-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_sithoid

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.07.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 0




Мишурин был катерпиллером. - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://sithoid.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss??d3664cd0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Йа! Йа!

Пятница, 25 Июля 2014 г. 04:26 + в цитатник
Темно. Белые ночи куда-то постепенно испаряются, ночей же иных на этой неделе уже три. В ночь первую по одной работе надо искать страшилки. "А вот говорят, у одного мальчика на мониторе расползлось чёрное пятно..." Пятно подмигивает - пиши, дескать, пиши.
В ночь вторую заболтались в сетевых просторах - и свернули на тему крипи-историй. Само собой, с поисками, проникновенными рассказами и всем причитающимся.
Ночь третья. Другая работа тоже требует гуглить множество цитат. Цитаты находятся.
На экране - в одном окне - диспуты о саддукействе, свидетельства безумного араба, заклинания Врат... В углу догорают свечки на пентаграмме.
В соседней вкладке маленький рассказик какого-то неизвестного писателя начала 20 века голословно обзывает сей том "мерзким" и "нечестивым" и возводит поклёп, что все читавшие его обезумели. Ха!
Ха! Ха! Ха!
Йа! Йа! Шуб-Ниггурат!

https://sithoid.livejournal.com/165826.html


Йа! Йа!

Пятница, 25 Июля 2014 г. 04:26 + в цитатник
Темно. Белые ночи куда-то постепенно испаряются, ночей же иных на этой неделе уже три. В ночь первую по одной работе надо искать страшилки. "А вот говорят, у одного мальчика на мониторе расползлось чёрное пятно..." Пятно подмигивает - пиши, дескать, пиши.
В ночь вторую заболтались в сетевых просторах - и свернули на тему крипи-историй. Само собой, с поисками, проникновенными рассказами и всем причитающимся.
Ночь третья. Другая работа тоже требует гуглить множество цитат. Цитаты находятся.
На экране - в одном окне - диспуты о саддукействе, свидетельства безумного араба, заклинания Врат... В углу догорают свечки на пентаграмме.
В соседней вкладке маленький рассказик какого-то неизвестного писателя начала 20 века голословно обзывает сей том "мерзким" и "нечестивым" и возводит поклёп, что все читавшие его обезумели. Ха!
Ха! Ха! Ха!
Йа! Йа! Шуб-Ниггурат!

http://sithoid.livejournal.com/165826.html


Башковитый письмоправец

Суббота, 21 Июня 2014 г. 13:39 + в цитатник
Как водится с нашими законопроектами, все поржали, Тёма порезвился... А ведь из этого можно сделать крутую игру для латентных лингвистов. И даже не одну!

Для игр "Квасной роднолюб" и "Коррозирующий вест" (суть первой очевидна, концепт альтернативы эксплицитен) надо серьёзно подумать над правилами: при написании поста я было попытался сыграть во вторую, но почти сразу споткнулся о предлоги и союзы - то ли лыжи не едут, то ли с иностранными их аналогами у нас туго. Как вариант - можно их при подсчёте выкидывать или же тягаться процентами.

А вот игра "Цензор-эрудит" установлена и готова к запуску.

Шаг 1: стратегически выбрать из сюжета самую потенциально нажористую статью.
Шаг 2: посчитать иностранные слова, пустив в бой весь свой этимологический багаж. За каждое слово даётся одно очко, за каждое ошибочно найденное - отнимается. Думается мне, даже при одинаковых статьях многих ждут сюрпризы.

Тёма, если нигде не ошибся, набрал 35 очков. Кто больше? :)

https://sithoid.livejournal.com/165519.html


Башковитый письмоправец

Суббота, 21 Июня 2014 г. 13:39 + в цитатник
Как водится с нашими законопроектами, все поржали, Тёма порезвился... А ведь из этого можно сделать крутую игру для латентных лингвистов. И даже не одну!

Для игр "Квасной роднолюб" и "Коррозирующий вест" (суть первой очевидна, концепт альтернативы эксплицитен) надо серьёзно подумать над правилами: при написании поста я было попытался сыграть во вторую, но почти сразу споткнулся о предлоги и союзы - то ли лыжи не едут, то ли с иностранными их аналогами у нас туго. Как вариант - можно их при подсчёте выкидывать или же тягаться процентами.

А вот игра "Цензор-эрудит" установлена и готова к запуску.

Шаг 1: стратегически выбрать из сюжета самую потенциально нажористую статью.
Шаг 2: посчитать иностранные слова, пустив в бой весь свой этимологический багаж. За каждое слово даётся одно очко, за каждое ошибочно найденное - отнимается. Думается мне, даже при одинаковых статьях многих ждут сюрпризы.

Тёма, если нигде не ошибся, набрал 35 очков. Кто больше? :)

http://sithoid.livejournal.com/165519.html


Ной

Среда, 04 Июня 2014 г. 23:38 + в цитатник
Ну-с, в качестве всяческого вылезания и раздачи долгов перепостим сюда запоздалый разбор "Ноя" Аронофски - не дело ему прозябать на форуме ЗВшников :) Как кто-то знает, а кто-то нет, фильмами Аронофски я увлекаюсь капитально - каждый раз стараюсь разобрать их по косточкам, ну а если мэтр для подогрева интереса радует нас графическим романом - непременно перевожу - даже если он, как в этот раз, оказался на французском.

(на вопрос, почему только половина, ответ простой: после премьеры комикс вышел на английском, и его тут же кто-то шустренько доперевёл за меня).

Поэтому на премьеру, само собой, я шёл по самые уши загруженный всякими апокрифами и прочими спойлерами.
А теперь разбор.

Пожалуй, у меня плохо получается писать восторженные отзывы. Я ведь тоже - как и многие сейчас в интернете - готов часами твердить "это был невероятный фильм!". Сумбурно, сбивчиво, с горящими глазами - "а помнишь вот еще? Как он показал сцену в лагере! А как кричала Ноема! А как..."

Нет, всё-таки восторги - для живого общения. В тексте же хочется делиться наблюдениями. Хочется не только порадоваться вместе с другими зрителями - но и раскрыть все смыслы и нюансы картины, найти под каждым слоем ещё один. Конечно же, их там очень много. Быть может, и вы в ответ со мной поделитесь?

1. "Ной" как произведение Даррена Аронофски.

Критики любят удивляться, какие же разные картины представляет на суд зрителей Аронофски. Мне же ещё со времён "Чёрного лебедя" видится в его творческом пути простая и чёткая логика: фильмы он снимает трилогиями. С выходом "Ноя" эта уверенность окрепла. Вторая трилогия завершена - и можно подвести черту. Вывод получается парадоксальный: режиссёр с честью выдержал испытание Голливудом, остался верен себе и снял именно такого "Ноя", на которого мы надеялись... но следующий его фильм можно не ждать - он многих разочарует.

Если попытаться обобщить, то первая трилогия была о саморазрушении, вторая же - о самосовершенствовании. При этом одна тема красной нитью проходит через все шесть фильмов: одержимость. Герои могут быть очень разными - и по характерам, и по стремлениям, но рано или поздно находится какая-то идея, которая подчиняет себе всю их жизнь и поглощает личность.

Я просто хотела попасть в телевизор...
Я не умру - не здесь, не сейчас, никогда!
Я просто хочу быть идеальной.
Он избрал меня потому, что я доведу дело до конца.


Если вы видели все фильмы Аронофски - эти реплики покажутся вам очень, очень похожими.

Первый фильм в трилогии - всегда эксперимент по форме и порой не слишком внятен по содержанию. Аронофски беседует сам с собой, а заодно набирает новый инструментарий. Герой фильма "Пи" пытается постигнуть мир через призму каббалы и чисел и постепенно сходит с ума; мы же видим это в нервном чёрно-белом обрамлении с запутанными, бьющими в глаза символами. Престарелый Микки Рурк пытается наладить собственную жизнь, которая некогда крутилась исключительно вокруг карьеры - и Аронофски ведёт с ним негромкий диалог в сугубо документальном жанре, не особо заботясь о том, что рядом есть ещё какие-то зрители.

Затем приходит второй фильм: жесткая психологическая драма. Здесь режиссёр уже уверенной рукой проходится по зрителю асфальтовым катком и показывает настолько беспросветный кошмар, что надежда на хоть какое-то подобие счастливого финала тает с каждым кадром. Заметим, что такие фильмы часто понимают превратно: "Реквием по мечте" до сих пор не может отделаться от ярлыка "фильм про наркоманов", а "Чёрный лебедь" не раз был осмеян поклонниками балета за недостоверность. Что уж там, какая достоверность, когда в условно-балетных (условно-наркоманских) декорациях герои с каждым шагом заколачивают себя в гроб. Главное действие происходит именно с ними и про них.

Наконец, следом на экраны выходит притча. Герои всё больше отдаляются от нас и начинают напоминать символы - ведь мы и так уже видели, что творится у них в голове. Достаточно напомнить тему... и неожиданным, символическим образом опровергнуть её, подарив зрителю надежду.

Неудивительно, что из прежних картин "Ной" сильнее всего рифмуется с "Фонтаном". Для начала - об очевидном: оба проекта основаны на мифах и стоящей за ними философии, оба вынашивались по много лет и поначалу требовали серьезного бюджета, оба куда сильнее прочих картин Аронофски наслаждаются своей визуальной составляющей и эффектами. Наконец, по обоим выходил комикс, немного отличавшийся от финального варианта.

Конечно, такого поверхностного сходства было бы мало. Вот только "Ной" то и дело подкрепляет его визуальными рифмами. Символом новой жизни снова выступает характерное шипастое семечко - и чудесным образом вырастающий белый цветок. В очень знакомой гамме снято дерево в Эдемском саду. Крупный план с чашечкой и скребком, которым Ной добывает пищу, повторяет сцену с подготовкой чернил вплоть до характерного звука. Некоторые темы в саундтреке Клинта Манселла тоже то и дело бродят вокруг мотивов "Фонтана". Наконец, вселенная после Большого взрыва опять подозрительно похожа на реакцию в чашечке Петри - самый первый кадр из той истории даже хочется остановить и проверить, не взят ли он напрямую из взрыва Шибальбы.

Стоит заметить, что столь же охотно Аронофски заимствует и наработки из собственного инструментария, обкатанные в других фильмах. Клиповый монтаж и ускоренная съёмка, которые он мастерски освоил еще в "Реквиеме", великолепно ложатся на кадры, в которых надо было показать течение времени или историю человечества. Комбинацию "стедикам и резкие монтажные склейки" - когда идущий герой остается в кадре, но за ним порой внезапно меняется фон - вообще можно считать фирменным приёмом: он отлично работал и в "Реквиеме", и в "Чёрном лебеде", а здесь засиял новыми красками, когда камеру "привязали" к летящим голубям. А вот любовь к необычным резко-вертикальным ракурсам с высоты птичьего полёта явно можно отнести к новым находкам Мэттью Либатика: такого обычно не позволяет себе ни сам режиссёр, ни голливудский мейнстрим.

Конечно же, на ум приходят и картины других режиссёров. Разве не чудится в ехидном Мафусаиле что-то неуловимо напоминающее мастера Йоду? Разве зря Стражей сравнивают с энтами, громящими Изенгард? Разве главный символический кадр с камнем в руке - не откровенное возражение на кость из "Космической одиссеи"?

Но, разумеется, важнее всего у Аронофски - не обрамление, а идея и тема. Как и полагается третьему фильму трилогии, конфликт наконец-то разрешается - и финал преисполнен надежды. Да, человек не идеален: стремление к этому идеалу может уничтожить даже то светлое, что в нас ещё осталось. Ной решает дилемму Нины точно так же, как Томас помогает героям "Реквиема": он отказывается от своего пути, наконец-то вняв окружающим и поняв, что зашёл слишком далеко.

Да, отступиться - это тоже выбор, требующий мужества. Человек смертен, человек порочен. Но можно найти радость даже в смерти, Томас. Можно найти радость даже в жизни, Ной.

Впрочем, это лишь один взгляд на картину. Прочие критики забывают о режиссёре, рассматривая "Ноя" лишь как библейское произведение - я же, наоборот, пока ни словом не обмолвился о религии.

Поэтому - продолжение следует.

2. "Ной" как библейская экранизация.

Говоря о "Ное" как экранизации Библии, стоит сразу оговорить два очень важных момента.

Первый факт стоит упомянуть для атеистов: Даррен Аронофски - тоже атеист. Его фильм не задумывался и не мог задумываться как "христианская агитка". Раз режиссёр обратился к библейским темам - значит, он увидел в них по-настоящему важные идеи; зрителям же он тоже предлагает взглянуть на знакомую историю свежим взглядом и без предубеждения.

Второй момент будет важен для религиозных зрителей: Даррен Аронофски отлично разбирается в авраамических религиях, поскольку и в детстве рос в религиозной еврейской среде, и позже получил хорошее образование. Если внимательно присмотреться к фильму, "отсебятины" там почти нет: даже самые смелые ходы, вроде каменных великанов, на самом деле были придуманы уже пару тысяч лет назад.

Подробно я разбирал источники "Ноя" в комментариях к комиксу - чтобы не перегружать текст сухой справкой, я их просто здесь продублирую и спрячу под кат. Правда, теперь комментарии чуть-чуть подросли, потому что в фильме есть некоторые существенные отличия. Кому интересно - можете углубиться, остальных же прошу поверить на слово: матчасть режиссёр знает получше многих :)

"Какие еще шестирукие великаны? - гневно воскликнут многие читатели. - В Библии такого не было!" Если вас тоже удивила трактовка общеизвестной легенды, которую предлагает Аронофски, то эти комментарии - для вас. На самом деле уже по первому тому видно, что при написании сценария режиссер провел не один день в библиотеках, вдумчиво читая Библию, Талмуд, Коран и ветхозаветные апокрифы. Поэтому здесь мы постараемся пояснить происхождение некоторых героев.

Наама

В тексте Ветхого Завета имя жены Ноя не упоминается - о ней рассказывается только в апокрифах. Древнерусский апокриф "О потопе" называет ее Евгой, Книга Юбилеев - Емзараг. Аронофски выбрал иудейский вариант, обратившись к мидрашам - так называются комментарии раввинов I-II вв. н.э., ныне входящие в Талмуд. "Мидраш Берешит Раба" сообщает, что женой Ноя была Наама (в других переводах - Ноема), дочь Ламеха (Лемеха) и сестра Тувал-Каина. Вероятно, под Ламехом понимается не отец Ноя, а его тезка.

Аккад

Неясно, зачем Аронофски решил назвать так одного из своих героев: ни в каких легендах человека по имени Аккад нет. Так называлась древнейшая из известных историкам империй - шумерское государство, более четырех тысяч лет назад располагавшееся на землях современного Ирака. Интересно, что именно на аккадском языке город Вавилон носил название "Баб-Илим".

Ила

Из библейских текстов имя "Ила" встречается только в "Книге Юбилеев" - ветхозаветном апокрифе I-II вв. н.э. В Юбилеях Ила - это название одной из земель, которые достались во владение Симу и его сыновьям. Впрочем, куда вероятнее, что Аронофски заимствовал имя из индуистской мифологии: там Ила - это андрогин, который из-за проклятия богов каждый месяц меняет пол. В женской своей ипостаси Ила возникла из жертвы, которую принес Ману после Всемирного потопа, а затем стала его женой. В любом случае, ранение Илы у Аронофски не случайно: она явно связана с плодородием и, вероятно, может стать тем семенем, из которого возродится человечество.

Стражи

Легенды о падших ангелах нет в библейском каноне, но она часто описывается в ветхозаветных апокрифах; подробнее всего - в "Книге Еноха", написанной в I веке до н.э. Повествование в книге ведется от лица прадеда Ноя - Еноха, которого за праведность живым взяли на небо. В раннехристианские времена этот текст пользовался большим авторитетом, и следы легенд из него до сих пор можно встретить в западной мифологии.

Согласно книге Еноха, когда люди расплодились на земле, двести ангелов, возжелав их дочерей, решили спуститься с неба. От этого союза родились великие исполины, "рост которых был в три тысячи локтей". Ненасытные великаны, пожрав все припасы людей, обратились против них. Именно из-за бесчинств, которые стали творить люди и исполины, Бог решил наслать на Землю потоп. "Стражами" или "Стражами неба" у Еноха периодически называются все ангелы - как падшие, так и праведные.

Семияз

В книге Еноха приводится несколько имен падших ангелов, которые научили людей ремеслам и искусствам. Начальник их в разных переводах именуется Семйъязой или Шемихазой (на иврите это означает "Тот, кто видит Мое Божественное Имя"). Имена эти чаще всего упоминаются в эзотерической литературе, где обозначают духов или демонов; самую же широкую известность обрел Азазель, который научил мужчин ковать оружие, а женщин - пользоваться косметикой и делать украшения.

Ог

В Библии Ог упоминается дважды как царь васанский - причем книга Иисуса Навина уточняет, что он был последним из Рефаимов. Рефаим или нефилим - это различные названия великанов. Правда, некоторые исследователи считают их разными народами: рефаим (ивр. "мертвецы") упоминаются после Потопа, а нефилим, как считается, его не пережили.

В мидраше рабби Элиэзера (I-II вв. н.э.) объясняется, откуда взялись великаны после Потопа: согласно этому тексту, Ной взял на ковчег великана Ога, царя башанского. Ог за это поклялся вечно служить Ною и его сыновьям. Правда, в трюм исполин не поместился: ему пришлось сидеть на доске под крышей, а Ной просверлил в Ковчеге отверстие и передавал ему пищу.

Наконец, связать Ога со Стражами помогают фрагменты "Книги исполинов" из плохо сохранившихся свитков Иудейской пустыни. Это едва ли не единственный источник, где Семияз с единомышленниками сами называются исполинами, а не только стражами. Среди прочих там упоминается великан Охийя, который видит пророческие сны и просит Еноха их растолковать.

----

Второй том "Ноя" уже гораздо меньше опирается на апокрифические мифы: почти все действующие лица появились еще в первом выпуске и теперь Аронофски рассказывает нам свою собственную историю. Тем не менее, мы традиционно постараемся поподробнее рассказать о некоторых легендах, которые могли вдохновлять режиссера.

Побег Хама

Основой для этого сюжета могли послужить предания из совсем другой религии - ислама. Заимствования оттуда уже встречались в первом томе: именно в Коране упоминаются проповеди Ноя. В христианских и иудейских источниках такой сцены найти не удалось, а вот Коран прежде всего представляет Нуха пророком. Когда же Нух увидел, что над его словами только смеются, он сам обратился к Аллаху с просьбой истребить всех неверных.

Действия Хама во втором томе тоже отдаленно напоминают мусульманские легенды. В одной из сур Корана рассказывается, что нух спасал не только собственную семью, но всех уверовавших из своего народа - и потому требовал ото всех беспрестанно молиться. Но один из его сыновей религию отца не исповедовал, а потому решил не связываться с Ковчегом и переждать потоп на какой-нибудь горе. Сын утонул, и Аллах велел Нуху не горевать о потере. Имя сына в сурах не упоминается. Мог ли это быть Хам? Ответить на этот вопрос не так-то просто.

Сам Коран еще более скуп на подробности, чем Библия, поэтому в мусульманской традиции распространены так называемые тафсиры - толкования сур, аналог мидрашей из иудаизма. Одним из самых ранних текстов считается "тафсир ибн Аббас" (VII в.), который приписывают сподвижнику самого пророка Мухаммеда. В нем перечисляются все три сына Нуха - Шем, Хам и Йафет - а четвертый появляется под именем Канаан. Такое же имя повторяется в "тафсире аль-Джалалайн" (XVI в.) - оттуда мы заодно узнаём, что Нух взял с собой на борт от шести до восьмидесяти праведников.

Дальше начинается самое интересное. "Тафсир ибн Катир" (XIV в.) входит в суннитский канон наравне с "тафсиром аль-Джалалайн", но в этом тексте четвертый сын Нуха описывается под именем Йам. А из более светского источника - исторического труда "Акбар-наме" (XVI в.) - мы узнаём, что "Иам" может быть вариантом перевода имени "Хам"!

Что же до Канаана, то он упоминается и в "Акбар-наме", и в Ветхом Завете как сын Хама. В Книге Бытия говорится, что после Потопа Ной проклял Ханаана за проступок Хама, посмеявшегося над наготой отца. Изо всех этих легенд становится очевидно: в мифологии Хам и Ханаан тесно связаны. Вводя в сценарий намек на сюжет из Корана, Аронофски имел все основания отождествить их.

Просьба Наамы

Во всех трех авраамических религиях так глубоко укоренилось представление о греховности женщин, что в действиях Наамы наперекор мужу нет ничего удивительного - Аронофски скорее даже смягчает известные легенды. Если снова обратиться к исламской традиции, в Коране мы обнаружим упоминания о том, что жена Нуха не была праведницей. В тафсире ибн Аббас называется ее имя - Вахила, а из тафсира аль-Джалалайн можно узнать, что во время потопа она тоже погибла.

Если же вернуться к ветхозаветным источникам, то похожие мотивы найдутся в древнерусском апокрифе "О потопе" и произошедших от него сказках. По этой версии, Ной никому не рассказывал, зачем строит Ковчег. Тогда дьявол подговорил его жену Евгу приготовить хмельной напиток и опоить мужа. Узнав о потопе, дьявол уничтожил ковчег, но Ной отстроил его заново. Тогда Евга по наущению дьявола стала тянуть время, отказываясь войти в ковчег. Ной в сердцах обругал ее, и дьявол тоже смог пробраться на борт.

Новые персонажи

В 10 главе Бытия перечисляются сыновья Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Нетрудно заметить, что трое из них представлены в этом томе как исполины. Впрочем, в случае с Фувалом (Тувалом) мы рискнули предположить, что Аронофски заодно ссылается на Тувал-Каина - мы уже упоминали о нем в прошлом томе, рассказывая про Нааму. Библия описывает его так: "Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема" (Бытие 4:22). На наш взгляд, образ легендарного кузнеца куда лучше соотносится с историей Стражей.

Магог же гораздо лучше известен нам по словосочетанию "Гог и Магог", которое в наше время часто ассоциируется с двумя великанами. Изначально этот образ пошел от канонической Книги пророка Иезекииля, где приводится пророчество о нашествии на Израиль перед самым концом света. Здесь Гог - это воинственный князь земель Магог, Фувал и Мешех (отметим, что снова используются имена сыновей Иафета). В Откровении Иоанна Богослова пророчество немного отличается: Гог и Магог - это две страны, которые поднимутся на последнюю битву против божественных сил.

Неелтамаук (или Неелатамек) напрямую взята из уже знакомой нам Книги Юбилеев - там говорится, что так звали жену Хама, в честь которой он потом назвал свои земли. В других источниках это имя не встречается. В западных переводах его обычно передают более изысканно: "На'эльтама'ук".

----

После фильма, конечно же, у меня появились новые комментарии. Для начала посыплю голову пеплом: признаю, два имени мне стоило перевести иначе. Ноема (а не Наама) - она всё-таки нашлась в Ветхом завете, а не только в иудаистских источниках. Фувал (а не Тувал) - поскольку Тувал-Каином стал Аккад. Есть у меня и еще два расхождения с фильмом (Самьяза и Наэль)... но это уже вопрос предпочтений, ибо устоявшегося варианта нет :) Ну и заодно не без гордости отмечу, что со своим предсказанием насчет Илы я настолько попал в точку, что сам удивляюсь!

Теперь об отличиях фильма. Во-первых, переименование Аккада в Тувал-Каина (через "в", тут локализаторы промахнулись) не только снимает вопрос "почему вдруг название страны стало именем человека". Это еще и куда более четкая связка между историей Стражей (один из которых, напомню, - Азазель) и каиновым племенем. Ведь в каноне Тувал-Каин - "ковач всех орудий из меди и железа". Здесь эта его роль восстановлена - и знания, и идею борьбы с Творцом он напрямую наследует от падших ангелов.

Во-вторых, Мафусаил прямо говорит, что Енох предупреждал его о грядущем истреблении человечества. Это уже не просто кивок в сторону "Книги Еноха", а едва ли не признание открытым текстом: "Да, это был наш основной источник вдохновения". Ведь сюжет этого апокрифа строится именно вокруг видений Еноха, который рассказывает обо всех дальнейших событиях, включая и Потоп.

В-третьих, в сюжете появилось новое загадочное понятие - tzohar (зоар/тзоар/зохар/тзохар). С иврита это переводится как "сияние" и может означать, в числе прочего, окно или драгоценный камень. Самое известное значение термина - название каббалистической книги Зоар, которая в соответствующих кругах считается одним из самых глубоких толкований Торы. Но в легенде о Ное зоар тоже фигурирует: в Книге Бытия говорится "И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху". На иврите отверстие было именно "зоаром", и толкователи не раз спорили, имеется ли в виду окно или же некая инкрустированная в ковчег драгоценность.

Можно еще вспомнить о жертвоприношении после Потопа во могих религиях и о легенде про Авраама и Исаака... но, пожалуй, копать дальше можно до бесконечности.

---

Итак, перед нами экранизация не просто мифа, а целого мифологического пласта, где Библия - лишь вершина айсберга. Само собой, это значит, что все атрибуты мифа надо принять как данность. В этом мире есть Творец, являющий чудеса; здесь человек ведёт свой род от Адама, а бок о бок с ним живут падшие ангелы. Что это за эпоха и что за мир - можно лишь догадываться: континенты намеренно имеют незнакомые очертания, а животные лишь отдалённо напоминают реальных.

А дальше снова вступают в дело не истории и легенды, а идеи. И здесь Аронофски применяет очень интересный подход.

Во-первых, на редкость мастерски и неожиданно в сюжете представлен Творец. Велик был риск показать его топорно: мало ли мы видели картонных примеров с белобородым старцем или голосом с небес? Но, тем не менее, трудно представить другой религиозный фильм, где Творец настолько явно выступал бы как персонаж. Некоторые уже пишут, что чудеса в "Ное" - это неизбежная и очень буквальная deus ex machina. Но ведь на самом деле чудеса - это диалог! Творец точно так же реагирует на слова и поступки Ноя, как и остальные персонажи - и в сценарий его "реплики" вписаны невероятно точно.

Во-вторых, центральная тема фильма - тема выбора. Пожалуй, именно благодаря ей христианское сообщество не предало Аронофски анафеме, а присоединилось ко всеобщим восторгам. По сути, это одна из главных тем христианской философии: "человек может вознестись выше ангелов и пасть ниже демонов, выбирать лишь ему". Столь любимый богословами парадокс между Замыслом и свободой воли показан здесь со всех сторон... и поэтому фильм получился куда глубокомысленнее и ближе к духу канона, чем если бы Аронофски намеренно пытался снять агитку.

Наконец, с антагонистами Аронофски очень сильно схитрил. Вместо того, чтобы рассматривать "каиново племя" с позиций канона (такие злодеи вышли бы картонными), он... обратился к настоящим ересям. "Ной" - это экранизация "Книги Еноха" ничуть не в меньшей степени, чем экранизация Библии. И если сама эта книга некогда считалась канонической, то вокруг неё вскоре сложился корпус текстов с совершенно противоположными идеями.

Сейчас эти тексты принято называть гностическими. А одна из сект, проповедовавших философию "каинового племени", так и называла себя - каиниты. История падших ангелов играла в их мифологии ключевую роль.

"Да, Творец хочет, чтобы мы следовали Его воле, - говорили каиниты. - Но это не значит, что Он прав: человек вправе определять свою судьбу и менять мир под себя".

Вложив в уста Тувал-Каина подлинную идею богоборчества и связав её с прометеевскими фигурами Стражей, Аронофски получил, пожалуй, даже более убедительных антагонистов, чем рассчитывал.

Впрочем, в итоге режиссёр оспаривает и тезис, и антитезис - и Ноя, и Тувал-Каина. Как уже говорилось, любимая тема Аронофски - одержимость, и при таком градусе накала любая идея принесёт только зло.

Синтезом выступает милосердие. Причём, подчеркну, - милосердие даже вопреки праведности. И кстати, как и в "Фонтане", носителем этой мудрости выступает женщина, жена и мать.

Так парадоксальным образом режиссёр-атеист, превративший Ноя в безумного маньяка и недрогнувшей рукой вписавший в Ветхий завет целый ворох ересей и апокрифов, снял едва ли не самый убедительный на настоящий момент гимн идеям Христа.

Неплохо для голливудского блокбастера, да?

----
P.S. Disclaimer: Если что, я тоже атеист. Что не мешает мне наслаждаться древними текстами и отличным кино :)

https://sithoid.livejournal.com/165205.html


Ной

Среда, 04 Июня 2014 г. 23:38 + в цитатник
Ну-с, в качестве всяческого вылезания и раздачи долгов перепостим сюда запоздалый разбор "Ноя" Аронофски - не дело ему прозябать на форуме ЗВшников :) Как кто-то знает, а кто-то нет, фильмами Аронофски я увлекаюсь капитально - каждый раз стараюсь разобрать их по косточкам, ну а если мэтр для подогрева интереса радует нас графическим романом - непременно перевожу - даже если он, как в этот раз, оказался на французском.

(на вопрос, почему только половина, ответ простой: после премьеры комикс вышел на английском, и его тут же кто-то шустренько доперевёл за меня).

Поэтому на премьеру, само собой, я шёл по самые уши загруженный всякими апокрифами и прочими спойлерами.
А теперь разбор.

Пожалуй, у меня плохо получается писать восторженные отзывы. Я ведь тоже - как и многие сейчас в интернете - готов часами твердить "это был невероятный фильм!". Сумбурно, сбивчиво, с горящими глазами - "а помнишь вот еще? Как он показал сцену в лагере! А как кричала Ноема! А как..."

Нет, всё-таки восторги - для живого общения. В тексте же хочется делиться наблюдениями. Хочется не только порадоваться вместе с другими зрителями - но и раскрыть все смыслы и нюансы картины, найти под каждым слоем ещё один. Конечно же, их там очень много. Быть может, и вы в ответ со мной поделитесь?

1. "Ной" как произведение Даррена Аронофски.

Критики любят удивляться, какие же разные картины представляет на суд зрителей Аронофски. Мне же ещё со времён "Чёрного лебедя" видится в его творческом пути простая и чёткая логика: фильмы он снимает трилогиями. С выходом "Ноя" эта уверенность окрепла. Вторая трилогия завершена - и можно подвести черту. Вывод получается парадоксальный: режиссёр с честью выдержал испытание Голливудом, остался верен себе и снял именно такого "Ноя", на которого мы надеялись... но следующий его фильм можно не ждать - он многих разочарует.

Если попытаться обобщить, то первая трилогия была о саморазрушении, вторая же - о самосовершенствовании. При этом одна тема красной нитью проходит через все шесть фильмов: одержимость. Герои могут быть очень разными - и по характерам, и по стремлениям, но рано или поздно находится какая-то идея, которая подчиняет себе всю их жизнь и поглощает личность.

Я просто хотела попасть в телевизор...
Я не умру - не здесь, не сейчас, никогда!
Я просто хочу быть идеальной.
Он избрал меня потому, что я доведу дело до конца.


Если вы видели все фильмы Аронофски - эти реплики покажутся вам очень, очень похожими.

Первый фильм в трилогии - всегда эксперимент по форме и порой не слишком внятен по содержанию. Аронофски беседует сам с собой, а заодно набирает новый инструментарий. Герой фильма "Пи" пытается постигнуть мир через призму каббалы и чисел и постепенно сходит с ума; мы же видим это в нервном чёрно-белом обрамлении с запутанными, бьющими в глаза символами. Престарелый Микки Рурк пытается наладить собственную жизнь, которая некогда крутилась исключительно вокруг карьеры - и Аронофски ведёт с ним негромкий диалог в сугубо документальном жанре, не особо заботясь о том, что рядом есть ещё какие-то зрители.

Затем приходит второй фильм: жесткая психологическая драма. Здесь режиссёр уже уверенной рукой проходится по зрителю асфальтовым катком и показывает настолько беспросветный кошмар, что надежда на хоть какое-то подобие счастливого финала тает с каждым кадром. Заметим, что такие фильмы часто понимают превратно: "Реквием по мечте" до сих пор не может отделаться от ярлыка "фильм про наркоманов", а "Чёрный лебедь" не раз был осмеян поклонниками балета за недостоверность. Что уж там, какая достоверность, когда в условно-балетных (условно-наркоманских) декорациях герои с каждым шагом заколачивают себя в гроб. Главное действие происходит именно с ними и про них.

Наконец, следом на экраны выходит притча. Герои всё больше отдаляются от нас и начинают напоминать символы - ведь мы и так уже видели, что творится у них в голове. Достаточно напомнить тему... и неожиданным, символическим образом опровергнуть её, подарив зрителю надежду.

Неудивительно, что из прежних картин "Ной" сильнее всего рифмуется с "Фонтаном". Для начала - об очевидном: оба проекта основаны на мифах и стоящей за ними философии, оба вынашивались по много лет и поначалу требовали серьезного бюджета, оба куда сильнее прочих картин Аронофски наслаждаются своей визуальной составляющей и эффектами. Наконец, по обоим выходил комикс, немного отличавшийся от финального варианта.

Конечно, такого поверхностного сходства было бы мало. Вот только "Ной" то и дело подкрепляет его визуальными рифмами. Символом новой жизни снова выступает характерное шипастое семечко - и чудесным образом вырастающий белый цветок. В очень знакомой гамме снято дерево в Эдемском саду. Крупный план с чашечкой и скребком, которым Ной добывает пищу, повторяет сцену с подготовкой чернил вплоть до характерного звука. Некоторые темы в саундтреке Клинта Манселла тоже то и дело бродят вокруг мотивов "Фонтана". Наконец, вселенная после Большого взрыва опять подозрительно похожа на реакцию в чашечке Петри - самый первый кадр из той истории даже хочется остановить и проверить, не взят ли он напрямую из взрыва Шибальбы.

Стоит заметить, что столь же охотно Аронофски заимствует и наработки из собственного инструментария, обкатанные в других фильмах. Клиповый монтаж и ускоренная съёмка, которые он мастерски освоил еще в "Реквиеме", великолепно ложатся на кадры, в которых надо было показать течение времени или историю человечества. Комбинацию "стедикам и резкие монтажные склейки" - когда идущий герой остается в кадре, но за ним порой внезапно меняется фон - вообще можно считать фирменным приёмом: он отлично работал и в "Реквиеме", и в "Чёрном лебеде", а здесь засиял новыми красками, когда камеру "привязали" к летящим голубям. А вот любовь к необычным резко-вертикальным ракурсам с высоты птичьего полёта явно можно отнести к новым находкам Мэттью Либатика: такого обычно не позволяет себе ни сам режиссёр, ни голливудский мейнстрим.

Конечно же, на ум приходят и картины других режиссёров. Разве не чудится в ехидном Мафусаиле что-то неуловимо напоминающее мастера Йоду? Разве зря Стражей сравнивают с энтами, громящими Изенгард? Разве главный символический кадр с камнем в руке - не откровенное возражение на кость из "Космической одиссеи"?

Но, разумеется, важнее всего у Аронофски - не обрамление, а идея и тема. Как и полагается третьему фильму трилогии, конфликт наконец-то разрешается - и финал преисполнен надежды. Да, человек не идеален: стремление к этому идеалу может уничтожить даже то светлое, что в нас ещё осталось. Ной решает дилемму Нины точно так же, как Томас помогает героям "Реквиема": он отказывается от своего пути, наконец-то вняв окружающим и поняв, что зашёл слишком далеко.

Да, отступиться - это тоже выбор, требующий мужества. Человек смертен, человек порочен. Но можно найти радость даже в смерти, Томас. Можно найти радость даже в жизни, Ной.

Впрочем, это лишь один взгляд на картину. Прочие критики забывают о режиссёре, рассматривая "Ноя" лишь как библейское произведение - я же, наоборот, пока ни словом не обмолвился о религии.

Поэтому - продолжение следует.

2. "Ной" как библейская экранизация.

Говоря о "Ное" как экранизации Библии, стоит сразу оговорить два очень важных момента.

Первый факт стоит упомянуть для атеистов: Даррен Аронофски - тоже атеист. Его фильм не задумывался и не мог задумываться как "христианская агитка". Раз режиссёр обратился к библейским темам - значит, он увидел в них по-настоящему важные идеи; зрителям же он тоже предлагает взглянуть на знакомую историю свежим взглядом и без предубеждения.

Второй момент будет важен для религиозных зрителей: Даррен Аронофски отлично разбирается в авраамических религиях, поскольку и в детстве рос в религиозной еврейской среде, и позже получил хорошее образование. Если внимательно присмотреться к фильму, "отсебятины" там почти нет: даже самые смелые ходы, вроде каменных великанов, на самом деле были придуманы уже пару тысяч лет назад.

Подробно я разбирал источники "Ноя" в комментариях к комиксу - чтобы не перегружать текст сухой справкой, я их просто здесь продублирую и спрячу под кат. Правда, теперь комментарии чуть-чуть подросли, потому что в фильме есть некоторые существенные отличия. Кому интересно - можете углубиться, остальных же прошу поверить на слово: матчасть режиссёр знает получше многих :)

"Какие еще шестирукие великаны? - гневно воскликнут многие читатели. - В Библии такого не было!" Если вас тоже удивила трактовка общеизвестной легенды, которую предлагает Аронофски, то эти комментарии - для вас. На самом деле уже по первому тому видно, что при написании сценария режиссер провел не один день в библиотеках, вдумчиво читая Библию, Талмуд, Коран и ветхозаветные апокрифы. Поэтому здесь мы постараемся пояснить происхождение некоторых героев.

Наама

В тексте Ветхого Завета имя жены Ноя не упоминается - о ней рассказывается только в апокрифах. Древнерусский апокриф "О потопе" называет ее Евгой, Книга Юбилеев - Емзараг. Аронофски выбрал иудейский вариант, обратившись к мидрашам - так называются комментарии раввинов I-II вв. н.э., ныне входящие в Талмуд. "Мидраш Берешит Раба" сообщает, что женой Ноя была Наама (в других переводах - Ноема), дочь Ламеха (Лемеха) и сестра Тувал-Каина. Вероятно, под Ламехом понимается не отец Ноя, а его тезка.

Аккад

Неясно, зачем Аронофски решил назвать так одного из своих героев: ни в каких легендах человека по имени Аккад нет. Так называлась древнейшая из известных историкам империй - шумерское государство, более четырех тысяч лет назад располагавшееся на землях современного Ирака. Интересно, что именно на аккадском языке город Вавилон носил название "Баб-Илим".

Ила

Из библейских текстов имя "Ила" встречается только в "Книге Юбилеев" - ветхозаветном апокрифе I-II вв. н.э. В Юбилеях Ила - это название одной из земель, которые достались во владение Симу и его сыновьям. Впрочем, куда вероятнее, что Аронофски заимствовал имя из индуистской мифологии: там Ила - это андрогин, который из-за проклятия богов каждый месяц меняет пол. В женской своей ипостаси Ила возникла из жертвы, которую принес Ману после Всемирного потопа, а затем стала его женой. В любом случае, ранение Илы у Аронофски не случайно: она явно связана с плодородием и, вероятно, может стать тем семенем, из которого возродится человечество.

Стражи

Легенды о падших ангелах нет в библейском каноне, но она часто описывается в ветхозаветных апокрифах; подробнее всего - в "Книге Еноха", написанной в I веке до н.э. Повествование в книге ведется от лица прадеда Ноя - Еноха, которого за праведность живым взяли на небо. В раннехристианские времена этот текст пользовался большим авторитетом, и следы легенд из него до сих пор можно встретить в западной мифологии.

Согласно книге Еноха, когда люди расплодились на земле, двести ангелов, возжелав их дочерей, решили спуститься с неба. От этого союза родились великие исполины, "рост которых был в три тысячи локтей". Ненасытные великаны, пожрав все припасы людей, обратились против них. Именно из-за бесчинств, которые стали творить люди и исполины, Бог решил наслать на Землю потоп. "Стражами" или "Стражами неба" у Еноха периодически называются все ангелы - как падшие, так и праведные.

Семияз

В книге Еноха приводится несколько имен падших ангелов, которые научили людей ремеслам и искусствам. Начальник их в разных переводах именуется Семйъязой или Шемихазой (на иврите это означает "Тот, кто видит Мое Божественное Имя"). Имена эти чаще всего упоминаются в эзотерической литературе, где обозначают духов или демонов; самую же широкую известность обрел Азазель, который научил мужчин ковать оружие, а женщин - пользоваться косметикой и делать украшения.

Ог

В Библии Ог упоминается дважды как царь васанский - причем книга Иисуса Навина уточняет, что он был последним из Рефаимов. Рефаим или нефилим - это различные названия великанов. Правда, некоторые исследователи считают их разными народами: рефаим (ивр. "мертвецы") упоминаются после Потопа, а нефилим, как считается, его не пережили.

В мидраше рабби Элиэзера (I-II вв. н.э.) объясняется, откуда взялись великаны после Потопа: согласно этому тексту, Ной взял на ковчег великана Ога, царя башанского. Ог за это поклялся вечно служить Ною и его сыновьям. Правда, в трюм исполин не поместился: ему пришлось сидеть на доске под крышей, а Ной просверлил в Ковчеге отверстие и передавал ему пищу.

Наконец, связать Ога со Стражами помогают фрагменты "Книги исполинов" из плохо сохранившихся свитков Иудейской пустыни. Это едва ли не единственный источник, где Семияз с единомышленниками сами называются исполинами, а не только стражами. Среди прочих там упоминается великан Охийя, который видит пророческие сны и просит Еноха их растолковать.

----

Второй том "Ноя" уже гораздо меньше опирается на апокрифические мифы: почти все действующие лица появились еще в первом выпуске и теперь Аронофски рассказывает нам свою собственную историю. Тем не менее, мы традиционно постараемся поподробнее рассказать о некоторых легендах, которые могли вдохновлять режиссера.

Побег Хама

Основой для этого сюжета могли послужить предания из совсем другой религии - ислама. Заимствования оттуда уже встречались в первом томе: именно в Коране упоминаются проповеди Ноя. В христианских и иудейских источниках такой сцены найти не удалось, а вот Коран прежде всего представляет Нуха пророком. Когда же Нух увидел, что над его словами только смеются, он сам обратился к Аллаху с просьбой истребить всех неверных.

Действия Хама во втором томе тоже отдаленно напоминают мусульманские легенды. В одной из сур Корана рассказывается, что нух спасал не только собственную семью, но всех уверовавших из своего народа - и потому требовал ото всех беспрестанно молиться. Но один из его сыновей религию отца не исповедовал, а потому решил не связываться с Ковчегом и переждать потоп на какой-нибудь горе. Сын утонул, и Аллах велел Нуху не горевать о потере. Имя сына в сурах не упоминается. Мог ли это быть Хам? Ответить на этот вопрос не так-то просто.

Сам Коран еще более скуп на подробности, чем Библия, поэтому в мусульманской традиции распространены так называемые тафсиры - толкования сур, аналог мидрашей из иудаизма. Одним из самых ранних текстов считается "тафсир ибн Аббас" (VII в.), который приписывают сподвижнику самого пророка Мухаммеда. В нем перечисляются все три сына Нуха - Шем, Хам и Йафет - а четвертый появляется под именем Канаан. Такое же имя повторяется в "тафсире аль-Джалалайн" (XVI в.) - оттуда мы заодно узнаём, что Нух взял с собой на борт от шести до восьмидесяти праведников.

Дальше начинается самое интересное. "Тафсир ибн Катир" (XIV в.) входит в суннитский канон наравне с "тафсиром аль-Джалалайн", но в этом тексте четвертый сын Нуха описывается под именем Йам. А из более светского источника - исторического труда "Акбар-наме" (XVI в.) - мы узнаём, что "Иам" может быть вариантом перевода имени "Хам"!

Что же до Канаана, то он упоминается и в "Акбар-наме", и в Ветхом Завете как сын Хама. В Книге Бытия говорится, что после Потопа Ной проклял Ханаана за проступок Хама, посмеявшегося над наготой отца. Изо всех этих легенд становится очевидно: в мифологии Хам и Ханаан тесно связаны. Вводя в сценарий намек на сюжет из Корана, Аронофски имел все основания отождествить их.

Просьба Наамы

Во всех трех авраамических религиях так глубоко укоренилось представление о греховности женщин, что в действиях Наамы наперекор мужу нет ничего удивительного - Аронофски скорее даже смягчает известные легенды. Если снова обратиться к исламской традиции, в Коране мы обнаружим упоминания о том, что жена Нуха не была праведницей. В тафсире ибн Аббас называется ее имя - Вахила, а из тафсира аль-Джалалайн можно узнать, что во время потопа она тоже погибла.

Если же вернуться к ветхозаветным источникам, то похожие мотивы найдутся в древнерусском апокрифе "О потопе" и произошедших от него сказках. По этой версии, Ной никому не рассказывал, зачем строит Ковчег. Тогда дьявол подговорил его жену Евгу приготовить хмельной напиток и опоить мужа. Узнав о потопе, дьявол уничтожил ковчег, но Ной отстроил его заново. Тогда Евга по наущению дьявола стала тянуть время, отказываясь войти в ковчег. Ной в сердцах обругал ее, и дьявол тоже смог пробраться на борт.

Новые персонажи

В 10 главе Бытия перечисляются сыновья Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Нетрудно заметить, что трое из них представлены в этом томе как исполины. Впрочем, в случае с Фувалом (Тувалом) мы рискнули предположить, что Аронофски заодно ссылается на Тувал-Каина - мы уже упоминали о нем в прошлом томе, рассказывая про Нааму. Библия описывает его так: "Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема" (Бытие 4:22). На наш взгляд, образ легендарного кузнеца куда лучше соотносится с историей Стражей.

Магог же гораздо лучше известен нам по словосочетанию "Гог и Магог", которое в наше время часто ассоциируется с двумя великанами. Изначально этот образ пошел от канонической Книги пророка Иезекииля, где приводится пророчество о нашествии на Израиль перед самым концом света. Здесь Гог - это воинственный князь земель Магог, Фувал и Мешех (отметим, что снова используются имена сыновей Иафета). В Откровении Иоанна Богослова пророчество немного отличается: Гог и Магог - это две страны, которые поднимутся на последнюю битву против божественных сил.

Неелтамаук (или Неелатамек) напрямую взята из уже знакомой нам Книги Юбилеев - там говорится, что так звали жену Хама, в честь которой он потом назвал свои земли. В других источниках это имя не встречается. В западных переводах его обычно передают более изысканно: "На'эльтама'ук".

----

После фильма, конечно же, у меня появились новые комментарии. Для начала посыплю голову пеплом: признаю, два имени мне стоило перевести иначе. Ноема (а не Наама) - она всё-таки нашлась в Ветхом завете, а не только в иудаистских источниках. Фувал (а не Тувал) - поскольку Тувал-Каином стал Аккад. Есть у меня и еще два расхождения с фильмом (Самьяза и Наэль)... но это уже вопрос предпочтений, ибо устоявшегося варианта нет :) Ну и заодно не без гордости отмечу, что со своим предсказанием насчет Илы я настолько попал в точку, что сам удивляюсь!

Теперь об отличиях фильма. Во-первых, переименование Аккада в Тувал-Каина (через "в", тут локализаторы промахнулись) не только снимает вопрос "почему вдруг название страны стало именем человека". Это еще и куда более четкая связка между историей Стражей (один из которых, напомню, - Азазель) и каиновым племенем. Ведь в каноне Тувал-Каин - "ковач всех орудий из меди и железа". Здесь эта его роль восстановлена - и знания, и идею борьбы с Творцом он напрямую наследует от падших ангелов.

Во-вторых, Мафусаил прямо говорит, что Енох предупреждал его о грядущем истреблении человечества. Это уже не просто кивок в сторону "Книги Еноха", а едва ли не признание открытым текстом: "Да, это был наш основной источник вдохновения". Ведь сюжет этого апокрифа строится именно вокруг видений Еноха, который рассказывает обо всех дальнейших событиях, включая и Потоп.

В-третьих, в сюжете появилось новое загадочное понятие - tzohar (зоар/тзоар/зохар/тзохар). С иврита это переводится как "сияние" и может означать, в числе прочего, окно или драгоценный камень. Самое известное значение термина - название каббалистической книги Зоар, которая в соответствующих кругах считается одним из самых глубоких толкований Торы. Но в легенде о Ное зоар тоже фигурирует: в Книге Бытия говорится "И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху". На иврите отверстие было именно "зоаром", и толкователи не раз спорили, имеется ли в виду окно или же некая инкрустированная в ковчег драгоценность.

Можно еще вспомнить о жертвоприношении после Потопа во могих религиях и о легенде про Авраама и Исаака... но, пожалуй, копать дальше можно до бесконечности.

---

Итак, перед нами экранизация не просто мифа, а целого мифологического пласта, где Библия - лишь вершина айсберга. Само собой, это значит, что все атрибуты мифа надо принять как данность. В этом мире есть Творец, являющий чудеса; здесь человек ведёт свой род от Адама, а бок о бок с ним живут падшие ангелы. Что это за эпоха и что за мир - можно лишь догадываться: континенты намеренно имеют незнакомые очертания, а животные лишь отдалённо напоминают реальных.

А дальше снова вступают в дело не истории и легенды, а идеи. И здесь Аронофски применяет очень интересный подход.

Во-первых, на редкость мастерски и неожиданно в сюжете представлен Творец. Велик был риск показать его топорно: мало ли мы видели картонных примеров с белобородым старцем или голосом с небес? Но, тем не менее, трудно представить другой религиозный фильм, где Творец настолько явно выступал бы как персонаж. Некоторые уже пишут, что чудеса в "Ное" - это неизбежная и очень буквальная deus ex machina. Но ведь на самом деле чудеса - это диалог! Творец точно так же реагирует на слова и поступки Ноя, как и остальные персонажи - и в сценарий его "реплики" вписаны невероятно точно.

Во-вторых, центральная тема фильма - тема выбора. Пожалуй, именно благодаря ей христианское сообщество не предало Аронофски анафеме, а присоединилось ко всеобщим восторгам. По сути, это одна из главных тем христианской философии: "человек может вознестись выше ангелов и пасть ниже демонов, выбирать лишь ему". Столь любимый богословами парадокс между Замыслом и свободой воли показан здесь со всех сторон... и поэтому фильм получился куда глубокомысленнее и ближе к духу канона, чем если бы Аронофски намеренно пытался снять агитку.

Наконец, с антагонистами Аронофски очень сильно схитрил. Вместо того, чтобы рассматривать "каиново племя" с позиций канона (такие злодеи вышли бы картонными), он... обратился к настоящим ересям. "Ной" - это экранизация "Книги Еноха" ничуть не в меньшей степени, чем экранизация Библии. И если сама эта книга некогда считалась канонической, то вокруг неё вскоре сложился корпус текстов с совершенно противоположными идеями.

Сейчас эти тексты принято называть гностическими. А одна из сект, проповедовавших философию "каинового племени", так и называла себя - каиниты. История падших ангелов играла в их мифологии ключевую роль.

"Да, Творец хочет, чтобы мы следовали Его воле, - говорили каиниты. - Но это не значит, что Он прав: человек вправе определять свою судьбу и менять мир под себя".

Вложив в уста Тувал-Каина подлинную идею богоборчества и связав её с прометеевскими фигурами Стражей, Аронофски получил, пожалуй, даже более убедительных антагонистов, чем рассчитывал.

Впрочем, в итоге режиссёр оспаривает и тезис, и антитезис - и Ноя, и Тувал-Каина. Как уже говорилось, любимая тема Аронофски - одержимость, и при таком градусе накала любая идея принесёт только зло.

Синтезом выступает милосердие. Причём, подчеркну, - милосердие даже вопреки праведности. И кстати, как и в "Фонтане", носителем этой мудрости выступает женщина, жена и мать.

Так парадоксальным образом режиссёр-атеист, превративший Ноя в безумного маньяка и недрогнувшей рукой вписавший в Ветхий завет целый ворох ересей и апокрифов, снял едва ли не самый убедительный на настоящий момент гимн идеям Христа.

Неплохо для голливудского блокбастера, да?

----
P.S. Disclaimer: Если что, я тоже атеист. Что не мешает мне наслаждаться древними текстами и отличным кино :)

http://sithoid.livejournal.com/165205.html


Апдейт

Понедельник, 02 Июня 2014 г. 22:22 + в цитатник
Периодически возникают мысли что-нибудь написать в года три как заброшенный ЖЖ, но потом начинается: не, ну надо же сперва выгрузить зверский пост "куда пропал", написать кучу всяких итогов и прочее "I am back"... А ведь влом же.

Посему этот пост назначается зверским, а мы все, как сильные ролевики, верим, что тут куча ценной информации :)

https://sithoid.livejournal.com/164880.html


Апдейт

Понедельник, 02 Июня 2014 г. 22:22 + в цитатник
Периодически возникают мысли что-нибудь написать в года три как заброшенный ЖЖ, но потом начинается: не, ну надо же сперва выгрузить зверский пост "куда пропал", написать кучу всяких итогов и прочее "I am back"... А ведь влом же.

Посему этот пост назначается зверским, а мы все, как сильные ролевики, верим, что тут куча ценной информации :)

http://sithoid.livejournal.com/164880.html


Ля мафия

Вторник, 05 Апреля 2011 г. 06:24 + в цитатник
Среди игроков в "Мафию" постоянно ходят слухи различной степени развесистости - о том, как эпически популярна эта игра в других коммунах и странах, и как по-разному в нее играют эти странные люди (странным человек обычно назначается по факту несовпадения правил). Внесу в эти легенды свою лепту - абсолютно, кстати, правдивую.

Во Франции "Мафия" известна как "Оборотень". То ли сказывается тяжелое наследие Жеводана, то ли пепел Красной Шапочки стучит в sacre coeur... ну да дело не в антураже. Правила, по сути, те же самые. Есть упрощенный вариант, в котором бедный одинокий оборотень, не манжший сис жур, с воем (на языке жестов, конечно, чтоб не спалили) таскает по ночам мешки со стройки мирных жителей. Есть расширенный - с ведьмами, охотниками и прочей нечистью, которая спит и видит, как бы перетянуть поближе к родной тушке одеяло игрового баланса. Одеяло, конечно, прочное - на него столько разных ролей навешивали, что поневоле обрастешь хтоничненьким таким пофигизмом. Но один факт поразил меня в самую пятку. Пожалуй, уж если кто и мог придумать таких персонажей - так это французы.

Дело в том, что в некоторых вариациях "Оборотня" двое игроков назначаются "возлюбленными". Как вы думаете, что они умеют?

Верно, все в лучших шекспировских традициях. Если погибает один - автоматически умирает второй.

Ах~!

https://sithoid.livejournal.com/164737.html


Ля мафия

Вторник, 05 Апреля 2011 г. 06:24 + в цитатник
Среди игроков в "Мафию" постоянно ходят слухи различной степени развесистости - о том, как эпически популярна эта игра в других коммунах и странах, и как по-разному в нее играют эти странные люди (странным человек обычно назначается по факту несовпадения правил). Внесу в эти легенды свою лепту - абсолютно, кстати, правдивую.

Во Франции "Мафия" известна как "Оборотень". То ли сказывается тяжелое наследие Жеводана, то ли пепел Красной Шапочки стучит в sacre coeur... ну да дело не в антураже. Правила, по сути, те же самые. Есть упрощенный вариант, в котором бедный одинокий оборотень, не манжший сис жур, с воем (на языке жестов, конечно, чтоб не спалили) таскает по ночам мешки со стройки мирных жителей. Есть расширенный - с ведьмами, охотниками и прочей нечистью, которая спит и видит, как бы перетянуть поближе к родной тушке одеяло игрового баланса. Одеяло, конечно, прочное - на него столько разных ролей навешивали, что поневоле обрастешь хтоничненьким таким пофигизмом. Но один факт поразил меня в самую пятку. Пожалуй, уж если кто и мог придумать таких персонажей - так это французы.

Дело в том, что в некоторых вариациях "Оборотня" двое игроков назначаются "возлюбленными". Как вы думаете, что они умеют?

Верно, все в лучших шекспировских традициях. Если погибает один - автоматически умирает второй.

Ах~!

http://sithoid.livejournal.com/164737.html


Актуальное

Вторник, 15 Марта 2011 г. 17:32 + в цитатник
Редкий случай, когда от хомячковой природы ЖЖ-шных флешмобов - только польза. Вирусный редактор - лучший репортер. Нет, с плачем посыпать голову лепестками сакуры или бежать за 100% спиртовым раствором йода не надо, а надо вот что:


Суть: попытка после Фукусимы создать радиационную карту региона путем толпы добровольцев с дозиметрами. Кому не обидно побыть нейроном - распространите, пожалуйста (ну а если у вас еще и дозиметр есть...) В репостах весь смысл, без толпы участников карта устареет моментально.
http://radiation.crowdmap.com/

https://sithoid.livejournal.com/164520.html


Last Exile 2

Четверг, 10 Марта 2011 г. 21:44 + в цитатник
Случайно наткнулся на офигенную и неожиданную новость.



Внезапно, после восьмилетнего перерыва, студия "Гонзо" объявила о выходе второго сезона Last Exile. Называться он будет "Last Exile: Ginyoku no Fam" ("Последний изгнанник: Среброкрылая Фам").

На официальном сайте студии висит "дата выхода - ориентировочно 2011", японская вики по неизвестному источнику уточняет, что "летний сезон". Странно, что в русских источниках я об этом ничего не встречал - пришлось описание переводить самому :) Там всего абзац, но для нелюбителей спойлеров прячу под кат.

"Решено! Я угоню этот крейсер!"

Источник всей жизни - Гранд-Лейк.
Федерация Адес и королевство Туран сходятся в воздушной битве над этим священным озером.
Армада Федерации огромна - они уже почти захватили господство надо всем миром. Войска Турана вот-вот будут уничтожены...
И тут принцессы Турана видят, как на миниатюрном ваншипе "Веспа" летит девочка Фам из шайки воздушных пиратов.
"Пока вы, господа, воюете, я на этой пташке захвачу ваш флагман!"
"Веспа" Фам танцует в небесной выси, а вокруг повсюду носятся снаряды.
Лускиния, президент Федерации, продолжает наступление - но какая же у нее настоящая цель?
И кроме того, что это за загадочная сила - "Экзайл"?
А пока мы чуть приоткроем завесу перед этой потрясающей воздушной авантюрой века!

И дабы не быть голословным - сайт проекта.

Как думаете - не сольют? :)

https://sithoid.livejournal.com/164277.html


Вся правда о японской анимации

Понедельник, 28 Февраля 2011 г. 18:39 + в цитатник

Васурегуса но моногатари


Было это не так давно, да только все равно уже никому не верится. Говорят, живут в далекой стране Ямато два даймё, Шафт да Гайнакс, а уж сколько в округе других дзито - то проще звезды на небе сосчитать. Говорят также, что пили они вместе сакэ, и в знак вечной дружбы подарил Гайнакс Шафту горстку своей волшебной травы. Да такой чудодейственной оказалась та трава, что стоило Шафту один раз кофейную церемонию с ней провести - небо закачалось, горы ходуном заходили, а в небесном царстве да в людских умах схлестнулись два ками - сейнен и махо-сёдзё, да так с тех пор и разойтись не могут.

Много рассказывают про ту траву, да одного не ведают - что нет у Гайнакса ни тайного сада, ни сарая с тяжелыми тюками. Один только двор есть на всю Ямато, где та трава растет. Ко двору тому конь дороги не найдет, синкансэн не домчит, хонда заглохнет. И только паломник, пешим ходом проплутав неделю по горам да лесам, на исходе седьмого дня заметит вдали огонек.

Постучит мангака, дальней дорогой измотанный, в бамбуковую дверь, снимет гэта да проползет на коленях длинный коридор. Не видать ему удачи, если почтения хозяину не покажет: разозлится - да и выгонит восвояси с кульком горючей нарутень-травы, а то и бакуганом вслед запустит. Ровно-ровно надо поклониться, как чаю предложит - пить до дна, а речи вести на такой кейге, чтобы сам Тенно-сама, доведись ему эту беседу услышать, новые обороты узнавал.

А живет в этом домике не тенши, не бакемоно, не Ояширо-сама, а дедушка старенький. Помнит ли кто, когда к нему за советом ходить стали, ведает ли, откуда у дедушки волшебная трава, да только сейчас говорят, что был он всегда. Знает почтенный все истории, которые только могут придумать - то ли во сне, то ли наяву их видит, а потом своей траве нашептывает. Приглянется дедушке учтивый да любезный мангака - он его с миром домой отпускает, а стоит тому на порог ступить - там уже два тюка, да кисэру из темного корня сакуры да веточки душистого шаорана. Заявится невоспитанный босодзоку - улыбнется дедушка, бровью не поведет, да только отныне нечестивцу на Комикет вход заказан, и в Акихабаре каждый отаку ему бацугему сделает.

Живет еще у старика прекрасная сладкоголосая бисёдзё-кицунэ, да только все чаще ее в Эдо видят. Как захочет даймё на сямисэне сыграть, она тут как тут - и хокку сложит, и на Будокан съездит, а если кто решит с друзьями травой поделиться, кицунэ тюк берет да от одного мангаки к другому тащит. Пройдет по городу с тюком, а на пути ее дождь не идет, пробки расступаются и кейсацуканы не останавливают. А если и остановят - она улыбнется загадочно, и сразу поймет кейсацукан, что не хочет он в тюк заглядывать, а только об одном мечтает - вернуться со службы да рассказать семье, как сегодня на улице Каджиуру Юки встретил.

Одно никому неведомо - нужна ли самому дедушке та трава. Одни говорят, что без нее не вызвал бы он Каонаси, не поднял бы остров в небеса, да и лесной ками не иначе как на запах дыма явился. Другие же помнят - с давних времен были два брата, которые видели странное. Первому снилось все, что происходило и произойдет; сон его вечен и нерушим. Второму являлось все, чего не было - от первых сказок до дремучих яойных додзинси. Быть может, и первый спящий просто приснился дедушке, а кто-то верит, что наоборот. Говорят, что поймет это только тот, с кем дедушка поделится кустиком с самого дальнего края поля. До тех же пор кустик тот растет, Фудзи-сан подпирает небесный свод, а солнце каждое утро всходит над горами страны Ямато.

https://sithoid.livejournal.com/163851.html


Атлант заправил пленку

Воскресенье, 20 Февраля 2011 г. 10:33 + в цитатник
WHAT o_O

Иногда так бывает: вроде как следишь за новостями и слухами; точно знаешь, что вооон та версия слухов - это фабрикация, а вооон эта заглохла, и вообще уже лет пять как никаких подвижек нету. И вдруг ХОПА - случайная ссылка, а там премьера через полтора месяца.

Нет, я все понимаю, но КАК? Им бы в разведке работать, чесслово.

https://sithoid.livejournal.com/163356.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_sithoid
Страницы: [2] 1 Календарь