4 декабря праздник Зари (Ушас и Весты) |
Почитание сил Природы испокон веков было одной из важнейших основ наших предков. Предки наши зрели Божественное повсюду – в Солнце и Луне, Огне и Воде, Матери-Земле и Небесных Молниях… Чтили они и Зарю Заряницу, сестру Трисветлого Солнца, славили её и просили о помощи – как и всех прочих Богов и Богинь.
Вообще говоря, славянская Традиция знает две Зари: Утреннюю и Вечернюю. Согласно древним сказам, Зори произошли из глаз Первобога Рода («Зоря утренняя и вечерняя – от очей Его» – говорит «Голубиная Книга»). В славянском фольклоре утренняя заря зовется Оком (или окном) Божьим.
Заря - это красна девица, которая утром отпирает ключами небесные врата и выпускает Солнце, которое идет вслед за ней. А еще предшествует Утренняя Заря (Ушас) на небе Солнцу-Дажбогу, выводит на небосклон его белых коней; вторая сестра - Вечерняя Заря (Веста) - заводит коней на конюшню после того, как Дажбог закончил свой объезд. Образы зари и девушки тесно переплетаются, заменяют друг друга и воспринимаются, как единое целое.
Про зимнюю Зарю Заряницу
Ноченька зимняя, ночка морозная,
Синий над озером дым.
Зоренька алая небушко звёздное
Красит румянцем своим.
Спит Вещий лес, убелённый метелями,
Тайно светясь изнутри, -
Ярко пылает над сонными елями
Красный румянец Зари.
Прячутся утром все звёздочки малые
В тереме горнем своём.
По небу мечутся сполохи алые -
Залит огнём окоём.
Вот и рассвет золотой занимается -
Небо светлей и светлей.
Ясное Солнце огнём поднимается
Над белоснежьем полей.
Прячет улыбку свою ясноликая,
Нежная дева Заря -
Ласка небесная, жрица великая
Солнечного алтаря.
Однако Предки наши почитали Утреннюю Зарю намного больше, чем Вечернюю.
ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА — «красная девица, сама мати и царица».
Заря Заряница - образ из славянской традиции, к которому и сейчас обращаются в заговорах, славят и просят о помощи.
Она – Богиня Света, прогоняющая Тьму, Дева-Воительница. Она же – Небесная Заступница, защищающая от бед.
К ней обращались за помощью в любовных делах: «Заря-Заряница, Солнца сестрица! Ходишь ты высоко, зришь ты далёко! Пойди-позри, где мой любый, где мой суженный, где он ходит, гуляет, где он ест да пьёт, да там его возьми..."
Заря символизирует взаимодействие светлых и тёмных сил. В этот день славят звёздное небо и всех Светлых Богов, почитают Богов Тёмных. Обряд проводится в доме, отец или старший в роду очищает дом четырьмя стихиями, после чего читается Славба Всем Богам. Дети готовятся к встрече Деда Мороза, представить ему свои умения и навыки, приобретенные за год.
Представление о жизнедарящей роли зари уходит своими корнями в самые глубины протоиндоевропейских верований.
В Ригведе собрано около 20 гимнов, посвященных Богине утренней зари Ушас — создательнице света, воспламеняющей своими лучами Небо, своего отца, с которым Богиня находится в кровосмесительном браке (слияние зари и неба воспринималось как акт совокупления). Ушас олицетворяет вечный свет, который был, есть и будет и если исчезает ночью, то на время; Ушас — гарант его неизбежного возрождения (в этом смысле в Ригведе она именуется "знаменем бессмертия").
У восточных славян и русских Утренняя Заря, прогонявшая Ночь, считалась Девой-воительницей, Победительницей Тьмы и одновременно — Матерью Солнца, которое она в прямом смысле рожала каждый божий день, подобно тому, как птица сносит яйцо. Такое представление восходит к самым глубинам протоарийского мировоззрения, впоследствии расщепившегося на самостоятельные, но во многом перекрещивающиеся индоевропейские мифологии. Рудиментами первичного миросозерцания (в Ригведе оно представлено концентрированно в виде Богини Утренней Зари — Ушас) можно считать такие русские сказочные образы, как Ненаглядная Красота, Марья Моревна, Царь-Девица, которые первоначально, как доказал А.Н.Афанасьев, были тождественны Богине Утренней Зари.
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
Зарю просили избавить от бессонницы, дать спокойный сон: «Заря-Заряница, красна девица, возьми свои ночницы от (имярек). Дай сон, дрёму, да доброе здоровье»;
«Заря-Заряница, красна девица, дай сну и угомону мне (имярек)». По-видимому, представление о том, что сон (и бессонница) находится в её власти, связано с тем, что в старину люди обычно вставали рано утром: их будила Заря…
Наконец, росу (целебную и дарующую силу) наши Пращуры называли слезами Зари, а, следовательно, эта Богиня мыслилась ещё и хозяйкой росы… Светом Зари освящали воду – Ю.П. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Хозяйка с вечера ставила воду в траве посреди двора, «чтоб Заря посветила», а другие говорили, «чтоб Заря посвятила». Вероятно, последнее вернее».
Каждая мать, у которой есть дочка, должна свято чтить Богиню Ушас (Утреннюю Зарю), потому что это она вместе с Матушкой Ладой приносит в душу девочки мир. Именно Заря делает из дитяти девочку в три года, когда ей впервые надевают серёжки. На заре выливают первую детскую купель, чтобы ребёнок счастливым был и имел хорошую судьбу.
В день Зари готовили вареники, которые являются символом Бога Месяца (Луны). В этот день нельзя стирать, белить и глину месить, а только вышивать и прясть. Считается, что вышивать научила людей Заря-Зоренька.
Заря еще является Богиней-заступницей семейных обетов, которые она слышит, когда ночью ими обмениваются влюбленные. На камне-Алатыре любит сидеть красна девица Заря, которая зашивает раны кровавые, то есть каждое утро просветляет небо своей пеленой. Этот праздник важен в цепи превращений как космического измерения, так и гармоничного взаимодействия между мужчиной и женщиной.
В славянских сказках о сестрах Солнца тоже не забывали. В одной из них рассказывалось о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото. Оно превращалось в золотые и серебряные нити, спускавшиеся с неба. Это Утренняя Заря прял красно-желтую нитку и золотой иглой вышивала по небу розовую пелену, которую люди прозвали тоже Зарею. А Заря Вечерняя, обрывала нитку, заканчивала работу сестры. Считалось, что волшебные нити, сотканные сестрами, защищают человека от болезней и вражьих замыслов, залечивают раны. Недаром в старину родился такой заговор: "Как вечерняя и утренняя зори станут потухать, так бы и у моего друга милого всем недугам потухать".
Серия сообщений "СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ":
Часть 1 - Славянские праздники. Зима.
Часть 2 - 4 декабря праздник Зари (Ушас и Весты)
Часть 3 - 16 декабря – Говенье
Часть 4 - 21 декабря - Корочун. Зимнее солнцестояние
...
Часть 23 - 11 февраля Великий Велесов день
Часть 24 - Сказка на Велесов день. Травушка
Часть 25 - Самый загадочный славянский Бог Велес
Серия сообщений "12 - Декабрь - Славянские праздники":
Часть 1 - 12 - Декабрь - Славянские праздники
Часть 2 - 4 декабря праздник Зари (Ушас и Весты)
Часть 3 - 16 декабря – Говенье
Часть 4 - 21 декабря - Корочун. Зимнее солнцестояние
...
Часть 12 - 24 - 25 декабря - КАК ОЧИСТИТЬ И ИСЦЕЛИТЬ ДУШУ ПЕРЕД КОЛЯДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ (ПИСАНКА)
Часть 13 - 4 декабря праздник Вечерней Зари(Вечорки)
Часть 14 - 6 декабря Встреча Велеса-Мороза
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |