9. ОНТОГЕНЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
ЛЕКЦИЯ 9.
Онтогенез грамматического строя речи (ГСР).
В лекции на место ( * ) - самостоятельно подобрать примеры.
Изучением ГСР занимались – Сохин Ф.А., Серебренникова Н.П., Попова М.И., Захарова А.В., Рыбников Н.А., Гвоздев А.Н., Леушина А.М., Ядешко В.И.
Усвоение ГСР – сложный аналитико-синтетический (как понимаете это слово?) процесс деятельности коры головного мозга.
Структура ГСР
ГСР = морфология (строение слов) + синтаксис строение предложений)
Морфология = словообразование (приставки +суффиксы) + словоизменение (окончания)
Словообразование – изменяет смысл слова (лес – лесник), словоизменение позволяет слова «подстраивать друг под друга в предложении (белые ковры, белый ковер ).
Усвоение ГСР возможно только после того, как ребенок становится способен заметить, проанализировать и воспроизвести отдельные явления речи – например, совпадение окончаний и предлогов (в столе / в тумбочке / в кастрюле и т.д.) или суффиксов и одушевленности предметов (лисенок, слоненок, котенок и т.д.). Первоначально эти закономерности ребенок осваивает неосознанно в процессе многократного их прослушивая и воспроизведения, постепенно правильные варианты ГСР усваиваются и эти словоформы начинают употребляться ребенком автоматически, то есть на основе условного рефлекса. Данный вид условного рефлекса является сложным, многоступенчатым и И.П. Павлов назвал его динамическим стереотипом. Кстати, именно благодаря прочно установившимся динамическим стереотипам, в речи детей надолго сохраняются ошибки в употреблении слов «исключений» - «пальто», «пианино» и т.д., а также, частично основывается период словотворчества.
При освоении ГСР, ребенок раньше усваивает те, формы, которые очень наглядны и доступны для восприятия, например, число существительных стол-столы, кот-коты, нос-носы; или уменьшительно-ласкательные суффиксы пальчик, стульчик; или повелительное наклонение у глаголов дай, пить, есть.
В каждой части речи русского языка для детей есть свои трудности:
– Существительные – окончания (нет мяча, лебедя, девочки, часов и др.)
– Глаголы – основы слова (бегать, бежать)
– Прилагательные – словообразование (особенно сравнительная степень – красивее, больше, самый большой).
Исследования Серебренниковой Н.П. доказали, что усвоение гср зависит от качества звукопроизношения ребенка и степени развития у него фонематического слуха. Чем лучше развиты произношение и фонематический слух, тем лучше усваивается ГСР.
Исследования Серебренниковой Н.П. доказали, что для усвоения ребенком какой-либо формы ГСР в пассивном состоянии (просто слушает) требуется от 300 до 500 повторений, в игре же хаданная словоформа усваивается в пределах 100 повторений. (возраста детей, с которыми проводили этот эксперимент я не нашла).
Исследования Сохина Ф.А. доказали взаимосвязь между познавательными психическими процессами и развитием ГСР. Чем «умнее» ребенок, то есть чем лучше у ребенка развиты такие операции мышления как анализ, синтез, обобщение, тем лучше у ребенка развит ГСР.
Основные периоды усвоения ГСР русского языка (А.Н. Гвоздев)
Первый период (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.) – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются.
Второй период (от 1 г. 10 мес. до 3 лет) – период усвоения грамматической структуры предложения – начинают усваиваться первые формы ГСР. Переход к предложениям возможен после накопления ребенком словаря в 40-60 слов.
Третий период (от 3 до 7 лет) – период усвоения морфологической системы русского языка (склонения (изменения существительных); спряжения (изменения глаголов)). В том числе усваиваются в исключения.
1год 1 месяц – именительный*, винительный падеж*, для обозначения места*. Предлог опускается*
1 г. 8 мес. – появляются двухсловные предложения (неполные, простые)*.
2 года – постепенно формируются грамматические категории. Предложения без соответствующих грамматических оформлений из 3-4-х слов* – это простые распространенные предложения, появляются первые предложения с однородными членами* и первые бессоюзные сложные предложения*. В словах неправильно используются окончания*. Используют глаголы в повелительном наклонении, 2-ого лица, ед.ч.*.
3 года – ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции, глаголы пр*., наст*, буд*. времени, всех лиц***. Использует правильно все падежи****** в ед. ч. , частично правильно падежи во множественном числе***. Присутствуют прилагательные в им. п. мужского* или женского* рода. При общении используют структуру простого распространенного предложения, использует в речи правильные окончания. Появляются сложные предложения с союзами – сочинительные* и подчинительные*.
4 года – ребенок говорит грамматически правильно оформленными предложениями в которых изредка возникают ошибки при согласовании редко встречающихся или впервые встретившихся ребенку слов*. 8 % предложений – сложные. Наиболее часто употребляемые предлоги (верно для всех возрастов) – у, в, на, с. Редко употребляемые детьми предлоги – над, между, через, до. Дети практически не пользуются предлогами – под, перед, около, о. Наиболее часто употребляемые детьми союзы – а, и, как, если.
5-6 лет – высказывания ребенка достаточно пространны. Ребенок свободно общается не только при помощи грамматически правильных простых распространенных предложений, но и многих видов сложных предложений с использованием союзов и связных слов. 11 % - сложных предложений в 5 лет; 17 % сложных предложений в 6 лет.
таким образом к концу дошкольного периода дети должны владеть грамматически правильно оформленной фразовой речью.
Детское словотворчество
Для нас очевидно, что большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: "Дай-дай", - обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; "дай-дай" - повторяет малыш. "Киса, это - киса", - показывает на кошку взрослый; "ки-и" - как эхо, отзывается ребенок.
Но если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые малыши как будто не могли заимствовать у нас, взрослых:
- Я - правдун!
- Посмотри, какая букарашка!
- Та, бошая, называется бабука, а маленькая - кука.
- Я не только самостоятельная - я и самолежательная и самосидетельная!"
некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).
Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
Характеристика детей по типам освоения навыков словотворчества.
1. Стихийные семантики – очень чувствительны к смыслу слова, используют много способов словообразования (утята, оленек, лосих).
2. Стихийные формалисты – усвоив один способ словообразования автоматически применяют его везде (утята, бобрята, рябчата).
3. Стихийные консерваторы (характерно для детей с общим недоразвитием речи) – употребляют только те словоформы, которые усвоили, незнакомые слова отказываются составлять самостоятельно (утята, котята, лосята, а козлята не скажут, так как ни разу не слышали этого слова, а сами догадаться не могут).
а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); Как получаются "слова-осколки", начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко".
"Слова-осколки":
1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).
2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).
3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).
4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).
б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания). Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен, именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка".
Прибавление к корню "чужого" окончания:
1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).
2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).
3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).
4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).
5. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!" (4 года).
6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" {4 года 7 месяцев).
7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).
8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).
9. ИмЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).
10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).
в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова"). В таких словах, как "ворунишка", "бананас", "огромадный", происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный - громадный и т. п. Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова "чай" и "пить" (получается глагол "чайпить"), "вынь" и "возьми" ("выньми мне занозу"), "все люди", "всех людей" (всехлюдная), "в самом деле" (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им.
"Синтетические слова":
1. ВорунИшка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).
3. Вкуски - вкусные куски (4 года).
4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).
Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно - только сочетания неожиданны. Главный механизм возникновения словотворчества - выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов.
Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. К пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить.
Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.
Приложение 1
Таблица 1
Возрастные этапы развития грамматического строя речи у дошкольников в норме
Возраст (период)
|
Существительные
|
Прилагательные
|
1 г. 3 мес.,
однословное предложение.
|
несколько названий лиц,
предметов (около 22 слов)
|
отсутствуют в речи
|
1 г. 8 мес., дву-словное пред-ложение (из двух корней).
|
несклоняемые, исходная форма – именит. падеж
|
отсутствуют в речи
|
1 г. 10 мес. –
2 г. 1 мес.,
первые формы слов, рост предложения до 3-4 слов.
|
начинают употреблять падежи: винит. с окончанием –у, именит. мн.ч. с окончанием –ы,
-и (фонетически всегда –и), иногда предложный с окончанием -е, уменьшительно-ласкательные суффиксы (-ок, -ик, -к, -чик, -ц, -очк, -ечк, -онок, -ёнок), первые образования форм слов по аналогии
|
с 2х лет появляются прилагательные без согла-сования с существительным, в именит. падеже, ед. числа, мужского и женского рода
|
2 года 1 мес.–
2 г. 6 мес.,
усвоение флексной
системы языка, предложения из 5-8 слов, появляются сложные предложения.
|
увеличивается количество уменьшительно-ласкательн. суффиксов в речи (-еньк, -чк, -ушк, -ышк); усваиваются дательный и творит. падежи, “главенствующие” падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом, реже -ой, во множ. числе -ы (фонетически -и)
|
23 прилагательных,
нарушается согласование с существительными,
употребляются чаще после существительных; множ. число только в именит. падеже; в речи появляется уменьшительно-ласкат. суффикс (-еньк)
|
2г. 6 мес. - 3 года,
усвоение служебных частей речи, развитие сложного предложения.
|
усвоены “главенствующие”падежные окончания мн. числа: -ов, -ами, -ах; начинается влияние окончания –ов на другие склонения: “столов –
стулов”; начинают усваиваться другие окончания: -а (рога), -я (стулья); добавляются умен.-ласкат. суффиксы (-ашк, -яшк), появляется суффикс увеличительности (-ищ), суффиксы принадлежности
|
согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах, появляются краткие причастия
|
3-4 года, дальнейшее развитие сложносочинённого и сложно-подчинённого предложений.
|
продолжается влияние окончания –ов на другиесклонения; иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении: “на куне”; ошибки в использовании чередований и ударений; при словоизменении сохраняется основа (пень – пени, лев – левы); собственные словоформы,период словотворчества
|
нарушается согласование прилагательных в среднем роде; овладевают сравнительной степенью прилагательных
|
4 г. – 6 лет, иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который.
|
окончательно овладевают всеми типами склонения; возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах; появляется умен.-ласкат. суффикс (-инк) и увеличит. суффикс (-ин); начинают усваиваться все частные грамматические формы (ударение, правильное чередование, род, редкие обороты речи, числительные)
|
овладевают согласованием прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах; появляется уменьшит.-ласкательный суффикс (-оват), и увеличительные суффиксы (-ущ, -ющ)
|
Приложение 2
Таблица 2
Сравнительная характеристика программ обучения и воспитания детей
в обычном детском саду (развитие грамматического строя речи)
Возрастная группа
|
Типовая программа под редакцией
М.А.Васильевой (1987)
|
Программа “Развитие” (1994)
|
Программа “Детство” (1996)
|
2-4 года, младшая группа
|
- ед. и мн. число имён существит., обозначающих животных и их детёнышей
- мн. число имён существит. в родительном падеже
- согласование слов в роде, числе, падеже
|
- развитие звуковой культуры речи, овладение звуковым анализом слов,
- нет чётких задач по формированию ГСР
|
-уменьшит.-ласкательные суффиксы –онок, -ёнок, -чик,
- увеличительный суффикс –ищ
- согласование слов в роде, числе, падеже, времени
- использование частей слов в словообразовании
|
4-5 лет, средняя группа
|
- ед. и мн. число имён существит., обозначающих животных и их детёнышей в именит. и родительном падежах (лисята - лисят)
- согласование слов в предложении
|
- основное внимание уделяется переориентировке со смысловой стороны речи на звуковую,
- нет чётких задач по формированию ГСР
|
- использование суффиксов и приставок при словообразовании для выражения отношений между объектами
- употребление всех грамматических форм
|
5-6 лет, старшая группа
|
- знакомство с разными способами словообразования
-образование однокоренных слов (по образцу)
|
- знакомство со слогом и слоговой структурой слова,
- работа над ударением,
- нет чётких задач по формированию ГСР
|
- правильное использование освоенных грам. форм для точного выражения мыслей
(это умение неустойчиво)
|
6-7 лет, подготовит. группа
|
- сравнительная и превосходная степени имён прилагательных
- закрепление всех приобретённых знаний и умений
|
- усвоение знаковой системы языка
- навык слогового чтения
- усвоение грам. правил написания жи-ши, ча-ща, чу-щу
|
- закрепление всех приобретённых знаний и умений
|
Литература
-
Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
-
Белякова Л.И., Заикание.
-
Бородич А.М., Методика развития речи детей.
-
Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
-
Жукова Н.С., Логопедия.
-
ИНТЕРНЕТ ! ! !
-
Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
-
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
-
Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
-
Поваляева М.А., Справочник логопеда.
-
Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
-
Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
-
Филичева Т.Б., Основы логопедии.
-
Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.
Серия сообщений "Онтогенез детской речи":
![Логопед по скайпу Губарева Ольга Анатольевна,/1445095585_skrin_menya_na_skayp (700x248, 173Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/125/664/125664094_1445095585_skrin_menya_na_skayp.jpg)
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)...
Часть 1 - ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 - 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
...
Часть 7 - 7. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Часть 8 - 8. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
Часть 9 - 9. ОНТОГЕНЕЗ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Часть 10 - 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 - ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 - ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 - КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая