игры педагогический сайт плакаты для детей плакаты для логопеда повадки животных помощь логопеда через скайп пособия для логопеда пособия для пальчиковых игр пособия для развития мелкой моторики постановка звука постановка р признаки нормального развития речи работа над словарем развитие мелкой моторики развитие ребенка в 1 год развитие речи развитие речи в 3 года развитие речи детей развитие связной речи развитие фонематических процессов развитие фонематического внимания ручной труд сайт для логопедов сайты для логопедов самодельные волчки самодельные логопедические пособия самодельные пособия связная речь скороговорки словарная работа словарная работа в детском саду словарная работа в детском саду. игра на словарь смиар составление описательных рассказов сочетание речи с движением тест по ринолалии фонематический слух

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в logopedskype1

 -Подписка по e-mail

 


9. ОНТОГЕНЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Четверг, 02 Августа 2012 г. 08:54 + в цитатник

фото маленького ребенка, онтогенез грамматического строя речи, грамматический строй речи,/1343880496_malen_kaya_YUlya_s_sharikami (300x424, 159Kb)9. ОНТОГЕНЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

ЛЕКЦИЯ 9.
 
Онтогенез грамматического строя речи (ГСР).
 
В лекции на место ( * ) - самостоятельно подобрать примеры.
 
Изучением ГСР занимались – Сохин Ф.А., Серебренникова Н.П., Попова М.И., Захарова А.В., Рыбников Н.А., Гвоздев А.Н., Леушина А.М., Ядешко В.И.
Усвоение ГСР – сложный аналитико-синтетический (как понимаете это слово?) процесс деятельности коры головного мозга.
Структура ГСР
ГСР = морфология (строение слов) + синтаксис строение предложений)
Морфология = словообразование (приставки +суффиксы) + словоизменение (окончания)
Словообразование – изменяет смысл слова (лес – лесник), словоизменение позволяет слова «подстраивать друг под друга в предложении (белые ковры, белый ковер   ).
 
Усвоение ГСР возможно только после того, как ребенок становится способен заметить, проанализировать и воспроизвести отдельные явления речи – например, совпадение окончаний и предлогов (в столе / в тумбочке / в кастрюле и т.д.) или суффиксов и одушевленности предметов (лисенок, слоненок, котенок и т.д.). Первоначально эти закономерности ребенок осваивает неосознанно в процессе многократного их прослушивая и воспроизведения, постепенно правильные варианты ГСР усваиваются и эти словоформы начинают употребляться ребенком автоматически, то есть на основе условного рефлекса. Данный вид условного рефлекса является сложным, многоступенчатым и И.П. Павлов назвал его динамическим стереотипом. Кстати, именно благодаря прочно установившимся динамическим стереотипам, в речи детей надолго сохраняются ошибки в употреблении слов «исключений» - «пальто», «пианино» и т.д., а также, частично основывается период словотворчества.
При освоении ГСР, ребенок раньше усваивает те, формы, которые очень наглядны и доступны для восприятия, например, число существительных стол-столы, кот-коты, нос-носы; или уменьшительно-ласкательные суффиксы пальчик, стульчик; или повелительное наклонение у глаголов дай, пить, есть.
В каждой части речи русского языка для детей есть свои трудности:
       Существительные – окончания (нет мяча, лебедя, девочки, часов и др.)
       Глаголы – основы слова (бегать, бежать)
       Прилагательные – словообразование (особенно сравнительная степень – красивее, больше, самый большой).
Исследования Серебренниковой Н.П. доказали, что усвоение гср зависит от качества звукопроизношения ребенка и степени развития у него фонематического слуха. Чем лучше развиты произношение и фонематический слух, тем лучше усваивается ГСР.
Исследования Серебренниковой Н.П. доказали, что для усвоения ребенком какой-либо формы ГСР в пассивном состоянии (просто слушает) требуется от 300 до 500 повторений, в игре же хаданная словоформа усваивается в пределах 100 повторений. (возраста детей, с которыми проводили этот эксперимент я не нашла).
Исследования Сохина Ф.А. доказали взаимосвязь между познавательными психическими процессами и развитием ГСР. Чем «умнее» ребенок, то есть чем лучше у ребенка развиты такие операции мышления как анализ, синтез, обобщение, тем лучше у ребенка развит ГСР.
 
Основные периоды усвоения ГСР русского языка (А.Н. Гвоздев)
Первый период (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.) период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются.                                                                                                 
Второй период (от 1 г. 10 мес. до 3 лет) – период усвоения грамматической структуры предложения – начинают усваиваться первые формы ГСР. Переход к предложениям возможен после накопления ребенком словаря в 40-60 слов.
Третий период (от 3 до 7 лет) – период усвоения морфологической системы русского языка (склонения (изменения существительных); спряжения (изменения глаголов)). В том числе усваиваются в исключения.
 
