Для добавления этого дневника в вашу ленту друзей нажмите здесь.
Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.
Иначе нас не поймут |
Ефим Рачевский
Уверен, что даже не очень успешный выпускник отечественной школы объяснит, в чем отличие барщинного земледелия от оброчного и почему последнее чаще всего культивировалось в зоне нечерноземного риска. Формат колонки не позволяет дать развернутый ответ, но существенное различие налицо: оброчное давало значительно больше степеней свободы и очень медленно, но все-таки способствовало появлению нового, экономически выгодного типа хозяйствования, основанного на ресурсном подходе.
Мои пятиклассники стали задавать вопрос "Как наши дела?" лет десять тому назад, когда нам, наряду еще с несколькими школами округа, разрешили сэкономленные на тепле, воде и электроэнергии деньги оставлять в распоряжении учреждения и направлять на текущие нужды образовательного процесса. Экономия стала как никогда актуальной, на первые полученные таким образом средства мы обновили спортивный инвентарь. Но главное не это: отчаявшись надеяться на развитие ресурсного мышления учителей, переживающих вечный диссонанс алгебры и гармонии и поэтому забывающих завернуть кран или выключить свет, я обратился к самой бурной части школьного населения – к пятиклассникам. Во все времена дети этого возраста занимаются поиском приложения своей социальной активности, в пионерские времена они были захвачены игрой, которая, невзирая на всю идеологическую шелуху, содействовала их взрослению и здоровью. Более того, различного рода инициации, распределение игровых ролей, важность реальных дел служили мощной профилактикой от неврозов и зачинания дурных привычек.
Итак, пятиклассники и энергосбережение. Они взялись настолько рьяно и ответственно, что к концу года у нас на счету появилось около миллиона фактически заработанных денег. Почему заработанных, а не дарованных? Потому что это была плановая сложная работа, требовавшая напряжения интеллектуальных, временных и даже физических ресурсов. Следующим шагом был проект: как правильно истратить эти деньги. Победил вариант по замене окон в одном из зданий нашего центра с целью сбережения теплоресурсов и зарабатывания новых средств. Они начали издавать газету с тревожным названием "Школьный дозор", появились лидеры, близкие к формированию правительства, возникали конфликты с отяжеленными учебой старшеклассниками, которых обошли в этой азартной игре.
Потом случился кризис. Деньги на коммуналку мы стали получать не по лимиту, а по другим показателям, а поскольку эти услуги – продукт монополий, выбирать было не из чего, и экономить возможно стало не для развития школьной среды, а для того, чтобы денег хватило. Но осталось главное: несколько поколений детей с реальным ресурсным мышлением, которые не могут пройти мимо бурлящего водопадом унитаза или горящих солнечным днем светильников. Но все не так уж и страшно, есть высшая инициатива по переходу на энергосберегающие технологии, и лампы мы покупаем теперь другие. Но есть проблема: сменив лампы накаливания на новые, начав применять наноинновации в преддверие морозов, мы все равно ничего с полученными профицитами сделать не сможем, ибо являемся рабами сметного финансирования, а процесс переброски средств с одной статьи на другую по своим согласованиям сопоставим по сложности с согласованием вступления страны в ВТО. Даже пройдя весь этот путь и замыслив в марте отремонтировать на эти деньги этаж к августу, мы попадаем на минное поле 94-го закона, а 1 сентября неизбежно случается вовремя. Вот так я бы должен отвечать на вопрос пятиклассников о наших делах. Невесело. Но вдруг появляется законопроект, позволяющий уйти от сметного финансирования, а для некоторых и от тормозов конкурсных подрядов – закон о новых типах бюджетных учреждений.
На задние планы ушли болевые симптомы ЕГЭ, забыты тихо возникшие проекты новых стандартов общего образования, все телеканалы, все газеты, даже те, кто изобилует предложением знакомств, занялись толкованием законопроекта, вычленив из него то, чего в нем нет и не было: математику и русский финансирует государство, остальное – за деньги семей. Мне пришлось отвечать на вопросы десятка СМИ по этому поводу, и в наших коротких диалогах выяснилось одно: никто из шумевших и писавших текст закона не читал, но про что-то слышал. Как выяснялось, от тех, кто тоже не читал. Поэтому у меня есть простое предложение: давайте почитаем, поговорим, обсудим, поймем. Иначе нас не поймут пятиклассники.
|
Зачем нужна инновационная инфраструктура? |
Игорь Реморенко
Есть расхожая фраза, авторского которой приписывается разным известным людям: "Я легко откажусь от необходимого, но совершенно не в состоянии обойтись без лишнего". Кажется, что и все размышления об инновационной инфраструктуре в образовании из этой же оперы. А именно: есть общее представление об инновационном секторе экономики – когда высокотехнологичные компании продают интеллектуально емкие продукты, когда новые знания приводят к обновлению технологий, товаров и услуг. И такая экономика нам нужна, именно на изобретении нового и делается основной капитал, общественное благосостояние. Ради этого затевается модернизация различных сфер деятельности, в связи с этим сформированы приоритетные направления обновления технологий. По этому пути мы пойдем, отказываясь от исключительно сырьевой ориентации экономики. Это то самое "необходимое".
