Все эти годы, к месту аварии пассажирского гидросамолета "Савоя С.55", командиром которой и был Светогоров, совершено семь (!) поисковых экспедиций, в том числе, НКВД и крайпрокуратуры. Но кроме изъятия одного миллиона рублей советских денег еще в далеком 1936-м, которые самолет вез с Сахалина в Хабаровск, ничего не тронули. Пассажиры - 9 человек, в том числе и ребенок, 3 члена экипажа - всего получается 12 человек - погибли в том рейсе - 26 июня 1935 года, на том злополучном Чертовом хребте, постоянно закрытого туманом, что в 100 км от п. Лазарев.
Никого из них не хоронили больше полувека. Ходили по костям, записывали, фотографировали, фиксировали, и уходили. Лишь в июне 2006 года, когда на след от аварии наткнулись снова лесорубы, в поход пошли глава администрации п. Лазарев Владимир Сергеев, начальник территориального пункта милиции Тимур Васельков и с ними еще несколько сотрудников. Там они и собрали останки - кости экипажа и пассажиров. Набрали мешок для экспертизы. Но провести ее почему-то так и не смогли.
Как рассказывает ныне уже председатель Совета депутатов с. Восточное Хабаровского района Владимир Сергеев, "никто нашей находкой тогда не заинтересовался, хотя каждая служба, в том числе и милиция была оповещена по всем инстанциям".
- Собирался было сам тогдашний глава Николаевского района Валерий Долматов на вертолете прилететь, а как узнал, что до места авиакатастрофы не добраться, там только два часа надо пешему подниматься в крутую гору, то весь интерес и пропал, - вспоминает Владимир Сергеев. - СМИ попиарились на этой находке, и тоже успокоились. Родственники не откликнулись, экспертизу, в том числе и генетическую, отложили. Потом "завертелись" по работе и забыли...
Останки с места аварии, как безымянные, захоронили лишь в 2009 году на местном кладбище в п. Лазарев. Хоронил их Александр Лещина - отец главы поселка, который к тому времени перебрался поближе к Хабаровску.
Александр Лещина говорит, что вместе с костями, в захоронение положили два кожаных плаща, видно сотрудников НКВД, и шлемофоны. Воткнули столб. Никаких надписей там нет.
Вот так и закончилась бы эта печальная история пассажиров самолета "Савоя С.55" (известных, кстати, как и экипаж - поименно!), а также забытого участника операции спасения челюскинцев - летчика Александра Светогорова, командира "Савоя С.55". Если бы не Иван Шило.
Он написал письмо нам в редакцию, а также на имя председателя общественного Совета по сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока, что при ВООПИиК - Геннадия Басюка.
Александр Светогоров служил в гидроотряде Амурской Краснознаменной военной флотилии - Амурские ВВС. 1930 г.
Светогоров тогда служил командиром звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО). И в 1934-м командирован в распоряжение уполномоченного Главного управления Северного морского пути Пожидаева Г.А. для участия в снаряжаемой экспедиции для оказания помощи экспедиции и команде "Челюскина".
В том же году, по представлению руководства 60-го Виленско-Курильского пограничного отряда (дисл. в г. Петропавловск-Камчатский, с 1 мая 2015 году относится к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району) летчик Светогоров представлен к ордену Красной Звезды по решению полномочного представителя ОГПУ на ДВК Дерибаса Т.Д. Тогда, на Дальнем Востоке, о только что появившемся высшем звании Героя Советского Союза - еще не знали! А орден Красной Звезды (военная награда) до апреля 1934-го, до первых семи Героев СССР - челюскинцев, был высшей наградой страны, наравне с орденом Ленина (трудовая награда).
Вот что написано в донесении о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев от 10 мая 1934 г. за подписью Дерибаса: "...Особо отмечаю: ...командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода "Сталинград" в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом Красной Звезды..."
Этот орден Светогорову так и не вручили...
"Безусловно, что сегодня эта награда должна быть присвоена посмертно летчику Светогорову, - говорит неравнодушный исследователь прошлого Геннадий Басюк. - Мы будем ходатайствовать перед президентом России о присвоении ему посмертно равнозначной ныне награды - Героя России. И, конечно, просим губернатора Хабаровского края, районные и краевые власти оказать нам содействие, установить ближайших родственников героя спасения челюскинцев Светогорова, экипажа самолета "Савоя С.55", а также пассажиров для идентификации останков. И, в конце-концов, похоронить их с почестями и по-человечески".
Самолет "Савоя S.62bis" с разборными крыльями был на пароходе "Сталинград". Светогоров взлетел на нем со льда на лыжах в районе мыса Олюторского.
Что же касается самой тайны авиакатастрофы "Савоя С.55" от 26 июня 1935 года, то она была раскрыта в тот же год.
В протоколе №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31 августа 1935 г. есть заключение комиссии по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, в чьем ведомстве и была "Савоя С.55" (самолет принадлежал "Аэрофлоту) с бортовым номером "СССР Л-840".
Так вот, "основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду" (цитата по документу-протоколу, он хранится в Государственном архиве Хабаровского края - ГАХК, фонд П-2, опись 1, дело №677, листы 11-36, переведен уже даже в электронный вид - фото).
"Савоя С.55" Светогорова
"Савоя С.55" в полете
Также там написано, что в дни перед катастрофой, Светогоров был явно перегружен, сделал несколько рейсов туда и обратно по маршруту "Хабаровск - Александровск-Сахалинский" (тогда это была столица половины нашего Сахалина, а вторая часть была занята японцами), причем полетное время в пути, в одну сторону, занимало 5 ч. 20 минут. И 26 июня 1935 года, в непогоду, с Сахалина Светогоров был вызван "диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск" диспетчером Бураго.
Комиссия Гражданвоздухофлота вместе с особым отделом (контрразведка) ОКДВА и УГБ УНКВД по ДВК так и не установили, зачем и почему этот Бураго отправил такую срочную телеграмму о вызове. Она и оказалось роковой.
Между тем
Анатолий Дудаков
Как сообщил общественник Геннадий Басюк, он предлагает на здании Хабаровского краевого аэроклуба им. Летчиков-Героев спасания челюскинцев установить памятную доску в честь летчика Светогорова.
Ведь именно здесь он работал старшим инструктором с 1931 по 1933 годы. У клуба тогда было длинное название - Хабаровская краевая школа гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима. Впрочем, как большая и легендарная биография самих воспитанников клуба.
Александр Светогоров был начальником команды курсантов Хабаровский авиашколы и наставником Нины Распоповой, которая в Великую Отечественную войну совершила 805 боевых вылетов на бомбардировщике, за что враги ее прозвали "ночной ведьмой", а наши наградили золотой звездой Героя Советского Союза.
Как рассказал заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края Анатолий Дудаков, который еще успел встретиться с Ниной Распоповой (1913-2009), именно она ему и поведала, что научил ее летать, а ей грозило чуть ли не отчисление со школы - Александр Светогоров. Так неужели этот человек, по воли службы, став дальневосточником, не достоин почета, уважения и нашей памяти?!
Константин Пронякин.
P.S.
К этому материалу я прилагаю справку-биографию, без которой статья была бы неполной. Там есть как новые открытия, так и уже описанные события.
см. также По маршруту летчика Светогорова
* * *
Справка
А это собственноручная подпись на приказах Александра Светогорова, к вопросу, как правильно пишется его фамилия Све... или Свя...
Александр Павлович Светогоров - по докум. (Святогоров, исправлял сам), 1902 года рождения, уроженец д. Ширяево Клинского района Московской области.
В 1923 г. - закончил военную школу морских летчиков в Севастополе (ВШМЛ им. Троцкого), там же работал инструктором.
С 1924 по 1930 гг. служил в бригаде ВВС РККА на Центральном аэродроме г. Москвы.
В 1930 г. - переведен в г. Хабаровск, в гидроотряд Амурской Краснознаменной военной флотилии.
С 1931 по 1933 гг. работал инструктором в Хабаровской краевой школе гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима1 (школа сформирована 25.02.1931 г., ликвидирована 26.04.1934 г., с 01.05.1934 г. организован Хабаровский аэроклуб им. Героев Летчиков-Челюскинцев, ныне Хабаровский краевой аэроклуб им. Летчиков-Героев спасания челюскинцев2); Осоавиахим с 1927-1948 гг., далее ДОСААФ.
С 1933 по 1935 гг., при создании авиации войск ОГПУ - летчик, командир звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи (авиаполк) погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО) полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края.
В 1934 году - участник спасения челюскинцев:
- 23 февраля 1934 года о командировании летчика Светогорова из Владивостока в распоряжение уполномоченного Главного управления Северного морского пути Пожидаева Г.А. для участия в снаряжаемой экспедиции для оказания помощи экспедиции и команде "Челюскина";
- будучи командиром авиазвена Камчатского погранотряда, совершил перелет на самолете "Савоя S.62bis" (летающая лодка с закрытой кабиной для экипажа из 3 чел. (пилот, техник, летчик-наблюдатель - был штурман Вадим Падалко) и четырех пассажиров, далее выпускалась по лицензии в СССР, как МБР-4 - морской бомбардировщик-разведчик - в Таганроге, вып. 29 машин по лицензии, куплено 24 в Италии) с парохода "Сталинград" (капитан В.А. Каргальсков, в Петропавловске принял командование Василий Петрович Сиднев - капитан парохода "Совет"),
- 4 мая 1934 года взлетел на самолете "Савоя S.62bis" со льда на лыжах в районе мыса Олюторского с врачом Леонидом Михайловичем Старокадомским, перебросил группу (7 чел.) челюскинцев от с. Уэлена до п. Провидения - точка сбора зимовщиков, транспортировка горючего.
В прессе его называли "полярный (лучший) летчик Союза" (первым назвал так член ЦК ВКП(б) Валериан Владимирович Куйбышев, возглавлял спецкомиссию по спасению челюскинцев).
В 1934 году по представлению руководства 60-го Виленско-Курильского пограничного отряда (дисл. в г. Петропавловск-Камчатский, с 1 мая 2015 году относится к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району) представлен к ордену Красной Звезды по решению полномочного представителя ОГПУ на ДВК Дерибаса Т.Д.
"...Особо отмечаю: ...командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода "Сталинград" в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом Красной Звезды. Полномочный представитель ОГПУ по Дальневосточному краю Дерибас", из Донесения полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев 10 мая 1934 г.
Орден не вручили.
"За участие в спасении челюскинцев" 07.07.1934 г. удостоен награды: звание "Почетный чекист" и награжден знаком "Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)" к 15-летию ВЧК-ГПУ.
книги и документы:
Пограничные войска СССР. 1929-1938: Сборник документов и материалов. Сост.: П.А. Иванчишин, А.И. Чугунов. - М.: Наука, 1972. - 775 с., №381 стр. 410; №387 стр. 414, №390 стр. 415-416;
Дальневосточное морское пароходство: 1880-1980. К 100-летию. Науч. ред. чл.-корр. АН СССР А.И. Крушанов. - Владивосток: Дальневосточное кн. изд., 1980. - 590 с., ил., стр. 156-157;
Глухов С.А. Тревожные широты. Документальное повествование о челюскинской эпопее. - Хабаровск: Кн. изд., 1985. - 160 с.;
Новиков В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. - М.: Граница, 2008. - 455 с., ил., стр. 43, 101;
Музалевский М.В. Почетные чекисты: 1932-1939. Кн. 3. М-С. - М.: РИЦ Кавалеръ, 2010. - 148 с. (Историческая библиотека Кавалеръ, вып. №25), стр. 138;
Буяков А.М. Ведомственные награды ОГПУ-НКВД (1922-1940): 1932-1940 гг. Ч.2. Знак "Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)". - Владивосток: Русский остров, 2008. - 504 с.;
- Сводка (№381) Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края об обстановке в районе аварии "Челюскина" и мерах, принимаемых по спасению его экипажа 23 февраля 1934 г., 12 час. за подписью начальника Управления Краснознаменной погранохраны и войск ОГПУ Дальневосточного края Чернышева В.В.;
- Донесение (№387) Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск ОГПУ Дальневосточного края заместителю председателя Совнаркома В.В. Куйбышеву о месте нахождения и состоянии здоровья спасенных челюскинцев 6 мая 1934 г. за подписью начальника Управления Краснознаменной погранохраны и войск ОГПУ Дальневосточного края Чернышева В.В.;
- Донесение (№390) полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев 10 мая 1934 г. за подписью полномочного представителя ОГПУ по Дальневосточному краю Дерибаса Т.Д.
Ранее, награжден "за выдающееся летное мастерство" орденом Красного Знамени, в 1930 г. лишен награды.
5 февраля 1935 года - летно-врачебной комиссией признан негодным к летной службе из-за больной после аварии ноги.
С 13 февраля 1935 года зачислен на службу в ДВТУ ГВФ (Дальневосточное территориальное управление гражданского воздушного флота, Гражданвоздухофлот - "Аэрофлот") 13-го гидроотряда дальневосточного управления ГВФ (база в Хабаровске):
- командир пассажирского "рамного" гидросамолета (двухкорпусная летающая лодка) "Савоя С.55" ("С-55", "S.55X" - Savoia Marchetti SIAI ("Общество гидросамолетов верхней Италии") - S.55X, произв. Италия, гл. конструктор Алессандро Маркетти), бортовой номер "СССР Л-840"3.
26 июня 1935 года погиб в авиакатастрофе на самолете "Савоя S.55X":
- самолет разбился 26.06.1935 г., ориентировочно, после 12 ч. дня (последний радиосеанс был в 11 ч. 58 мин., не вышел на связь через 1 ч. 10-15 мин.).
Маршрут: Александровск-Сахалинский (административный центр Сахалинской области) - Хабаровск (полетное время в пути 5 ч. 20 мин., протяженность ок. 1400 км, через п. Лазарево), вылетел с Сахалина в 10 ч. 40 мин.,
на борту: 9 пассажиров (1 ребенок) и 3 члена экипажа - всего 12 чел.,
груз: 1 млн руб.,
экипаж: командир Светогоров, радист Ефремов, бортмеханик Стыченко,
пассажиры:
- директор Тымовской (Рыковской) МТС (машинно-тракторная станция в селе Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области - колхоз им. И.В. Сталина) Антон Васильевич Шереметьев,
- бухгалтер МТС Степан Щетинин,
- механик МТС Бараксин,
- его жена Ильинская с ребенком,
- бухгалтер "Сахлестреста" Грановский,
- супруга сотрудника областного земельного управления Докучаева,
- инструкторы отдела Объединенного государственного политического управление (АУР ОГПУ-НКВД) СССР Корнышен и Меднис.
Район падения: гора Чертов хребет, в 100 км от нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области (областной центр - г. Николаевск-на-Амуре) Дальневосточного края - ныне рп. Лазарев Николаевского района Хабаровского края;
сообщения: "Тихоокеанская звезда" за 02.07.1935 г., 03.07.1935 г., 04.07.1935 г., 11.07.1935 г.;
книга: Хват Л.Б. Три путешествия к Берингову проливу. Записки журналиста. - М.; - Л.: Главсевморпути, 1949. - 280 с., стр. 52.
Комиссия Гражданвоздухофлота: С.А. Барминский - особый отдел (контрразведка) ОКДВА и УГБ УНКВД по ДВК, П. Листовский - крайком комсомола (секретарь Далькрайкома ВЛКСМ), Хорин - ОВС ОКДВАрмии, Мильвид - ОВС ОКДВАрмии.
Причина аварии: нелетная погода4.
В сентябре 1935 г. на разбившийся самолет набрели охотники,
15.09.1935 г. - борт "СССР Л-840" исключен из реестра;
Найдены останки: 27.10.1936 г., предположительно, 5 погибших на месте;
Свидетельство о смерти за №2984 от 03.11.1936 г., выдано Хабаровским городским бюро ЗАГСа на имя А.П. Светогорова, 32 года, погибшего "по причине воздушной катастрофы", захоронен в Хабаровске (место не известно).
Свидетель:
- летчик Матвей Леонтьевич Шемяков, в 1945 г. у побережья Татарского пролива, недалеко от мыса Лазарева, у охотника в жилище нашел кожаную сумку-планшет с документами, карту полета Александра Светогорова. Сам охотник признался, что убил вышедших на берег людей в 1935 г., подумав, что это бандиты - рассказ записан в 1984 г. (газета "Зеркало недели", №5 за 1999 г., ст. В. Логинова "На поиски "Савойи").
К месту катастрофы совершено несколько экспедиций:
- первая: в 1936 г.
комиссия по розыску самолета в составе т.т. Остапенко, Лапина и Западного5,
- вторая: в 1971 г.
в составе: бортмеханик Владимир Павлович Мороков (лично знал Светогорова), прокурор-криминалист Хабаровской краевой прокуратуры Леонид Поликарпович Скрыпкин, начальник аварийно-спасательной службы Дальневосточного управления гражданской авиации (ДВУ ГА) Виктор Сергеевич Нуждин. Николаевский-на-Амуре авиаотряд, Ил-14, вертолет Ми-1
(газета "Воздушный транспорт" от 24.08.1985 г., ст. С. Глухова "Второе исчезновение "Савойи""; книга: Глухов С.А. Взлет. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов. - Хабаровск: Кн. изд., 1983. - 176 с.) - найдены планшет пилота, принадлежавший Светогорову (это опровергает версию Шемякова), детские сандалии, дамская сумка, чемоданы;
- третья: в 1974 г.
в составе: работники краевой прокуратуры;
- четвертая, пятая: в 2006 г.,
- в составе четвертой (июль): главы администрации п. Лазарев Владимир Викторович Сергеев, начальник территориального пункта милиции п. Лазарев Тимур Владимирович Васельков и нескольких милиционеров, сообщил глава Николаевского района Валерий Павлович Долматов - найдены останки, изъяты кости для экспертизы,
- в составе пятой (август): журналисты "Первого канала" (Андрей Бердников, оператор Сергей Шульга) и старший научный сотрудник отдела современной истории Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова Алексей Вячеславович Шестаков - найдены бортовой компас, серебряные швейцарские часы (стрелки на 12 ч.), советские монеты,
(газета "Тихоокеанская звезда" - "ТОЗ" (расследование, семь публикаций)
"ТОЗ" от 05.07.2006 г. ст. О. Омельчук "Тайну авиакатастрофы разгадают через 70 лет?" (№1);
"ТОЗ" от 07.07.2006 г. "О пропавшем самолете "Тихоокеанская звезда" писала в 1935 году" (№2);
"ТОЗ" от 13.07.2006 г., ст. О. Омельчук "Найден самолет Святогорова?" (№3);
"ТОЗ" от 21.07.2006 г., ст. О. Омельчук "Пассажиры "Савойи-55" стали жертвой преступления?" (№4);
"ТОЗ" от 29.07.2006 г., ст. О. Омельчук "Разбор полетов" летчика Святогорова" (№5);
"ТОЗ" от 08.08.2006 г., ст. О. Омельчук "Самолет "Савойя-55" открыл еще не все свои тайны" (№6);
"ТОЗ" от 07.10.2006 г., ст. О. Аносовой "Летчик Владимир Мороков опознал самолет Святогорова 35 лет назад" (№7);
"Советский Сахалин" от 10.11.2006 г., ст. О. Атачкиной "Тайна "Савойи-55"";
"Хабаровский экспресс" от 2006 г., ст. С. Глухова "На поиски "Савойи": Хроника забытой катастрофы";
"Пограничник Северо-Востока" (с 2011 г. "Граница России - Северо-Восток") от 29.04.2009 г., ст. В. Чусовского "Часы остановились в полдень или Последний полет Александра Святогорова";
"ТОЗ" от 19.07.2011 г., ст. А. Савченко "С высоты героических лет...";
Записки Гродековского музея: Вып. 30. - Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2014. - 212 с., ст. А. Шестакова "Об экспедиции к месту падения гидросамолета Савойя S.55", стр. 198-206.),
- шестая, седьмая: декабрь 2007 г., август 2008 г.,
в составе и под руководством энтузиаста Ивана Федоровича Шило, сыновей Артема, Дмитрия и Сергея, из п. Анненские воды Ульчского района Хабаровского края ("Приамурские ведомости" от 20.05.2009 г., ст. Ю. Ковалева "Таежная одиссея команды Шило"; "Приамурские ведомости" от 01.07.2015 г., ст. М. Карпача "Дальневосточный Чкалов") - вывезены два двигателя самолета в Николаевск-на-Амуре, затем в Комсомольск-на-Амуре.
Останки с места аварии, как безымянные, захоронены в 2009 г. на местном кладбище в п. Лазарев Николаевского района частным лицом - Александром Павловичем Лещина (приемный отец теперь уже бывшего главы п. Лазарев В.В. Сергеева).
Воспоминания:
- командир 13-го гидроотряда дальневосточного управления ГВФ, полярный летчик, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук;
- летчик, Герой Советского Союза Алексей Николаевич Грацианский;
- один из первых хабаровских пилотов Михаил Евгеньевич Сахаров;
- воспитанница хабаровской краевой школы гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима, ученица Светогорова - Анна Федоровна Кирюхина (19.12.1912 г. - 21.12.2010 г.) - жена друга Светогорова - летчика Петра Игнатьевича Московдова (в краевой школе пилотов младшим инструктором летчиком работал с 14 июля 1931 г. по 25 апреля 1932 г., ум. в 1967 г.), племянница Наталья Григорьевна;
- жительница села Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области Мария Ивановна Черненинова.
- сын члена экспедиции, летчика Владимира Павловича Морокова - Владимир Владимирович Мороков;
- заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края - начальник отдела авиации РО ДОСААФ России края Хабаровского Анатолий Георгиевич Дудаков.
Родственники:
(всего в семье Светогоровых было пятеро детей: четыре брата - Василий, Александр, Константин, Борис и сестра Зина);
жена Александра Светогорова - Валентина Великанова;
сестра Светогорова - Светогорова Зинаида Павловна, Москва;
младший брат Светогорова - Борис Павлович Светогоров, Сахалин, его сын - Александр Борисович Светогоров, Владивосток;
дочь бухгалтера Тымовской МТС Щетинина - Щетинина Татьяна Степановна, Благовещенск.
Летно-технические характеристики самолета "Савоя S.55X":
экипаж - 5-6 чел. (3 чел. - в гражданской версии)
длина - 16,75 м
размах крыльев - 24 м
высота - 5 м
крыло площадь - 93 кв.м
пустой - 5 750 кг
максимальная взлетная - 8 260 кг
силовая установка - "Изотта-Фраскини Ассо" - "Isotta-Fraschini Asso 750" - 750 v, 656 кВт (880 л.с.) - 2 ед.
максимальная скорость - 279 км/ч
дальность - 3 500 км
практический потолок - 5 000 м
пассажиры - 8 чел.
СССР в 1933 г. в Италии "Аэрофлотом" были закуплены 6 летающих лодок "Савоя S.55X" (всего в Италии построено - 243), 5 из них предназначались для Дальневосточного управления ГВФ, а головная, с полным зимним капотированием двигателей - для управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП).
Источники:
Государственный архив Хабаровского края (ГАХК):
Аэроклуб г. Хабаровска. Ф. Р-1423, 45 ед. хр., 1931-1951 гг. Оп. 1,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1 (приказы по личному составу с 25.02.1931 г. - 20.05.1933 г.), Л. 1, 10, Л. 11-обор., Л. 12-обор., Л. 16, Л. 18-обор., Л. 23-обор., Л. 24, Л. 35, Л. 51-обор., Л. 55-обор., Л. 109, Л. 112,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 2, Л. 62-64,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 3, Л. 1.
Дальневосточный краевой комитет (Далькрайком) ВКП(б). Ф. П-2, 14510 ед. хр., 1925-1938 гг. Оп. 1,
ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 662, Л. 169,
ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 11, 12, 15-16, 18, 24-24, 32-36.
Примечания:
1приказ №17 от 13 июня 1931 г. §1 по Дальневосточной краевой школе пилотов г. Хабаровска: зачислить в постоянный состав школы тов. Светогорова А.П. на должность инструктора летчика с окладом 275 руб. в мес. с 25 мая 1931 г. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1, Л. 10; приказ №160 от 25 декабря 1932 г. по ДВ краевой школе гражданских пилотов им. тов. Уншлихта ДВ Совета Осоавиахима (О.А.Х.) г. Хабаровска: старшего инструктора летчика Светогорова А.П. с 25 декабря с./г. считать в декреториальном [по направлению. - Авт.] 2-х месячном отпуске с предоставлением проезда по железной дороге со ст. Хабаровска до ст. Москва. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1, Л. 109, Л. 112.
2приказ №46 от 30 апреля 1934 г. по ДВ краевой школе гражданских пилотов им. тов. Уншлихта ДВ Совета О.А.Х. г. Хабаровска: расформировать школу им. тов. Уншлихта, согласно постановления президиума К.С. О.А.Х. от 26 апреля 1934 г. протокола №6/21 о ликвидации краевой школы им. тов. Уншлихта. С 10 мая 1934 г. перевести имущество в Хабаровский аэроклуб им. Гер. Летчиков-Челюскинцев. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 2, Л. 62-64; ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 3, Л. 1. Школа гражданских пилотов работала с 25 февраля 1931 года.
3заводской №10531, с красными лентами на хвостовом оперении. На этом самолете "Савоя S.55X", пилотируемый летчиками Демченко и Конкиным, 8 июля 1933 г. совершили сверхдальний перелет из г. Сесто Календо (Италия) во Владивосток (начало августа), с остановкой с 14.07.1933 г. по 28.07.1933 г. на испытания в Севастополе, и, далее, в конце сентября - в оперативно-войсковой отдел (о-ВО) Камчатский (22 000 км).
4протокол №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31.08.1935 г. - Заключение комиссии Д/В краевого комитета ВКП(б) по материалам обследования Д/В территориального управления Гражданвоздухофлота в составе комиссии: Барминский - особый отдел ОКДВА и УГБ, Листовский - крайком комсомола, Хорин - ОВС ОКДВАрмии, Мильвид - ОВС ОКДВАрмии. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 32-36 (в частности, гл. VIII Катастрофа Светогорова. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 33).
5протокол №107 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 01.07.1935 г.. организация по розыску самолета комиссии. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 662, Л. 169.
* * *
Фотодокументы:
Два друга: Александр Светогоров (слева) и Петр Московдов (его жена - Анна Кирюхина), Хабаровск, Амурские ВВС, 1931 г.
Хабаровская краевая школа гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима (стрелкой отмечен Петр Московдов, выше его, слева - друг Александр Светогоров). 1931 г.
За штурвалом на Fokker D.XI (советское обозначение Фоккер ФД-11) №4747 - Александр Светогоров. 1931 г. Именно на этом самолете он пролетал под мостом на Амуре у Хабаровска, и над ул. Карла Маркса на предельно малой высоте, чем вызывал восхищение горожан.
Приказ №17 от 13 июня 1931 г. §1 по Дальневосточной краевой школе пилотов г. Хабаровска: зачислить в постоянный состав школы тов. Светогорова А.П. на должность инструктора летчика с окладом 275 руб. в мес. с 25 мая 1931 г. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1, Л. 10
Справка НКВД об участии в спасательной операции челюскинцев Александра Светогорова.