1год 1 месяц – именительный*, винительный падеж*, для обозначения места*. Предлог опускается*
1 г. 8 мес. – появляются двухсловные предложения (неполные, простые)*.
2 года – постепенно формируются грамматические категории. Предложения без соответствующих грамматических оформлений из 3-4-х слов* – это простые распространенные предложения, появляются первые предложения с однородными членами* и первые бессоюзные сложные предложения*. В словах неправильно используются окончания*. Используют глаголы в повелительном наклонении, 2-ого лица, ед.ч.*.
3 года – ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции, глаголы пр*., наст*, буд*. времени, всех лиц***. Использует правильно все падежи****** в ед. ч. , частично правильно падежи во множественном числе***. Присутствуют прилагательные в им. п. мужского* или женского* рода. При общении используют структуру простого распространенного предложения, использует в речи правильные окончания. Появляются сложные предложения с союзами – сочинительные* и подчинительные*.
4 года – ребенок говорит грамматически правильно оформленными предложениями в которых изредка возникают ошибки при согласовании редко встречающихся или впервые встретившихся ребенку слов*. 8 % предложений – сложные. Наиболее часто употребляемые предлоги (верно для всех возрастов) – у, в, на, с. Редко употребляемые детьми предлоги – над, между, через, до. Дети практически не пользуются предлогами – под, перед, около, о. Наиболее часто употребляемые детьми союзы – а, и, как, если.
5-6 лет – высказывания ребенка достаточно пространны. Ребенок свободно общается не только при помощи грамматически правильных простых распространенных предложений, но и многих видов сложных предложений с использованием союзов и связных слов. 11 % - сложных предложений в 5 лет; 17 % сложных предложений в 6 лет.
 таким образом к концу дошкольного периода дети должны владеть грамматически правильно оформленной фразовой речью.
Детское словотворчество
Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: "Дай-дай", - обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повторяет малыш. "Киса, это - киса", - показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отзывается ребенок.
Но если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые малыши как будто не могли заимствовать у нас, взрослых:
-         Я - правдун!
-         Посмотри, какая букарашка! 
-         Та, бошая, называется бабука, а маленькая - кука.
-         Я не только самостоятельная - я и самолежательная и самосидетельная!"
некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).
Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
 
Характеристика детей по типам освоения навыков словотворчества.
1.     Стихийные семантики – очень чувствительны к смыслу слова, используют много способов словообразования (утята, оленек, лосих).
2.     Стихийные формалисты – усвоив один способ словообразования автоматически применяют его везде (утята, бобрята, рябчата).
3.     Стихийные консерваторы (характерно для детей с общим недоразвитием речи) – употребляют только те словоформы, которые усвоили, незнакомые слова отказываются составлять самостоятельно (утята, котята, лосята, а козлята не скажут, так как ни разу не слышали этого слова, а сами догадаться не могут).
 
а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); Как получаются "слова-осколки", начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко".
"Слова-осколки":
1.     Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).
2.     Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).
3.     Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).
4.     Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).
 
б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания). Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен, именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка".
Прибавление к корню "чужого" окончания:
1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).
2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).
3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).
4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).
5. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!" (4 года).
6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" {4 года 7 месяцев).
7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).
8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).
9. ИмЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).
10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).
 
в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова"). В таких словах, как "ворунишка", "бананас", "огромадный", происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный - громадный и т. п. Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова "чай" и "пить" (получается глагол "чайпить"), "вынь" и "возьми" ("выньми мне занозу"), "все люди", "всех людей" (всехлюдная), "в самом деле" (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им.
"Синтетические слова":
1.     ВорунИшка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
2.     Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).
3.     Вкуски - вкусные куски (4 года).
4.     Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).
 
Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. Главный механизм возникновения словотворчества - выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов.
Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. К пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить.
Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.
 
 
Приложение 1
Таблица 1 
Возрастные этапы развития грамматического строя речи у дошкольников в норме

 

 

Возраст (период)
       Существительные
         Прилагательные
1 г. 3 мес.,
однословное предложение.
несколько названий лиц,
предметов (около 22 слов)
отсутствуют в речи
1 г. 8 мес., дву-словное пред-ложение (из двух корней).
несклоняемые, исходная форма – именит. падеж
отсутствуют в речи
1 г. 10 мес. –
2 г. 1 мес.,
первые формы слов, рост предложения до 3-4 слов.
начинают употреблять падежи: винит. с окончанием –у, именит. мн.ч. с окончанием –ы,
(фонетически всегда –и), иногда предложный с окончанием -е, уменьшительно-ласкательные суффиксы (-ок, -ик, -к, -чик, -ц, -очк, -ечк, -онок, -ёнок), первые образования форм слов по аналогии
с 2х лет появляются прилагательные без согла-сования с существительным, в именит. падеже, ед. числа, мужского и женского рода
2 года 1 мес.–
2 г. 6 мес.,
усвоение флексной
системы языка, предложения из 5-8 слов, появляются сложные предложения.
 
 
 
 
увеличивается количество уменьшительно-ласкательн. суффиксов в речи (-еньк, -чк,        -ушк, -ышк); усваиваются дательный и творит. падежи, “главенствующие” падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом, реже -ой, во множ. числе (фонетически )
23 прилагательных,
нарушается согласование с существительными,
употребляются чаще после существительных; множ. число только в именит. падеже; в речи появляется уменьшительно-ласкат. суффикс (-еньк)
2г. 6 мес. - 3 года,
усвоение служебных частей речи, развитие сложного предложения.
усвоены “главенствующие”падежные окончания мн. числа: -ов, -ами, -ах; начинается влияние окончания –ов на другие склонения: “столов –
стулов”; начинают усваиваться другие окончания: (рога), (стулья); добавляются умен.-ласкат. суффиксы (-ашк, -яшк), появляется суффикс увеличительности (-ищ), суффиксы принадлежности
согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах, появляются краткие причастия
3-4 года, дальнейшее развитие сложносочинённого и сложно-подчинённого предложений.
продолжается влияние окончания –ов на другиесклонения; иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении: “на куне”; ошибки в использовании чередований и ударений; при словоизменении сохраняется основа (пень – пени, лев – левы); собственные словоформы,период словотворчества
нарушается согласование прилагательных в среднем роде; овладевают сравнительной степенью прилагательных
4 г. – 6 лет, иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который.  
окончательно овладевают всеми типами склонения; возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах; появляется умен.-ласкат. суффикс (-инк) и увеличит. суффикс (-ин); начинают усваиваться все частные грамматические формы (ударение, правильное чередование, род, редкие обороты речи, числительные)
овладевают согласованием прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах; появляется уменьшит.-ласкательный суффикс (-оват), и увеличительные суффиксы (-ущ, -ющ)
 
 
Приложение 2
Таблица 2
Сравнительная характеристика программ обучения и воспитания детей
в обычном детском саду (развитие грамматического строя речи)
 

 

 

Возрастная группа
 
Типовая программа под редакцией
М.А.Васильевой (1987)
Программа “Развитие” (1994)
Программа “Детство” (1996)
2-4 года, младшая группа
- ед. и мн. число имён существит., обозначающих животных и их детёнышей
- мн. число имён существит. в родительном падеже
- согласование слов в роде, числе, падеже
- развитие звуковой культуры речи, овладение звуковым анализом слов,
- нет чётких задач по формированию ГСР
-уменьшит.-ласкательные суффиксы –онок, -ёнок,      -чик,
- увеличительный суффикс –ищ
- согласование слов в роде, числе, падеже, времени
- использование частей слов в словообразовании
4-5 лет, средняя группа
- ед. и мн. число имён существит., обозначающих животных и их детёнышей в именит. и родительном падежах (лисята - лисят)
- согласование слов в предложении
 
- основное внимание уделяется переориентировке со смысловой стороны речи на звуковую,
- нет чётких задач по формированию ГСР
- использование суффиксов и приставок при словообразовании для выражения отношений между объектами
- употребление всех грамматических форм
5-6 лет, старшая группа
- знакомство с разными способами словообразования
-образование однокоренных слов (по образцу)
- знакомство со слогом и слоговой структурой слова,
- работа над ударением,
- нет чётких задач по формированию ГСР
- правильное использование освоенных грам. форм для точного выражения мыслей
(это умение неустойчиво)
6-7 лет, подготовит. группа
- сравнительная и превосходная степени имён прилагательных
- закрепление всех приобретённых знаний и умений
- усвоение знаковой системы языка
- навык слогового чтения
- усвоение грам. правил написания жи-ши, ча-ща, чу-щу
- закрепление всех приобретённых знаний и умений
 
Литература
  1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  2. Белякова Л.И., Заикание.
  3. Бородич А.М., Методика развития речи детей.
  4. Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
  5. Жукова Н.С., Логопедия.
  6.  ИНТЕРНЕТ ! ! !
  7. Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
  8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
  9. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
  10. Поваляева М.А., Справочник логопеда.
  11. Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
  12. Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
  13. Филичева Т.Б., Основы логопедии.
  14. Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.
 
 
  1. онтогенез грамматического строя речиПодписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
  2. Здесь можно самостоятельно и бесплатно за 30 мин. сделать свой сайт о педагогике, психологии, своем учебном заведении и прочее http://nsportal.ru/olga-gubareva
  3. Женский блог – подборка материалов о хозяйстве, воспитании и обучении детей http://idi-k-nam.ru/profile
  4. Блог о логопедии

Серия сообщений "Онтогенез детской речи":

Логопед по скайпу Губарева Ольга Анатольевна,/1445095585_skrin_menya_na_skayp (700x248, 173Kb)

 Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)...

 


 

Часть 1 - ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 - 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
...
Часть 7 - 7. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Часть 8 - 8. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
Часть 9 - 9. ОНТОГЕНЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Часть 10 - 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 - ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 - ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 - КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку