Проект Постановления о строительстве Метрополитена в Ленинграде, 1940 год |
Вместе с Александром Поповым russos впервые показываем проект Постановления о строительстве Метрополитена в Ленинграде, подготовленный в декабре 1940 года. «Разрешить Метрострою до утверждения правительством техпроекта и генсметы вести работы по строительству Метрополитена в г. Ленинграде без проектов и смет», «установить срок ввода в эксплоатацию 1-й очереди Метрополитена в гор. Ленинграде декабрь 1942 года» и многое другое интересное.
Работая в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) случайно наткнулся на проект постановления Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров Союза ССР «о строительстве Метрополитена в гор. Ленинграде». Проект был выполнен Управлением Государственного Ордена Ленина Строительства Московского Метрополитена «Метрострой». Дело хранится в фонде 1884 «Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР)», оп. 49, дело 1049 «Доклад начальника строительства метро». 1940 год. Само дело содержит много материалов про строительство железнодорожных тоннелей под Амуром и в Киеве.
* Сооружение метрополитена в Ленинграде получило название «Строительство №5 НКПС», так как основной задачей было построить железнодорожный тоннель под Невой. Народный комиссариат путей сообщения СССР уже вёл «Строительство №4 НКПС» под Амуром (1937) и «Строительство №1 НКПС» под Днепром (1938).
Письмо Кагановичу от заместителя начальника Метростроя Самодурова от 7 декабря 1940 года:
Самые основные пункты по Ленинградскому метро. Названия станций, длина, габарит, глубина заложения и тип обделки.
Отдельно прописаны пункты ПВО — устройства спецсооружений для использования станций и тоннелей для массовх бомбо- и газоубежищ. Самое интересное — это предусмотреть устройство дополнительных убежищ специального типа для укрытия 5-10 тысяч человек на каждой станции. Ну и железобетонные тюфяки. И срок окончания строительства — декабрь 1942 года. Естественно, построить 17 километров за два года абсолютно нереально. Но строить надо срочно, поэтому можно делать без смет и проектов.
Пункт 13 для меня загадка — что это даёт? Ну и выделить рабочих (25 000 человек), дополнительное вознаграждение, жилплощадь.
Выделить дома, оборудование и разместить заказ на изготовление щитов. Между прочим 24 станционных, 45 перегонных и 12 станционных блокоукладчиков. Итого 69 щитов!
Выделение помещений, свалок, капитальные дома и грузовые трамваи.
Выделение ресурсов, материалов, заводов, карьеров и так далее.
И даже так.
И отдельная глава про электроэнергию.
Изготовление тюбингов.
75 грузомоторных и 150 прицепных трамвайных вагонов.
Обеспечить, обязать.
Общий мотив проекта постановления таков: «Мы даём всё, что нужно. Вы строите метро».
У «Несбывшегося Ленинграда» в коллекции документов есть более поздние варианты этого проекта Постановления. Мы не могли ими не поделиться, дополнив документы, которые нам показал Александр.
Вот так представленный выше проект стал выглядеть после того, как с ним ознакомились:
А местами даже вот так:
Следующая версия стала выглядеть таким образом:
Окончательная версия постановления. «Совет народных комиссаров» и «Центральный комитет» местами в заголовке всё же поменяли:
Но это уже совсем другая история, которую мы вам обязательно когда-нибудь расскажем.
Выражаем благодарность Александру Попову за предоставленные материалы и вступительную статью. Выражаем благодарность Ольге Шурыгиной за посредничество между ГАРФ и Ленинградом. При использовании материалов ссылка на «Несбывшийся Ленинград» обязательна.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |