-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ru_borhes

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.06.2007
Записей: 26
Комментариев: 2
Написано: 2




Сад расходящихся мыслей - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://community.livejournal.com/ru_borhes/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://ru-borhes.livejournal.com/data/rss??96aea1e0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Немного о «Скрытой магии"

Четверг, 19 Декабря 2019 г. 08:52 + в цитатник

Надеюсь, мой пост будет ненамного более занудным, чем эссе Борхеса.

Наступила пора немного болезненного пересмотра того, что мне нравилось в прежние времена .
Вот что я пишу во 2 главе своей немного эротической Саги:
"Эти латиноамериканские имена были неким культурным кодом, тайным масонским приветствием, по которому узнавали "своего".
Не случайно появилась байка о том, как физтехи кадрят девочек: "Кортасара не читала? В койку! Борхеса не читала? В койку!" (Фраза "Где находится нофелет" в этом случае явно не прокатывала.)"

Подробнее вот тут:
http://samlib.ru/r/rebekka_p/serxeznyeotnoshenija.shtml

Недавно я вновь перечитала эссе Борхеса «Скрытая магия в Дон Кихоте».
Отмечу мимоходом, что постоялые дворы Кастильи уподобляются бензоколонкам в современной жизни -о, та же самая аналогия с инфраструктурой хайвэев пришла мне в свое время в голову при размышлениях о «Дорожных жалобах» Пушкина.

Борхес отмечает две магические особенности в "Дон Кихоте":
1) вымышленная замысловатая история перевода и возникновения текста книги 'из небытия'
а также
2) история внутри истории (в библиотеке Дона Кихота имеется другая книга Сервантеса, а во второй части романа герои книги говорят о первой части книги).

Далее для создания наглядности Хорхе Луис приводит примеры использования этих магических принципов — встроенных сюжетных линий или изображений, встроенных друг в друга — в других книгах.

По этому поводу мне вспомнилось довольно избитая и поверхностная сентенция Вильяма нашего Шекспира «Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры».

А по поводу вложенных изображений… Не удержусь от цитаты из «Черной книги» Памука».
«Сколько лет прошло с тех пор, как мы впервые с удивлением открыли для себя эту волшебную игру, в которую потом так часто будем играть? Как-то …наши мамы повели нас в детский отдел магазина одежды… Там …мы случайно оказались между двумя зеркалами в человеческий рост и увидели, как наши отражения, постепенно уменьшаясь, умножаются и уходят вдаль.
Два года спустя мы вместе читали свежий номер журнала «Детская неделя».. Внимательно посмотрев на журнал в руках рыжей девочки, мы обнаружили, что и на его обложке все та же девочка читает все тот же журнал, и на его обложке – тоже девочка с журналом с девочкой и так далее, и так далее...
Эта история повторилась с банками пасты из маслин.. На этикетке идеальная счастливая семья (папа, мама, сын и дочь) сидела за столом, а перед ней красовалась банка с пастой. Я показал тебе, что на той банке изображена еще одна, так что банки с пастой и счастливые семьи умножались, уменьшаясь, пока глаз не переставал их различать.
...я понял – многие годы спустя после того, как мы ходили в магазин одежды, читали журнал «Детская неделя» и разглядывали банку с пастой из маслин, – как переходят одна в другую, словно сады нашей памяти, истории о любви, выстраиваясь бесконечной анфиладой,»

https://ru-borhes.livejournal.com/8841.html


эстетика мышления

Вторник, 23 Марта 2010 г. 23:26 + в цитатник
Словосочетание "эстетика мышления" предложил (придумал) не Мераб Мамардашвили, как об этом написано в Новейшем энциклопедическом философском словаре. Сделал это Хорхе Луис Борхес в 1932 году в новелле "Вечное состязание Ахилла и черепахи".
Эстетика мышления, по Борхесу (а потом и по Мамардашвили) – посмотреть на философию сквозь призму вымысла (фантазии, воображения), увидеть в философии (философских текстах) эстетическую и художественную выразительность. Парадокс об Ахиллесе и черепахе для Борхеса волнует более 20 веков человечество именно потому, что в нем есть "наплыв тайны", "ухищрения разума", приключение мысли, что заставляет им НАСЛАЖДАТЬСЯ снова и снова.

https://ru-borhes.livejournal.com/8153.html


о Борхесе

Вторник, 23 Марта 2010 г. 13:11 + в цитатник
Габриэль Гарсиа Маркес о Борхесе:
"более всего читаю, но не люблю"

Карлос Фуэнтос о Борхесе:
"Это ослепительная проза, такая холодная, что обжигает губы".

Владимир Набоков:
"Сначала мы с Верой наслаждались, читая его. Мы ощущали себя перед фасадом классического портика, но оказалось, что за этой декорацией ничего нет".

Последнее может восприниматься и как высшая похвала, по-моему.

https://ru-borhes.livejournal.com/7831.html


на тему Борхеса

Вторник, 23 Марта 2010 г. 13:09 + в цитатник
Это Дамир Муратов. "Книга песчинок". 2003 год.

Борхес бы улыбнулся.

Photobucket

Эта книга+другие - см.: http://bednotown.livejournal.com/1404.html

https://ru-borhes.livejournal.com/7449.html


Без заголовка

Вторник, 23 Марта 2010 г. 12:20 + в цитатник
У e_n_z понравилось стихотворение.

По-моему, очень точное ощущение личности, судьбы, главных тем и образов Борхеса.

БОРХЕС

Создателю лабиринта приснилось,
что он позабыл, где выход.
И стоял он в слепом пространстве
чёрного тупика.
Когда начинал работу,
создатель был ещё молод.
Последний камень положен
дрожащей рукой старика.
Проснувшись во сне, без света,
не решался что-либо делать.
Он знал и помнил всё, кроме
секрета своих трудов.
Последней минутой жизни
ему показалась минута,
когда, измождённый пленом,
упал. Но, поднявшись вновь,
увидел, что он ещё молод,
что солнце в небе. А волны
трогают осторожно мёртвого старика,
которому он приснился
за две минуты до смерти,
пока лабиринт погружался
в книги, в песок, в века.

https://ru-borhes.livejournal.com/7237.html


Борхес и "Аватар"

Пятница, 22 Января 2010 г. 00:55 + в цитатник
Питерские коммунисты, обвиняющие Кэмерона в краже интеллектуальной собственности, промахнулись. Кэмерон достаточно крут для того, чтобы брать у Великих :). Тем, кто еще не смотрел "Аватар", да и тем, кто уже его видел: когда будете пересматривать его - на экране или в памяти - совместите картинку с этим текстом:

"Он явился из непроглядных чащ кабана и зубра, был светловолос, храбр, простодушен, беспощаден и признавал не какую-то вселенную, а своего вождя и свое племя. Война привела его в Равенну, где он увидел то, чего никогда не видел раньше или видел, но не замечал. Он увидел свет, кипарисы и мрамор. Увидел строй целого - разнообразие без сумятицы; увидел город в живом единстве его статуй, храмов, зданий, ступеней, чаш, капителей, очерченных и распахнутых пространств. Его - я уверен - потрясла не красота увиденного; оно поразило его, как нас сегодня поражают сложнейшие механизмы, чьего назначения мы не понимаем, но в чьем устройстве чувствуем бессмертный разум. Может быть, ему хватило одной-единственной арки с неведомой надписью вечными римскими литерами. И тут его вдруг ослепило и вновь вернуло к жизни откровение по имени Город. Он понял, что будет тут хуже последней собаки или несмышленого малолетка, что не приблизится к разгадке даже на шаг, но понял и другое: этот город сильнее его богов, верности вождю и всех топей Германии. И тогда Дроктульф покидает своих и переходит на сторону Равенны. Он гибнет, а на его надгробье выбивают слова, которых он, скорей всего не сумел бы прочесть.

Он был не предателем (предатели обычно не удостаиваются благоговейных эпитафий), а прозревшим, новообращенным. Через несколько поколений те же клеймившие перебежчика лангобарды вступили на его путь и стали итальянцами, ломбардцами, и, может быть, один из его кровников по имени Альдигер дал начало тем, кто дал потом начало Алигьери...".
(из "Истории воина и пленницы").

Ну и тут я еще немного написал. Правда про Борхеса там больше нет.

https://ru-borhes.livejournal.com/7066.html



Поиск сообщений в lj_ru_borhes
Страницы: [1] Календарь