-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_russkij_sever

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2


Край озёр, грейдеров и храмов. Часть VII. Отъезд из северного края

Среда, 01 Февраля 2023 г. 21:57 + в цитатник
Седьмая часть рассказа о нашем летнем мини-путешествии в Кенозерский национальный парк, посвящённая 800-километровому пути домой из Каргополья.

Наступило наше последнее утро в Кенозерском национальном парке. Я проснулся с утра пораньше, чтобы собрать и погрузить в Ховер остатки вещей. Этим утром в Морщихинской похолодало, к тому же начался дождь. А к визит-центру в такой ранний час подъехал Мерседес с питерскими номерами: молодая пара с маленьким ребёнком хотела заселиться в номер - а никого из администраторов на месте не было. Мерседес долго стоял заведённым возле крыльца, малыш спал внутри, а его папа с мамой бродили по визит-центру и искали, кто бы мог выдать им ключ.

Мы с дочкой не дождались завершения этой истории. Погрузили вещи в Ховер - и в седьмом часу утра выехали. Дождь над Морщихинской и Лёкшмозером не прекращался, будто само Кенозерье плакало, провожая нас домой.



Мы хотели по пути сфотографироваться у деревянного знака "Кенозерский национальный парк" на выезде из парка. Но там уже стояла машина, люди были в разгаре фотосессии - поэтому решили не останавливаться, продолжили путь по узкому и извилистому мокрому грейдеру, который вскоре стал широким и относительно прямым. А вот в Лядины, конечно, грех было не заехать.



Двенадцатиглавая церковь Богоявления Господня была построена, если верить Интернету, в 1793 году (на табличке на храме, по-моему, был указан 1798 год). Она была летней церковью Лядинского погоста. Этот северный "тройник" включал в себя также зимнюю шатровую Покрово-Власьевскую церковь середины XVIII века и колокольню начала XIX века - которые, к сожалению, сгорели в мае 2013 года от удара молнии. "Тройников" на Русском Севере осталось всего шесть...



Лядины состоят из нескольких деревень. Богоявленская церковь находится в деревне Столетовской. К ней примыкает Гавриловская, которая раньше называлась Большими Лядинами. Говорят, на дорожном знаке-указателе в этом названии делали общепринятое сокращение. Это очень веселило путешественников - точно так же, как нас с товарищем в 2018 году развеселил знак перед рекой Малой Очей в Пинежье. В целом, куст деревень под названием Лядины - вполне живой, справный.



Далее по грейдеру, который иногда сменялся дорогой из плит, а иногда и вовсе асфальтом, мы доехали до деревни Ватамановской и свернули на север. Очень мне хотелось побывать летом в Красной Ляге, где мы с Денисом den-solotareff и Сашей Staroverof ночевали первую ночь во время нашего путешествия по Поонежью в феврале 2018 года. Дорога до Красной Ляги в тёплое время года оказалась гораздо менее ровной, чем зимой. Наконец, мы доехали до урочища и увидели её - старинную деревянную шатровую церковь Сретения Господня и Михаила Архангела, построенную в 1655 году.



Сретено-Михайловская церковь - красивая, высокая и стройная (потому что построена по схеме "восьмерик от самого фундамента" - а не более привычной схеме "восьмерик на четверике"). Ей уже больше 360 лет. Тогда, февральским утром 2021 года, при 30-градусном морозе и на фоне бескрайних снегов и утренней зари - она была прекрасна. И в этот раз, посреди пышной зелени и летних цветов, при жаре под 30 градусов, она тоже смотрелась очень живописно.



В Кучепалду - покинутую деревню в форме круга, располагающуюся по берегу исчезнувшего карстового озера - мы не поехали. Её было бы хорошо снять сверху, с квадрокоптера - но у нас его с собой не было. А насчёт 30-градусной жары я если и преувеличил, то не очень сильно: утренний дождь к тому моменту кончился, а утреннее похолодание начало сменяться дневным зноем. Был девятый час утра, мы покинули Красную Лягу и направились в Каргополь, где нужно было заправиться и позавтракать.

На АЗС "Роснефть" под Каргополем мы приехали в девять часов - и попали в приличную очередь из грузового и пассажирского транспорта. Видимо, все заправлялись перед рабочим днём. Я начал было привычно нервничать из-за этой задержки, но тут же сообразил: это было бы естественно там, в обычной жизни, в мире повседневной суеты "работа - дом - работа", в родной и знакомой средней полосе. Спустя несколько часов нам предстояло попасть в тот мир, где уже можно будет нервничать из-за любого пустяка и постоянно спешить неведомо куда. Но под Каргополем, на Русском Севере, в краю живописных озёр, бесконечных грейдеров и старинных деревянных храмов, где будто сам Господь два раза в день раскрашивает небеса золотом и багрянцем, словно чтобы напомнить людям о тленности мирской суеты - как можно позволять себе нервничать из-за такой мелочи, как очередь на заправке? Я мгновенно осознал, что это просто невозможно и абсолютно бессмысленно.

Пока ждали своей очереди, поговорили с дочкой об её впечатлениях от Кенозерского парка. Она сказала, что ей очень понравилось, но жаль было двух вещей: что так недолго там побыли и что не взяли с собой маму. А вскоре и раздаточная колонка освободилась, мы залили в Ховер полный бак бензина и купили по гамбургеру себе на завтрак - точно так же, как на ужин тремя днями ранее. Теперь спираль нашего путешествия раскручивалась в обратном направлении.



Позавтракав, продолжили свой путь на юг, в сторону дома. После Каргополя довольно долго шло асфальтовое шоссе, но потом начался тот самый грейдер, широкий и ровный. В этот раз я разгонялся до 100 км/ч - но на такой скорости машину уже начинало немного "носить" по дороге, в отличие от 90 км/ч.



Где-то по пути мы пересели реку Лёкшму, которая, как принято в этих краях, вытекает из Лёкшмозера. А через час с небольшим мы приехали в Солзу и покинули Архангельскую область. Впереди нас ждал ещё узкий и извилистый грейдер до Прокшина, словно граница между двумя мирами.



За несколько километров до Прокшина мы остановились на обочине. Спираль путешествия продолжала раскручиваться в обратном направлении: переместили кресло дочери на заднее сиденье, накачали колёса - и, съев по бутербродику, простились с дивным миром Русского Севера, с Каргопольем - краем озёр, грейдеров и деревянных храмов. Настало время выезжать на асфальт и возвращаться в привычный мир повседневности.



Очень точные строки написал vovka311 в своём повествовании об автопутешествии в сибирскую тундру:

Не знаю, многие ли меня поймут, но Арктика, тундра, Север, Заполярье - всё это вместе манит, зовёт и стонет в тебе по-тихому всё то время, когда находишься на Большой земле. Я, конечно, солгу, если напишу, что каждую ночь "на континенте" плохо сплю, ворочаясь с боку на бок, и подолгу не могу уснуть в тоске по Северу.
Нет.
Этот зов тихий, он не мешает жить, он больше помогает ждать...

Мы с дочерью, конечно, не были ни в тундре, ни в Заполярье (кто бы нас туда отпустил!). Но теперь и нам предстояло время от времени видеть во снах яркое золото северных закатов, величественность старинных деревянных церквей, чистоту и прозрачность каргопольских озёр и тёмные чащи кенозерских лесов. И мечтать, строить планы, куда именно мы поедем на Север следующим летом и кого с собой возьмём.

После выезда на асфальт и на трассу А-119 я хотел заехать на Куков родник - известный в этих краях источник - чтобы набрать домой вологодской водички. Но известность родника - это палка о двух концах: уж очень большая очередь была к источнику. Мы с дочкой решили не ждать, поехали дальше.

В очередной раз я заметил, что местность вдоль шоссе А-119 между Вологдой и Прокшином - очень примечательная. Где-то близко к Прокшину дорога идёт прямо по берегу реки (то ли Кемы, то ли Индоманки). Пейзаж получается очень живописный. Я снова пожалел, что не было с собой квадрокоптера: кадры с воздуха должны были получиться очень впечатляющими. Дочка вскоре заснула, а я продолжал вести машину по почти пустой дороге, иногда делая фотографии прямо на ходу. Здесь, например, запечатлено озеро Иткольское. Как в этих краях принято, из него вытекает река под названием Иткла.



Иткольское - маленькое озеро. Небольших водоёмов в этом краю тоже хватает - в дополнение к крупным озёрам Лаче, Воже, Белому и Кубенскому.



Уже после Ферапонтова и Кириллова мы пересекли Кишемский канал, построенный ещё в первой половине XIX века и являющийся частью Северо-Двинской водной системы, соединяющей Волгу и Северную Двину. Собственно Кишемский канал соединяет озеро Кишемское и реку Итклу. Иткла через Благовещенское озеро переходит в реку Порозовицу, впадающую в озеро Кубенское, из которого вытекает Сухона (и далее, сливаясь с рекой Юг, образует Северную Двину). А от Кишемского озера каналы вырыты до Шексны, впадающей в Волгу (точнее, в наше время - в Рыбинское водохранилище). Длина этой Северо-Двинской системы составляет 134 км. В наши дни по ней практически не перевозят грузы - но пишут, что используют в туристических целях.



А туристических объектов в этих краях немало - как минимум, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий монастыри. Я подумал, что как раз в эту местность хорошо бы приехать с женой. Потому что если я приеду один, или с детьми, или с товарищами - мы найдём уютное местечко на берегу одного из многочисленных местных озёр (где-нибудь посреди лесов, подальше от людей и от цивилизации) и очень комфортно проведём там время, не сходив ни в один музей. Супруга же стукнет кулаком по столу и скажет: "Никаких диких стоянок на берегу озера! Мы будем жить в городе, в гостинице, питаться в кафе и ресторанах - и ходить по музеям, изучать местную историю!" С ней поневоле придётся посетить все монастыри и музеи - что, конечно, будет замечательно.

Но в этот раз нам не светили ни монастыри с музеями, ни стоянка на берегу озера. Нужно было спешить домой, в Кинешму. Дочь спала на заднем сиденье, а я больше 200 километров вёл Ховер по отличному асфальту трассы А-119.



Ближе к Вологде слева засинело Кубенское озеро.



Перед Вологдой мы заправились на "Газпромнефти" в посёлке Майском - и там же отобедали в кафе "Баранка". Из кафе позвонили в Судиславль моей двоюродной сестре и напросились заехать к ним в гости по пути в Кинешму.



Как-то незаметно проскочили окружную Вологды и участок федеральной трассы М-8 "Холмогоры". Свернули на восток в Пречистом, следуя по маршруту, проторённому по пути в Кенозерье. В Любиме остановились сфотографировать то самое зернохранилище на выезде.



Дорога на Север всегда вызывает у меня воодушевление. Я запоминаю чуть ли не каждую яму в асфальте, едва ли не каждый кустик на обочине - и потом в рассказе пишу обо всех этих подробностях. На обратном пути такого совершенно нет. Ничего примечательного не отложилось в памяти по пути от Любима до Буя.



В Буе мы пересекли Кострому-реку по мосту и поехали дальше, в сторону Сусанина.



И вдоль этой дороги пейзажи были по-своему живописные - уже не вологодские, а костромские.



После Сусанина мы свернули на ту самую прямую дорожку до Судиславля и прокатились по пыльному грейдеру, которым нас было уже не испугать: в Каргополье мы добрых 500 километров по грейдерам накатали. Приехав в Судиславль, мы заехали в гости к семье моей двоюродной сестры. Очень у них гостеприимный дом, туда приятно приезжать и летом, и зимой. Нас накормили вкусным ужином, напоили чаем и долго расспрашивали о впечатлениях от путешествия - особенно дочку, у которой это было первое в жизни настолько дальнее и масштабное путешествие вдвоём с папой. Мы выехали из Судиславля уже в сгущающихся сумерках, а в Кинешму приехали в одиннадцатом часу.