Но при чем тут образование? Зачем здесь нужна какая-то инновационная инфраструктура? О каком порождении и использовании новых знаний может идти речь? Не масло ли масляное получается, когда мы говорим об инновационной инфраструктуре там, где не порождается новое знание ради новых технологий, а передается из поколения в поколение? Ведь в том-то и смысл образования, чтобы воспроизвести определенные знания и компетенции, а не в том, чтобы породить новые. Образование при таком подходе явно в роли лишнего.
Так, да не так. Если экономика требует новых знаний, позволяет зарабатывать там, где таковые появляются, то и успех людей в данной экономике зависит от их способности производить новое. Речь не идет о бесконечном фантазировании по поводу разного рода новаций. Производить новое гораздо сложнее – это и уметь объяснить достоинства новации, и дать возможность попробовать, чтобы сформировать новую потребность, и уметь вовремя отличить бредовую идею от перспективной. И много чего еще, задающего всю "кухню" или инфраструктуру (комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы) инновационной деятельности. Это сложная коллективно-распределенная деятельность. Быть может, сотни или тысячи лет назад за счет простого изобретения могли измениться судьбы наций и народов, сейчас это невозможно. Ныне любая новация – труд коллективный, где сложная система отношений удерживает общее креативное пространство. Здесь важны и технические, и организационные, и экономические, и правовые, и гуманитарные, и многие иные аспекты. Можно предположить, что образование как социальный институт и будет "точкой сборки" подобного рода аспектов.
Поэтому, когда мы говорим об инновационной инфраструктуре системы образования, мы имеем в виду как минимум три смысла:
1. Обновление самой системы образования, создание условий для появления в общем конкурентном поле новых образовательных, управленческих, финансово-экономических и иных технологий, связанных с образованием как целостным социальным институтом. Нам сейчас в образовании очень не хватает знаний друг о друге. Вузы не интересуются работой друг друга, методисты и технологи уверены, что их разработки самые лучшие, достаточно лишь если не профинансировать, то придать им важный государственный статус. В условиях потери коммуникации внутри сообщества мы быстро потеряем еще не до конца утраченные преимущества отечественной педагогики. К их числу я отношу совместность учащихся и преподавателей, критическое и неформальное отношение к изучаемому материалу, соревновательность и умение кооперироваться. Последнее – практически потеряли.
2. Создание в образовании сети пилотных проектов, позволяющих трактовать образование не только как передачу старого знания, но и как возникновение и использование нового. Если в школьной действительности мы имеем несколько сотен образовательных учреждений, отладивших практику образования и готовящих творческих выпускников, то в профессиональном образовании таких единицы. Во многом из-за того, что стремление заработать деньги на платных студентах в последние годы произвело странную подмену в целях вузовского образования. Оно уже не ради будущей профессиональной карьеры и даже не для освоения определенных профессиональных навыков, оно ради взимания ренты с общественной потребности приобрести статус "лица с высшим образованием". Как пропуск на рынок труда, как свидетельство об умении вести себя в обществе. Именно за такой результат и берут деньги в большинстве вузов. Но продержаться с таким результатом на рынке образовательных услуг можно еще лет 5, от силы 7–8, не больше. В перспективе, и такой процесс уже начался, заработная плата студентов, умеющих работать в инновационных секторах, от зарплаты обычных студентов будет отличаться в несколько раз, а то и на порядки. Поэтому срочно нужна поддержка инновационного сектора профессионального образования, умеющего работать с производством.
3. Создание управленческого контура порождения инноваций, снятие административных барьеров и установление стимулов инновационной активности. Предстоит провести переоценку нормативной правовой базы с точки зрения ее соответствия задачам модернизации. Иными, словами посмотреть, что мешает, а что должно стимулировать "инновационный климат" системы образования. Ряд действий в этой области давно назрели. К их числу, например, следует отнести обязательное создание общественных советов образовательных учреждений, позволяющих им понимать свои недостатки и меняться в зависимости от мнения потребителей образовательных услуг. Но это далеко не все. Необходимы стимулы инновационной деятельности и в структуре оценки качества образования, и в рамках проектной поддержки образовательных инициатив, и даже при бюджетном финансировании учреждений различных организационно-правовых форм.
Сейчас мы издали нормативную базу и начинаем работу по созданию инновационной инфраструктуры системы образования. Еще многое предстоит сделать как в организационно-проектном, так и в содержательном смысле. Мы будем обсуждать как формализованные управленческие регламенты, так и глубинные смыслы планируемых изменений, строя социальные сети и пространства коммуникации. Сдается мне, что здесь есть серьезная новая большая задача, рефлексия которой определит повестку образовательной политики на ближайшие годы.
|
Кто-нибудь еще смотрит сериал «Школа»? |
Александр Адамский
Нет, все ушли на митинг
Полгода назад, в начале нового 2010 года, разгорелись ожесточенные споры вокруг сериала "Школа", в котором околопедагогическая общественность увидела оскорбление профессиональной чести и достоинства учителей, искажение действительности и потребовала снять фильм с эфира, наказать авторов и заказчиков этой провокационной, с точки зрения протестующих, акции.
Прошло всего полгода, кто-нибудь еще смотрит это сериал?
Несмотря на правдоподобность материала, на узнаваемость отношений и стилистики диалогов, узнаваемость взаимонепонимания между учениками и учителями, низкий художественный уровень быстро погасил интерес к "искажению действительности".
И ничей авторитет не пострадал, и листочек не упал с лаврового венка нашей школы и учителей.
Вообще очень часто приходится видеть, как в образовательной политике разгораются обманные костры, вместо реальной проблемы или насущной задачи вдруг разгорается "обманка", да так ярко и правдоподобно, что внимание всего общества в одночасье становится прикованным к этой обманке.
Очередная обманка: крушение бесплатного образования в России.
Кто-то придумал, что после вступления в силу закона об учреждениях какие-то уроки станут платными. А то, что платные услуги в школе сегодня провоцируют правонарушения – к будто никто не видит?
Каким образом изменится учебный план и почему в образовательной программе появятся платные уроки?
Как это следует из закона?
Ответов на эти вопросы не существует в принципе, но подозрительность и неверие в эффективные действующие институты – хорошая почва для самых неправдоподобных и поражающих воображение предположений.
Сейчас бы настроить общество на уникальную возможность – увеличить именно бюджетное финансирование, за счет включения в государственное и муниципальное задание тех услуг и видов деятельности, которые школа все равно оказывает населению: и предоставление спортзала и школьных стадионов, и пользование школьными библиотеками, и компьютерными классами, не говоря уже об аренде школьных помещений во время выборов…
Для маленькой сельской школы работа с населением не менее важна, чем обучение детей, недаром же говорят: "Умрет школа – умрет село". Можно спорить с этим утверждением, но в его основе – социокультурная миссия школы, не менее важная, чем собственно образовательная. Так почему же не заплатить школе за предоставление необразовательных услуг? Причем заплатить из бюджета!
А потому, что в старом варианте школе выделяли средства только по смете реализации государственного образовательного стандарта.
В новой версии в муниципальное задание можно включить то, в чем учредитель реально заинтересован.
Но для этого надо продвинуть идеологию этого закона на места, обсудить методику расчета предоставления таких услуг, методику расчета муниципального и госзадания.
Это реальная, насущная задача сегодняшнего дня.
Не говоря уже о том, что надо срочно настроить проверяющие организации на другие правила расходования средств школой, потому что в любом статусе она остается получателем бюджетных средств, и в оптимальном варианте – больших, чем раньше.
Что вместо этого?
Паника среди населения, митинги, на которых эмоции ораторов похожи на истерику одного из героев фильма "Бриллиантовая рука":
– Шеф, все пропало, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!
Так и хочется ответить фразой, обращенной, правда, к другому герою:
– Спокойно, Семен Семеныч!
Стандарт остается, финансовый норматив как гарантия реализации учебного плана остается, управляющий совет как институт влияния на образовательную программу – усиливается, зато все деньги школы, как сэкономленные, так и заработанные, остаются самой школе. Расходовать все свои деньги (как бюджетные, так и внебюджетные) школа сможет по своему усмотрению.
Свобода лучше, чем несвобода, согласны?
|
Все только начинается |
Великий русский психолог Василий Давыдов считал, что одним из ключевых результатов развивающего образования является способность и готовность человека к смене деятельности.
Не просто овладение одной из деятельностей, например учебной, но и способность перейти от одной деятельности к другой.
Это имеет огромное значение для экономики: конкурентным становится только то производство, работники которого могут легко сменить профессию, переквалифицироваться, освоить технологию. Это и социальная защищенность работника: способность переучиться сохраняет ему место работы.
Этот, как и многие другие важные результаты образования, наша школа не только не фиксирует, но и целенаправленно не формирует.
Не говоря уже о том, что учителей не готовят к этому целенаправленно в вузах.
Я считаю, что сегодня на первый план среди результатов образования выходят самостоятельность, инициативность, способность строить отношения с другими людьми, способность принимать человека таким, какой он есть. А не таким, как бы мне хотелось, чтобы он был…
Мы можем дать человеку средства, способности, чтобы он реализовал себя в полной мере. С максимальной пользой себе и людям, обществу, стране и миру.
Но тогда надо школьную жизнь направить не только на освоение предметных сведений, при всей их важности, а еще и на развитие важнейших способностей, компетентностей, помогающих выпускнику строить отношения с другими людьми, с культурой, с историей, с технологией, в конце концов.
Все-таки мы заблуждаемся, когда рассматриваем новые технологии лишь как более эффективное средство для решения традиционных образовательных задач.
Информационные технологии – это самостоятельное содержание образования, а учебные предметы – это материал, с помощью которого можно изучать информационные технологии.
Это ни в коей мере не ущемляет статус учебных предметов. Если обратиться к самому больному вопросу современности – ЕГЭ, то здесь, по-моему, очевидный перевертыш наблюдается.
ЕГЭ – не для проверки творчества или индивидуальных способностей по предмету. ЕГЭ – для проверки способности представить себя, презентовать себя через компьютер.
Основной причиной, почему сегодня нельзя ввести безбумажный ЕГЭ, является то, что выпускники делают много ошибок при наборе ответов с помощью клавиатуры. То есть ЕГЭ показал, что компетентность работы с клавиатурой у сегодняшних выпускников российских школ крайне низкая. Вопрос – будет ли влиять эта неразвитая компетентность на успешность выпускников в будущем?
Ответ очевиден: для большинства, конечно, будет.
Другое дело, что при сдаче ЕГЭ учителя, не все, но многие, считают, что нечестность (подсказка, возможность списывания, использования мобильных телефонов) вполне допустима.
Значит, отметка по ЕГЭ – важна, а такой образовательный результат как честность – не важен. И это искренне, учителя и школа в целом не настроены на такой тип результатов, как честность, самостоятельность, ответственность, инициативность.
Более того, сегодня формируется система аттестации учителей, из которой "защитники учительства" тщательно вымарывают сложные современные компетентности, в том числе информационные, экономические, правовые. Так и говорят: "Если вы поместите туда как обязательное условие прохождения аттестации владение сложными информационными технологиями на высоком уровне, треть, а то и половина учителей не пройдет аттестацию".
…Может ли учитель формировать и развивать компетентности, которыми он сам не владеет?
Как вы думаете?
Александр Адамский
|
Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард:новое качество образования в нашей новой школе" |
Межрегиональная экспертная конференция
"Эврика-Авангард: новое качество образования в нашей новой школе"
16-18 апреля 2010 года Институт проблем образовательной политики "Эврика" при поддержке Минобрнауки России проводит традиционную межрегиональную экспертную конференцию "Эврика-Авангард: новое качество образования в нашей новой школе".
Основные темы обсуждений:
На конференции вы можете поймать разных интересных людей ("продвинутых" учителей, директоров авторских инновационных школ, региональных министров образования), а также поговорить с:
И.И.Калиной, заместителем министра образования и науки Российской Федерации;
И.М.Реморенко, директором Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России;
Л.Н.Глебовой, руководителем Рособрнадзора;
Я.И.Кузьминовым, ректором ГУ – ВШЭ, председатель комиссии Общественной палаты по образованию;
И.Д.Фруминым, научный руководителем Института развития образования ГУ – ВШЭ.
Кроме того, 17 апреля с докладом "Улучшение школ: уроки реальности" выступит профессор Лондонского университета Альма Харрис (Alma Harris, Chair in Educational Leadership at the Institute of Education, University of London).
За программой мероприятия и более подробной информацией обращайтесь по адресу
gazeta@eurekanet.ru
Подтвердить свое участие можно по телефону 8-916-7913944
|
Школа как последняя надежда |
Что бы ни происходило в нашей жизни, трагического или радостного, по школьному календарю апрель – месяц окончательного выбора родителями школы для первоклассников.
Ни террористические акты, ни экономический кризис, ни мгновенно выросшие траты по коммунальным платежам не отменяют самого важного решения в семейной жизни: записать ребенка в школу.
И даже сегодня, когда в Москве и Калуге пройдут первые похороны погибших в результате теракта 29 марта в московском метро, когда страх за будущее наших детей все сильнее, все равно сотни тысяч родителей идут в школу и выясняют – подходит она для их ребенка или нет.
И эта колоссальная ответственность умножается в такие тяжелые дни: может, хотя бы школа поможет уберечь ребенка, сделать его жизнь хотя бы более безопасной.
Надежда на школу у общества еще есть. Ее пока не убили ни скандалы вокруг насилия и взяток в школах, низкого уровня квалификации учителей, обрушения школьных зданий и гибели детей под руинами школьных стен.
Надежда на школу живет, и, может быть, это последняя надежда мамы и папы, разуверившихся и в политике, и в общественных институтах, и в средствах массовой информации.
Может ли школа помочь и как ее верно выбрать?
Я хочу помочь, в меру своих сил и представлений о правильной школе, тем родителям, которые хотят найти эффективную школу для своего ребенка.
По-моему, есть несколько правил, которые помогут.
Все самые ужасные и самые радостные события в жизни ребенка во многом определяются решением родителей отдать его в эту школу. Не ошибитесь.
Александр Адамский
|
Усиление позиции Андрея Фурсенко дает шанс продолжению модернизации системы |
Все с замиранием сердца ждали результатов комиссии при президенте по усовершенствованию ЕГЭ. Особую драматургию придавало участие в этой комиссии представителей оппозиции, для которых сражение на поле ЕГЭ одно из самых главных.
Наверное, внешняя миролюбивость И. Мельникова и О. Смолина по поводу решений комиссии вызвана позицией президента Д. Медведева, который неоднократно подчеркивал свою лояльность к единому экзамену. Тем не менее решения комиссии, направленные именно на усовершенствование и в целом поддержавшие линию ведомства на развитие электронного экзамена, безусловно укрепили позиции министра образования и науки.
После этого произошло делегирование одного из замов А. Фурсенко, А. Хлунова, в аппарат правительства, и не просто в аппарат правительства, а главой Департамента науки, высоких технологий и образования правительства Российской Федерации, созданного 3 февраля 2010 года. Ведомство будет курировать вопросы госполитики в области научно-технического обеспечения инновационного развития экономики, модернизации системы профобразования. Национальные исследовательские центры, федеральные и исследовательские университеты также будут находиться под контролем А. Хлунова.
26 февраля в Тюмени председатель правительства В. Путин провел заседание президиума Совета по нацпроектам и демографической политике, на котором обсуждались результаты Комплексного проекта модернизации образования в 31 регионе страны. Решения этого заседания крайне позитивны, рекомендации заключаются в том, чтобы распространить механизмы комплексной модернизации на все регионы. Поскольку основным докладчиком выступал министр А. Фурсенко, то такие решения, безусловно, поднимают его вес в правительстве.
А 3 марта председатель правительства Владимир Путин заявил, что 2010 году на фундаментальную и прикладную науку правительство выделяет 1 трлн 100 млрд руб.
А 4 марта президент Д. Медведев подписал указ, согласно которому в России упразднены Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию. И это означает, что все полномочия по формированию образовательной политики в стране и ее реализации сосредоточены в руках Министерства образования и науки. То есть в руках министра А. Фурсенко.
При этом мы понимаем, что 2010–2012 годы будут очень сложными, а для системы образования особенно.
Медленный, затяжной выход из кризиса, конечно, заставит регионы сокращать бюджеты и в первую очередь социальные обязательства.
А состояние сети образовательных учреждений как было критичным, так и остается. Но предвыборный период будет осложнять и оптимизацию сети, и введение механизмов эффективного расходования денег, и нормативное подушевое финансирование, и новую систему оплаты труда.
Так что усиление влияния министра А. Фурсенко – это тот потенциал, который в условиях выхода из кризиса может продолжить модернизацию системы образования во всей стране, а не только в 31 регионе.
Захочет ли А. Фурсенко рисковать своим усилившимся положением и продолжать в предвыборный период активную модернизацию образования?
Я думаю, что особого выбора у него нет.
Александр Адамский
|
Чем стандарт отличается от болтовни |
Недавно Петр Григорьевич Положевец спросил, хочу ли я написать про то, как вводить стандарты. Известно, что у Петра Григорьевича острое чутье на болезненные проблемы школы, и если у него появился интерес к теме – значит, тема становится острой.
Писать большую развернутую статью, как вводить стандарт, я, наверное, пока еще не готов.
А вот начать этот разговор с заинтересованными читателями, наверное, стоит.
С одной стороны, ситуация выглядит довольно просто: согласно Закону РФ, ст. 7, Федеральный государственный стандарт – это набор требований. К условиям, результатам, структуре образовательной программы. С этой (на мой взгляд – единственно верной) точки зрения, введение ФГОС – это введение требований, норм, правил.
И поэтому вопрос о том, как вводить стандарт, имеет один ответ: "Вводить систему требований". Только для этого нужно одно простое условие: нужен внутренне непротиворечивый, хотя бы и рамочный, набор этих требований.
Все остальное – не имеет возможности быть стандартом.
Загадка всего этого в том, что есть предметность, которая такой стандартизации не подвергается – это содержание образования. Оно регулируется другими способами и механизмами.
Характеристики новой системы оплаты труда – это и есть норма стандарта, т.к. это и есть требование к одному из условий реализации образовательной программы.
Требования к формированию финансового норматива – это и есть государственный стандарт. И на сегодняшний день это ключевой момент: сделать так, чтобы финансовый норматив в образовании обеспечил условия для достижения современного результата в образовании.
Ввести стандарт с этой точки зрения – это значит весной 2010 года отработать новую методику расчета финансового норматива. Такую, которая бы обеспечила объем средств для каждой школы, обеспечивающий и академические достижения (оборудованные кабинеты, например), и формирование современных компетенций (Интернет, условия для творческой, спортивной, трудовой деятельности, различных проектов), для социального опыта (путешествия, забота о малоимущих, патриотические, духовные и другие проекты).
Стандарт – это, например, требования к финансовому нормативу, а реализация стандарта – это введение в регионе такой методики расчета норматива, которая этим требованиям соответствует.
Это – стандарт. Остальное – болтовня.
Александр Адамский
|
А если что не так – не наше дело! |
Александр Адамский
Чем хороша и чем плоха работа чиновника?
Хороша тем, что по большому счету не нужно задумываться над основаниями своих действий.
Даже если ты не человек команды, то ты обязан быть человеком субординации. У тебя всегда есть циркуляр, инструкция, приказ начальника, который, как известно, закон для подчиненного и не только в армии.
А вот чем плоха работа чиновника – инструкция не всегда совпадает с твоими личными убеждениями или чаяниями. Или даже ценностями.
Идеальный чиновник – тот, у которого все личное остается за порогом его служебного кабинета. Ну не имеет права столоначальник на личную точку зрения. А если он оперирует личными основаниями, а не инструкцией – гнать надо такого чиновника!
Есть масса свободных профессий, где простор для самовыражения безграничен.
Но есть и еще более идеальные исполнители: это те, кто, угадывая (иногда удачно, иногда – нет), творчески развивает циркуляры и дополняет их своими разработками.
Самый свежий пример – преподавание религиозных культур в школе. Чрезвычайно тонкая и сложная тема, и коллективные действия ведомства и религиозных организаций ведутся с тщательной предосторожностью.
Но вот в одном регионе, на сайте учреждения дополнительного образования из нашей славной системы повышения квалификации, долгое время висела инструкция, в которой наряду с официальной информацией о нормативной базе проведения федерального эксперимента по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" даются "Основания для выбора родителей".
Привожу их без сокращений:
"Основания для выбора родителей:
Модули комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики", один из которых необходимо выбрать:
1. "Основы православной культуры".
2. "Основы исламской культуры".
3. "Основы буддийской культуры".
4. "Основы иудейской культуры".
5. "Основы мировых религиозных культур".
6. "Основы светской этики".
При выборе модуля родителям рекомендуется получить ответы на все невыясненные вопросы по эксперименту, а также учитывать следующие обстоятельства:
· Согласны ли родители с мнением президента РФ Д.А. Медведева, что "Отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания, конечно, исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека, правил поведения в обществе, включая этическое наполнение этих правил, и, конечно, самым серьезным образом влияют и на становление личности человека и гражданина Российской Федерации". (Если "да" – рекомендуются модули 1–5, если "нет" – модуль 6.)
· Считают ли родители, что отсутствие религиозной составляющей в образовании лишает его целостности. (Если "да" – рекомендуются модули 1–5, если "нет" – модуль 6.)
· Желает ли ребенок изучать основы религиозной культуры своих родителей и/или предков. (Если "да" – рекомендуются модули 1–5, если "нет" – модуль 6.)
· Считают ли родители патриотизм ценностью, которая должна быть сформирована у их ребенка. (Если "да" – рекомендуются модули 1–5, если "нет" – модуль 6.)
· Существует ли у ребенка и родителей интерес к изучению основ религиозных культур вообще. (Если "да" – рекомендуются модули 1–5, если "нет" – модуль 6.)
· Существуют ли в местном сообществе конфликты на религиозной почве. (Если "да" – рекомендуются модули 5–6, если "нет" – модули 1–6.)
· Придерживается ли семья какой-либо религиозной традиции, и если "да", то какой. (Если "да" – рекомендуются модули 1–5, если "нет" – модули 5–6)".
Конец цитаты. Не буду комментировать и оценивать этот шедевр педагогической поддержки родительских решений, слава Богу, вышестоящее руководство постаралось сделать так, чтобы эти "рекомендации" были сняты с сайта, но они уже известны журналистам, поэтому мы тоже решили их опубликовать.
Для чего? Чтобы обратить внимание лиц, принимающих решения в сфере образовательной политики, на слабую защищенность этого эксперимента от подобного творчества услужливых исполнителей. У которых есть вечное оправдание, подмеченное Булатом Окуджавой:
"А если что не так – не наше дело:
Как говорится, родина велела!
Как славно быть ни в чем не виноватым,
Совсем простым солдатом, солдатом".
|
А вы что думаете? |
Глава Департамента образования г. Москвы Ольга Ларионова выступила против показа на Первом канале сериала "Школа".
На заседании правительства Москвы Ларионова заявила, что "в Интернете появились резко отрицательные отзывы и учителей, и родителей, и учеников на эту программу".
По словам чиновника, в 2010 году, который в России объявлен Годом Учителя, требуется более широкая поддержка учителей в СМИ. По ее мнению, было бы неплохо, если на телевидении появилась "постоянная передача, рассказывающая о педагогических секретах лучших учителей города, их учениках".
Сериал "Школа" режиссера Валерии Гай Германики ("Девочки", "Мальчики", "Все умрут, а я останусь") появился в эфире Первого канала 11 января. Особенностью сериала является его псевдодокументальность: съемка напоминает любительскую, а речь и поведение героев в кадре приближены к реальной жизни. Сериал снимался в обычной московской школе.
Интерфакс
Я думаю просто, что многие узнают себя
Ханафи Гулиев, директор школы №2, г. Тырныауз, Республика Кабардино-Балкария:
- Сперва было сильное возмущение, потому что для тех детей, которые учатся в сельской местности, вдали от мегаполисов, для родителей может сослужить не очень хорошую службу. Когда чуть успокоился, я понял, что это гротеск, который выпячивает абсолютно все те проблемы российской школы, которые стоят перед нами. Мне кажется, авторы фильма специально сделали это, понимая, что будет волна возмущения. Я думаю просто, что многие узнают себя.
Сериал может оказать негативное влияние на подрастающее поколениеЕфим Рачевский, член Общественной палаты РФ, директор центра образования "Царицыно" № 548:
- Я посмотрел первую серию, она мне не понравилась на бытовом уровне. Образы учителей и детей, показанные в сериале, не соответствуют действительности. Дети не учатся, дети врут, покуривают, постоянно пьют пиво, озабочены сексуально, при этом они свою сексуальную озабоченность выражают в тех словах, которые были актуальны, может быть, в начале 1990-х годов. Учителя абсолютно маргинальны, плохо говорят, плохо читают. Ситуация просто нетипичная. Сериал может оказать негативное влияние на подрастающее поколение, так как подросткам свойственно подражательство.
|
Кризис как стимул образовательных изменений |
Обычно кризисные явления в экономике воспринимают как сигнал к усилению сохранной функции образования, когда для определенных слоев населения надо создать возможности "пересидеть" в учебных заведениях, не выходить на рынок в период безработицы, дождаться лучших времен. Более прогрессивное представление об обновлении образования в период кризиса – модернизация программ подготовки кадров, создание образовательных практик и учебных планов, готовящих для профессий, формирующих компетенции, наиболее востребованные в ближайшем будущем после завершения кризиса. Но еще более прогрессивное понимание – это переустройство образования как системы, проведение ключевых институциональных изменений, построение такого образования, которое наиболее эффективно работает на социально-экономическое развитие, строя устойчивую экономику. Смелость этого подхода в представлении о том, что как раз таки нестабильное состояние экономики и является наиболее благодатной почвой в обновлении системы образования.
В рамках такого понимания 3–4 декабря с.г. в Брюсселе состоялась конференция Европейского союза по вопросам взаимодействия образования и бизнеса "Новые навыки для работы в глобальном мире". Десятки стран поделились свежим опытом и идеями последних месяцев по партнерству бизнеса и образования, определяющим совместные усилия по изменению как системы образования, так и производственного сектора. Все представленные идеи, подходы и технологии можно условно разделить на три группы:
1. Институциональные решения: обновление как производственных, так и образовательных стандартов. В условиях глобального рынка, когда специалисты кочуют из компании в компанию, нужны преемственные нормы, по которым осуществляется кадровая политика на предприятиях. Для этого создаются рамки квалификаций, задающие общие правила описания квалификаций, и профессиональные стандарты, описывающие требования к конкретным профессиям и специальностям по установленным правилам. На основе профессиональных стандартов проходит аттестация кадров на предприятиях, профессиональный уровень одних отраслей становится сопоставим с другими отраслями. В свою очередь на базе профессиональных стандартов формулируются компетенции образовательных стандартов и требования к образовательным технологиям. Помимо обновления и усиления роли ключевых компетенций в образовательных стандартах актуализируется увеличение доли проектной работы обучающихся, их вовлеченность в реальные бизнес-проекты.
2. Создание практик взаимодействия, обучение на предприятиях. Становится совершенно очевидным потребность партнерства с бизнесом для образовательных учреждений. Слишком долгий срок подготовки в системе образования приводит к тому, что первоначальные знания и технологии, к которым готовили студентов, устаревают к моменту завершения подготовки. Поэтому более актуальным становится образование, которое учит осваивать и осознавать реальные производственные технологии, понимать, чем вызваны и в каком направлении разворачиваются тенденции обновления бизнеса и производства. Для производственного сектора партнерство с образованием кажется не столь очевидным, прежде всего ввиду слишком долгого срока возврата этой инвестиции. Однако в последнее время работодатели замечают, что те работники, которые вовлечены во взаимодействие с преподавателями образовательных учреждений или с самими студентами (практика "обучение на рабочем месте"), сами работают лучше. Это обосновано тем, что работник или специалист предприятия, который способен объяснить то, что он делает, заинтересовать своей работой, вовлечь в общую деятельность, лучше осознает технологию работы, понимает все ее тонкости, а значит, результаты труда в целом повышаются. К тому же масса взрослых людей умеют и хотят заниматься преподавательской работой, видят свою самореализацию в передаче технологий молодому поколению. И если дать возможность для такой самореализации работников, то можно надеяться на повышение качества труда.
3. Участие образовательных учреждений в развитии предпринимательского климата, формирование "предпринимательской жилки" в гражданской среде, обучение сотрудников предприятий. Конечно, кризис стал мощным стимулом в обновлении предназначения учреждений профессионального образования. Наиболее сильные из них начинают прямым образом работать с взрослым населением. Есть примеры ярких программ переподготовки безработных. Немало фактов, когда образовательные учреждения повышают квалификацию начинающих предпринимателей, консультируют по вопросам создания предприятий. Причем порой главным становится не столько образовательный эффект, сколько эффект переговорной площадки. Учебные заведения, собирая в одном пространстве предпринимателей, государственных служащих, работников надзорных органов, снимают массу административных барьеров в разных сферах деятельности. Возможно, скоро переговорные площадки станут одной из наиболее часто используемых образовательных технологий в сфере профессионального образования.
Естественно, что все практики взаимодействия бизнеса и образования нуждаются в адекватном изменении системы управления образованием. Нужны общие совещательные органы: управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы. Это важно как для образовательных учреждений, так и для предприятий, в структуре которых все большее значения приобретают подразделения, занимающиеся человеческими ресурсами. Образовательные учреждения при этом должны перестать считать себя эксклюзивным поставщиком знаний и исследований, а предприятиям следует сменить роль пассивного заказчика и потребителя образования на роль активного участника рынка организаций, предоставляющих образовательные услуги.
На упомянутой конференции также были приведены любопытные данные о том, что в последнее время растет не только скорость обновления знаний, но и объем ее потребления. За неделю количество информации, с которой сталкивается человек, становится больше, чем объем знаний, потребляемый в течение всей жизни в XVIII веке. Все это говорит о том, что мы стоим на пороге очень существенных, кардинальных изменений в области подготовки и обновления человеческих ресурсов. И в кризисный период нужна решительность, чтобы провести все необходимые изменения.
Игорь Реморенко
|
Учительский проект нашей новой школы |
|
Конец бюрократии? |
|
Страницы: [1] Календарь |