Поиск сообщений в lj_russkij_sever

-Постоянные читатели

Создан: 14.06.2005

РУССКИЙ СЕВЕР. ПУТЬ НА ПОЛНОЧЬ - LiveJournal.com

Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://russkij-sever.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??d3664cd0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть VII. Отъезд из северного края

Среда, 01 Февраля 2023 г. 21:57 + в цитатник
Седьмая часть рассказа о нашем летнем мини-путешествии в Кенозерский национальный парк, посвящённая 800-километровому пути домой из Каргополья.

Наступило наше последнее утро в Кенозерском национальном парке. Я проснулся с утра пораньше, чтобы собрать и погрузить в Ховер остатки вещей. Этим утром в Морщихинской похолодало, к тому же начался дождь. А к визит-центру в такой ранний час подъехал Мерседес с питерскими номерами: молодая пара с маленьким ребёнком хотела заселиться в номер - а никого из администраторов на месте не было. Мерседес долго стоял заведённым возле крыльца, малыш спал внутри, а его папа с мамой бродили по визит-центру и искали, кто бы мог выдать им ключ.

Мы с дочкой не дождались завершения этой истории. Погрузили вещи в Ховер - и в седьмом часу утра выехали. Дождь над Морщихинской и Лёкшмозером не прекращался, будто само Кенозерье плакало, провожая нас домой.

Мы хотели по пути сфотографироваться у деревянного знака "Кенозерский национальный парк" на выезде из парка. Но там уже стояла машина, люди были в разгаре фотосессии - поэтому решили не останавливаться, продолжили путь по узкому и извилистому мокрому грейдеру, который вскоре стал широким и относительно прямым. А вот в Лядины, конечно, грех было не заехать.

Двенадцатиглавая церковь Богоявления Господня была построена, если верить Интернету, в 1793 году (на табличке на храме, по-моему, был указан 1798 год). Она была летней церковью Лядинского погоста. Этот северный "тройник" включал в себя также зимнюю шатровую Покрово-Власьевскую церковь середины XVIII века и колокольню начала XIX века - которые, к сожалению, сгорели в мае 2013 года от удара молнии. "Тройников" на Русском Севере осталось всего шесть...

Лядины состоят из нескольких деревень. Богоявленская церковь находится в деревне Столетовской. К ней примыкает Гавриловская, которая раньше называлась Большими Лядинами. Говорят, на дорожном знаке-указателе в этом названии делали общепринятое сокращение. Это очень веселило путешественников - точно так же, как нас с товарищем в 2018 году развеселил знак перед рекой Малой Очей в Пинежье. В целом, куст деревень под названием Лядины - вполне живой, справный.

Далее по грейдеру, который иногда сменялся дорогой из плит, а иногда и вовсе асфальтом, мы доехали до деревни Ватамановской и свернули на север. Очень мне хотелось побывать летом в Красной Ляге, где мы с Денисом den-solotareff и Сашей Staroverof ночевали первую ночь во время нашего путешествия по Поонежью в феврале 2018 года. Дорога до Красной Ляги в тёплое время года оказалась гораздо менее ровной, чем зимой. Наконец, мы доехали до урочища и увидели её - старинную деревянную шатровую церковь Сретения Господня и Михаила Архангела, построенную в 1655 году.

Сретено-Михайловская церковь - красивая, высокая и стройная (потому что построена по схеме "восьмерик от самого фундамента" - а не более привычной схеме "восьмерик на четверике"). Ей уже больше 360 лет. Тогда, февральским утром 2021 года, при 30-градусном морозе и на фоне бескрайних снегов и утренней зари - она была прекрасна. И в этот раз, посреди пышной зелени и летних цветов, при жаре под 30 градусов, она тоже смотрелась очень живописно.

В Кучепалду - покинутую деревню в форме круга, располагающуюся по берегу исчезнувшего карстового озера - мы не поехали. Её было бы хорошо снять сверху, с квадрокоптера - но у нас его с собой не было. А насчёт 30-градусной жары я если и преувеличил, то не очень сильно: утренний дождь к тому моменту кончился, а утреннее похолодание начало сменяться дневным зноем. Был девятый час утра, мы покинули Красную Лягу и направились в Каргополь, где нужно было заправиться и позавтракать.

На АЗС "Роснефть" под Каргополем мы приехали в девять часов - и попали в приличную очередь из грузового и пассажирского транспорта. Видимо, все заправлялись перед рабочим днём. Я начал было привычно нервничать из-за этой задержки, но тут же сообразил: это было бы естественно там, в обычной жизни, в мире повседневной суеты "работа - дом - работа", в родной и знакомой средней полосе. Спустя несколько часов нам предстояло попасть в тот мир, где уже можно будет нервничать из-за любого пустяка и постоянно спешить неведомо куда. Но под Каргополем, на Русском Севере, в краю живописных озёр, бесконечных грейдеров и старинных деревянных храмов, где будто сам Господь два раза в день раскрашивает небеса золотом и багрянцем, словно чтобы напомнить людям о тленности мирской суеты - как можно позволять себе нервничать из-за такой мелочи, как очередь на заправке? Я мгновенно осознал, что это просто невозможно и абсолютно бессмысленно.

Пока ждали своей очереди, поговорили с дочкой об её впечатлениях от Кенозерского парка. Она сказала, что ей очень понравилось, но жаль было двух вещей: что так недолго там побыли и что не взяли с собой маму. А вскоре и раздаточная колонка освободилась, мы залили в Ховер полный бак бензина и купили по гамбургеру себе на завтрак - точно так же, как на ужин тремя днями ранее. Теперь спираль нашего путешествия раскручивалась в обратном направлении.

Позавтракав, продолжили свой путь на юг, в сторону дома. После Каргополя довольно долго шло асфальтовое шоссе, но потом начался тот самый грейдер, широкий и ровный. В этот раз я разгонялся до 100 км/ч - но на такой скорости машину уже начинало немного "носить" по дороге, в отличие от 90 км/ч.

Где-то по пути мы пересели реку Лёкшму, которая, как принято в этих краях, вытекает из Лёкшмозера. А через час с небольшим мы приехали в Солзу и покинули Архангельскую область. Впереди нас ждал ещё узкий и извилистый грейдер до Прокшина, словно граница между двумя мирами.

За несколько километров до Прокшина мы остановились на обочине. Спираль путешествия продолжала раскручиваться в обратном направлении: переместили кресло дочери на заднее сиденье, накачали колёса - и, съев по бутербродику, простились с дивным миром Русского Севера, с Каргопольем - краем озёр, грейдеров и деревянных храмов. Настало время выезжать на асфальт и возвращаться в привычный мир повседневности.

Очень точные строки написал vovka311 в своём повествовании об автопутешествии в сибирскую тундру:

Не знаю, многие ли меня поймут, но Арктика, тундра, Север, Заполярье - всё это вместе манит, зовёт и стонет в тебе по-тихому всё то время, когда находишься на Большой земле. Я, конечно, солгу, если напишу, что каждую ночь "на континенте" плохо сплю, ворочаясь с боку на бок, и подолгу не могу уснуть в тоске по Северу.
Нет.
Этот зов тихий, он не мешает жить, он больше помогает ждать...

Мы с дочерью, конечно, не были ни в тундре, ни в Заполярье (кто бы нас туда отпустил!). Но теперь и нам предстояло время от времени видеть во снах яркое золото северных закатов, величественность старинных деревянных церквей, чистоту и прозрачность каргопольских озёр и тёмные чащи кенозерских лесов. И мечтать, строить планы, куда именно мы поедем на Север следующим летом и кого с собой возьмём.

После выезда на асфальт и на трассу А-119 я хотел заехать на Куков родник - известный в этих краях источник - чтобы набрать домой вологодской водички. Но известность родника - это палка о двух концах: уж очень большая очередь была к источнику. Мы с дочкой решили не ждать, поехали дальше.

В очередной раз я заметил, что местность вдоль шоссе А-119 между Вологдой и Прокшином - очень примечательная. Где-то близко к Прокшину дорога идёт прямо по берегу реки (то ли Кемы, то ли Индоманки). Пейзаж получается очень живописный. Я снова пожалел, что не было с собой квадрокоптера: кадры с воздуха должны были получиться очень впечатляющими. Дочка вскоре заснула, а я продолжал вести машину по почти пустой дороге, иногда делая фотографии прямо на ходу. Здесь, например, запечатлено озеро Иткольское. Как в этих краях принято, из него вытекает река под названием Иткла.

Иткольское - маленькое озеро. Небольших водоёмов в этом краю тоже хватает - в дополнение к крупным озёрам Лаче, Воже, Белому и Кубенскому.

Уже после Ферапонтова и Кириллова мы пересекли Кишемский канал, построенный ещё в первой половине XIX века и являющийся частью Северо-Двинской водной системы, соединяющей Волгу и Северную Двину. Собственно Кишемский канал соединяет озеро Кишемское и реку Итклу. Иткла через Благовещенское озеро переходит в реку Порозовицу, впадающую в озеро Кубенское, из которого вытекает Сухона (и далее, сливаясь с рекой Юг, образует Северную Двину). А от Кишемского озера каналы вырыты до Шексны, впадающей в Волгу (точнее, в наше время - в Рыбинское водохранилище). Длина этой Северо-Двинской системы составляет 134 км. В наши дни по ней практически не перевозят грузы - но пишут, что используют в туристических целях.

А туристических объектов в этих краях немало - как минимум, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий монастыри. Я подумал, что как раз в эту местность хорошо бы приехать с женой. Потому что если я приеду один, или с детьми, или с товарищами - мы найдём уютное местечко на берегу одного из многочисленных местных озёр (где-нибудь посреди лесов, подальше от людей и от цивилизации) и очень комфортно проведём там время, не сходив ни в один музей. Супруга же стукнет кулаком по столу и скажет: "Никаких диких стоянок на берегу озера! Мы будем жить в городе, в гостинице, питаться в кафе и ресторанах - и ходить по музеям, изучать местную историю!" С ней поневоле придётся посетить все монастыри и музеи - что, конечно, будет замечательно.

Но в этот раз нам не светили ни монастыри с музеями, ни стоянка на берегу озера. Нужно было спешить домой, в Кинешму. Дочь спала на заднем сиденье, а я больше 200 километров вёл Ховер по отличному асфальту трассы А-119.

Ближе к Вологде слева засинело Кубенское озеро.

Перед Вологдой мы заправились на "Газпромнефти" в посёлке Майском - и там же отобедали в кафе "Баранка". Из кафе позвонили в Судиславль моей двоюродной сестре и напросились заехать к ним в гости по пути в Кинешму.

Как-то незаметно проскочили окружную Вологды и участок федеральной трассы М-8 "Холмогоры". Свернули на восток в Пречистом, следуя по маршруту, проторённому по пути в Кенозерье. В Любиме остановились сфотографировать то самое зернохранилище на выезде.

Дорога на Север всегда вызывает у меня воодушевление. Я запоминаю чуть ли не каждую яму в асфальте, едва ли не каждый кустик на обочине - и потом в рассказе пишу обо всех этих подробностях. На обратном пути такого совершенно нет. Ничего примечательного не отложилось в памяти по пути от Любима до Буя.

В Буе мы пересекли Кострому-реку по мосту и поехали дальше, в сторону Сусанина.

И вдоль этой дороги пейзажи были по-своему живописные - уже не вологодские, а костромские.

После Сусанина мы свернули на ту самую прямую дорожку до Судиславля и прокатились по пыльному грейдеру, которым нас было уже не испугать: в Каргополье мы добрых 500 километров по грейдерам накатали. Приехав в Судиславль, мы заехали в гости к семье моей двоюродной сестры. Очень у них гостеприимный дом, туда приятно приезжать и летом, и зимой. Нас накормили вкусным ужином, напоили чаем и долго расспрашивали о впечатлениях от путешествия - особенно дочку, у которой это было первое в жизни настолько дальнее и масштабное путешествие вдвоём с папой. Мы выехали из Судиславля уже в сгущающихся сумерках, а в Кинешму приехали в одиннадцатом часу.

За день было пройдено более 800 километров. Я выложил это последнее фото в свой Телеграм-канал https://t.me/beacon1143 - и пошли мы с дочкой домой, разгружать вещи, пить чай и много рассказывать о своих впечатлениях. На этом наше путешествие в Каргопольский край было завершено.

* * *
Такое путешествие нам обоим с дочерью очень понравилось. Жаль, что так мало дней у нас было: в Каргопольском секторе Кенозерского национального парка ещё много достопримечательностей, которые можно было бы посмотреть. Конечно, нам захотелось вернуться туда следующим летом в расширенном составе. По-моему, отдых в Морщихинской и окрестностях - как раз такой, каким и должен быть отдых с детьми. Визит-центр Каргопольского сектора - очень комфортное жилище, в котором есть все необходимые блага цивилизации: душ с горячей водой, туалет с унитазом, кухня с газовой плитой и даже Wi-Fi роутер с Интернетом. Лёкшмозеро - отличный водоём, в котором глубина убывает медленно, вода хорошо прогревается солнцем, а на берегу отличный пляж, причём без толп людей, какие бывают на южных курортах. А окрестности богаты очень примечательными и познавательными местами: от Кенозерских бирюлек в Масельге (куда можно доехать на автомобиле) и 150-летнего деревянного храма Александра Свирского на Хижгоре (куда можно дойти в рамках лёгкой прогулки) до Гужовской мельницы (куда уже необходимо совершать настоящий поход пешком через лес и на лодке по озеру, сквозь дикие места - и еду там необходимо готовить на костре либо на горелке).

Поход на мельницу мне особенно понравился, причём не только благодаря замечательной экскурсии от Натальи, на которую мы попали каким-то чудесным стечением обстоятельств. Мне кажется, если бы такая мельница была где-нибудь в Подмосковье, в часе езды от Москвы - добрых две трети впечатлений от неё оказались бы смазанными. До подобных достопримечательностей, хранящих дух старины, нужно добираться именно так: идти пешком по лесу, плыть на лодке по озеру, ехать на лыжах по снегу. Старинные деревянные здания не нужно посещать в спешке и суете, к которой все мы так привыкли в обычной жизни. Небыстрый и нелёгкий путь к ним, сопровождающийся физической усталостью и ощущением себя в одиночестве посреди глуши - он настраивает на правильный, неторопливый лад, на уважение к старинному объекту. Именно с таким настроением, как мне кажется, и нужно приходить на старую мельницу или древнюю деревянную церковь.

Мужество моей дочки приятно поразило меня уже второй раз за лето (первый был во время путешествия на Унжу). И длинный путь на автомобиле, и не такой уж лёгкий поход на мельницу дочь перенесла стойко, без всяких капризов и жалоб. Значит, в дальнейшем можно брать её с собой и в более сложные путешествия. Ховер нас тоже не подвёл - хотя я почему-то был почти уверен, что где-нибудь на глухом каргопольском грейдере у него откажет бензонасос. Но никаких поломок не было. Бензонасос я потом заменил уже в Москве, он и правда на ладан дышал.

Мы с Анатолием (с которым познакомились на мельнице) обменялись контактами и изредка переписывались. Он снимал много видео и собирается смонтировать клип о мельнице и не только. Когда он сделает это - я обязательно поделюсь роликом. Недавно мы с ним и с Натальей нашли друг друга во ВКонтакте. Любопытно было посмотреть фотографии с их стороны, как они преследовали нас в Левусозере на своей деревянной кенозерке.

В целом - мне отдых в Морщихинской понравился гораздо больше, чем на южных курортах. Да и ехать туда ближе. Доживём до следующего лета - надо будет повторить!
Часть VI. Возвращение с мельницы под дождём
Часть VII. Отъезд из северного края

Арктика-2022 -2.Стояние на Скорбеевке.

Вторник, 24 Января 2023 г. 22:47 + в цитатник
Безусловно,Скорбеевская бухта-одно из самых красивых мест на Рыбачьем.

Грешно было просто затупить над обыденными стояночными делами и не воспользоваться прекрасной погодой для прогулки по берегу.Море глухо ухало,волнуясь и перемешивая,как в жернове,булыжники.Ничто не пьянит так,как свежий ветер,запах нагретой земли,водорослей и морской воды.

Если просто сесть на стелющиеся наноберезы и рассыпавшиеся за миллионы лет пласты сланца,закрыть глаза и просто слушать море и птиц,на минуту можно оказаться в далеком прошлом,когда по этим берегам еще не ездили "шишиги" и лифтованные внедорожники,а было только море,небо,тундра и голоса куликов.

Берег здесь сложен несколькими террасами,образовавшимися из-за колебания уровня моря и мощных штормов

Булыжники крупные,идти одно удовольствие.

Бакланий санаторий на одной из скал.Сидят сушатся.

Этот кусок исполинского гребня море обточило как брусок мыла.

Спящее чудовище

Женька и море

на дракона можно залезть,вид оттуда прекрасный

Надька нашла каменное сердце.Блин,мы ступили и не взяли его с собой!

Каменная гребенка

Нашли разбитый баркас,не упустили повода подурачиться в нем

Любимая микрожизнь среди камней

Камнеломки

наверное,одно из лучших фото поездки.Скорбеевка-одно из мест,где человек воистину мал.

по дороге к машине набрели на полянку отцветших дриад

Вечерело.Ветер дул как в трубу-к какой бы стенке мы ни примеривались,тепло выдувало моментально,и мы решили спуститься к реке,благо прямо на берегу пустовала маленькая стоянка-как раз под две палатки.Накололи дров,наносили воды,обустроили быт-пора было и поужинать.

Готовка борща под жерлом аэродинамической трубы-то еще удовольствие.Все тепло,несмотря на экран ,сдувало нафиг,борщевая заготовка вяло квасилась в не желающем закипать котле.Под конец,окончательно околев,мы залезли с горелкой и котлом под тент Надькиной палатки и варили борща уже там,отвлекаясь то на глоток согревающего,то на кусочек сала.

А на сытый желудок и холод переносится легче.

Утречком пошли смотреть водопадики на Скорбеевке (а заодно и помыться,пофиг что не жарко,гигиена в полях наше все;думаю,заскорузлые мужики-краболовы немало порадовались четверым голым женским задницам,плещущимся в речке в плюс семь ))) )

вода проточила здесь красивый каньон за долгие тысячи лет

маленькой жизни даже в лощинах приходится тут тяжело

Напоследок сходили снова к морю.Веетр не утихал,чайки носились над водой с воем и мяуканьем-ну как в такую погоду в таком святом месте да не выпить сердечного подгона от лепшего друга!Саш,в общем теперь это наш официальный маскот)

Собравшись,потихоньку двинулись в сторону Кекурского.По пути немного заплутали в сети раздолбанных дорог,форсировали пару достойных луж и уперлись в неодолимую для стоковой шнивы.Пришлось вернуться почти к Скоробеевке,и оттуда уже наезженной дорогой двинуться в сторону Вайда-Губы.Небо мрачнело,весь небосвод заняла сулящая смену погоды облачность,но кто ж пожертвует отпуском из-за непогоды?

Арктика-2022 - 1.На Рыбачий.

Воскресенье, 15 Января 2023 г. 16:07 + в цитатник
В любимые места удается вырываться нечасто,но и изменять им не хочется.Далеко не все еще увидели,не все облазили,да и друзей не видели тоже давно.Проходит год,другой,шило начинает неудержимо колоть и ворочаться,значит пора ехать не Север.

Груженая четырьмя человеками,походным скарбом и несколькими мешками снеди и фоторюкзаков Шнива тащится еле-еле,и первую ночь мы встретили в карьере где-то у трассы,уже от безысходности встав на стоянку уже в темноте.Для меня до сих пор загадка,как rzhavka и Женька поместились среди ведра с картохой,пары кочнов капусты и прочего жрата.Особенно весело было все это утром укладывать обратно и помещаться самим)

Проезжаем Имандру

не остановиться тут хоть на полчаса невозможно

Заехали в Мурманск традиционно залить полностью все емкости под горючее и встретиться с far_far_north.Саня,ты спас нас не только от геморроя с пропусками в Лиинахамари,но и выдал нам в дорогу неоценимого маленького хрустального друга,скрасившего нам дни в суровом заполярье,но об этом потом)
Ближе к вечеру доехали уже до Долины Славы,ну а оттуда уже рукой подать и до Титовки,и погранпоста.

Река далеко внизу,вода в этом августе была малая.

За прошедшие годы Средний и Рыбачий изменились.Около отворотки на Швабенвег строят мощный комплекс,стоят камазы,раздолбана часть дороги.Эти места прежними уже не будут.Нам еще довелось их увидеть,какими они были.

постояли,погрустили и поползли наверх,через перевал.

Наверху задувало таким лютейшим образом,что даже в самых красивых местах не хотелось останавливаться надолго.Зато море было охеретительно красивого лазурного цвета.

Ночевать мы устроились в каких-то кустах на Среднем,удачно найдя оставленную кем-то стоянку и даже некий запас дров.К вечеру ветер немного стих и мы даже посидели в сумерках,наблюдая стоянку на противоположном берегу бухты.

С утра распогодило-ветер растащил последние клочья облаков.А после завтрака и кофе жить стало лучше и существенно веселее.Предстояла самая муторная часть-тащиться по раздолбанной грунтовке по Среднему.

Естественно,мы уже никуда не торопились и ползали по камням,фоткали сущащихся бакланов

старые створники

и просто красивый берег.
Трудно обьяснить,но я почему-то испытываю глубокую привязанность к этому берегу,к микродеревьям,скалам,мерзкому ветреному и дождливому лету.Не мазохизм,наверное просто желание хоть на недолго увидеть мир,каким он был задолго до нас.

Когда зависаешь в таких местах,грешно отказываться от предлагаемых тебе судьбой даров,особенно если это уже напиленный сухой плавник.Тащили во всем ,чем смогли утащить-в дело отлично пошли найденные в камнях сортир (новый,гусары-молчать!) и ведерко.

Запасшись топливом (потом оно нам пригодилось,и еще как!),двинулись дальше.На Черном пляже уже вырос глэмпинг.Мусорки так же выросли,видимо вывоз мусора стоит уже каких-то совсем ебических денех,раз его стыдливо запихивают в пустые бочки вдоль дорог,которые некогда служили указателями.Мы все свое вывезли назад как честные люди,чего и вам желаем.

Дальше дорога наша легла в сторону Скоробеевки,где мы и планировали остановиться на дневку.По дороге уцепили охотящихся птиц и просто не могли не поохотиться на них с телевиком.Видели целых троих,кружили над пересохшим озерком.

Качество не очень,все же это было уже на пределе моего обьектива.

Тундра с ее бесконечным количеством озер и Вайда-Губа далеко.Жарко не было,но было сладко стоять на ветру,ощущать специфический запах нагретого болота и смотреть на охотящихся птиц.

Заброшенная Скоробеевка.

Автобус показался неожиданно целым,вряд ли он стоит тут с момента расформирования части

Мы свалили с бугра,с полчаса покатались по дорожкам,ведущим в сторону реки и оставили машину недалеко от берега,чтобы побродить по берегу моря.

Суббота, 07 Января 2023 г. 17:39 + в цитатник

Древние сакральные смыслы образа хвойного дерева (ель, сосна) в тверской традиционной культуре
Ситникова С.А. Художественное образование и наука. 2020. № 2 (23). С. 163-175

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть VI. Возвращение с мельницы под дождём

Понедельник, 02 Января 2023 г. 12:23 + в цитатник
Шестая часть повествования о нашем летнем автопутешествии в Кенозерский национальный парк, посвящённая обратному пути с водяной мельницы, осложнявшемуся начавшимся дождём и неведомо откуда появившейся мошкарой.

Когда мы с дочерью вернулись к мельнице - мы увидели, что Анатолий с Натальей, пока мы бродили по лесу, уже собрали всё общественное имущество, заперли его в "Доме мельника" и отошли от причала на лодке. Нам они помахали рукой со словами:
- Увидимся в Морщихинской!

И всё бы ничего, только чайник, который я вскипятил и поставил остужаться, чтобы запасти питьевой воды на обратный путь - тоже был заперт в гостевом доме! Обидно, конечно - но сам виноват: надо было предупредить и попросить подождать.

Мы ещё немного побродили по окрестностям мельницы, оценивая инфраструктуру вокруг "Дома мельника". Обнаружили туалет с унитазом - тоже, можно сказать, атрибут цивилизации.

Я подумал, что было бы неплохо приехать в это место большой компанией и несколько дней пожить в гостевом домике в здешней глуши. Ходить по окрестным лесам и на лодке по озеру, купаться в Кулгом-ручье, мыться в бане, готовить на газовой плитке (а то и на костре) - и наслаждаться оторванностью от цивилизации, от Интернета и сотовой связи. Хотя, с другой стороны, у нас в деревне почти то же самое - только озера и лодки нет. Зато в деревню не заявятся неожиданно экскурсанты, желающие посмотреть водяную мельницу.

Как-то неожиданно из-за деревьев выглянули тучи. Мы быстро собрались и погрузились в лодку, но дождь застал нас ещё в Кулгом-ручье. Впрочем, осадки не доставляли особых неприятностей - в отличие от мошкары, которая с началом дождя неведомо откуда взялась в огромных количествах. На фото дочка сидит в лодке, намотав на голову мою мультибандану, чтобы мошки не кусали. А на заднем плане - тот самый "дорожный" знак в виде жёлтого ромба (даже квадрата), которым отмечают места проток между озёрами и рек. В данном случае этот знак указывает на место, где из Левусозера вытекает Кулгом-ручей.

На обратном пути я уже освоился с вёслами и чувствовал себя уверенно. Кроме того, пасмурное небо, дождь и мошкара совсем не располагали к остановкам с целью полюбоваться окружающей природой. Мы быстро прошли Левусозеро и Торосозеро. В одном месте я несколько десятков метров грёб со всей силы, разгоняя лодку до максимальной скорости. Потом посмотрел по треку - там было 4,7 км/ч. При этом скорость 4,3 км/ч достигалась регулярно на всём протяжении обратного пути. Получается, нет никакого смысла тратить силы ради выигрыша в 10% скорости. Лучше спокойно грести в умеренном темпе.

Уже привычно мы проскочили под пешеходным мостиком, разделяющим Торосозеро и Вендозеро.

К этому моменту питьевая вода у нас кончилась: несмотря на дождь, на улице было по-прежнему жарко. Я отошёл подальше от берега, чтобы не хлебать пропахшую травой и прочими растениями прибрежную воду, аккуратно перелез на корму и набрал полную бутылку. Насчёт пригодности для питья сырой озёрной воды я уточнял у Натальи - она сказала, что сама смело её пьёт.

Дочь, поменявшаяся со мной местами и оказавшаяся на вёслах, захотела сама попробовать грести. Вёсла были для неё слишком тяжёлыми и толстыми. Зато фото получилось хорошее - будто специально, чтобы подтверждать жалобы маме: "Папа заставлял меня пить сырую воду из озера и всю дорогу грести вёслами!"

Когда мы начали приближаться к лодочной станции - заметили, что лодка обитателей гостевого дома тоже подходит к своему причалу. И их лодка, если мне сейчас не изменяет память, тоже была синего цвета и не деревянной. Я подумал, что не стоит приставать к их причалу со словами: "Мы тут у вас лодку украли, но ненарочно". Лодка у них была своя, мешать им выгружаться было незачем - да и неизвестно, как эти люди отреагировали бы на то, что мы в их отсутствие забрали лодку от их причала. Пристали мы к берегу возле лодочной станции. Открыли будку ключом и положили на место жилеты.

Поразмыслив, я и вёсла из нашей лодки забрал и запер в лодочной станции. Подумал, что так они будут сохраннее; а даже если эта лодка действительно относится к гостевому домику близ станции - то его постояльцы, имея ключ, всегда смогут забрать вёсла.

Заперев лодочную станцию, мы с дочкой съели последний сникерс, который к тому моменту уже растаял от жары: надо было подкрепить силы для пешего перехода в Масельгу. Бросили прощальный взгляд на Вендозеро. В этот момент появилось грустное ощущение, что где-то впереди забрезжило окончание нашего путешествия: лодочные приключения кончились, а на следующий день уже предстояло возвращаться домой, в Кинешму.

Обратно мы пошли немного другим путём: не по узкой тропе через лес, а по дороге через поле, засеянное овсом. На OSM-картах рядом с этой дорогой обозначена некая достопримечательность - и мы вскоре её увидели. Это оказалась деревянная смотровая площадка.

С высоты площадки открывается вид на окрестности - в том числе, на деревню Гужово.

Дождь всё это время продолжал накрапывать. А дочь начала проявлять первые признаки усталости: всё-таки к этому моменту мы уже десять часов находились на ногах.