За день было пройдено более 800 километров. Я выложил это последнее фото в свой Телеграм-канал https://t.me/beacon1143 - и пошли мы с дочкой домой, разгружать вещи, пить чай и много рассказывать о своих впечатлениях. На этом наше путешествие в Каргопольский край было завершено.

* * *
Такое путешествие нам обоим с дочерью очень понравилось. Жаль, что так мало дней у нас было: в Каргопольском секторе Кенозерского национального парка ещё много достопримечательностей, которые можно было бы посмотреть. Конечно, нам захотелось вернуться туда следующим летом в расширенном составе. По-моему, отдых в Морщихинской и окрестностях - как раз такой, каким и должен быть отдых с детьми. Визит-центр Каргопольского сектора - очень комфортное жилище, в котором есть все необходимые блага цивилизации: душ с горячей водой, туалет с унитазом, кухня с газовой плитой и даже Wi-Fi роутер с Интернетом. Лёкшмозеро - отличный водоём, в котором глубина убывает медленно, вода хорошо прогревается солнцем, а на берегу отличный пляж, причём без толп людей, какие бывают на южных курортах. А окрестности богаты очень примечательными и познавательными местами: от Кенозерских бирюлек в Масельге (куда можно доехать на автомобиле) и 150-летнего деревянного храма Александра Свирского на Хижгоре (куда можно дойти в рамках лёгкой прогулки) до Гужовской мельницы (куда уже необходимо совершать настоящий поход пешком через лес и на лодке по озеру, сквозь дикие места - и еду там необходимо готовить на костре либо на горелке).

Поход на мельницу мне особенно понравился, причём не только благодаря замечательной экскурсии от Натальи, на которую мы попали каким-то чудесным стечением обстоятельств. Мне кажется, если бы такая мельница была где-нибудь в Подмосковье, в часе езды от Москвы - добрых две трети впечатлений от неё оказались бы смазанными. До подобных достопримечательностей, хранящих дух старины, нужно добираться именно так: идти пешком по лесу, плыть на лодке по озеру, ехать на лыжах по снегу. Старинные деревянные здания не нужно посещать в спешке и суете, к которой все мы так привыкли в обычной жизни. Небыстрый и нелёгкий путь к ним, сопровождающийся физической усталостью и ощущением себя в одиночестве посреди глуши - он настраивает на правильный, неторопливый лад, на уважение к старинному объекту. Именно с таким настроением, как мне кажется, и нужно приходить на старую мельницу или древнюю деревянную церковь.

Мужество моей дочки приятно поразило меня уже второй раз за лето (первый был во время путешествия на Унжу). И длинный путь на автомобиле, и не такой уж лёгкий поход на мельницу дочь перенесла стойко, без всяких капризов и жалоб. Значит, в дальнейшем можно брать её с собой и в более сложные путешествия. Ховер нас тоже не подвёл - хотя я почему-то был почти уверен, что где-нибудь на глухом каргопольском грейдере у него откажет бензонасос. Но никаких поломок не было. Бензонасос я потом заменил уже в Москве, он и правда на ладан дышал.

Мы с Анатолием (с которым познакомились на мельнице) обменялись контактами и изредка переписывались. Он снимал много видео и собирается смонтировать клип о мельнице и не только. Когда он сделает это - я обязательно поделюсь роликом. Недавно мы с ним и с Натальей нашли друг друга во ВКонтакте. Любопытно было посмотреть фотографии с их стороны, как они преследовали нас в Левусозере на своей деревянной кенозерке.





В целом - мне отдых в Морщихинской понравился гораздо больше, чем на южных курортах. Да и ехать туда ближе. Доживём до следующего лета - надо будет повторить!
Оглавление
Часть I. Дорога в Кенозерье
Часть II. Кенозерские бирюльки
Часть III. Деревянный храм Хижгоры
Часть IV. Сквозь лес и по озёрам - к мельнице
Часть V. Гужовская водяная мельница
Часть VI. Возвращение с мельницы под дождём
Часть VII. Отъезд из северного края

https://russkij-sever.livejournal.com/2225774.html


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку