Вчера ездил в гости к своему товарищу, живущему в районе Стейтен Айленд (Staten Island). Это - действительно остров, попасть на который из других районов Нью-Йорка можно несколькими способами:
- со стороны Бруклина - по мосту Верразано-Нэрроуз (проезд по мосту в сторону Staten Island – платный и составляет $15, проезд в обратную сторону - бесплатный). Этот способ подходит тем, кто едет на своей машине, такси либо автобусе. Как я уже говорил, в этот раз я без машины. Тратить лишние $50-60 на такси не очень хотелось, а внятного понимания, какой автобус туда идет и откуда он отправляется - у меня на тот момент не было. Поэтому был выбран способ номер 2:
- на пассажирском пароме, идущем из нижней части Манхеттена (Даунтауна). Паром - бесплатный, отправляется из района Бэттери-парка и ходит круглосуточно с интервалом от 15 минут до одного часа в зависимости от времени суток. Время в пути - около 25 минут. Приятным туристическим бонусом является то, что паром проходит мимо острова, на котором стоит статуя Свободы, а кроме этого, с парома открывается отличная панорама Даунтауна Манхеттена.
Обратно возвращался на автобусе экспресс-маршрута, который идет из Стейтена по мосту Верразано, проходит через Бруклин и по Бруклинскому мосту попадает на Манхеттен. Проезд в автобусе стоит $6. Оплата производится с помощью все той же MetroCard, но , как я уже писал ранее, действие недельного безлимитного проездного не распространяется на экспресс-автобусы, поэтому надо платить отдельно. Автобусы-экспрессы являются основным способом добраться на работу и обратно жителям Стейтена, чьи офисы находятся в Манхеттене. По Стейтену автобус идет с остановками, собирая людей, но потом выходит на магистраль Staten Island Expressway и до Манхеттена едет без остановок. Но хотя как без остановок… Из-за работ по расширению магистрали, автобус встал в пробку, и в итоге дорога вместо 25-30 минут заняла почти час.
В пути встретилась очень интересная машина, предназначенная для передвигания бетонных блоков, разделяющих встречные полосы. Таким образом на магистрали реализована возможность в час-пик добавлять дополнительную полосу для движения в ту или иную сторону. Выглядит это примерно так:
Рассказывая про общественный транспорт Нью-Йорка, нельзя пройти стороной и не рассказать о такси. Но придется открыть страшную тайну:
Деда Мороза не сущест не все такси в Нью-Йорке – жёлтые.
Известное всему миру нью-йоркское жёлтое такси является всего лишь одним из видов городского такси. Автомобили жёлтого цвета имеют право брать пассажиров на всех улицах города но работают, как правило, только на Манхеттене, а также в аэропортах Нью-Йорка. Этому есть объяснение: в виду эксклюзива на работу «с руки», а также установленного ограничения на количество автомобилей такси жёлтого цвета (сейчас эта цифра в районе 12000), для них всегда есть работа в центре и им незачем ехать куда-то на окраины. Если Вы попытаетесь поймать жёлтое такси, например, в Бруклине, Вы будете обречены на провал. Там их нет (разве что если клиент попросит отвезти его из Манхеттена в Бруклин).
Именно по этой причине в конце 2013 года в Нью-Йорке появились зелёные такси. Они получили право подбирать людей в Верхней части Манхеттена (по сути – от Центрального парка), а также в других боро города – Бруклине, Бронксе и Квинсе (за исключением острова Стейтен и аэропортов). До этого, обитателям этих районов приходилось пользоваться услугами кар-сервисов – такси, работающих только по вызову через диспетчера (кстати, желтые такси лишены этого права). Бывает, конечно, что машины кар-сервисов подбирают пассажиров на улице, но за это полагается серьезный штраф. Кар-сервисы работают по фиксированным тарифам - цена за проезд не зависит от времени в пути (перед посадкой в машину вы уже знаете во сколько Вам обойдется поездка). В обычных такси вы платите по счетчику и за расстояние, и за время в случае стояния в пробках (у машин кар-сервисов счетчики отсутствуют).
Автомобили кар-сервисов в Нью-Йорке имеют восьмизначные гос.номера, начинающиеся с буквы T, поэтому не пугайтесь, если по Вашему вызову приехала машина без внешних атрибутов такси. Если ее гос.номер начинается с буквы Т, значит это - лицензированный перевозчик.
Кстати, о лицензиях. Как я писал выше, количество желтых такси строго ограничено. У каждой машины есть лицензия (металлический жетон, который прикреплен на капоте) с уникальным номером. Жетон не привязан к определенному автомобилю, поэтому может перевешиваться с машины на машину, а также продаваться/покупаться, дариться, передаваться по наследству (все такси в Нью-Йорке принадлежат частным компаниям или даже физическим лицам). В связи с ограниченным количеством существующих жетонов, их стоимость чрезвычайна высока. Она начинается от нескольких сотен тысяч долларов и может легко превысить $1.000.000 при продаже жетона на аукционе. С другой стороны, простая математика позволяет посчитать, что даже $1млн – сумма, которую реально отработать за обозримое время (средний заработок одного автомобиля жёлтого такси за день составляет около $700).
Удобным инструментом для расчета стоимости проезда в такси Нью-Йорка (а также других городов) является сайт www.worldtaximeter.com
Также к средствам общественного транспорта в Нью-Йорке можно отнести канатную дорогу, ведущую из Манхеттена на остров Рузвельта (небольшой островок, стоящий посреди Гудзона в районе средней части Манхеттена). Она используется как местными жителями, живущими или работающими на острове Рузвельта, так и туристами, так как с нее можно увидеть Манхеттен с необычного ракурса.
У канатной дороги всего две станции (одна - на стороне Манхеттена, другая - на стороне острова Рузвельта). Проезд стоит $2.50 в одну сторону, оплата – естественно, с помощью MetroCard :)
Чтобы было проще ориентироваться в общественном транспорте Нью-Йорка, я использовал несколько программ для смартфона. Расскажу на примере софта для Android-устройств, но думаю, что для Айфонов есть все то же самое:
NYC Bus & Subway Maps – электронные версии карт метро и маршрутов автобусов, висящих в вагонах, станциях метро и салонах автобусов. В работе программа не требует ни наличия GPS-приемника, ни подключения к Интернету. Маршруты не прокладывает – это просто копия «бумажной» карты.
New York Subway – программа, позволяющая проложить оптимальный маршрут между двумя заданными станциями метро. В работе не требует ни наличия GPS-приемника, ни подключения к Интернету.
Transit – требует доступ в Интернет и подключение к GPS-спутникам, при наличии которых позволяет прокладывать маршруты с использованием общественного транспорта, а также получать данные о том, через какое время к остановке, возле которой вы находитесь, подойдет тот или иной маршрут автобуса.
Кстати, о доступе в Интернет. Роуминговые тарифы на передачу данных российских операторов являются абсолютно неадекватными, поэтому рекомендую озаботиться вопросом доступа в Интернет зарубежом заранее (приобрести «туристическую» сим-карту в России или купить местную сим-карту по прилету). В этот раз я этого не сделал, поэтому пришлось выкручиваться: в процессе пребывания в Нью-Йорке опытным путем установлено, что бесплатный Wi-Fi есть на части станций метро, в обоих терминалах парома, курсирующего между Манхеттеном и Стейтен-Айлендом, ну и в Макдоналдсе :)
Уже вернувшись в Москву, нашел сайт, где указаны все станции метро Нью-Йорка, на которых есть Wi-Fi -
http://www.nycsubwaywireless.com/P.S. Кстати, метро и автобусы в Нью-Йорке ходят круглосуточно, что весьма удобно.
https://rpilot.livejournal.com/140365.html