Продолжая свой путь, мы вышли на ту самую лесную дорогу, идущую по берегу Масельгского озера, по которой шли утром. На берегу там довольно много туристических стоянок. Поскольку время было вечернее (плюс ещё дождь шёл), их обитатели уже находились на месте: жгли костры, готовили ужин. Возле одной стоянки нас даже облаяла собака. А ещё рядом с этими стоянками были припаркованы машины. Вероятно, если забронировать такую стоянку - к ней разрешается проехать на автомобиле через КПП в Масельге. Я подумал, что и так пожить было бы неплохо, особенно если приехать с детьми: ночевать в палатке на берегу озера, еду готовить на костре.

В одном месте с этой дороги, ведущей вдоль озера, открывается хороший вид снизу на купол церкви Александра Свирского на Хижгоре.

Не сразу я уговорил дочку сделать небольшой крюк и дойти всё-таки до геокешерского тайника, который мы нашли предыдущим вечером, но не смогли отметиться в блокноте, потому что нечем было писать. В этот раз карандаш был с собой. Мы благополучно сделали запись - и оставили карандаш в контейнере для будущих искателей тайника, чтобы они не столкнулись с такой же проблемой.

До Масельги оставались последние сотни метров.

И вот, наконец, мы дошли до КПП. Посмотрели назад, увидели Масельгское озеро, которое выглядело прекрасно в лучах северного заката. Грустное ощущение прощания с Кенозерским парком и вообще с Севером только усилилось.

Зашли на масельгский КПП и отдали дежурному ключ от лодочной станции. Сели в Ховер, расслабленно вытягивая конечности. Пешеходно-лодочная часть нашего похода была завершена.

Трек пути от мельницы до Масельги можно посмотреть тут: https://gpsloglabs.com/share/4d9cb1c65893c14c00778329fe8bbbb50ec92cae/

В визит-центр в Морщихинской мы приехали ещё засветло: летом на Севере день длинный. Купаться уже не стали: поздновато было для таких дел, да и устали мы сильно. Сразу направились на кухню, приготовили снова макароны с тушёнкой и поужинали. В это время в офис визит-центра зашла какая-то дама с двумя огромными собаками. Пришлось закрыть дверь на кухню, потому что эти два шерстистых зверя так и норовили зайти к нам (вероятно, на запах тушёнки), пока их хозяйка о чём-то договаривалась с администрацией.

А после ужина наступили грустные хлопоты, связанные с предстоящим наутро отъездом. Мы собирали сумки, я носил их в Ховер, грузил в багажник. В процессе погрузки встретился у крыльца с Анатолием - он пришёл в визит-центр договориться о продлении своего проживания. Поговорили, обменялись контактами. А позже, уже перед сном я на кухне разговорился с той женщиной, которая приехала с двумя дочерьми в Морщихинскую вместо Анапы. Ей тоже полагалось выезжать из визит-центра на следующий день (потому что в их номер уже въезжали новые жильцы) - а она хотела остаться ещё хоть на денёк. И администрация нашла для неё вариант - какой-то маленький охотничий домик в лесу (разумеется, без электричества и водопровода). Вот она и раздумывала, не страшно ли ей будет ночевать в этом домике одной с двумя девочками... Всем было грустно уезжать и заканчивать отпуск, никто не хотел так просто покидать это райское местечко!

Я долго не шёл спать, держась поближе к роутеру и выкладывая одну за другой фотографии с мельницы в свой Телеграм-канал: https://t.me/beacon1143/ Наконец, выложив последнее фото, отправился в номер и, думая о предстоящей наутро долгой дороге, довольно быстро заснул.

Часть VI. Возвращение с мельницы под дождём

Треугольное озеро

Четверг, 29 Декабря 2022 г. 18:08 + в цитатник
В хорошие летные выходные грех сидеть дома,а значит,нужно следовать новым маршрутам.На июньские праздники (поразительно,но в этом году участь работать нас миновала) мы решили сьездить на разведку на озеро Треугольное,полазить по скалам.Полазить,с моей шарообразностью,это сильно сказано,конечно,короче-залезть везде,где можно и увидеть все,что можно.Поехали мы через Свободное (Кирву),и вполне предсказуемо уперлись сначала в руины фабрики по производству фетра

а потом в лютый мост через речку.Я походила по нему,прикидывая,каким боком удобнее будет лезть по горбылям,чтобы не свалиться в колею или в речку,а потом заглянула с другой стороны моста и как-то передумала.Нужно было отыскать заезд с другой стороны.В результате мы где-то с час поколесили по лесным дорогам,выехали сначала в Лосево,а оттуда в Светогорск,где,наконец,и нашли вожделенный поворот в сторону озера.Полчаса езды через чудесные боры и ельники-и вот мы уже на перешейке между озерами Треугольное и Верхнее Новосельское.Если честно,я не ожидала,что на дороге будет моститься тьма машин,а практически все стоянки заняты.Покрутившись немного,мы нашли чудесную стоянку на Верхнем Новосельском с персональным нырятельным камнем

и немедленно открыли купальный сезон.
Стоянка оказалась шикарной-от ветра нас прикрывал гребень скалы,в топливе недостатка не было,так что фактически,отель пять звезд,рекомендуем.

не теряя времени,пошли гулять на Треугольное

Проходим мимо массива "Альтернативные скалы"

Отчетливо видны ледниковые бороздки,образовывающиеся,когда ледник тащит камни и гравий по твердому основанию,и проточенные водой ямки на скалах.

эльфийская тропа

Зона вывала-огромные отломки скал беспорядочно громоздятся у подножия массива.Большинство камней высотой больше двух-трех метров и очень привлекательны для боулдеринга.

если пролезть в эту щелку и немного потрудиться,то выходишь к подножию массива

Скалолазы не зря любят Треугольное,оно прекрасно.

если приглядеться,можно увидеть пару маленьких фигурок,ползущих по стене

Девушка и скалы

Одно из самых красивых мест на Треугольном.Мы тут долго зависли,любуясь скалой.

Человеки наверху

Как человек шарообразного телосложения,я им люто и беспощадно завидую,и все равно стремлюсь залезть куда могу.
Месиво,из которого мы вылезли,вид сверху

Еще один водобойный желоб,если я правильно понимаю (тапками не бейте,я ж не геолог и не гляциолог)

Белая ночь.Ветра нет,плавать одно удовольствие.

С утра снова пошли на скалы.

Белые пятна-это магнезия,кто-то облюбовал этот валун для боулдеринга.

Как мало иногда надо,чтобы в скалах выросло дерево.

Скромно подглядываю за спортсменами.Поразило количество детей на Треугольном.Конечно,они не проходят самые сложные трассы,доступные взрослым,но уровень подготовки у маленьких прекрасный.

Нам с нашими навыками доступна нахоженная тропа на вершину массива.

Массив здесь самый красивый в наших краях

Вот мы и наверху

Отсюда хорошо видны стоянки на противоположном берегу

и наше озеро

ребята сидят чилят на гребне

место,как говорится,намоленное,приходится ждать своей очереди,как и другим компаниям.

так что рожденные ползать тоже немного умеют лазить!

Жила кварца

Пока мы ждали своей очереди,подвалила еще компания бодрых людей пенсионного возраста с фотоаппаратами и скоренько выселила нас с вершины.Унывать мы не стали и пошли искать старую финскую плотину на Новоселовке.

Мелкая речка так и манила искупаться,тем более что по дороге к плотине я эпично навернулась на разьезженной глинистой дороге.

течение было настолько сильное,что практически забивало под камни в улове,учитывая,что река частично размыла плотину,близко знакомиться с корявым цементом и ржавой арматурой я не захотела,а купавшися параллельно с нами мужичок и вовсе потерял трусы (и вот смысл был в них лезть,в глухом лесу,чего там рыбы не видели)

Выше плотины река мирная и спокойная

дорожка к плотине,временами с очень доставляющими ямами.

Сожранные комарами до мяса,мы дошли обратно до стоянки,свернулись и потихоньку поехали в обратную сторону,решив на обратной дороге заехать в Лиетлахти-приют скалолазов всего Северо-Запада.Лиетлахти — так называлась старинная финская деревня, располагавшаяся в окружении пяти озёр,скал,сейдов,речки,русло которой образовано ледником,соснового леса с грибами,ягодами и мхами.Первые дома в Лиетлахти были построены в 1635 г.Лиетлахти сегодня - это природно-этнографический парк, работы по созданию которого начались в 2008 г. Сейчас на этой территории природно-этнографический парк, идея создания которого принадлежит супругам Ольге и Жану Гражулис.В состав этих работ входит также деятельность по воссозданию одноименного хутора.Территория парка соответствует исторической территории деревни Лиетлахти.За прошедшие годы ими была проделана огромная работа ,и теперь Лиетлахти-чрезвычайно гостеприимное и интересное место,где рады любому гостю,даже если он не в скальниках и обвязке.

Нам посчастливилось познакомиться с Жаном и Ольгой,и мы очень благодарны за рассказ о Лиетлахти,возможность погулять по окрестностям и прекрасный гайдбук по этому району,который интересен не только скалолазам,но и просто туристам,и фотографам (позволю себе ссылку на внешний источник).

Конечно,двух дней было беспощадно мало для этих прекрасных мест,так что мы непременно вернемся.Особенно хочется вернуться в пору листопада и перед зимой,по первым морозам,когда эти места будут особенно красивы.

Кивипарк

Вторник, 20 Декабря 2022 г. 20:47 + в цитатник
Так получилось,что весна и лето у меня выдались очень напряженными и практически никуда не ездили,весной только выбрались в Кивипарк и ближе к осени повторили туда же прогулку.Меня не покидает желание приехать туда по осени и перед зимой,в пору первых заморозков осталось только найти для этого время.
Кивипарк-относительно новая эктотропа по побережью Выборгского залива,начинающаяся за Чулково,фактически в Кубенском.Начало тропы -от этого дома (пока мне не удалось найти упоминания о том,что это за дом).

Сеть грунтовых дорог там выходит на побережье залива,стоит пройти пару километров ,мимо лесного озера,братских могил погибших на войне,отворотки к старому хутору.

Весной фундаменты густо покрыты молодыми ландышами.

Остатки моста на остров.

Май-время пронизывающего ветра и особенной,ярко-синей воды.

Воды здесь мелкие и каменистые

Наткнулись случайно на маленькую елочку,сидящую.как на троне,на срубленной березе

Майские первоцветы

Печеночницы в наших краях бывают не только синие,но лиловые и белые.Белые видела один только раз,они редкие.

Очередной стенд

подходим к стоянке на мысе Кубенском,вернее,в одной из его бухточек

Приятно видеть,что стоят очень качественные навесы и оборудованные костровые места.Есть даже запас пеллетов,уж не знаю,привез наверное кто-то.

Смешной маленький ручеек

безмятежная чайка

Дальше тропа пойдет по валунному берегу.

Белая черточка-маяк Поворотный на Туппурасаари,острове Вихревом-одном из самых живописных островов залива,кроме отдаленных.

Идем дальше

тропа хорошо размечена,заблудиться невозможно

можно и вовсе следовать береговой линии,так даже интереснее-скакать по валунам.
Подходим к полуострову Сторожок

Валуны здесь местами обточены-это воздействия штормов,катающих крупные камни,как зерна в кофемолке.

по таким каменным мостовым скакать одно удовольствие

самая чудная смотровая площадочка

летом мы здесь просто пол-вечера валялись и чилили.
Любимая микрожизнь в виде очитков

и микроножик

весенний лес

Сдуру мы не пошли на сам Сторожок (наверстали уже летом,там есть папа очень атмосферных месте),а пошли к следующей бухте через остатки каменоломни-таких по заливу и Приладожью были десятки,гранит был расходным материалом,ничего сверхъестетвенного)

К сожалению,мы на несколько лет опоздали-покоившиеся долгие годы под водой гранитные колонны для Казанского собора увезли в Выборг.Так мы их и не увидели.

Назад мы вернулись другой дорогой,мимо болотины с засидкой,жаль,она была далеко,знать бы-фотографы делали или охотники,так-то на болотах можно много птиц увидеть.
Следующий раз мы вернулись сюда летом ,в разгар июльской жары.Безлюдные по весне берега были сплошь в отдыхающих,что,однако,не помешало пастись прямо у нас под ногами вот такой чудной птице

если птице очень уж сильно доставалось внимания,она неторопливо сползала в воду

Так и не знаю,была ли она больна и не могла дальше мигрировать,или просто ей было комфортно и не было желания улетать.
Лето-пора буйного цветения наших скромных северных цветов

Это мое,это мой дом,среди этих сосен и камней я и состарюсь,никуда не уеду.

длинные ,как волосы и скользкие водоросли на сброшенных в воду заготовок каменоломни

Мое любимое место здесь

Вечером все утихает-и люди,и ветер.Корабли неспешно идут по рейду.Сейчас их совсем немного,не то что пару лет назад.

Солнце садится.Палатку иногда шевелит ветер,и какая-нибудь птица гукнет в сумерках.В какой-то момент даже кажется,что мы одни на этом берегу,но так,конечно же,не бывает.Может быть,лишь в канун зимы.Надо будет проверить)

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть V. Гужовская водяная мельница

Четверг, 15 Декабря 2022 г. 23:33 + в цитатник
Пятая часть рассказа о нашем с дочерью августовском путешествии в Кенозерский национальный парк, в которой мы совершенно неожиданно попадаем на замечательнейшую экскурсию по Гужовской водяной мельнице, включающую запуск мельницы и наблюдение за её работой.

Конечно, в лодке, догнавшей нас, не оказалось никаких убийц и грабителей. В ней плыли мужчина и женщина с той же самой целью, что и мы: посмотреть на Гужовскую мельницу. Мужчина представился Анатолием и помог нам пришвартовать лодку к деревянному причалу возле мельницы.

Когда мы все четверо оказались на суше, я первым делом спросил у экипажа деревянной лодки:
- Как вы добыли ключ от лодочной станции?
- У меня же набор ключей экскурсовода, - спутница Анатолия потрясла связкой. - Ключ от станции тут тоже есть.
Я не стал уточнять, откуда у неё ключи экскурсовода - хотя этот момент не понял. Анатолий добавил мне непонимания:
- Подходите, слушайте - сейчас вам замечательную экскурсию по мельнице проведут!
Я ответил:
- Мы хотели записаться на экскурсию на мельницу, но в визит-центре сказали, что она только послезавтра будет.
- Да нет, я ведь вообще уволилась месяц назад, - сказала спутница Анатолия. - Хотя я говорила им, что сегодня готова провести экскурсию. Видимо, группа не набралась.
Понимания не прибавилось, но мы с дочерью подошли к информационному стенду и начали слушать экскурсию. Анатолий тем временем достал из рюкзака action-камеру и начал снимать видео.

Эта экскурсия по водяной мельнице, на которую мы не записывались, но каким-то непостижимым образом попали - была замечательная: очень интересная и познавательная. Чувствовалось, что наша экскурсовод своё дело знает и любит. После небольшой теоретической части возле стенда мы зашли в "мокрую" часть мельницы, где по жёлобу течёт вода и приводит во вращение огромные деревянные колёса.

Гужовская мельница - двухвальная: "мокрых" колёс там два. Диаметр каждого колеса - примерно в рост человека. Колёса приводят во вращение массивные валы.

По этому жёлобу вода из Кулгом-ручья затекает внутрь мельницы.

Далее мы переместились в "сухую" часть мельницы. Сразу после входа там представлена масса старинной утвари - даже самовар есть.

Вал, находящийся ниже по течению, приводит в движение (возвратно-поступательное, вверх-вниз) брёвна, называемые пестами. Эти брёвна зацепляются прикреплёнными к валу "пальцами" (кажется, именно так эти брусья называются), поднимаются вверх, а потом под действием силы тяжести падают вниз. Их наконечники бьют по зерну, находящемуся в каменных углублениях (ступах). Таким способом зерно дробится, из него получается крупа.

Верхний же вал приводит во вращение жернова. Вот таким нехитрым механизмом осуществляется передача вращения с горизонтально расположенной оси вала на вертикально расположенную ось жерновов.

Каменные жернова расположены чуть выше. Зерно насыпается в ёмкость сверху, напоминающую воронку.

Под "воронкой" расположено устройство для обеспечения постепенной подачи зерна. Из верхней (большой) ёмкости зерно сыплется в небольшую ёмкость, закреплённую верёвками и способную колебаться. К ней прикреплена коряга, касающаяся другим концом жёрнова. При вращении последнего коряга передаёт колебания ёмкости - и зерно потихоньку сыплется вниз.

Пока мы рассматривали основные части мельницы и слушали экскурсию об их предназначении, мельница не работала. Жернова и песты оставались неподвижными.

После завершения теоретической части настало время запустить мельницу. Первым делом мы закрыли специальной заглушкой на шесте квадратное страховочное отверстие в жёлобе. Оно сделано специально, чтобы если вдруг вода в небольшом количестве случайно попадёт в жёлоб - выливалась на землю, а не приводила в движение валы мельницы, заставляя ту работать вхолостую.

После этого была открыта деревянная загородка, и вода из Кулгом-ручья пошла в жёлоб.

Заглушка не была полностью герметичной, вода через неё просачивалась и падала на землю.

Тем не менее, постепенно жёлоб наполнился водой, и та полилась на огромные деревянные колёса. Мощь падающей воды привела в движение массивные валы.

Немалая энергия передавалась на каменные валы, они закрутились довольно быстро.

Песты тоже приподнимались пальцами и с размаху падали в ступы. Однако всё происходило не так интенсивно, как должно быть: в конце августа уровень воды в озёрах и ручьях - низкий, поэтому энергии водного потока не хватает для полноценной работы мельницы.

Наша экскурсовод рассказала, что в старые времена сезонами работы мельника были осень (когда мололи свежесжатое зерно) и весна. Любопытно, что общепринятыми днями, в которые деревенские жители привозили на мельницу своё зерно, были понедельник, среда и пятница - прямо как дни приезда автолавки с продуктами в нашу деревню в наши дни (а чуть ранее - дни привоза хлеба в деревенский магазин, когда он ещё работал). Мельник брал себе в качестве оплаты фиксированный объём зерна из каждого мешка. При этом крестьянин мог оставить на мельнице часть своего зерна и сверх этого объёма - эту долю мельник уже не имел права забрать себе, её он распределял между, как бы сейчас сказали, социально незащищёнными гражданами: одинокими стариками, вдовами, сиротами и т.п. Критериев порядочности мельника было немало - например, приличный мельник должен был железно соблюдать очередь: кто первый приехал - того зерно первым и молоть. Если мельник начинал пропускать без очереди своих родственников, друзей-приятелей или просто тех, кто побогаче - количество желающих приехать на его мельницу постепенно сокращалось.

Долго работать вхолостую мельнице вредно: жернова при этом изнашиваются. Мы вскоре перекрыли воду - и мельница снова замерла, затихла до следующей экскурсии.

Я стал вспоминать рассказы моего папы (которые он, в свою очередь, услышал от дедушки) о том, как мололи зерно у нас в деревне до революции. Мне почему-то казалось, что в наших краях едва ли не у каждого крестьянина (в том числе, и у моего прадеда) была своя запруда на реке и своя водяная мельница на ней. Потом я уточнил у папы - и это, конечно, оказалось не так. Мельник в нашей деревне был один, жил напротив нашего дома (сейчас там уже ровный зелёный луг и нет даже никаких намёков на то, что сто лет назад на этом месте стоял дом). Водяная мельница у него точно была, а возможно - и ветряная тоже. На мельницу он уходил рано-рано утром - и имел привычку при этом громко петь фривольные частушки на всю деревню. После революции какие-то не очень умные и не очень порядочные односельчане решили, что его надо раскулачить: мол, подходит под необходимые два критерия - имеет средства производства (мельницу) и пользуется наёмным трудом (в сезон мельник нанимал себе в помощь каких-то пьяниц на короткое время). Старшие братья моего дедушки тогда возмутились этому предложению: мол, добрых пару столетий наши семьи мирно и дружно жили рядом на одной земле, в одной деревне - а теперь мы своего соседа раскулачивать будем? Предложение о раскулачивании в итоге не получило поддержки, мельника удалось отстоять.

Я к тому моменту ещё не понимал, каким таким образом нам посчастливилось поучаствовать в полноценной экскурсии по мельнице и даже посмотреть на её работу. Но экскурсия была хороша! Чувствовалось, что экскурсовод любит свой родной край и очень хорошо знакома с его историей. Её рассказ был именно познавательным: мы с дочерью услышали очень много нового о старинных мельницах, о мельниках, о связанных с помолом муки обычаях. При этом не было никаких элементов спектакля, как в Кенозерских бирюльках. Никто не вышел к нам в сарафане и кокошнике, перепачканных мукой, со словами: "Здравствуйте, я Лукерья, дочь мельника! Ой, да у вас там, в городах, бабы в штанах ходят - срам-то какой!" Такие экскурсии можно и нужно посещать.

Закончив с экскурсионной частью нашего мини-похода, мы приступили к гастрономической. Возле мельницы есть навес с длинным столом и лавками - специально для экскурсантов, чтобы их напоить чаем с костра.

Кострище там тоже было неподалёку, Анатолий сразу направился туда и развёл огонь, чтобы напечь картошки. Мы же с его спутницей хлопотали у стола, доставая съестные припасы. Она посетовала:
- Здесь ведь в предбаннике небольшой продуктовый склад, там всё есть - и чай, и сахар. Только ключа нет! Я всего месяц назад уволилась, и за этот месяц из связки экскурсовода утащили три ключа. Два я раздобыла, а третий вот - от склада... До этого ведь десять лет работала - и никому никогда ни один ключ из связки забирать не позволяла!
Я только тут начал что-то понимать:
- А как Вас зовут?
- Наталья.
Только в этот момент я окончательно сообразил, как нам с дочкой повезло. О замечательной экскурсии на мельницу под руководством Натальи писал ещё пять лет назад костя АСТ с форума https://autotravel.ru/ . И Наталья водила эти экскурсии от Кенозерского парка целых десять лет, а за месяц до нашего приезда - уволилась. Вероятно, официальную экскурсию на мельницу повёл бы кто-то другой. Но так получилось, что в Морщихинскую примерно в одно время с нами приехал из Архангельска Анатолий, давний знакомый Натальи - и уговорил её сходить прогуляться на мельницу. И так удачно совпало, что в этот же день и в это же время пошли на мельницу мы!

Кроме ключа от склада с чаем и сахаром, остальные ключи в связке присутствовали. Мы открыли "Дом мельника" - тот самый гостевой дом, где жили трое туристов, которых мы встретили утром на озере возле лодочной станции. Условия жизни в нём спартанские, но для большой компании, желающей пожить в лесной глуши вдали от цивилизации, но относительно комфортно - по-моему, самое то.

Я брал с собой в поход на мельницу всё необходимое для полностью автономного обеда (но без изысков): газовую горелку с баллоном, железную эмалированную кружку для кипячения воды, хлеб, чай, сникерсы, быстрорастворимую лапшу себе и быстрорастворимую кашу дочке. У Анатолия с Натальей меню было более разнообразным: и свежие овощи для салата, и картошка для запекания в золе костра. А газовая плита с 50-литровым баллоном стояла в доме, чайник мы кипятили на ней.

Чувствовалось, что Наталья любит порядок во всём, и относится это не только к экскурсионной связке ключей, целостность которой она (совершенно обоснованно) не позволяла нарушить все десять лет своей работы. Когда мы уселись обедать, и я пожаловался, что нам обещали ключ от лодочной станции на КПП, а в реальности его там не оказалось - она уточнила:
- А вы за аренду лодки заплатили?
- Нет! А надо было? Нам не говорили, что нужно что-то платить.
- Тогда правильно делали, что не давали вам ключ! - полушутя сказала Наталья. - Конечно, в визит-центре должны были взять с вас деньги за аренду лодки. Как минимум, за два часа: час сюда, час обратно.
Я рассказал, как и где мы нашли синюю композитную лодку. Наталья ответила:
- Ведь эта лодка относится не к лодочной станции, а к гостевому домику! Ей имеют право пользоваться только те, кто там живёт. А вёсла от неё тоже должны храниться в домике.
- Странно, а нам в визит-центре сказали, что там есть какая-то маленькая лёгкая лодка, и посоветовали взять именно её.
- Нет, нет. Вы тогда потом оставьте её там же, где взяли - возле причала у домика. Не надо её к лодочной станции отгонять.

День, как и предыдущие, был очень жаркий. Мы полезли купаться в Кулгом-ручей. У воды сразу же напали мошки, и дочка сбежала наверх, обратно под навес: там никто не кусал. Мы же с Анатолием вдоволь поплавали. Было немножко жутковато после рассказов Натальи о том, что в старые времена считалось, будто мельник состоит в некоей мистической связи с водяным - и что водяному нужно раз в год приносить жертву. Помимо старинных преданий, Наталья рассказала, что когда эту мельницу в 2006 году восстановили и впервые запускали - во время торжественного открытия кто-то из высоких гостей нелепо уронил в Кулгом-ручей какую-то ценную вещь, которую потом так и не смогли найти. Решили тогда, что это тоже водяной забрал. Вот я и думал: а не захочет ли водяной утащить в своё подводное логово купающихся нас, чтобы там, под водой, не спеша сожрать?

Наконец, картошка испеклась, и мы уселись за стол. За обедом Анатолий сказал:
- Спрошу по-северному: а что вас изняло приехать в эти края?
Я вкратце рассказал, что несколько раз совершал путешествия на Север зимой, а тут решил приехать летом и с дочкой. Рассказал, что ещё в июле мы с ней в деревне спали в палатке и думали, ехать или не ехать в Кенозерье. Анатолий с Натальей сказали дочери:
- Вот представь себе, сейчас бы здесь твой папа сидел с нами - а тебя бы не было, ты бы дома была! Разве можно в такое путешествие не ехать?

После обеда я вскипятил полный чайник и поставил остужаться: надо было запастись водой на обратный путь. Сам тем временем ещё раз искупался и начал бродить по территории. Интересно было изучить быт туристов, проживающих в этом турприюте под названием "Дом мельника". Из атрибутов комфорта, помимо газовой плиты, присутствовала баня - которая топилась по-чёрному.

Уже нужно было думать о начале движения в обратный путь. Но перед этим я сказал дочке:
- Пойдём в лес, будем клад искать!
- О-о, вы успели тут клад зарыть? - удивились Анатолий и Наталья.
- Да нет, это геокешерский тайник.
Мы углубились в лес и после некоторых поисков обнаружили тайник. А ещё там, на возвышенности, немного ловит сотовая связь. Конечно, не 4G, как написано на фото - но что-то ловит.

Затем мы с дочкой вернулись к мельнице, рассчитывая наполнить все ёмкости водой из остывшего чайника, а потом не спеша пойти обратно двумя лодками - а там...

P.S. Снова рекламирую свой Телеграм-канал, куда всех раньше выкладываю фотографии и краткие заметки из путешествий: https://t.me/beacon1143/

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть IV. Сквозь лес и по озёрам - к мельнице

Воскресенье, 04 Декабря 2022 г. 20:50 + в цитатник
Четвёртая часть рассказа о нашем с дочерью летнем автопутешествии в Кенозерский национальный парк, в которой мы пешком и на лодке не без некоторых приключений, но добираемся всё-таки до действующей водяной мельницы.

Этим утром мы проснулись пораньше: нам предстоял весьма серьёзный поход от Масельги к Гужовской водяной мельнице. Экскурсия на мельницу отложилась до пятницы - а в четверг, на следующий день, мы уже планировали уезжать из Кенозерского парка домой. Но добрые и участливые девушки-администраторы в визит центре подсказали нам идею - сходить на мельницу самостоятельно, взяв лодку на лодочной станции. И даже забронировали для нас ключ от станции на КПП в Масельге.

Конечно, я взял с собой съестных припасов с лихвой. Но, по моему опыту, обед на природе зачастую осуществляется уже во время ужина - а иногда и вовсе не осуществляется. Поэтому мы с дочерью плотно позавтракали в визит-центре, сварив макароны с тушёнкой на казённой газовой плите.

На холодильнике в кухне было огромное разнообразие магнитиков. В том числе присутствовал магнитик с изображением Главного здания МГУ. И сюда коллеги добрались!

Вещи мы собрали довольно рано, и я пожалел, что попросил забронировать ключ на 11 часов: слишком поздно. К десяти часам утра мы уже подъехали на Ховере к КПП в Масельге. И тут сразу начались приключения. Дежурный по КПП заявил, что экземпляров ключа от лодочной станции всего два - и оба забрали постояльцы двух лесных гостевых домиков, находящихся возле станции:
- Идите туда, к лодочной станции на Вендозере, - в этом слове он по-северному сделал ударение на первый слог. - Возьмёте ключ в каком-нибудь из этих домиков.
- Так они небось уже разбрелись все по лесу, - сказал я. - Пока мы туда дойдём, будет уже одиннадцать часов. Кто в это время станет в домике сидеть?
- Да нет, найдёте вы ключ, это сто процентов, - уверенно отчеканил дежурный. - В любом случае, я вам помочь не могу: у меня ключа нет.
По-хорошему, тут бы мне позвонить в визит-центр и начать ругаться. Или хотя бы попросить прояснить ситуацию: администраторы-то вечером подтвердили, что ключ забронирован для нас. Но я поскромничал и понадеялся на авось. И пошли мы с дочкой через Масельгу мимо Масельгского озера в сторону Вендозера.

Идти туда примерно четыре километра, из них около половины пути - по приятной песчаной лесной дороге. На въезде в Масельгу стоит КПП, и обычным машинам туда въезд запрещён. Но на Масельгском озере есть несколько оборудованных туристических стоянок. Как я понял, туристам, живущим на этих стоянках, разрешают доехать до них на автомобиле. На фото слева - лестница, ведущая вниз как раз к одной из таких стоянок, располагающейся прямо на берегу.

Вторую же половину пути пришлось пройти через густой лес по узкой тропинке, преодолев немало спусков и подъёмов.

К моменту нашего выхода на берег Вендозера дочь уже начала проявлять первые признаки усталости. Мы сразу нашли лодочную станцию, но... она ожидаемо оказалась заперта на замок. Деревянные лодки-кенозерки лежали рядом на берегу, но не было ни вёсел, ни спасательных жилетов: эти аксессуары хранятся внутри.

Мы дошли до гостевого домика неподалёку от станции. Вокруг домика располагались признаки того, что люди тут живут: на столе стояла вымытая посуда, на ветвях деревьев сушилось бельё и т.п. Однако (опять-таки ожидаемо) постояльцев дома мы не обнаружили. Спрашивается, какой дурак будет торчать в домике в одиннадцать часов утра, когда кругом такой шикарный лес, а рядом не менее шикарные озёра, при этом ключи от лодочной станции есть? От домика мы спустились к большому деревянному причалу на Вендозере и с надеждой посмотрели вдаль. Увы, даже вдалеке не виднелось ничего похожего на лодку.

Рядом с причалом я обнаружил маленькую синюю лодку, изготовленную из композитного материала - видимо, как раз ту, о которой говорили девушки в визит-центре. И в ней были вёсла - большая удача! Но тут ребром встал чисто юридический вопрос. Ещё дома, в Кинешме, мы обсуждали всей семьёй лодочно-пеший поход на водяную мельницу (это было одной из основных целей путешествия в Каргопольский сектор парка). И жена тогда строго-настрого наказала дочери: ни в коем случае не садиться в лодку без спасательного жилета! А жилеты все были внутри лодочной станции...

Мне пришлось пустить в ход весь свой дипломатический талант. Дочка железно стояла на своём: поскольку мама запретила даже подходить к лодке без жилета - никуда мы не поплывём. Я ей объяснял, что есть три варианта. Первый - вернуться обратно в Масельгу и снова пытаться найти ключ от лодочной станции. Поиски могли завершиться успехом, но дочь от такого перехода уже сильно устала бы и не осилила дойти обратно до Вендозера, поэтому с мечтой повидать водяную мельницу пришлось бы распрощаться. Второй вариант - попытаться дойти до Гужовской мельницы пешком. В принципе, тропа в ту сторону вела как раз от того домика, где мы не обнаружили жильцов. Но идти было нужно ещё четыре-пять километров. Да и тропа, по отзывам ходивших по ней туристов, была не такая простая: временами там нужно было продираться через густые заросли. Скорее всего, и в этом случае дочь устала бы, и до мельницы мы бы не дошли.

Третьим же вариантом было - всё-таки сесть в лодку без жилетов и аккуратно идти по озеру вдоль берега, не делая в лодке резких движений, чтобы её не опрокинуть. Я убеждал дочку, что вода в озере спокойная, в лодке нас всего двое, двигаться будем аккуратно - поэтому лучше выбрать этот вариант и всё-таки побывать на мельнице, о чём мы с ней мечтали ещё с июля, когда укладывались в деревне спать в палатке. Приказ начальства (в данном случае - мамы), конечно, выполнять нужно в точности. Но когда начальство далеко и не может видеть конкретной обстановки, сложившейся на местности - иногда нужно действовать по ситуации. Спустя примерно полчаса крепость пала перед натиском моих аргументов. Мы с дочерью съели по половинке сникерса, выпили воды, сели в лодку и отошли от берега.

На фото видно, что дочка напряжена: переживает из-за нарушения маминого наказа. Я и сам был немного напряжён. Не то чтобы я боялся перевернуть лодку и утонуть - скорее, переживал на предмет правил Кенозерского парка: вдруг тут за движение на лодке с детьми без спасательных жилетов полагается штраф и выдворение с территории парка. Пройдя чуть-чуть вдоль берега и убедившись, что лодка не протекает и не переворачивается сама по себе, мы развернули наше судёнышко в сторону пролива между берегом и островом - и направились навстречу приключениям.

События начали происходить сразу. Дочь, сидевшая на корме и зорко смотрящая вперёд, закричала:
- Папа, папа, там лодка впереди!
В проливе показалась деревянная лодка-кенозерка с экипажем из трёх человек, явно направлявшася к лодочной станции. Я развернул нашу лодку и тоже стал грести к станции, немного побаиваясь: вдруг это какие-нибудь инспекторы, которые нас накажут за передвижение по воде без спасательных жилетов. Но это оказались такие же туристы, как мы - три взрослых мужика постарше меня. Когда наши лодки сблизились, я их окликнул:
- Добрый день! Это у вас нам посоветовали одолжить ключ от лодочной станции?
Экипаж лодки оказался постояльцами как раз второго домика, о котором нам говорил дежурный на КПП. Вот только... домик тот находился возле самой мельницы! И как, спрашивается, мы должны были добыть у них ключ, придя к лодочной станции на берегу Вендозера?

Мужики пристали к берегу, выгрузились из лодки и, открыв лодочную станцию, сгрузили туда свои вёсла и жилеты. Выдали два жилета (детский и взрослый) нам. К идее отдать нам ключ сначала отнеслись настороженно, но я сказал:
- А как мы тогда жилеты на место вернём?
- Ну ладно. Вы ведь в визит-центре живёте? - всё ещё недоверчиво уточнили туристы.
Я назвал нашу фамилию и подтвердил, что живём в визит-центре и что там же нам посулили ключ от станции. Тогда мужики передали нам ключ со словами:
- Раньше ведь ключ вообще вешали на гвоздик рядом с дверью - мало ли кому из туристов лодка потребуется?
И мы отошли от берега, начав наш водный путь к мельнице уже в полной экипировке. Дочка улыбалась: теперь строгий наказ мамы был выполнен, она сидела в спасательном жилете.

Теперь наше путешествие омрачалось только тем, что нам предстояло побывать на мельнице без экскурсовода - то есть без возможности открыть мельницу, пустить туда воду и посмотреть, как она работает. Но, с моей точки зрения, это компенсировалось самостоятельным походом вдвоём с дочкой, когда не нужно слушаться какого-то экскурсовода и подстраиваться под остальных экскурсантов. Гребёшь себе да гребёшь в своём темпе.

Из Вендозера мы плавно переместились в Торосозеро (почти наверняка в этом слове ударение тоже падает на первый слог). Эти два озера разделяет пешеходный мостик.

По берегам вдоль водного маршрута расположены причудливые деревянные скульптуры, не позволяющие сбиться с пути.

Уровень воды в озёрах зависит от времени года. В начале и середине лета он выше, и чтобы пройти на лодке под мостиком - иногда приходится ложиться прямо в лодку. В конце августа уровень был не такой высокий. Мы просто направили лодку в проход и разогнали её. Вовремя убрав вёсла и пригнувшись, чтобы не удариться головой об мост, оказались в Торосозере.

Ориентироваться на воде было сначала не очень привычно. Я переключил OsmAnd в лодочный режим, но всё равно поначалу медленно соображал, куда грести. Потом только начал правильно соотносить карту и местность. А ещё я вскоре понял, как нужно контролировать направление движения, когда гребёшь, развернувшись спиной к носу лодки. Надо направить лодку в нужную сторону, а потом приметить какой-нибудь объект на берегу, на который направлена корма - и далее контролировать, чтобы корма продолжала быть направленной именно туда.

Возле противоположного берега Торосозера мы приметили лодку обитателей гостевого домика, находящегося возле лодочной станции. Вероятно, они ловили рыбу. Вот уж мы прождали бы их на берегу до вечера, если бы последовали совету дежурного с КПП в Масельге! Но гораздо интереснее было появление третьей лодки в озере. Когда мы отошли от пешеходного мостика на значительное расстояние, там появилась лодка-кенозерка, экипаж которой также ловко проскочил под пролётом моста - и направился прямо за нами. Это было странно: где они могли взять ключ от лодочной станции, если один был у нас, а второй - у рыбачивших постояльцев гостевого домика?

Мы же с дочкой тем временем подошли к протоке в Левусозеро. Такие узкие протоки может быть сложно заметить с середины озера, поэтому они помечены "дорожными" знаками - жёлтыми ромбами, стоящими на берегу. А именно маршрут на Гужовскую мельницу был помечен ещё и деревянными скульптурами.

Идти на лодке по узкой протоке было немножко сложнее: работу вёсел сковывала обильная водная растительность, росшая по берегам.

В Левусозере стало ясно, что загадочная лодка следует прямиком за нами - причём явно нагоняет нас. Я периодически останавливался, чтобы сверить путь с навигатором, да и гребец из меня не очень опытный - а тот экипаж грёб быстро и без остановок. Ситуация складывалась интересная: мы с дочкой одни в лодке посреди озера, нас догоняет вторая лодка с неясными намерениями, на несколько километров вокруг нет ни единой человеческой души, сотовая связь тоже давно не ловит.

Из Левусозера мы переместились в узкий и извилистый Кулгом-ручей, тоже заросший травой вдоль берегов. Шли по ручью на лодке, постоянно меняя направление движения. А вторая лодка была всё ближе, мы уже слышали голоса её экипажа... Наконец, за очередным поворотом ручья показалась долгожданная водяная мельница. Подойдя к причалу, я немного замешкался и не сразу сообразил, как пристать к нему, чтобы иметь возможность безопасно вылезти на берег. Когда я всё-таки подтянул лодку бортом к причалу, рядом с нами носом в берег уверенно ткнулась деревянная кенозерка наших преследователей...

Трек нашего пути от КПП в Масельге до Гужовской водяной мельницы можно посмотреть тут: https://gpsloglabs.com/share/972c7489597b345cf7a5e1321e472d51eebc8847/

P.S. Фото и краткие заметки из путешествий в режиме он-лайн, как обычно, можно увидеть в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть III. Деревянный храм Хижгоры

Вторник, 29 Ноября 2022 г. 00:05 + в цитатник
Третья часть повествования о нашем с дочкой августовско путешествии в Кенозерский национальный парк, посвящённая мини-походу на Хижгору и осмотру полуторавековой деревянной церкви Александра Свирского.

Изначальные мои планы на первый день пребывания в Кенозерском парке были наполеоновские: сходить на экскурсию в Кенозерские бирюльки, после чего сразу же из Масельги прогуляться пешком до Хижгоры, где посмотреть на церковь Александра Свирского - затем вернуться в Морщихинскую, пообедать, а вечером немного прокатиться за пределы парка. Хотелось не спеша осмотреть деревянную Богоявленскую церковь в Лядинах, а также заехать в Красную Лягу, посмотреть на древнюю Сретено-Михайловскую церковь, потом доехать до Кучепалды - нежилой уже деревни, в которой брошенные дома располагаются по берегу небольшого бывшего озера, внезапно ушедшего под землю (что и послужило одной из причин покидания деревни её жителями).

Отсутствие у нас с дочерью одежды с длинными рукавами и штанинами, казалось, не должно стать помехой наполеоновским планам: всего-то нужно было вернуться в Морщихинскую, одеться по-походному - и снова поехать в Масельгу, откуда дойти до Хижгоры. Однако в Морщихинскую после экскурсии мы приехали уже в районе часа дня. Было очень жарко: летом 2022 года даже в конце августа, даже вблизи 62-ой параллели северной широты держалась температура около 28 градусов днём. Мы с дочкой подумали: в конце концов, мы сюда приехали отдыхать! И вместо "горки" и камуфляжных штанов переоделись в купальные костюмы, после чего полезли в тёплые воды Лёкшмозера.

Лёкшмозеро в Морщихинской - идеально для купания с детьми: уж очень медленно в нём убывает глубина. Мы ушли от берега метров на триста, но мне было едва-едва по пояс. Девушки-администраторы в визит-центре по этому поводу ещё утром шутили: мол, здесь, чтобы утопиться, придётся сначала полкилометра пешком пройти. Мы с дочкой доплыли до берега и вылезли погреться и отдохнуть. Дочь стала играть в песке, а я разговорился с двумя загоравшими женщинами. Одна была постарше и то ли приезжала в эти края уже много лет, то ли вообще жила здесь. Вторая приехала в Кенозерье первый раз в жизни - из Архангельска на машине на отдых с двумя дочерьми, в качестве альтернативы Анапе, куда им не удалось достать билетов.

Передохнув на берегу, мы сделали ещё один заплыв. С озера открывается широкая панорама Морщихинской. На фото справа налево: визит-центр, "Рыбацкая изба", стоянка лодок на берегу, каменная церковь Петра и Павла. Последняя была построена в первой половине XIX века взамен одноимённой деревянной, которая сгорела - а до того стояла аж с конца XVI века!

Одну деревянную церковь повидать в этот день мы запланировали. Но после купания обоим захотелось есть. На обед я готовил рис с тушёнкой: ещё в Кинешме предупредил дочь, что, поскольку едем без мамы, никаких кулинарных изысков в Кенозерье не будет. Хотя дочка очень положительно оценила такое блюдо вприкуску с помидорами (весь немалый запас огурцов с огорода тестя и тёщи она съела ещё в машине, по пути в Каргополье).

После обеда я услышал в коридоре интересный разговор - об экскурсии на Гужовскую водяную мельницу. (Кухня и офис визит-центра находятся рядом, вот туда и пришла одна из постоялиц визит-центра договариваться об экскурсии.) Я тут же присоединился к диалогу - и сразу же был сильно разочарован: экскурсию запланировали на пятницу, а мы в четверг уже уезжали. Но одна из администраторов (та, что постарше - вечером её не было) предложила:
- Так вы берите лодку на лодочной станции и плывите на ней к мельнице самостоятельно, без экскурсии! Жаль только, что внутрь зайти и запустить мельницу вы не сможете: ключи от неё только у экскурсовода. Но хоть снаружи посмотрите.
- Если вы вдвоём, так там есть маленькая лодка, лёгкая, можете её взять, - поддержала идею вчерашняя молодая блондинка. - А ключ от лодочной станции мы вам забронируем на КПП в Масельге. На какое время бронировать, на одиннадцать утра?

Окрылённые надеждой побывать всё-таки на мельнице, мы переоделись в походные костюмы с длинными рукавами и штанинами, запрыгнули в Ховер и быстро долетели до Масельги. Снова оставили автомобиль на парковке возле КПП, а сами пошли пешком через деревню в лес. Лесной дорогой на Хижгору мы сначала шли по узкому перешейку между озёрами Масельгским и Синим - место очень живописное. Затем продолжили путь по берегу Масельгского озера, постепенно отдаляясь от него. Далее от дороги отпочковалась тропа, ведущая круто вверх. По ней сквозь кладбище мы и дошли до Хижгоры - самой высокой точки Каргополья, высотой 217 метров над уровнем моря. На вершине горы стоит деревянная церковь, построенная в 1866 году и освящённая в 1871 году в честь Александра Свирского.

Храм был закрыт на замок, внутрь попасть не удалось. Но говорили, что в дни церковных праздников в нём проводятся богослужения. А раз в год, 12 сентября (это день памяти Александра Свирского) в этих краях проводится крестный ход.

Церковь реставрировалась и укреплялась в 1987-2006 годах, что и неудивительно: всё-таки деревянное строение, возведённое более полутора веков назад. Возможно, мастера, проводившие тогда противоаварийные работы, и повесили эту табличку.

Храм - пятиглавый, а колокольня со шпилем - самая высокая его часть. Я пожалел, что не было с собой квадрокоптера. Церковь, действительно, стоит на самой вершине Хижгоры - поэтому все фотографии с земли получаются снизу вверх.

Рядом с церковью Александра Свирского на деревьях повязаны ленточки. Языческий обычай - подношение богу гор. Я где-то читал, что в древние времена на Хижгоре было языческое капище. С приходом в эти края православного христианства на горе построили деревянную часовню, ещё до церковной реформы Никона. В начале XIX века часовню по приказанию местных властей уничтожили, поскольку она была старообрядческой - и на её месте спустя полвека построили нынешнюю церковь. А при Советской власти, в 30-е годы - её закрыли (хотя и не разрушили). Получается, Хижгора - живая иллюстрация одной не очень хорошей российской традиции: при смене власти выжигать прошлое калёным железом. Лично я не считаю для себя приемлемым повязывание ленточек на ветви деревьев и выполнение иных языческих обрядов (и не только языческих, а вообще любых, не связанных с православным христианством). Но когда ленточки повязал кто-то другой - это у меня не вызывает ни малейшего отторжения. Я вспомнил повязанные одежды рядом с деревянным обетным крестом под Кимжей - и там это не вызывало каких-либо негативных чувств. А кто-то писал, что на Мезени встречаются деревянные православные кресты, укутанные в одежды, будто от холода - и такие "кресты в пелёнах" считаются самым сильным северным оберегом. И, по-моему, есть что-то правильное в этом, когда новая вера не выжигает калёным железом старую, а органично с ней сливается.

Двухкилометровый поход от Масельги до Хижгоры показал, что на берегу Лёкшмозера лежит очень коварный песок: острые песчинки впиваются в кожу между пальцев ног, остаются там - и потом при ходьбе доставляют заметное неудобство. Мы спустились к Масельгскому озеру, вдоль берега которого расположено немало организованных туристических стоянок - небольших, индивидуальных, на одну группу туристов. От каждой стоянки вниз идёт лестница к самому озеру. В водах Масельгского озера я отмыл свои ноги от назойливого лёкшмозерского песка, любуясь живописными пейзажами.

Когда я изначально бронировал проживание в Каргопольском секторе парка на начало августа - номер в визит-центре удалось ухватить только на одну ночь, остальное время предполагалось проживать именно на такой стоянке, в палатке. Правда, на этих стоянках есть деревянные навесы с лежанками - но мы с дочерью подумали, что под таким навесом без палатки спать будет неуютно: просыпаешься, а тебе в лицо медведь тычет своей мохнатой мордой. Уж лучше спать в палатке.

Восстановив работоспособность моих ног, мы потихоньку двинулись обратно. Перед озером Синим свернули налево - там на карте был отмечен некий "Чайный домик", находящийся на кончике вытянутого полуострова. Дошли до него по настилу из досок. Насколько я понял, поселиться в этом домике жить нельзя - его открывают для участников одной из экскурсий, чтобы на обратном пути напоить экскурсантов душистым чаем.

Глядя на фото, хочется сделать небольшое лирическое отступление о расцветке туристической одежды для детей (да и для взрослых тоже). Все знают и все говорят о том, что одежда защитного цвета, камуфляжной раскраски - туристам обычно ни к чему: в случае чего, одетого в зелёное человека намного сложнее будет найти среди травы и листвы. Для детей это особенно актуально, поскольку ребёнок в лесу запросто может потеряться. Но когда мы с женой пошли в магазин покупать для дочери походные брюки перед путешествием в Кенозерье - эти камуфляжные штаны оказались самыми подходящими: удобными, с глубокими карманами, достаточно плотными, чтобы их не продувал ветер и не прокусывали насекомые - при этом не слишком толстыми, чтобы дочке не было в них слишком жарко во время дневных переходов. Конечно, если бы продавались такие же брюки оранжевого или жёлтого цвета - мы бы купили их. Майку с длинными рукавами мы нашли в том же магазине оранжевую, а бандану на голову я дочери выдал свою.

От чайного домика открывались замечательные виды на тот самый узенький перешеек между озёрами Масельгским и Синим. В идеально гладких водах Синего озера отражались деревья, растущие на перешейке.

Видимо, в этой местности живут бобры: на берегу мы обнаружили поваленные ими деревья и пни со следами зубов. Казалось, до Масельги всего около километра - а местность уже была немножко диковатая, заповедная.

Неподалёку от озера Синего располагается геокешерский тайник, посвящённый Хижгоре и храму Александра Свирского. Мы нашли контейнер, но в нём не оказалось карандаша, а мы шли налегке, ручки с собой тоже не было - поэтому не смогли отметиться в блокноте. Решили зайти сюда на следующий день с карандашом, сделать запись в блокноте и оставить этот карандаш внутри для следующих геокешеров. Пошли дальше в сторону Масельги, любуясь озером Синим и деревьями на берегу.

Дошли до Масельги, сели в Ховер - и с ветерком поехали в Морщихинскую под звуки фолк-музыки из магнитолы, очень подходящей к местности и к настроению. На перешейке между озёрами Масельгским и Вильном остановились для фото возле деревянного знака "Беломоро-Балтийский водораздел". Когда в этом месте идёт дождь, капельки, падающие по правую сторону от Ховера, попадают в озеро Масельгское и далее отправляются на запад, в Балтийское море; а капельки по левую сторону от Ховера - попадают в Вильно и в конечном счёте оказываются на северо-востоке, в Белом море.

В Морщихинскую мы вернулись в шесть часов вечера. Схема нашего автомобильно-пешеходного послеобеденного пути показана на карте.

Как только занесли вещи в номер - сразу напялили не успевшие высохнуть купальники и побежали купаться в Лёкшмозеро, спеша поймать за хвост уходящую дневную жару. Вода была тёплая, мы очень хорошо поплавали. Потом я сварил гречку с тушёнкой на ужин, её съели тоже с домашними помидорами. Дочь нашла на кухне казённые шашки и попросила с ней поиграть. Отдавая дань уважения мужеству, с которым она бродила по лесу - я согласился. Сыграли две партии вничью: уж очень сложно у неё выиграть.

На кухне визит-центра ловится очень хороший Интернет через вай-фай. Я этим пользовался: сообщал родным, что у нас всё хорошо - а также выкладывал фото в Телеграм-канал. До нашей комнаты беспроводная сеть не доставала. Зато в номере очень приятно пахло деревом. Даже стеклопакеты на окне - и те были деревянные!

Спать мы легли этим вечером пораньше: утром предстоял серьёзный поход на Гужовскую водяную мельницу, нужно было набраться сил. Перед сном я вышел на улицу, чтобы посмотреть на вечернее Лёкшмозеро. Если предыдущим вечером с озера дул сильный ветер, были ощутимые волны - в этот раз воздух и вода были неподвижны. Только огни Орлова по-прежнему виднелись на другом берегу.

Мы с дочкой засыпали с приятно-тревожными мыслями: что же нам сулит день грядущий?

P.S. Фотографии, которые я тогда публиковал через вай-фай визит-центра, можно посмотреть в Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть II. Кенозерские бирюльки

Суббота, 19 Ноября 2022 г. 19:40 + в цитатник
Вторая часть повествования о нашем с дочерью летнем путешествии в Кенозерский национальный парк, посвящённая посещению музея под открытым небом "Кенозерские бирюльки".

Поскольку экскурсия в Кенозерские бирюльки была назначена на одиннадцать часов утра, проснулись мы не слишком рано. Умылись горячей водой из крана и направились на кухню, где вскипятили воду в электрочайнике и сварили кашу на газовой плите - цивилизация! После завтрака дочь нашла на кухне казённый пазл и принялась его собирать.

При свете дня мы уже из окна кухни оценили живописность здешних пейзажей. Визит-центр Каргопольского сектора Кенозерского национального парка находится на берегу Лёкшмозера - довольно большого озера.

В коридоре визит-центра на стене висит расписание экскурсий. Но ещё вечером администратор предупредила нас, что расписание неактуальное. Например, экскурсия в Кенозерские бирюльки и вовсе не была указана в расписании. Зато в нескольких местах указано катание на Хивусе - а девушка сказала, что Хивус сломался и что в этом сезоне его уже не починят (как я понял, речь идёт о судне на воздушной подушке).

Рядом висит карта Морщихинской, Масельги и Орлова, огни которого мы видели вечером на другом берегу Лёкшмозера.

Время ещё позволяло, так что мы с дочкой пошли погулять вокруг визит-центра. Сфотографировались на высоком берегу Лёкшмозера (на угоре - так, кажется, говорят в этих краях).

Вечером в сумерках сложно было оценить, насколько велико озеро.

Где-то там, на другой стороне - Орлово, которое мы проезжали вечером.

На самом берегу стоит "Рыбацкая изба" - тоже гостиничное здание. Вроде бы там тоже есть и ватерклозет, и душ с горячей водой, и газ.

На парковке, кроме Ховера, стояла только Лада Гранта с архангельскими номерами. И неудивительно: времени было - половина одиннадцатого, все нормальные люди уже давно разъехались по интересным местам Кенозерского парка.

Сам визит-центр - стоящее на пригорке высокое двухэтажное деревянное здание, будто устремлённое к небу. Странно звучит, но он мне чем-то напомнил Успенскую церковь в Кондопоге, сгоревшую в 2018 году.

Настало время ехать в Масельгу на экскурсию по Кенозерским бирюлькам, назначенную на 11 часов. Мы зашли в офис визит-центра и поинтересовались, не нужно ли кого туда подбросить: три свободных места в Ховере было. Девушки-администраторы нас поблагодарили за предложение, но ответили, что трое участников экскурсии заранее заказали трансфер и уже уехали на микроавтобусе парка. Мы с дочерью сели в Ховер и поехали по их следам.

От Морщихинской до Масельги около семи километров. Сначала мы проехали насквозь всю Морщихинскую, оценив местную экзотику: стоявшее у одного из домов какое-то кустарно собранное транспортное средство на шинах низкого давления (напоминавшее мини-трактор) и колодец-журавль (я такой впервые увидел в детстве в родной деревне моей бабушки на левом берегу Волги). Потом до Масельги шёл узкий и извилистый грейдер через лес, небольшой участок которого проходил по узкому перешейку между двумя озёрами: с запада - Масельгское, с востока - Вильно. А на въезде в Масельгу стоит КПП со шлагбаумом - автомобили нужно оставлять на парковке. Рядом с КПП стоит деревянный домик - пост охраны с сотрудниками парка внутри. На крыше у него - солнечные батареи: видимо, электричества в Масельге нет.

Кенозерские бирюльки располагаются за изгородью слева (с запада) от дороги прямо на въезде в Масельгу. Возле входа уже столпились участники экскурсии, приехавшие раньше нас. Вскоре к нам присоединилась ещё группа участников, а потом из ворот к нам вышла женщина-экскурсовод, представившаяся тёткой Марфой. Она была одета в традиционный сарафан до пят, на голове был повязан платок. Сразу посетовала, глядя на женскую часть экскурсантов:
- В городах-то у вас женщины в штанах ходят, срам-то какой! А у нас в деревне всё строго: в брюках - мужики, в сарафанах - бабы. Да, у вас-то как называют: женщины, мол. А у нас всё просто: бабы мы - и есть бабы!
Мне это сразу слегка резануло по слуху. Ранее я в нескольких источниках читал, что употребление слова "баба" по отношению к женщине на Севере как раз традиционно было неприемлемым. Для именования женщины уместны были термины "жёнка", "семеюшка" и "большуха" (каждый - в своём контексте), а слово "баба" в северных краях означало исключительно деревянный кряж с приколоченными к нему двумя кольями, предназначенный для забивания в землю свай, подбивания домой и т.п. Поэтому если приезжий из средней полосы, не знавший северных обычаев, называл женщин по привычке бабами, те спокойно отвечали: "Мы не бабы, мы жёнки, а бабой-то сваи бьют". Впрочем, возможно, это относится к более северным территориям Беломорья, где основным источником пропитания был промысел - вследствие чего роль женщины в семье и вообще в деревне естественным образом становилась не такой, как в местности, где крестьяне традиционно занимались земледелием и скотоводством.

Кенозерские бирюльки - это музей макетов деревянных строений под открытым небом. Экспонаты представляют собой копии деревенских домов либо часовен, реально существовавших либо продолжающих существовать в кенозерских краях. На фото показан дом Баженова из деревни Вершинино - "столицы" Плесецкого сектора Кенозерского национального парка. Рядом стоят козлы с лежащим на них стволом берёзы. Правда, тётка Марфа сказала, что в их краях козлы для пилки дров называются не козлами, а как-то по-другому. Она предложила маленьким участникам и участницам экскурсии отпилить двуручной пилой от берёзы по одному полену. Этакая деревенская экзотика, на которую моя дочь смотрела странно: она-то в деревне всё лето дрова пилит с моим папой.

Далее к тётке Марфе присоединилась девочка-подросток, тоже в сарафане и платке. Они начали нам показывать, как работает колодец-журавль на примере макета, также выполненного в масштабе один к двум.

Между собой они разговаривали, имитируя старинную деревенскую речь, что звучало слегка фальшиво: и тётка Марфа была нестарой женщиной, а уж от совсем юной девушки слышать "пецка" вместо "печка" было совсем странно. Ещё они говорили "плывё" вместо "плывёт", что звучало несколько по-украински. Я в этот момент вспомнил фрагменты интервью с одной весьма пожилой женщиной-поморкой, напечатанного в конце восьмидесятых годов: "Это вы, русские - лапотники, а у нас на Севере хоть какой бедолага, а всегда в сапогах был... Это у вас в России баре были, а мы, поморы, даже слова "барин" не слышали - потому и жили всегда дружно".

Тем временем нас подвели к дому Вахрамеева из деревни Карпова, также относящейся к Кенозерскому сельскому поселению, что в Плесецком секторе парка. Дом в тот момент ремонтировался.

Рядом с домом стоит баня, также построенная в масштабе один к двум. Очень интересна схема деревянной крыши на этих строениях: крыша изготавливается без единой металлической детали. Даже желобки внизу - и те из брёвен выточены. В наших краях крышу традиционно делали из дранки, которую приколачивали к обрешётке драночными гвоздями. Дранка быстро сгнивала, поэтому раз в пять-семь лет её приходилось менять. Здесь же крышу делали из довольно толстых досок, подгоняя их вплотную друг к другу. Наверно, такая конструкция жила дольше.

Тётка Марфа спросила нас, неграмотных городских жителей, что нужно сделать после завершения топки бани, чтобы не угореть в процессе мытья. Я ответил, что надо на каменку поддать: угар выгнать. Она стала говорить, что в первую очередь нужно выждать, прежде чем идти мыться - час или даже два. Мне это показалось странным: за два часа любая баня выстынет.

Мы обошли дом Вахрамеева вокруг. Эти дома - не совсем бездушные макеты: можно заглянуть в окна и увидеть внутри элементы деревенского убранства: печку, полати, детскую люльку и даже посуду. Окна располагаются довольно высоко, поэтому детей приходилось приподнимать, чтобы они тоже могли посмотреть. На фото, помимо домов, справа выглядывает ещё и Ховер, стоящий на парковке.

Следующим строением стал дом Сидорова из Майлахты (тоже Плесецкий сектор). Экскурсовод упомянула, что на Севере нередко встречались жилые дома, отапливаемые "по-чёрному": подобное отопление якобы было более эффективным, плюс стояли такие избы по 300 лет, поскольку дым сохранял брёвна от гниения. Рядом с домом (на фото - справа) стоит амбар для хранения зерна. Тётка Марфа рассказала, что дома в их краях традиционно никогда не запирали - а вот на амбары всегда вешали замки. Ключ хранился у старшей и самой уважаемой женщины в семье - так называемой большухи (этот термин мне уже был знаком).

Вообще различия в деревенской терминологии Севера и средней полосы - примечательны. Когда мы с супругой были в Костроме в музее деревянного зодчества, экскурсовод обращала внимание посетителей на термин "мост": это означает сени в доме. Моя жена к тому моменту уже познакомилась с этим термином от моей мамы. Однажды в деревне мама сказала ей: "Возьми такую-то кастрюлю на мосту", - имея в виду коридор. А жена, не знавшая на тот момент значения этого слова, пошла вниз к реке на мостик, рассчитывая найти кастрюлю там. Тётка Марфа тоже произнесла слово "мост", но в совершенно другом значении: в Каргопольском районе так называли дощатый пол.

Следующим экспонатом стал дом Федотовой из деревни Макарьевской на Хергозере, где располагается ныне недействующий Макарьевский монастырь. Этот макет построен по фотографиям, а сам дом был построен в первой половине XIX века для размещения паломников. По преданию, место для монастыря выбрал сам преподобный Макарий Желтоводский и Унженский во время своего пути на Соловки. Этот тот самый Макарий, в честь которого назван город Макарьев и Макарьево-Унженский монастырь, стоящий на той самой Унже, на которую мы с дочкой и с друзьями ездили месяцем ранее. Такая нашлась связь между двумя совершенно разными путешествиями.

Далее мы осмотрели овин и гумно. Гумном в Каргополье называлось строение, в котором молотили снопы, а потом веяли обмолоченное зерно, открывая с двух сторон ворота в ветреную погоду. Любопытно, что в наших краях гумном (или гуменником) назывался участок земли, на котором росла самая лучшая трава и с которого получалось лучшее сено. Тоже - слово одно, а значения разные. При этом у нас, как мне рассказывал мой папа (пересказывал воспоминания дедушки), не возводили специальное строение, чтобы молотить и веять. Эти действия производили на твёрдом и гладком участке земли - "ладони". Что интересно: "ладонь", как правило, располагалась как раз на гумне, которое летом начисто выкашивали, а осенью обмолачивали снопы и веяли зерно (тоже в сильный ветер).

Слово "овин" и в Каргополье, и у нас означало одно и то же - специальный сарай для сушки снопов. Для просушки в овине разводился огонь. Но у нас под овином рыли довольно глубокую яму, и огонь разводили на дне ямы. Сейчас в деревне овины уже не сохранились, а ямы много где остались. Вероятно, у нас в Ивановской области овины выглядели примерно так же, как соответствующий экспонат в костромском музее. В Каргополье же овины разделялись на две части, и огонь разводился не внизу, а сбоку. Я поинтересовался у тётки Марфы, были ли в этих краях ямы под овинами - но она затруднилась ответить.

Эскурсовод сказала, что в вопросе взаимного расположения овина и гумна важно было соблюсти баланс: если расположить их слишком близко, то в случае возникновения пожара в овине есть риск потерять и гумно вместе с невысушенными и необмолоченными снопами; если слишком далеко - увеличатся трудозатраты на переноску снопов туда-сюда. На фото овин на переднем плане, а гумно - за ним на заднем.

Вторая половина парка "Кенозерские бирюльки" - макеты различных часовен, тоже в масштабе один к двум. Вот часовня из Вершинина (административного центра Плесецкого сектора Кенозерского парка), названная именем Николая Чудотворца. Тётка Марфа по этому поводу сказала: "Никола у нас - считается первый после Бога". И правда, многие северные церкви и часовни названы в честь Николы Угодника. Не зря говорят: "От Холмогор до Колы - тридцать три Николы". Николай Чудотворец считается небесным покровителем моряков и путешественников, что на Севере всегда было очень актуально.

Эта маленькая часовня-крест - из деревни Тырышкино (также Плесецкого района). Только один человек мог туда поместиться.

Собственно, по часовням тётка Марфа нас уже не водила - она просто вкратце рассказала, где какая, и отправила нас смотреть их самостоятельно. Вроде бы там есть отдельный экскурсовод, специализирующийся на часовнях - но в тот день он на рабочем месте отсутствовал. Между часовнями находится деревянный помост - сцена. Вероятно, на сцене иногда проходят какие-то мероприятия. Мы с дочкой зашли на этот помост, вошли в домик и обнаружили табличку с названием "Морщихинская", с которой дочь сфотографировалась.

Следующая часовня названа в честь Александра Невского. На стенде на входе в Кенозерские бирюльки написано, что она из некоей деревни Бор. На самом деле, деревянная Александро-Невская часовня есть в деревне Мыза на Свином озере, что в Плесецком секторе Кенозерского национального парка. Судя по фото, это и есть её макет.

Последней мы осмотрели часовню Илии Пророка из деревни Мамонов Остров. Тётка Марфа об этой часовне говорила: "Илья Пророк у нас - второй после Бога". Деревня Мамонов Остров тоже располагалась в Плесецком районе (сейчас она нежилая). Плесецкий сектор парка - в целом более богат на старинную деревянную архитектуру. Возможно, и туда мы когда-нибудь съездим.

Макет Ильинской часовни находится всех дальше от входа в Кенозерские бирюльки. На территории музея довольно просторно, экспонаты построены вдалеке друг от друга: подозреваю, что такое их расположение не в последнюю очередь вызвано пожарной безопасностью.

Осмотрев весь музей под открытым небом, мы направились к выходу. Остальные участники экскурсии к тому моменту уже ушли все до одного.

На обратном пути дочка немного поднялась по помосту, ведущему на второй этаж двора дома из Макарьевской.

И зашла в гумно, где обнаружила игрушечную скотину и макеты деревенских транспортных средств.

Настало время покидать Кенозерские бирюльки. Этот музей под открытым небом, безусловно, заслуживает внимания. И экскурсия была интересной. Правда, дочери наверняка хотелось бы зайти в сами домики, осмотреть их изнутри - этого нам не предложили. А я положительно оценил развлекательную часть экскурсии, но хотелось бы чуточку больше познавательной составляющей - например, было бы интересно подробнее узнать о внутреннем устройстве каргопольских овинов.

Вот такая интересная деревянная ограда возведена вокруг музея. На небе - перистые облака, а слева на фото снова выглядывает Ховер.

На входе расположен стенд, где обозначены названия всех экспонатов парка.

Изначальный мой план был - после посещения Кенозерских бирюлек пойти сквозь Масельгу в сторону леса, подняться на Хижгору и посмотреть там деревянную церковь Александра Свирского. Но мы с дочкой оделись не очень подходящим образом: она была в шортах, а я в майке-безрукавке. При этом мошка начала докучать уже во время экскурсии (а я-то думал, что в конце августа насекомых уже практически нет). Поэтому мы сели в Ховер и поехали обратно в Морщихинскую - за одеждой, более подходящей для похода по лесу, кишащему насекомыми.

P.S. Написание подробных рассказов о путешествиях всегда занимает некоторое время. Раньше всех фотографии из поездок и короткие заметки я выкладываю в свой Телеграм-канал: https://t.me/beacon1143/

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть I. Дорога в Кенозерье

Суббота, 29 Октября 2022 г. 23:40 + в цитатник
Предлагаю вниманию уважаемых участников сообщества первую часть моего повествования о нашем путешествии в Кенозерский национальный парк в августе прошедшего лета вдвоём с дочкой.

Желание взять с собой на Север кого-нибудь из членов семьи у меня возникло после первого же путешествия в те края. Конечно, первым делом мой взор был обращён на жену. Я вообще склонен возить её по тем местам, где мне самому хорошо - резонно полагая, что и ей там, вероятно, станет неплохо. Например, в деревню, в наш родовой дом я её привёз в первое же совместное лето - и о том отдыхе мы до сих пор вспоминаем, что это был будто медовый месяц. А сейчас я мечтаю взять её с собой на Север. Зимой, в трескучий 30-градусный мороз доехать вдвоём до середины "ничейной дороги" из Сегежи в Малошуйку, или до середины пути из Усогорска в Пинежье, или до извилистой лесной дороги в Пурнему - одним словом, доехать туда, где явно начинается другой, отдалённый, словно отгороженный, мир Русского Севера. Выйти вдвоём из Ховера, не останавливая двигатель (какой дурак будет глушить машину при таком морозе?) и даже не ставя на стояночный тормоз (куда он укатится по рыхлой снежной колее при давлении в шинах 0,7 атмосферы?). Взять жену за руку и, пока мороз не проберёт до костей, любоваться окружающей величественной и опасной красотой. И ничего не говорить вслух, только подумать про себя: "Ну, здравствуй, Север! Наконец-то я её к тебе привёз!"

Увы, пока моя супруга путешествие на Север воспринимает как нечто среднее между путешествиями на эшафот и в преисподнюю. Зато у нас подросла дочка, которой нынче исполнилось восемь лет и которая заинтересовалась идеей поехать куда-нибудь на несколько дней на природу. Я ещё с весны начал рассказывать ей о возможностях поехать на Унжу с палаткой - а ещё в Кенозерский национальный парк. Когда я приехал летом в Кинешму в отпуск, дочь сказала:
- Папа, на Унжу я согласна, а насчёт Кенозерья что-то сомневаюсь!
Но потом мы с ней начали спать в деревне в палатке вдвоём, и перед сном я ей рассказывал обо всех достопримечательностях Кенозерского края. Через несколько дней все сомнения у дочки улетучились, она уже с энтузиазмом воспринимала такое путешествие. А в конце июля мы с ней съездили на Унжу, где дочь показала себя очень мужественным и взрослым ребёнком. Тут уже и у меня отпали последние сомнения: надо ехать в Кенозерье.

О существовании Кенозерского национального парка я узнал из рассказов Дениса den_solotareff о зимнем путешествии туда. Правда, там речь шла о Плесецком секторе парка. Потом я прочитал на сайте https://autotravel.ru/ поистине замечательное повествование путешественника под ником костя АСТ. Из него я узнал о Каргопольском секторе Кенозерского парка, о Кенозерских бирюльках и Гужовской водяной мельнице - и сразу тогда подумал: с детьми на Север нужно ехать именно туда. Наконец, во время нашего зимнего путешествия 2021 года вдоль Онеги-реки мне самому довелось немного побывать на территории Кенозерского национального парка. Правда, это был тоже Плесецкий сектор. Но с дочерью я сразу решил ехать в Каргопольский сектор: ребёнку там интереснее, да и ехать до него ближе. И так длина пути получилась 800 километров, причём ощутимая часть их них - не по асфальту.

Сначала я забронировал проживание в Каргопольском секторе Кенозерского национального парка на пять дней через несколько дней после нашего возвращения с Унжи. Но когда мы приехали, уставшие и искусанные комарами, захотелось немного отдыха. Позвонил в администрацию парка и перебронировал на конец августа. Оно было и к лучшему: в конце августа уже можно было надеяться на отсутствие комаров, да и номер в домике удалось забронировать на все дни (в начале августа с местами было совсем плохо, часть ночей пришлось бы ночевать в палатке). И вот, ранним августовским утром мы с дочерью, проснувшись ни свет ни заря и погрузив в Ховер остатки вещей, попрощались со всеми и выехали из Кинешмы.

Изначально я планировал добираться от Кинешмы до Вологды всем известным путём: через Приволжск, Кострому и Ярославль. Но Яндекс-карты построили другой маршрут: через Судиславль, Буй и Любим. Вообще в последние лет пять очень активно приводятся в порядок региональные дороги. При этом количество машин на федеральных трассах всё больше увеличивается, что стало дополнительным фактором выбора менее загруженной дороги по шоссе регионального значения. Когда мы с дочкой подъезжали к Судиславлю, утренняя прохлада уже сменилась зноем: лето 2022 года было жарким вплоть до самого конца августа. От Судиславля мы направились коротким путём на Сусанино. Узкая извилистая дорога шла через лес, временами над ней нависали деревья, делая её похожей на дорогу из сказок. А потом асфальт и вовсе кончился. Не успели отъехать от дома и добраться до Севера, а под колёсами уже - грейдер.

После Сусанина я остановился и позвонил в визит-центр Каргопольского сектора Кенозерского парка (был уже десятый час утра, офис там начал работу). По телефону мне подтвердили бронирование на три ночи и сказали, что ждут нас - но работают они только до девяти часов вечера. Мы поспешили продолжить путь, чтобы не задерживаться. Сусанинские пейзажи уже были мне знакомы по ноябрьскому путешествию 2021 года в эти края, которое я назвал "Неполной Чухломой".

Сильно севернее Сусанина мы в ноябре не добирались, поэтому вот этот примечательный длинный прямой участок дороги я тогда не видел.

Мы доехали до Буя, где пересекли Кострому-реку по мосту, и направились на запад, в сторону Любима. Буй относится к Костромской области, а Любим - к Ярославской. Однако в этих краях уже проскакивают вологодские словечки и выражения. Например, о дороге между Буем и Любимом местные жители говорят: "Около дела дорога, около дела". Впрочем, от Буя до железнодорожного переезда в Липятине асфальтовое покрытие было новым и идеальным. Вот дальше началось "около дела".

Участок без асфальта был совсем коротким, но дальше шёл неровный асфальт. В некоторых местах Ховер на крупных неровностях будто взмывал в воздух, после чего всеми четырьмя колёсами снова плюхался на асфальт. Так мы добрались до Любима. На въезде в город увидели огромное зернохранилище.

От Любима мы доехали до Пречистого, где выехали на федеральную трассу М-8 "Холмогоры". Асфальт на ней был лучше, чем на дороге от Буя до Пречистого - но уж очень много фур по ней ехало! Обгонять их было тяжело: всё-таки Ховер на тяжёлых МТ-колёсах диаметра 31.6" стал разгоняться заметно медленнее. Поэтому мы довольно медленно плелись за фурами до самого Грязовца, где остановились пообедать в кафе "Баранка" на АЗС "Лукойл". Для меня это кафе стало словно гастрономическими воротами Русского Севера - всегда, когда едем в те края, обедаем в "Баранке" под Грязовцем. В этот раз глазастая дочка сразу увидела в меню молочный коктейль и потребовала себе его - в дополнение к супчику.

Пообедав, мы продолжили свой путь. Вскоре доехали до Вологды и свернули на новую окружную дорогу - замечательную трассу по две полосы в каждую сторону.

С окружной мы съехали на трассу А-119 и вскоре остановились в посёлке Майском, заправились на "Газпромнефти". Я заметил, что и там присутствует кафе "Баранка". Раньше всегда думал, что кафе этой сети располагаются только на заправках "Лукойл". Дочь тем временем поедала один за другим огурцы, выданные нам в дорогу тестем и тёщей.

И началась долгая езда по трассе А-119 "Вологда - Медвежьегорск". Чем-то она мне напоминает федеральную трассу Р-21 "Кола": шоссе по одной полосе в каждую сторону с идеальным асфальтом, идущее сквозь густой хвойный лес, очень слабо загруженное. На этой дороге получалось большую часть пути держать скорость порядка 105 км/ч: чтобы не терять зря время и не рисковать получить штраф. Стационарных камер в Вологодской области традиционно много, и один штраф после путешествия я потом всё-таки получил - как раз с этого участка.

Я второй раз в жизни ехал по А-119 от Вологды до Прокшина, и второй раз этот участок пути воспринимался так, что его надо поскорее проехать, чтобы добраться до Архангельской области. А ведь в этой местности тоже уже много всего интересного: одни только монастыри в Кириллове и в Ферапонтове заслуживают внимания! Кроме того, нас уже окружал озёрный край. Одно гигантское Кубенское озеро чего стоило - длиной около 60 километров; а дорога проходит как раз почти по его берегу! Ещё мы проезжали несколько более мелких озёр, пока не доехали до Липина Бора, стоящего на берегу Белого озера. В отличие от вытянутого Кубенского озера, оно округлое - и по площади в три раза больше, хотя в длину чуть меньше. Ещё в средней полосе обычно реки и ручьи только впадают в озёра - здесь же озёрам свойственно наличие вытекающих из них рек: из Кубенского вытекает Сухона, из Белого - Шексна, а из озера Лача, что под Каргополем - Онега.

В Липином Бору, к слову, есть АЗС "Лукойл" и снова кафе "Баранка". А ещё там ловит сотовая связь. Далее со связью было плохо до самой Архангельской области. В районе Прокшина мы свернули на трассу Р-1 - и вскоре асфальт кончился. Мы были на пороге въезда в тот самый другой мир, в котором асфальтовые дороги встречаются не так уж часто - в грейдерный край. По грейдерам нам предстояло проехать несколько сотен километров, поэтому я выпустил дочь подышать свежим воздухом, а сам достал дефлятор и принялся стравливать колёса.

Пока я возился с колёсами, мимо проехали три машины. Из них две остановились поинтересоваться, не нужна ли нам помощь: Нексия с архангельскими номерами и Мерседес с московскими. Приятно было убедиться, что законы Севера уже действуют на этой территории - причём не только для местных жителей. Кроме того, я ни разу не ездил по грейдеру между Прокшином и Солзой летом, а в прошлые годы состояние этой дороги в тёплое время года было весьма плачевным. Поэтому изначально, выезжая из Кинешмы, я не был уверен, что мы так уж легко пройдём этот участок (а Ховер был без лебёдки). Смело едущие в ту сторону легковушки убедили меня, что дорогу привели в порядок. Поэтому и колёса я стравливал не до грязевого давления в 0,7 атмосферы, а до грейдерного - полторы атмосферы.

Закончив с колёсами, я пересадил дочку вместе с её креслом на переднее пассажирское сиденье, на место штурмана: асфальтовых дорог с оживлённым движением впереди не предвиделось, можно было снизить требования к безопасности. Пока мы совершали все эти манипуляции вокруг Ховера, мимо проехал грейдер, ровнявший дорогу.

Наконец, загрузившись в машину, мы поехали дальше - в Солзу, которая уже относится к Архангельской области. Убедились своими глазами, что в наше время дорога между Прокшином и Солзой, которая ещё несколько лет назад была труднопроходима для легковушки, сегодня представляет собой отличный ровный грейдер, хотя и узкий и извилистый. Грейдер идёт сквозь лес, в одном месте по деревянным мостам пересекает сразу две реки - Большую Индоманку и Чёрную. Дальше он проходит по берегу реки Чёрной, которую снова пересекает по деревянному мосту. На этой реке есть два озера - Малое Клематовское и Большое Клематовское. Мне не удалось сделать фото, чтобы они попали в кадр вместе с Ховером, но здесь мы остановились именно на берегу озера. Когда мы проезжали по этой дороге полутора годами ранее зимой - всего этого не было видно.

Двигаясь со скоростью около 50 км/ч, мы потратили на путь до Солзы менее часа. В Солзе заканчивается узкий и извилистый грейдер, начинается широкий и прямой. Дорожные знаки там, конечно, очень красноречивы: можно подумать, что следующие 100 километров - полная глушь. От Солзы до Каргополя действительно чуть меньше 100 километров, но местность не такая уж и глухая: по этому грейдеру ходят автобусы и иногда появляется сотовая связь.

Я привык ездить по грейдерам довольно медленно, не более 60 км/ч. Но грейдер до Каргополя был хорош: широкий, прямой, ровный. На слегка стравленных шинах можно было комфортно ехать 80-90 км/ч. Местные жители с такой скоростью и ездят.

Плюс грейдера в том, что его повреждения могут быть оперативно устранены местными силами - одноимённой дорожной техникой, без привлечения катков и асфальтоукладчиков. Ещё один плюс: в отличие от асфальта, его не разрушает гусеничная техника, что для Севера весьма актуально. Минусы же в том, что в межсезонье грейдер может стать труднопроезжаемым (для грузовых автомобилей весной и осенью могут вводить ограничения максимальной нагрузки на ось) - а в сухую погоду вокруг него очень пыльно. Вся листва окружающих деревьев была покрыта дорожной пылью.

В Каргополе, за несколько километров до которого начался асфальт, нам нужно было заправиться и поужинать. Заправка "Роснефть" мне была уже знакома, на ней мы залили полный бак. Чтобы не тратить время на поиски кафе в городе, там же купили хот-дог и гамбургер. Отъехали немного от города - и принялись за еду с моей голодной штурманессой.

Оттуда же я позвонил жене, пользуясь наличием сотовой связи и быстрого Интернета. Сообщил, что мы в Каргополе, далее направляемся в Морщихинскую, до которой нам около 70 километров и чуть больше часа езды. Жена увидела солнце высоко над горизонтом и удивилась: в Кинешме уже начинало темнеть. А мы забрались севернее на пять градусов по меридиану.

Закончив с ужином, мы начали финальный этап нашего пути - направились в Каргопольский сектор Кенозерского национального парка. Асфальт вскоре кончился, пошла дорога из плит. Ехать по ней было намного хуже, чем по грейдеру. А ехали мы прямо на запад. И на горизонте уже загоралась вечерняя заря.

Мне кажется, я никогда не перестану восхищаться северными восходами и закатами. Полтора года я не был на Севере и уже успел позабыть, какое чувство благоговейного восторга в душе они вызывают - а тут каргопольская заря сразу освежила память. Северные восходы и закаты чаще имеют ярко-красный цвет, это очень живописно. Здесь же небо полыхало огненно-жёлтым - и это тоже было потрясающе! Будто сам Господь собственной рукой раскрасил небеса золотом - чтобы люди посмотрели на закат и, отбросив греховную мирскую суету, задумались о чём-то по-настоящему важном, о вечном. Я всегда говорю, что северные зори будто дёргают за неведомые струны человеческой души.

В Лядинах мы остановились, чтобы немного полюбоваться церковью Богоявления Господня на фоне вечерней зари. Богоявленская церковь - деревянная: Каргопольский край знаменит своими деревянными храмами. Построена она в конце XVIII века и до 2013 года была летним храмом Лядинского погоста - северного "тройника". После того пожара, уничтожившего зимнюю Покровскую церковь и колокольню, северных "тройников" осталось всего шесть...

Поехали дальше. Грейдер и дорога из плит сменяли друг друга, изредка перемежаясь асфальтом. В какой-то момент (уже рядом с Лёкшмозером) дорога сузилась и стала извилистой, что резко снизило среднюю скорость до 50 км/ч. Кроме того, начали сгущаться сумерки. Из-за этого мы не стали останавливаться для фото у красивого деревянного знака с надписью "Кенозерский национальный парк" на въезде в парк: темно уже было, да и устали мы. В сумерках проехали деревню Хвалинскую (Орлово), где располагается пара турприютом - а ещё там дорога идёт по самому берегу Лёкшмозера. Вообще эта дорога далее следует на запад, в Карелию, в Пудож - но мы вскоре на развилке свернули направо, на север. Там уже было рукой подать до деревни Морщихинской - "столицы" Каргопольского сектора Кенозерского национального парка. Сначала мы по ошибке заехали в администрацию парка, но местный житель подсказал, что визит-центр находится в другом месте. Подъехали туда - и заселились в заранее забронированный номер. На часах было без двадцати девять, а проехали мы за день около 800 километров.

Визит-центр - полностью деревянный и двухэтажный, нам достался номер на втором этаже. Номер небольшой, но очень уютный. Но самое изумительное, что в визит-центре присутствовали туалет с унитазом (т.е. полноценный ватерклозет), душевая кабинка и Интернет через вай-фай!

А я, собираясь в Кенозерский парк, морально готовился к жизни в полностью диких условиях: ходить в туалет в деревянную будку в полусотне метров от дома, мыться по вечерам в озере и раз в сутки отправлять домой смс с сим-карты "Мегафона" (сеть только этого оператора можно поймать в Кенозерье). Своё восхищение визит-центром я озвучил молодой светловолосой девушке-администратору, которая нас заселяла. Она ответила:
- Деревня Морщихинская держит марку!
И чувствовался в её словах какой-то правильный патриотизм, гордость за родную деревню. Приятно было это слышать.

Сразу же при заселении я поинтересовался, открыты ли Кенозерские бирюльки и можно ли организовать экскурсию на Гужовскую водяную мельницу. Дружелюбная администратор ответила, что на следующий день с утра состоится экскурсия по бирюлькам, к которой можно присоединиться. На мельницу также планировалась экскурсия через день, но эти планы были менее определёнными. Мы записались на экскурсию в Кенозерские бирюльки, приняли душ после долгой дороги - и улеглись спать без задних ног в нашем уютном номере, в котором приятно пахло свежим деревом.

P.S. Подробные рассказы о путешествиях всегда пишутся спустя некоторое время. В режиме онлайн я выкладываю фотографии и короткие заметки в свой Телеграм-канал: https://t.me/beacon1143/

Часть II. Кенозерские бирюльки

Известный соловецкий гид и писатель Олег Кодола погиб в ДТП.

Суббота, 24 Сентября 2022 г. 18:40 + в цитатник
Архангельск, 23 сентября

Сегодня ночью в районе Волхова погиб известный соловецкий гид, писатель и общественный деятель Олег Кодола.

По имеющейся информации, он направлялся в Санкт-Петербург после III общероссийского съезда туристско-информационных центров в Кижах. Водитель автомобиля, в котором ехал Олег Кодола, «не справилась с управлением» и влетела в переди идущий бензовоз, двигавшийся в горку на низкой скорости. Водитель и две пассажирки пострадали, Олег погиб на месте.

Олег Евгеньевич Кодола родился 1 декабря 1968 года в городе Воркута. В Воркуте окончил училище по специализации «электрослесарь подземный по ремонту шахтного оборудования». В 1991 году он переехал в Киев, затем в Москву, несколько лет жил и работал в Санкт-Петербурге, а после приехал в Архангельск. В последние годы Олег Кодола снова перебрался в Санкт-Петербург с семьёй.
Приносим искренние соболезнования родным и близким Олега Кодолы.