-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alina_RU_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.02.2011
Записей: 3734
Комментариев: 64273
Написано: 99253


Абрикосовое лето. 60/70е годы.

Среда, 12 Сентября 2012 г. 13:08 + в цитатник
Каждое лето я проводила в городе Армавире, у бабушки. Всю зиму мечтала о том, как буду сидеть на деревянном крыльце с бабулей и грызть семечки. Потом сядет солнце совсем и зажжем "фасад" - так почему-то бабушка называла фонарик, висящий на углу дома и освещающий номер и название улицы.

-Это чтобы ночью люди не заблудились, чтобы освещалась улица и дорожка вдоль нашего дома. Ну и участковый может штраф выписать, если не зажигать, - так мне было сказано.

Вот ведь время было, когда на окраине городка, в частных домах нужно было думать о ночных прохожих и даже участковый за этим следил. Улица была вся обсажена вишневыми и абрикосовыми деревьями. Кое-где встречалась так же шелковица. Все это созревало, падало на землю и нещадно топталось прохожими. По утрам я брала веник, чтобы до завтрака подмести весь тротуар, прилегающий к дому. А так как дом был угловой, то это было достаточно много. Потом относила все сметенное в канаву вдоль дороги, подальше от дома. Потому, что сладкое месиво привлекало ос.

Во дворе так же стояло огромное, раздвоенное абрикосовое дерево. Всю ночь тарахтели абрикосы по крыше, не давая порой уснуть, а утром весь двор был ими усыпан. Сперва я разгребала только дорожку до умывальника и до туалета, чтобы не растоптать плоды, не запачкать двор и тапочки. Рукомойник был железный, зеленый и с носиком, по которому хлопаешь двумя ладошками и в горсть льется водичка. Экономно и удобно. Сбегаешь в деревянный туалет по дорожке, возвращаясь похлюпаешь водичкой из рукомойника,вытрешься повешенным рядом вафельным полотенцем и с чувством исполненного долга идешь завтракать.

Бабушка уже оладушков напекла. Я голоногая, с худыми коленками, которые не редко в зеленке и расцарапаны от укусов комаров, усаживаюсь на старый сундук и смотрю на оладушки. Бабуля спрашивает, мне с клубничным вареньем или с абрикосовым? Искушение для ребенка и как можно выбрать? Я киваю головой так, что косички подпрыгивают, но не могу выдавить из себя ответ. Меня понимают и без слов, открыты уже две баночки и два вида варенья у меня на блюдечке стекаются к серединке и вот-вот сольются. Беру оладушек, макаю в это место встречи двух варений и отправляю в рот. Доброе время было, не надо помнить про диету и можно просто наслаждаться вкусностями бабулиного приготовления.

Бабушка ест мало, а больше смотрит на меня, подложив руку под щеку. Любовалась, теперь я это понимаю. А тогда меня слегка смущал ее взгляд.

После завтрака снова отправлялась к рукомойнику, хлюпалась там с удовольствием беззаботного ребенка, у которого весь день впереди, а так же и вся жизнь.

После завтрака опять нужно было собирать абрикосы, нападавшие за ночь с дерева, растущего во дворе. Одна половина его созревала раньше и там были абрикосины крупные и вкусные, другая половина созревала позднее, там были мелкие "жердельки", как называла их бабуля. Они были не такие привлекательные, но за то из них получались хорошо сушки для компота. Или просто хорошо было пожевать их зимой, сидя у телевизора по вечерам. Я брала два ведра и в одно складывала разбившиеся абрикосины, а в другое целые. Пораненные относила опять же в канаву, подальше от дома. А лучшие высыпала в таз, приготовленный бабулей. Она их мыла, колола на две половинки и затем засыпала сахаром, чтобы пустили сок. Далее варилось варенье в три этапа. Бабушка любила, чтобы варенье было прозрачным, а дольки сохранялись целыми. И добивалась этого своими маленькими хитростями. Я же подглядывала и запоминала секретики, а как же иначе?

Один из секретов был таким. Вымытые дольки опускались в воду, в которой растворена столовая ложка соды пищевой. Там они были минут пять, затем откидывались на большой дуршлаг, вода стекала. Далее бабушка засыпала сахаром из рассчета 1/1,2 к весу. А чаще на глаз, но сахару чуть больше. Бабуля говорила, что если пожадничать, варенье жиже, мутнее и не так радует глаз потом. Да и забродить может. Меньше сахару - дольше уваривать надо. И тогда теряется вкус, цвет, прозрачность. Варили в три приема. Первый раз только до кипения доводилось, второй раз часов через 12 еще раз до кипения и третий раз еще через 12 часов не долго, до готовности. Готовность бабушка определяла двумя способами. На глаз - дольки должны стать прозрачными, как мед свежий. И еще капала каплю сиропа на ноготь себе. Если капля стекала, еще не готово. Капля должна "стоять" на ногте, сохраняя округлую форму. После варенью давали остыть, раскладывали по чистым баночкам и закатывали железными крышками. Янтарно-прозрачный сироп, в котором светились дольки абрикоса, зимой напоминал о лете и было это замечательно вкусным добавлением к чаю, к блинам и к оладушкам.


© Copyright: Панова Галина, 2012
Свидетельство о публикации №21209120545

Серия сообщений "Графомания":
Незатейливые рассказы мои в этой рубрике поселятся постепенно. Нужно собирать их то там, то сям.
Часть 1 - Обида это результат неоправданных ожиданий. Байка деревенская.
Часть 2 - Кто не был молод, тот не был глуп. Байки моей бабушки.
...
Часть 8 - Настоящая женщина.
Часть 9 - Абрикосовое варенье моей бабушки. Детство на Кубани.
Часть 10 - Абрикосовое лето. 60/70е годы.
Часть 11 - Раскулачивание и коллективизация глазами подростка. Из воспоминаний бабушки.
Часть 12 - Хорошая ли вещь гадание. Из рассказов бабушки.
...
Часть 29 - Джованна. 1часть (итальянские истории)
Часть 30 - Джованна. Разрыв. Продолжение, часть 2. (итальянские истории)
Часть 31 - Серая старость. Зарисовка.

Рубрики:  э PS
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 20 пользователям

боня90   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 13:28 (ссылка)
Заскучала ты че-то моя милая... Абрикосики у нас замерзли! Так жалко деревца! Я прямо плакала! Каждое деревце,как деточка родное! Алина! Точно так и я делала варенье,а еще и яблочки в содовой воде держу.Получаются они целенькие и прозрачные. ..Обнимаю тебя,вот!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 13:38ссылка
боня90, все дольки лучше в содовой вымачивать, это да. Я в комментарии написала тоже. Заскучала? Да нет, обещала просто писать про бабушку, а затормозилась разными текущими делами. Поставила задачу, надо ее выполнить.
Зеленая_Весна   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 13:31 (ссылка)
Очень душевно написано. Я прямо как в Крыму побывала...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 15:29ссылка
Зеленая_Весна, юг России, Крым, Кавказ. Все это там так обыденно. Фрукты везде под ногами, а залезть в чужой сад - это высший пилотаж.
МосИриНик   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 13:33 (ссылка)
Ой,Алиночка,как душевно написано....Сразу вспомнилось свое босоногое детство в деревне.И дом ( по украински-хата) был тоже самым крайним на улице, а за ним выгон-так называли луг, по которому мы ганяли с колесом от велосипеда на железном пруте(такая была игрушка) .Самые теплые,самые добрые воспоминания, а иногда до мельчайших подробностей....Спасибо огромное!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 14:35ссылка
МосИриНик, сама такая. Порой то, что было 30 лет назад помнится лучше вчерашнего. Мозги были детские, свежие, не забитые заботами и глазки ясные, ушки на макушке. Секли все.. где что подрастает-созревает, как огурчик первый стырить..
Sveta_Savyhska   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 13:38 (ссылка)
Прочитала с удовольствием!
Ответить С цитатой В цитатник
Lalita177   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 13:48 (ссылка)
Спасибо! Вспомнила и свое детство, когда ездила на всё лето в Мелитополь, а там у тети в саду щедрый урожай абрикосы-калировки (крупные - как персики) каждый год!Надо было их на половинки разделить, так одна половинка - в миску, а вторая - в рот! Объедались с братом двоюродным до икоты!
У меня и сейчас под балконом ТРИ абрикосины, правда, вижу только, как они цветут, а зреют без меня - восьмое лето езжу с внучкой на море...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 13:57ссылка
Lalita177, ну это "до икоты" знакомо всем. Как дорвешься, как Мартын до мыла - бабушка говаривала. А потом оторваться можно порой только уже когда уже живот вспучит и надо срочно в "дощатый кабинет задумчивости" бежать.

Калировку помню, кто ж ее не помнит. Как персики. А косточки сладкие. Вот это самое большое удовольствие потом - колоть эти косточки. Ах... как миндаль на вкус.
Коллекционерка   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 14:06 (ссылка)
Спасибо...А я все детство мечтала о бабушке, о ее любви...А она меня ненавидела...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 14:28ссылка
Коллекционерка, мне очень жаль. Даже представить не могу.
Татьяна_Ч   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 14:11 (ссылка)
Блииин...., ну я прям там с тобой побывала... А я выходные купила 11 кило абрикосов( ну конечно не таких как в твоём детстве - прямо с дерева...., но нам сибирякам, которые абрикосы в детстве только на картинке видели, и эти за счастье))))). Дык вот ...абрикосы...варила прямо по рецепту твоей бабули)))), чудо-самое вкусное в мире -это варенье из абрикосов. И ещё компотиков из них закатала (любит моё семейство компотики))))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 14:21ссылка
Татьяна_Ч, а что, еще есть абрикосы? Или ты о прошедшем времени? Я думала, их уже нет давно, не сезон. А варенье абрикосовое.. ты права. Лучше не бывает. И компотик. Лучше даже свежих самих абрикосов эти продукты.
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 14:26ссылка
Да я тут пока с дочей моталась....чуть не опоздала, но на моё счастье ещё остались на рынке, успела. Их же к нам везут зелёными ( я так думаю), ну и они тут зреют /гниют...так что в нашей полосе сезон абрикосов более длинный))))
LERARS   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 14:56 (ссылка)
Привет, Алиночка, как уютно у тебя, бабуля, детство, меня тоже на все лето отправляли к бабуле в деревню, бабуля меня воспитывала трудотерапией, ходила по спартански босиком в сарафане, а в кармане - яички, абрикосов, конечно, у нас не было, но была вишня, черемуха и слива, вот их то я тоже собирала, только с дерева... как давно и недавно это было, как быстро летят годы... Спасибо за интересное повествование...
Ответить С цитатой В цитатник
LERARS   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 15:30 (ссылка)
Да, надо, пока помним, чтоб наши дети и внуки прочитали, чтобы помнили...
Ответить С цитатой В цитатник
Mishail_valdai   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 15:36 (ссылка)
Спасибо за рассказ и рецепт!
Ответить С цитатой В цитатник
izogradinka   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 17:12 (ссылка)
Спасибо за абрикосовые воспоминания)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 18:42ссылка
izogradinka, а что-то я нового поста не нашла у тебя? Что такое?
Nikita08   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 17:12 (ссылка)
какая прелесть, я тоже заскучала по таким вот посиделкам с бабушкой, по таким долгожданным визитам к ней :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 18:41ссылка
Nikita08, так это все далеко. Вспоминаю, как в карты и в лото играли с ней, вязать училась. И много-много другого.
Перейти к дневнику

Вторник, 02 Октября 2012 г. 23:12ссылка
ой, и я вязать училась с бабушкой :)
Olga_Beck-Eiris   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 18:27 (ссылка)
Так все написано, как- будто все перед моими глазами прошло. И ощущение вкуса оладушек и варенье... И как с бабулей ты сидела на крылечке. А рукомойник такой и у моего дедули был на даче. Очень душевно написано. Вроде бы и грустного ничего нет, а как-то защемило сильно после прочтения. Может быть просто тоска по детству... И по близким ушедшим людям.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 18:31ссылка
"Может быть просто тоска по детству... И по близким ушедшим людям."

Именно так Olga_Beck-Eiris, именно так. Все светлое, но все в прошлом. Абрикосы есть, бабушки нет.
garssi   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 22:10 (ссылка)
"Бабушка уже оладушков напекла. Я голоногая, с худыми коленками, которые не редко в зеленке и расцарапаны от укусов комаров, усаживаюсь на старый сундук и смотрю на оладушки..."-это про меня только далее фигурирует варенье,из голубики, брусники и сметана, об абрикосовом и не мечталось. Хорошо написано, такой сильной волной любви к бабушке обдало. В разных краях,но росли вместе.) Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 23:38ссылка
garssi, оказывается, Галка, жили-то мы все в одной стране. За хлебом с авоськой ходили, на скакалке прыгали, дневники заполняли и листы из него выдирали при случае. И этой страны больше нет на карте, только в нашей памяти.
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Сентября 2012 г. 08:54ссылка
Да уж!)И обязательно школьный хор, при словах "Широка страна моя родная!"- у некоторых сваливались красные пилотки, уж больно высоко мы задирали головы. от гордости за свою Родину. Каждый век чем-то да хорош. Веришь нет, но мой дед на семейных посиделках тихо жалел тогда о царской России. А сегодня моя дочь говорит в 25, на школьников из её родной школы: Наглая молодёж пошла!
dormara   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 22:40 (ссылка)
Спасибо за воспоминания. Живу в Краснодаре, до сих пор в районе частной застройки на улице можно собрать (и собирают) абрикосы (жерделы), сливы, шелковицу (тутовник), орехи .
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 12 Сентября 2012 г. 23:36ссылка
dormara, да, родное и милое сердцу все. По над дорогами сколько всего росло и растет. Кубать, богатый край.

Спасибо за теплый отзыв.
Irisha-cherepashka   обратиться по имени Четверг, 13 Сентября 2012 г. 03:49 (ссылка)
Прекрасно- у нас конечно абрикосы не растут,но оладьи с клубничным вареньем обьеденье,в детстве все вкуснее особенно воспоминания
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Сентября 2012 г. 08:54ссылка
Irisha-cherepashka, эх, да они и теперь вкусные, да каллорий там многовато. Раньше что не съешь, все сгорит в беготне ребячьей, да на рост пойдет. Теперь мы тоже растем, но почему-то не ввысоту. А не мешало бы меня вытянуть сантиметров на 5. Вот бы красота была! Не надо было б худеть на эти 5 кило и свысока можно б было поглядывать.. Какая я модель.. Ха-ха!
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Сентября 2012 г. 14:07ссылка
да модели с нас,,,,но я 5 кг сбросила на одних фруктах-оторвалась в отпуске
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Сентября 2012 г. 14:51ссылка
Irisha-cherepashka, это все мои фантазии буйные и ... лишние. Мои фотки всегда на авках свежие. Я как раз в той поре, из которой главное не вылезти. Все в норме, все есть. И самое самое главное, что нет растяжек и дряблости, целлюлита. Большего желать трудно и, как моя синьора говорит, не гневи Бога, ешь и живи с радостью. Что я и делаю. Но не жру, а ем.
Перейти к дневнику

Пятница, 14 Сентября 2012 г. 03:35ссылка
молодец,а целлюлит есть у молодых и озабоченных,у нас нет и выглядим прекрасно
LudmelaRU   обратиться по имени Четверг, 13 Сентября 2012 г. 04:04 (ссылка)
Ну можешь ты воспоминание открывать с точностью... А я Армавир
вспомнила, когда жила и работала в Туапсе. Туда ездила с проверкой по аптекам. Красивая природа,а фрукты вкуснятина....
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Сентября 2012 г. 08:52ссылка
mela65, говорят, сейчас Армавир стал еще красивее, хвалят бывшего мэра города, которого вроде как забрали теперь на повышение в Краснодар. Почему ж не поверить, ведь город, где я прописана последние 30 лет, Белгород, очень расцвел и расстроился за пследние годы. Москвичи и северяне любят наш город, покупают недвижимость, вкладывают деньги - вот и строится город.
Aquaclara   обратиться по имени Пятница, 14 Сентября 2012 г. 01:19 (ссылка)
Ой, как здорово...тепло и вкусно описано )
Я варенье тоже так варю...))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 14 Сентября 2012 г. 01:55ссылка
Aquaclara, БлагоДарю за отзыв. Я уже давненько не варила, пять лет. Но, как говорится, кто научился ездить на велосипеде, это на всю жизнь.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку