-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в logie

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.09.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 12





То, чего нам так не хватает на чужбине

Понедельник, 22 Августа 2022 г. 01:12 + в цитатник
Попадая за границу мы скучаем, прежде всего, по самой обычной, заурядной, привычной, каждодневной еде.  Так вышло, что в России довольно специфические климатические условия по сравнению с большинством стран мира, поэтому набор продуктов который привычен для Россия совершенно необычен для представителей других наций. Ниже я решил привести наиболее яркие примеры таких продуктов, объединив их в своеобразные группы. 
 
1. Крупы. В России существует великое разнообразие круп, которые употребляются в пищу в основном в виде каш. Каша - это вообще не сильно популярное в мире блюдо. Из наиболее известных нерусских вариантов вспоминается, разве что, британская овсянка. В плане круп мир вообще поделён по сути на три больших лагеря: рисовый, пшеничный и кукурузный. Есть места, где пшеница и рис идут рука об руку. Остальные крупы являются довольно экзотическими. Рис - это в первую очередь азиатская культура, в юго-восточной Азии это вообще основа основ. В основном рис используется в качестве пресного гарнира к кисло-остро-сладкой азиатской еде, а также он является основой для блюд типа плова (смешение с мясом/рыбой и овощами) и сырьём для изготовления рисового теста и рисовой лапши. 
 

Что немцу хорошо, то русскому смерть. Популярно у них, отсутствует у нас

Пятница, 10 Июня 2022 г. 04:06 + в цитатник

Вкусовые привычки жителей Европы и России не сильно различаются, учитывая то, что исходный набор продуктов примерно схож. Да, конечно, есть такие продукты, которые у нас отсутствуют в силу объективных климатических причин: вряд ли кто из итальянцев ел корюшку, так же как и коренной сибиряк мог пробовать артишоки разве что пару раз в жизни. Сейчас не об этом, а больше о промышленных продуктах, рассчитанный на массовый спрос. По идее, их вкус делают максимально приятным для всех, чтобы всем понравилось и все купили, но, несмотря на это, кое-какие продукты, вкусы и сочетания отнюдь не нашли благодарной почвы в России по тем или иным причинам. Здесь я решил собрать топ-10 таких вариантов:
1. Сладкая горчица
2. Гранита
3. Шалфей (как составная часть еды и напитков)
4. Мята (как приправа и в сочетании с шоколадом)
5. Лакрица (как явление)
6. Уксус (как основная вкусовая добавка)
7. Макароны/паста (как составная салата)
8. Супы-пюре (как домашняя еда на каждый день)
9. Бузина (как продукт питания вообще)
10. Шпинат (как пример безвкусности)

 

1. Горчица в России ядрёная, сладкие и кислые варианты не приветствуются. Во всём остальном мире наоборот: это что-то такое жиденькое и кисло-сладкое. Я был в шоке, когда мне во время школьной поездки в Прагу налили на хот дог горчицы ровно столько же, сколько и кетчупа. Я думал, будет невозможно есть, ан нет: оказалась сладкая, с лёгкой пикантностью. 

2. Гранита популярна больше на югах, в Средиземноморье. Такое можно было придумать только при наличии палящей жары. По сути, это колотый лёд, политый сиропом, похожий на коктейль Маргарита. Это не пошло у нас по двум причинам: взрослые привыкли к советскому мороженому, ну разве что готовы иногда порадовать свои вкусовые сосочки джелато, а дети предпочитают фруктовый лёд. Третьего не дано. Интересно, восточный щербет из сказок - это тоже вариант граниты?

3. Шалфей для нас это только лекарственная травка, которая употребляется в виде чая. В Европе и на Ближнем Востоке это вполне себе обычная составляющая блюд. Первый раз я попробовал шалфей в немецкой салями. Раньше в начале 00-х продавались такие попки от колбас, там было ассорти и вот один из вкусов был шалфей. Ещё шалфей обязателен в итальянском блюде сальтимбокка. 

4. Мята в России ассоциируется с жвачкой, леденцами и холодком. Но это вполне себе обычная составляющая салатов в свежем виде и мясных блюд в сушёном. Очень популярна в турецкой кухне, в Англии существует классический мятный соус у баранине, что-то вроде песто.

5. Лакрица: этот вкус у подавляющего большинства вызывает чувство глубокого отторжения, некоторые вспоминают лекарство от кашля. Самая лакричная страна - Финляндия, да и вообще она больше всего распространена в Северной Европе и Германии. Обычно на её основе делают леденцы, добавляют в шоколад. Финны добавляют её в ликёры и делают соус к пасте - это уже, конечно, перебор. А вот чёрные леденцы с лакрицей лично мне очень даже заходят.

6. Уксуса в России многие как будто бы боятся, даже среди маринованных овощей стараются брать те, которые не содержат в составе уксус. Это всё из-за того, что мы привыкли с детства есть квашеные овощи, а они по своей технологии действительно не содержат уксус. Промышленный майонез на лимонном соке - это опять же чисто российское изобретение, типа так полезнее.  По всей Европе майонез так же, как и у нас популярен, но там редко есть какие-то странные вкусовые добавки вроде лимонного сока, перепелиных яиц или, например, масла авокадо. Зато существуют две разновидности, которые у нас абсолютно не популярны: это острый чили-майонез, а также трюфельный майонез (а точнее майонез с добавлением трюфельного масла). В принципе, европейские майонезы обычно кислее российских за счёт добавления винного уксуса, который имеет гораздо более явный вкус, чем стандартный спиртовой уксус. Если к кислому майонезу я отношусь очень даже неплохо, так как понимаю что это европейский стандарт и для некоторых блюд такая кислотность подходит. Но есть одно уксусное кулинарное извращение, которое я понять не смогу никогда - это чипсы со вкусом уксуса! Они представлены во многих странах Европы, но зачинателями моды в этом плане являются британцы - у них даже Lays (ну или как у них принято Walkers) выпускают со вкусом salt & vinegar.  Более того, существуют и чипсы с конкретными разновидностями уксуса - например, есть чипсы фирмы Tyrrells со вкусом сидрового уксуса (cider vinegar или по-просту наш яблочный уксус). В этом случае наши полномочия всё, заканчиваются...

7. Паста-салаты так и не прижились в российской ресторанной культуре. У нас паста ассоциируется исключительно с горячими блюдами, что-то на второе. Супы с макаронами на самом деле тоже не популярны, за исключением разве что куриной лапши. А вот паста-салаты ввиду первой ассоциации так и не получили распространения. Исключение разве что итальянский салат, куда добавляется паста вроде перьев, карбонад, оливки, сыр, майонез и кетчуп, сладкий перец (видел его вариации у некоторых крупных производителей готовых салатов). Но вот чтобы зелёный салат, да с пастой - да никогда в жизни!

8. Супы-пюре как домашняя еда в России не прижились от слова совсем, овощные смузи не в счёт - это всё-таки холодное блюдо, а не суп. Строго говоря, многими любимый гаспачо - это тоже овощной смузи. В ресторанной культуре в России супы-пюре прижились и в принципе в любой провинции можно найти грибной суп-пюре. Изредка также можно увидеть тыквенный, томатный, чечевичный или куриный суп-пюре. До евроамериканского изобилия супов-пюре это как до Луны: там есть супы-пюре из любого овоща, который вы можете себе представить. То же самое касается и супов в банках: как ни пытались европейские и американские фирмы-производители нас к ним приучить, но у них ничего не вышло! Нашему человеку нужно, чтобы суп был горячий, наваристый и чтобы в нём что-то обязательно плавало! Супы-пюре как домашняя еда не стали у нас популярными, так как с ними много возни, а выхлопа мало: и сварить овощи и желательно на бульоне, а потом это всё ещё блендерить и мыть блендер... Нет уж, увольте!

9. Бузина не используется в России в пищу в принципе. У нас она считается ядовитым растением, поэтому вы никогда не увидите ни варений, ни компотов из бузины. Бузины много разных видов и ядовит один из них - бузина красная - именно она в основном и распространена в наших лесах в диком виде, а вот бузина чёрная - очень даже полезное растение, что подтверждается многочисленными исследованиями. Не только ягоды, но и цветы бузины вполне пригодны в пищу, но не в виде закуски, а как экстракт, пищевая добавка. В странах Северной Европы и в Германии на её основе делают соки и сиропы. Когда в России ещё был открыт магазин IKEA, Вы наверное там замечали маленькие соковые пакетики с какими-то странными белыми цветами: нет, это не яблочный сок, а именно напиток на основе настоя цветов бузины. В Берлине сироп бузины популярен как вкусовая добавка к традиционному берлинскому кисловатому пиву берлинер вайссе. Не знаю, кто впервые догадался использовать в пищу цветы бузины, но это явно был один из тех кулинарных экспериментаторов благодаря идеям которых мы пьём, например, берёзовый сок.

10. Шпинат в России так и не стал популярным. Всё-таки у нас ценят овощи и фрукты, которые имеют явный вкус. В этом плане в России у шпината есть достойный конкурент - щавель. Он имеет явно кислый вкус и поэтому сразу понятна его сочетаемость с другими продуктами, в отличие от пресности шпината, который непонятно, с чем и как употреблять. В Европе и Америке шпинат наоборот один из самых популярных гарниров, а щавель днём с огнём не найдёшь. Однако в ближайшем будущем всё может измениться, так как с каждым годом шпинат всё больше и больше набирает популярность как здоровая еда и суперфуд, а щавель сдаёт свои позиции. Большинство россиян употребляют щавель всего лишь пару раз в год во время приезда на дачу, в остальное время он, как правило, недоступен. Шпинат в России на дачах практически никто не выращивает; тепличный продаётся, но не везде, не всегда и задорого; щавель на прилавках магазинов и вовсе не встретить - это чисто тот продукт, который продают бабушки вдоль дорог. Но зато шпинат нашёл своё применение в ресторанной культуре: на его основе делают зелёные соусы, смузи,  добавляют как натуральный краситель в пасту или булки для гамбургера. Так что, кто его знает, возможно в ближайшее время мы окончательно забудем щавель и планомерно переключимся на шпинат, следуя общемировой моде. 

 

 


Метки:  

Морепродукты в Европейской части России и на Дальнем Востоке: глубокий сравнительный анализ

Четверг, 10 Марта 2022 г. 03:24 + в цитатник
Есть очень большое отличие между морепродуктами, которые популярны в Европейской части России и теми морепродуктами, которые собирают жители Дальнего Востока после шторма на своих морских берегах.  Большинство морепродуктов, которые поставляются в Европейскую часть России добывать довольно сложно и вот так запросто после шторма их ведёрко не собрать! Топ-5 наиболее популярных морепродуктов в Европейской части России - это креветки, кальмары, мидии, осьминоги и крабы.
Крупные королевские креветки на Дальнем Востоке не водятся - это тропический вид, там распространены в основном среднеразмерные креветки чилим. Ловить их несложно, но при этом следует довольно сильно запариться: нужно принести в нужное место специальные ловушки с приманкой, поставить их на ночь и подождать, пока в них набьётся какое-то количество креветок. Итог обычно не сильно впечатляет: на довольно большую по объёму ловушку попадаются 5-6 креветок, а зачастую бывает, что ловушка остаётся пустой. Так что для дальневосточников огромное количество креветок скорее редкая удача, чем обыденность.
Кальмары водятся на большой глубине и их при шторме взять практически невозможно. Их вылов обеспечивается траулерами и идёт в основном в ночное время, так как косяки кальмаров светятся в темноте. За раз вылавливается огромное количество кальмаров и в отличие от тех же креветок и мидий их не так-то сложно обрабатывать: в кальмаре съедобно практически всё - это делает кальмара одним из самых дешёвых морепродуктов.
Мидии являются одним из самых распространённых морепродуктов и довольно недороги, но это не дикие мидии, а продукт аквакультуры. Дикие мидии на Дальнем Востоке конечно встречаются, их собирают, но в отличие от тех же устриц они распространены куда меньше и их добывают в куда меньшем количестве.
Осьминоги как морепродукт вообще малопопулярен в России и в основном представлен в виде мини-осьминогов в составе морских коктейлей. На Дальнем Востоке осьминогов чаще, чем кальмаров выкидывает на берег во время шторма, их собирают, но при этом не сказать, что получается много: за долгие часы поиска можно добыть одного-двух осьминогов.
Крабы на Дальнем Востоке вовсе не редкость, а скорее обыденность, во время шторма их выкидывает часто, но из-за сильной волны это часто бывают не целые крабы, а только их половинки или отдельные фаланги, но в хозяйстве всё сгодится: собирают и такое. В Европейской части России крабы это абсолютный редкий деликатес. Целый краб - это супер дорогое ресторанное блюдо, которое стоит как свадебный банкет в каком-нибудь районном центре. Крабы в банках это тоже редкий деликатес: это такие консервы Шрёдингера - они вроде и есть, но их никто не берёт. Население делает выбор в пользу вполне себе недорогих и понятных креветок: они стоят 350-500 руб за килограмм, даже если половина уйдёт в отбросы, то цена чистого филе составит меньше 1000 руб. Банка краба, в которой самого мясо краба меньше чем 200 грамм будет стоить где-то 1500 или 2000 руб.  
На Дальнем Востоке у населения, собирающего морепродукты после шторма топ из собираемых морепродуктов совершенно другой, чем Европейской части - это: гребешок, устрица, трубач, морской ёж, гуидак, урехис, кукумария, черенок и мелкие песчаные ракушки типа каллисты.  Я думаю, большинство из читателей в Европейской части некоторые из этих названий видят просто впервые.
Морской гребешок благодарный морепродукт в плане своего сбора: его нижняя раковина белого цвета и его очень явно видно. В Европейскую часть с Дальнего Востока гребешок практически не поступает в крупные магазины, хотя вполне развита его консервация.
Устрицы часто выкидывает во время шторма, но лучше их собирать непосредственно на устричных банках - так они будут не расколотые и не набитые песком. Проблема устриц в том, что экземпляры небольшого размера довольно быстро собирают, так как они удобны и для переноски и для поедания, а вот на дне банок остаются особо крупные экземпляры,  которые настолько тяжелы, что смысла собирать их нет, да и раскрывать таких довольно сложно.  В Европейской части России устрицы это абсолютный деликатес и ресторанное блюдо, хотя, например, в тех же США это вполне себе обыденный продукт, из которого делают начинку для пирогов или сушат их в качестве закуски под пиво. Почему у нас в Дальнем Востоке не делают таких заготовок - для меня большая загадка! Ведь так здорово было бы купить в магазине консерв, например, устрицы в соевом соусе по цене аналогичного консерва из мидий.
Трубач или рапан - это уже такой морепродукт, который знают совершенно немногие. На Дальнем Востоке это настолько обыденная вещь, что его на пляже могут просто так найти даже дети. Трубача тоже перерабатывают в консервы, но в европейской части их днём с огнём не найти, так как население просто не знает, что это такое. 
Морской ёж - это чрезвычайно распространённый по всему миру морепродукт, он как сорняк растёт на любом морском камне, но это продукт из той серии, который употребляется сразу там же, где и был добыт. Консервация икры морского ежа по миру вообще не развита: возможно на массовых производствах не хотят рисковать жизнью сотрудников из-за возможного контакта кожи с ядовитыми иголками.
Гуидак, урехис, кукумария, черенок и мелкие песчаные ракушки типа каллисты можно объединить в принципе в одну когорту тех морепродуктов, которые в Европейской части просто не знают и от этого незнания боятся пробовать эту странную экзотику даже когда приезжают в те места, где это всё традиционно собирается и подаётся. Всю эту съедобную экзотику пока что не выращивают в аквакультуре - это чисто дикие продукты, а как и любая дичь такие продукты не могут быть сильно популярны априори. За время похода по пляжу можно набрать довольно скромное количество всех этих даров моря, но на разнообразный ужин для всех членов семьи этого вполне хватает. 

Метки:  

Стритфуд и климат

Пятница, 16 Сентября 2016 г. 23:37 + в цитатник



В последнее время стритфуд становится все более популярным в больших европейских, американских и российских городах и это закономерно, ведь все большее число людей живет и ест на бегу, да и сам факт еды "на свежем воздухе" также придает этому процессу некоторую дополнительную приятность... Но как же появился стритфуд как явление, почему он стал именно таким, каким мы его знаем сейчас? Не будем браться за выяснение вопроса, где и когда точно это произошло, пусть это будет (а оно будет) тайной, покрытой пылью веков, а разберемся в возможной первопричине его возникновения, а также в том, почему в разных частях света и регионах он выглядит совершенно по-разному.

На мой взгляд, стритфуд возник как способ быстрой реализации прибавочного продукта в крестьянском хозяйстве. Пример: насобирал бананов, так их никто у тебя не купит, да и товарный вид они скоро потеряют на жаре: что же делать? Зажарить их! Народ привлечет вкусный аромат и аппетитный вид - один из десяти это дело точно умнёт!



Вот в таком архаичном виде стритфуд присутствует в современных странах Африки и Южной Америки, а также в Индонезии. Поймал рыбу или зверушку или сорвал плохо хранящийся плод, который дома уже всем надоел, а вещь, между тем, хорошая... Надо поджарить все это дело на углях и продать прямо на улице, сидя при том на корточках, а можно и с доставкой на дом с тазом на голове! Пипл схавает, причём, что самое интересное, не сразу, а принесёт домой огромную рыбёшку или запечённую летучую мышь и добавит ее в котел с рисом, бататом, таро или ямсом - получится отличное полноценное блюдо, насыщенное белками и углеводами. В общем, рядом с экватором стритфуд - это просто такой способ сохранить быстропортящийся продукт и быстро его сбыть страждущим, которые не сразу его съедят, а будут в дальнейшем использовать в готовке, как мы с вами свинину для борща или селедку для шубы.



Немного другой стритфуд в субтропиках, где есть и лето и зима (не по российским меркам, но все же). Здесь наиболее ярко проявили себя ребята с Ближнего Востока и мексиканцы, живущие в примерно одинаковом климате. Здесь стритфуд располагается не совсем на улице, а в помещениях, в которые у нас назвали бы окошками, куда можно что-то сказать, вытянуть руку или получить вожделенный кебаб или шаурму или буррито. Последние, кстати, показывают, насколько близко друг к другу располагаются столь далекие друг от друга в географическом плане Ближний Восток и Дальний Запад. А ведь и блюда эти произошли примерно одинаково, став, своего рода, сэндвичами юга, только на Востоке их изобрели погонщики верблюдов или караванщики, заворачивая поджаренное на гриле мясо в лепешку, а на Западе пастухи-ковбои, делая примерно то же самое, что и их товарищи. Получается, что в субтропиках стритфуд - это только лишь способ быстро перекусить на ходу. Последнее качество и сделало такой тип стритфуда очень популярным (а скорее и самым популярным) в кафе и ресторанах, где это дело можно покушать сидя и с наслаждением.



Восточная Азия и Индия: здесь стритфуд стал некоей самоцелью, основным видом приема пищи, когда большинство в силу тех или иных причин почти не готовит дома, а питается лишь стритфудом, который становится законодателем мод и в ресторанной культуре этих стран. Идеальный пример такого рода - Таиланд. Какая-нибудь бабуля отлично готовит том ям - суп на кокосовом молоке с морепродуктами: сначала она его варит в большом котле, и, сидя на корточках, продает небольшими пакетиками всем желающим, народу нравится и она переходит на новый уровень - макашницы, слегка огораживая пространство для готовки, расставляя пластиковые столы и стулья и наняв пару девочек для обслуживания посетителей и мойки посуды. Все - жизнь прожита не зря! А дальше в такую уличную столовку заглядывает какой-нибудь экспат Джон из Восточного Лондона, покупает поллитра том яма за бакс и понимает, что за углом он может открыть ресторан a la carte и продавать 300 мл этого супчика, исключив из него половину ингридиентов и остроты и продавать его богатым и боязливым фарангам по 10 зелёных - профит!



Северная Европа и Россия: вот где стритфудная грусть-печаль! А всему виной наш холодный климат, когда зима больше, чем полгода. Культуры уличной еды в наших странах так и не сложилось (имеется в виду момент до глобализации - нынешние закусочные не в счет). Если вспомнить царскую Россию, то в основном народ на улице покупал напитки (летом квас, зимой сбитень), ну а королями уличного стола были, конечно, пирожки! Но! Есть принципиальная разница пирожков с пылу с жару и самой идеей стритфуда: они готовятся заранее!!! Причем это не вынужденная мера, как продавать копченую рыбу в Африке, а то иначе ее мухи обгадят в момент, а такой типично северный подход к кулинарии: выставить домашнюю еду во всеобщее обозрение! Ведь пирожки едят не только на улице, как ту же шаурму в ее зачаточном варианте, но и дома, причем выпекая их для домашнего потребления специально. А стритфуд он на то и стритфуд, чтобы не повторять домашнюю еду, но у нас и в других северных странах все стало с ног на голову и именно домашняя еда вышла сначала на улицы, а затем в рестораны и это есть тот самый уникальный кухонный путь, которым мы можем по праву гордиться!




Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Без заголовка

Четверг, 29 Августа 2013 г. 13:55 + в цитатник
Это цитата сообщения Mages_Queen [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]


Внезапная находка на окне

Понедельник, 26 Ноября 2012 г. 23:03 + в цитатник
20_kroner_1990_enl (644x320, 55Kb)
Вспомнил такую историю, из серии "нарочно не придумаешь": как-то ранней весной, когда еще снег на окнах лежал, я обнаружил на отливе (это выступающая часть окна снизу, на которой зимой и лежит снег), а теперь внимание: датскую монету в 20 крон 1990 года с изображением королевы Маргарет! она большая, как наша 10-ка примерно!

Ну и в этой связи у меня назрело несколько неразрешимых вопросов, сколько включал Шерлока Холмса своего, он дремал:

1) Как она туда попала физически? Вообще оч редко какие-то предметы залетают на отлив - обычно это хабарики или жвачки, ну и голуби еще :) а тут в принципе довольно тяжелая такая блямба. по идее отвесно должна падать. в общем, физика не ясна....

2) как в простом дворе в центре Питера мог оказаться этот объект нумизматики? не скажу, что монетка прям редкая и дорогая, но все равно не на каждом углу ее увидишь

3) мистическая часть: а может это знак судьбы и я один из избранных?? я же первым ее заметил!

Кошелек у разных типов

Пятница, 14 Сентября 2012 г. 21:25 + в цитатник
Оптимист: кошелек полон, пессимист: кошелек тяжел, конформист: кошелек наполнен, пофигист: в кошельке что-то есть, маоист: деньги - зло!, капиталист: худшая форма накопления капитала, экзорцист: здесь у вас как раз ровно на пару чертей, сатанист: найду купюру, номер которой начинается с 666, окроплю кровью девственницы, сожгу в полнолуние и выиграю поездку на шабаш в Европу, и, наконец, глист: "сижу я на купюре, слушаю вас, и думаю, кому же из вас я в итоге достанусь?"
article_168_f6b5b354d50fb6b5c906e4932853785e1309512984 (640x524, 51Kb)

Метки:  

Любители острого, герои и мазохисты в чем-то очень близки!

Пятница, 14 Сентября 2012 г. 20:46 + в цитатник
1346250400__ra46e43543zlo (428x600, 200Kb)
Когда ты ешь что-то острое, в мозг посылается сигнал, идентичный тому, который организм посылает при возникновении боли и мозг на это выделяет большое количество эндорфинов. Поэтому неострая еда многим кажется безвкусной, по той же причине израненные герои бегут на амбразуру и у них улыбка на лице, ну и мазохисты испытывают наслаждение по той же причине! Так что выходит, что тот, кто не может жить без острого - потенциальный мазохист в мирное время и герой в военное!
matrosov-luki (276x400, 14Kb)
28td1ud9 (555x690, 51Kb)

Метки:  

Пираха - взрослые дети в джунглях

Четверг, 13 Сентября 2012 г. 15:28 + в цитатник
85815_95982 (449x302, 51Kb)
Недавно посмотрел фильм и прочитал несколько постов о загадочном племени, живущем в самой глубине джунглей Амазонии, члены которого не умеют считать даже до трех, не различают цвета, не пользуются местоимениями, у них нет культа предков и вообще какой-либо религии. Более того: у них нет понятия времени в привычном нам понимании (день-ночь, неделя, месяц, год), нет у них и присущего нам понятия о взрослении и стыде (сломал ногу один мальчик другому – ну ничего – случилось и случилось! – вылечим!).

Постольку, поскольку я непосредственно не общался с членами племени, свои предположения я могу строить лишь на имеющихся выводах белых людей, которые за более чем 30 лет успели неплохо исследовать язык и быт этого племени. Свое видение я буду выражать в виде комментариев к уже имеющимся выводам и констатациям фактов.

После всего увиденного и прочитанного мне все более и более реальной стала представляться идея о том, что пираха (а именно так называют себя индейцы) совершенно не отошли от понимания вещей, присущего детям дошкольного возраста. Ведь в этом возрасте мы в основном воспринимаем опыт, накопленный родителями, но уже можем и сами худо-бедно ориентироваться в этом мире и даже оставшись с ним совершенно наедине выжить, приспособиться и занять свою нишу (примеры выросших в разных условиях Маугли продолжают расти и множиться).

Прежде, чем читать мои изыскания, рекомендую ознакомиться с несколькими статьями, в которых затрагиваются разные аспекты бытия и языка этого племени:
http://oko-planet.su/science/sciencenews/117200-nezemnoy-yazyk-indeycev-piraha.html
http://abyssman.livejournal.com/95930.html
Особенно полно: http://olga-arefieva.livejournal.com/152605.html

Первый из постов, который я собираюсь прокомментировать состоит в основном из фактов, касающихся в основном очень необычных с нашей точки особенностях языка пираха. Ссылка на оригинал: http://www.psychologos.ru/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0

"Есть на свете один небольшой народ - всего 300-400 человек - уже несколько десятилетий вызывающий головную боль и одновременно восхищение антропологов и лингвистов своей примитивностью. Речь идет о народности пирахa - самом примитивном народе мира. Живут они в Амазонии, на берегах реки Майси, занимаются охотой и собирательством и о Боге ничего не знают. Их язык - последний обломок некогда процветавшей муранской семьи языков.

Сразу объясню, что пирахa подтверждают гипотезу Сепира-Уорфа о том, что мышление человека обусловлено его языком. Иными словами - «Границы моего языка есть границы моего мира» (Л. Виттгенштейн).

Каков же язык и культура пирахa? Вот их основные признаки (а главный признак – чрезвычайная бедность абстрактного мышления):

1. Самый бедный в мире набор фонем. Всего три гласных (a, i, o) и восемь согласных(p, t, k, ', b, g, s, h). Правда, почти каждой из согласных фонем соответствуют два аллофона. К тому же язык имеет и «свистящую» версию, употребляемую для передачи сигналов на охоте.

В детстве мы обычно не выговариваем половину звуков, заменяя более сложные на более простые, зато сколько разных интонаций можно услышать от ребенка, просящего у мамы купить мороженого!? Свист дети тоже активно используют, особенно в дворовых играх и иногда даже выдумывают особый язык свиста (во-первых, чтоб никто не догадался, а во-вторых, слышно лучше).

2. Абсолютное отсутствие счета. Все остальные народы мира, сколь примитивными бы они ни были, умеют считать хотя бы до двух, т.е., различают «один», «два» и более двух. Пирахa же не умеют считать даже… до одного. Они не различают единственности и множественности. Покажите им один палец и два пальца - и они не увидят разницы. У них имеются только два соответствующих слова: 1) «маленький / один или немного» и 2) «большой / много». Тут следует заметить, что в языке пирахa нет слова «палец» (есть только "рука"), и они никогда ни на что не показывают пальцем - только всей кистью руки.

Для детей цифры – слишком абстрактное понятие! Нет нужды считать конкретные предметы, особенно если ты не воспринимаешь прошлое и будущее. Вспомните, в какой ступор нас обычно ставили вопросы, сколько тебе лет и сколько у тебя дядь и теть, например.

3. Отсутствие восприятия целостности и частности. В языке пирахa нет слов «весь», «все», «всё», «часть», «некоторые». Если все члены племени побежали на речку купаться, то рассказ пирахa будет звучать так: «А. пошел купаться, Б. пошел, В. пошел, большой/много пирахa пошел/пошли». Также у пирахa нет чувства пропорции. Белые торговцы уже с конца 18 века ведут с ними меновую торговлю и всё дивятся: пирахa может принести пару перьев попугая и потребовать взамен всю кладь парохода, а может притащить что-то огромное и дорогое и потребовать за это глоток водки.

Удовлетворение сиюминутных потребностей, без мыслей, во что это обойдется, очень присуща детям. Если взрослый дядя скажет – принеси мне вон ту пачку красивых зеленых бумажек с папиного стола и я куплю тебе кучу мороженого, ребенок непременно это сделает, если родители еще не объяснили ему, что такое деньги.

4. Отсутствие подчиненности в синтаксисе. Так, фраза «он мне сказал, каким путем он пойдет» на пирахa дословно не переводится.

Когда все живут вместе, все на виду и на слуху – нет нужды особо пересказывать чужие слова. Здесь я не могу представить сколько-нибудь весомых доводов – оставлю это профессиональным лингвистам, занимающимся детством.

5. Чрезвычайная бедность местоимений. До недавнего времени у пирахa скорее всего вообще не было личных местоимений ("я", «ты», «он», "она"); те, которые они употребляют сегодня, совершенно явно заимствованы у соседей-тупи.

Если ты знаешь имена всех окружающих, надобность в местоимениях отпадает – так речь становится даже несколько проще и четче, что опять же присуще детям, которым обычно чужды сложные конструкции.

6. Отсутствие отдельных слов для обозначения цветов, и, следовательно, слабое их восприятие. Строго говоря, есть только два слова: «светлый» и «темный».

Если бы нам в раннем детстве не сказали, что дерево зеленое, море синее, а помидор красный, мы бы и не применяли такие в целом абстрактные понятия, как названия цветов, а просто сравнивали бы цвета известных нам вещей между собой. «Эта слива как море, но темнее, и как перо попугая, но светлее».

7. Чрезвычайная бедность понятий родства. Таковых всего три: «родитель», «ребенок» и «брат/сестра» (без какого-либо различия пола). К тому же «родитель» означает и деда, бабку и т.д.; «ребенок» - внука, и т.д. Слов «дядя», «двоюродный брат» и т.п. нет. А так как нет слов, нет и понятий. Например, половая связь тетки с племянником не считается инцестом, т.к. нет понятий «тетка» и «племянник».

Понятия родства – это типичный плод переданного родителями опыта. В принципе, достаточно сказать, что этот человек тебе близок и для ребенка этого будет вполне достаточно.

8. Отсутствие какой-либо коллективной памяти, более давней, чем личный опыт самого старого из ныне живущих членов племени. Например, современные пирахa не осознают, что было когда-то время, когда белых людей в округе вообще не было, что они когда-то пришли.

Если бы вам родители не рассказывали о своих предках, а лишь передавали накопленный ими опыт выживания, вы бы и восприняли только лишь его и передали бы собственным детям. А на вопрос ребенка: «А что было, когда не было ни меня, ни вас, ни ваших родителей?» Ответ: «А кто его знает??» был бы вполне удовлетворительным.

9. Почти полное отсутствие каких-либо мифов или религиозных верований. Вся их метафизика основывается исключительно на снах; правда, даже и тут они не имеют ясного представления о том, что это за мир. Тут надо заметить, что в языке пирахa нет отдельных слов «мысль» и «сновидение». «Я сказал», «я подумал» и «я увидел во сне» звучат одинаково, и лишь контекст позволяет угадать, что имеется в виду. Никакого намека на миф творения нет. Пирахa живут в настоящем времени и сегодняшним днем.

Миф и религия – продукты, свидетельствующие о наличии осознания собственного прошлого и обожествлении необъяснимого. А если нет необходимости в объяснении необъяснимого, то нет и религии. Сон – это другой мир и нет смысла в него соваться, все равно ничего не поймешь. Ударила молния – другие бы забоялись и принесли бы в жертву петуха, чтобы она не попала случайно в твой дом, а если такого чувства не возникает, то это можно воспринять лишь как одиночный факт, а не часть системы. Ну случилось и случилось. Не попала – хорошо! Попала – починим! Если ты живешь в абсолютно бессистемном мире, где нет даже измерителей времени и чисел, то различные погодные явления ты будешь воспринимать только лишь как отдельные факты, но не часть системы.

10. Практически полное отсутствие искусства (узоров нет, тела не раскрашивают, никаких серег или колец в носу не носят). Следует заметить, что дети пирахa не имеют игрушек.

А какой в этом смысл, когда никому ничего не нужно доказывать? Ведь нет же у них понятия о взрослении, присущего нам, поэтому и нет смысла себя как-то по-особому украшать – если не перед кем и незачем выпендриваться – надобность в выпендреже отпадает! Про игрушки – нет идей. Подскажите те, у кого есть.

11. Отсутствие последовательного суточного ритма жизни. Все остальные люди днем бодрствуют, а ночью спят. У пирахa же такого нет: они спят в разное время и понемногу. Захотелось поспать - лег, поспал 15 минут или часок, встал, пошел на охоту, потом снова немного поспал. Поэтому фраза «поселок погрузился в мирный сон» к пирахa неприменима.

При таком ритме жизни надобность в привычном нам счете времени действительно не нужна. Вспомните себя в детстве, когда нам ночью спать не хотелось, а днем наоборот, и мы не понимали, почему нужно спать именно столько. И уже родители навязывали нам свое видение этого вопроса, поэтому одни из нас стали совами, а другие – жаворонками. А не будь такого вмешательства – продолжали бы мы спать где и когда хотим.

12. Отсутствие накопления пищи. Никаких лабазов и хранилищ нет. Все принесенное с охоты мясо немедленно съедается, а если следующая охота неудачна - ходят голодными до тех пор, пока снова не повезет.

Вспомните себя, собирающего груши или малину, например. Если вы и откладывали запас, то он был очень небольшой, с расчетом на то, чтобы съесть через пару минут. Это опять же искусственно привитое нам осознание того, что если не запасешь – потом не будет! А если круглый год различные деревья плодоносят без перебоев, рыбы и дичи всегда вдоволь, то надобность в делании припасов отпадает сама собой.

При всем при этом пирахa своей жизнью очень довольны. Они считают себя самыми обаятельными и привлекательными, а остальных - какими-то странными недочеловеками. Себя они называют словом, буквально переводимым как «нормальные люди», а всех не-пирахa (и белых, и других индейцев) - «мозги набекрень». Интересно, что самые близкие (в генетическом отношении) к ним индейцы мура когда-то, очевидно, были такими же, как и они, но затем ассимилировались с соседними племенами, утратили свой язык - и свою примитивность - и стали «цивилизованными». Пирахa же остаются такими же, как были, и на мура смотрят свысока."

Послесловие

И в качестве эпилога мое мнение относительно изначального происхождения племени пираха, основанное на вышеприведенных фактах.

Поскольку пираха практически не оперируют абстрактными понятиями, живут одним днем и основываются лишь на данных собственного опыта (т.к. родители прививают детям лишь элементарные навыки выживания), можно сделать предположение, что первые пираха не восприняли опыт прошлого и основывались лишь на методе проб и ошибок. Это может случиться лишь в том случае, когда сознание ребенка не будет подвержено влиянию опыта пережитого родителями, а также усвоенного родителями из уст своих предков. Можно предположить довольно фантастичную версию о том, что первые пираха были детьми, насильственно или случайно отлученными от взрослых в том возрасте, когда они уже могли приспособиться к окружающим условиям, но не восприняли еще достаточно накопленного взрослыми опыта. Это могло случиться в случае, если взрослых внезапно постигла какая-либо катастрофа, либо соседнее племя отправило детей подальше – как им казалось, на верную смерть. Но могло произойти и иное: одно из соседних племен изгнало своих соплеменников, страдавших чем-то вроде задержки в развитии. До поры до времени с этим фактом еще мирились, но, в конце концов, не вытерпели и отселили подальше от себя уже вполне взрослых людей, умственные способности которых не перешагнули барьера 4-5-летнего возраста. Оставшись наедине сами с собой они стали в искаженной форме воспроизводить опосредованно усвоенный во время жительства в племени опыт предыдущих поколений, при этом не осознавая себя его частью, и упустив множество деталей из обыденной жизни племени, которые они по тем или иным не могли воспроизвести. Если одна из ситуаций, описанных выше гипотетически имела бы место в реальности, этим можно было бы легко объяснить многие особенности быта и языка этого загадочного племени.

Метки:  

Лайвжорнал

Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 00:54 + в цитатник
Леонид Леонидович лайвжорновал-лайвжорновал, да не вылайвжорновал! Лайвжорнал лайжорналом, а лайф из лайф и вместо того, чтоб в лайвжорнале лажать, лучше с любимой любезничать!

Метки:  

Дневник logie

Суббота, 08 Сентября 2012 г. 20:52 + в цитатник
Буду писать о том, какие люди и события меня окружают. В основном это будут отчеты о путешествиях и просто о вещах, которые меня впечатлили


Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в logie
Страницы: [1] Календарь