Поколение, которому сейчас в районе сорока хорошо помнят из своего советского детство такой эпизод как мопед. С наступлением летних каникул во всех прилегающих к городу деревнях и дачных поселках жители просыпались под "рев" мопедов. Иногда даже с вынутым аккустическим фильтром :).
Мопед это двухколёсное транспортное средство с двигателем объёмом не более 50 см³ и максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч. Мопеды были самодельные и покупные.
Самодельные у нас назывались "газульки". Делали их устанавливая на велосипеды двухтактный одноцилиндровый бензиновый двигатель внутреннего сгорания, так называемый велодвигатель Д-4. Может были и более поздние модели, но я их не видел. В комплект поставки входила подробная инструкция по установки, а также все необходимое: двигатель, бак, звездочка, глушитель, цепь, болты, гайки, свечи зажигания, карбюратор и т.д. Выглядел этот комплект вот так:
Такие же двигатели ставились и на детские велосипеды на дутых шинах, правда, катались на них уже повзрослевшие "детки" и такие тачки считались крутыми :). Чертежи таких "монстров" печатались в журналах "Юный техник" и "Техника молодежи".
Из покупных мопедов в СССР были наиболее популярны марки:
"Рига" , выпускавшийся на рижском мотозаводе "Саркана звайгзне" (в переводе с латышского "Красная звезда") в 1958-1998 годах. Но у меня он больше ассоциируется с желтым цветом :).
"Верховина" производства Львовского мотозавода (ЛМЗ). (На первой фотографии).
"Карпаты" - мокик, который с весны 1981 стал выпускать Львовский мотозавод (ЛМЗ).
Служившие в ГДР офицеры и прапорщики привозили мопеды "Simson".
Вспомнили? Понастальгировали? Теперь о главном. Мой друг Владимир Мячин
mopedmuseum уже несколько лет я собирает коллекцию мопедов и всего, что связано с этим прекрасным символом беззаботного детства. В 2011 году заработал сайт
Музей Мопедов, на котором собирается вся информация по истории советской малокубатурной мототехники. На нём же выкладывается и коллекция. Фотографии, правда, маленькие и не выразительные, но это поправимо :).
Всего на сегодняшний день в ней более 20 мопедов и мопедных двигателей, некоторые из которых являются уникальными образцами, а так же большое количество разнообразной атрибутики: значков, календариков, проспектов, литературы и т.п. Так же в коллекции есть отдельный самостоятельный подраздел - мопедные и велосипедные номерные знаки, которых набралось уже больше сотни.
Ранее коллекция выставлялась в московском Музее Индустриальной Культуры Льва Железнякова. Экспонаты коллекции принимали участие в проводимой Музеем IV Выставке Исторической и Военной АвтомотоТехники "ВИВАТ-2011".
Там и сформировалась концепция будущего Музея Мопедов. Музей со свободным посещением, основную часть экспозиции которого составит коллекция мопедов. Но помимо мопедов, Музей будет собирать и показывать старые игрушки, радиоаппаратуру, велосипеды и подобные предметы быта из недавнего и давнего прошлого. Московский Музей Индустриальной Культуры Льва Железнякова готов поделиться с Музеем Мопедов своими экспонатами для создания базового фонда. На сегодняшний день осуществление этой Мечты приблизилось на расстояние вытянутой руки. Отдел культуры Витебского райисполкома безвозмездно предоставил здание площадью 280 квадратных метров. Оно находится в деревне Ерёмино, в 12 км от Витебска, по дороге на Смоленск и Москву.В данный момент коллекция мопедов перевезена в здание. В одном из ближайших номеров журнала "Мото" планируется выход заметки про Музей.Как Вы наверное уже догадались, музею нужна помощь. Для открытия Музея уже этой весной требуются витрины и стеллажи, установка железных входных и запасных дверей, установка охранной сигнализации. Может у кого нибудь лежат без дела стенды с прошедших выставок и презентаций. Если у Вас в гараже или на даче без дела валяются старые мопеды, запасные части к ним, есть старые фотографии, значки, литература по данной теме, музей с радостью примет это в дар. Так же в планах музея собирать портативную советскую радиотехнику, одежду и обувь 70-х - 80-х годов для тематических инсталляций. Если у Вас есть возможность выполнить широкоформатную печать для стендов музея, то реклама Вашей компании будет размещена на принте. Даже простая печать фотографий будет большим подспорьем для организаторов.
Ваша помощь позволит сделать Музей с бесплатным посещением, работающий весь световой день в сезон с апреля по октябрь и вы сможете приобщить своих детей к технике Вашего детства. Если сезон 2014 года покажет востребованность и интерес к Музею, то зимой будет проведен ремонт здания.
Самое минимальное, что Вы можете сделать сейчас, это репост поста в ЖЖ или ссылка в социальных сетях.
* в посте использованы фотографии с сайта
http://mopedmuseum.ru и фотографии из сети.
https://ru-scooters.livejournal.com/375720.html