Миссионерский стан: в тундре и спальном районеОриентация на месте
Учитывая то, что, как правило, места компактного проживания коренных народов севера находятся на достаточном удалении от областных и краевых центров, добраться до них бывает крайне сложно, а количество жителей редко превышает несколько сот человек, -- постоянное присутствие священнослужителей в одном населенном пункте может быть затруднено. В таких случаях целесообразно вспомнить о традиции устроения миссионерских станов, получившей развитие в первой половине XIX века, в России.
В немалой степени развитием традиции миссионерских станов можно назвать монашескую колонизацию сначала Русского Севера, а позже, в XVIII веке, Сибири и Дальнего Востока. Монастырь всегда становился центром евангельской проповеди окрестным народам, своеобразным «координатором» миссионерской деятельности среди языческого населе¬ния. Наибольшее влияние на каноническое обоснование и формирование струк¬туры миссионерских станов в православной традиции имеет опыт ал¬тайской миссии, подробно описанный преп. Макарием Глухаревым, и тру¬ды свт. Иннокентия митр. Московского, владыки Нестора (Анисимова), епископа Дионисия (Хитрова).
Исторически, традиция устроения миссионерских станов восходит к хри¬стианским общинам, учрежденным апостолами во время их путешествий и описанным в книге Деяний. Так, например, Павел в течение двух лет пре¬подает основы веры жителям Эфеса в училище Тиранна так, что его за это время смогли услышать все окрест живущие греки и евреи. Здесь же его благовестие побудило множество людей отказаться от чародейства.
Он поставляет там местных пресвитеров и удаляется, но не порывает связи с этой общиной. Павел окормляет эту церковь в письмах, посылает туда своего сотрудника Тихика. Эфесская церковь имеет связь с Иерусалимом и руководит жизнью христианских общин в округе.
Мы можем уже на этом, апостольском примере определить основные принципы устроения миссионерских станов. Это, во-первых, - территориальность. Т. е. проповедь Евангелия охватывает конкретную территорию «миссио¬нерской ответственности». Как правило, в пределах одного-двух административных районов. Большую роль здесь играет расположение головного стана на транспортном узле: на реке, по которой можно добраться до остальных поселков; в райцентре, где базируется местная авиация; в месте, где сходятся несколько «зимников» и т. п.
Далее, это связь с Церковью, - через посланничество миссионеров, через материальную помощь. Опыт миссионерских поездок в епархии Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые совершаются сотрудниками Синнодального миссионерского отдела с 1996 года, показывает, что краткосрочные визиты в отдаленные национальные поселки, поспешные крещения без оглашения и т. п. не могут служить достаточным свидетельством о Христе, которое достигается лишь «житием вместе». Люди соберутся в клуб, на беседу с миссионерами, с той же готовностью, с которой они придут и к пятидесятникам или баптистам, или просто к заезжим артистам. Но, после, все разойдутся по домам и вернутся к прежнему образу жизни.
Однажды, мой друг священник Сергий Клинцов побывал в тех местах (поселки в среднем течении Алдана), где мы проезжали когда-то с миссионерской экспедицией. Жители поселка его узнали и подошли с просьбой взять обратно крестильные крестики, так как за прошедшее время никакой «помощи» от них не было: «корова сдохла, сарай сгорел, а зарплаты не прибавилось». А, в свое время, мы крестили в клубе этого поселка несколько десятков человек, после получасовой огласительной беседы.
Анализируя подобные ошибки, следует сделать вывод о немаловажности именно долгосрочных поездок в отдаленные селения. В зависимости от транспорта, времени года и сезонной занятости жителей, минимальным временем продолжительности одной поездки можно считать месяц-полтора. За этот период можно близко сойтись с теми, кто проявляет интерес к вере, высказывает желание – принять крещение. Будет время и для неторопливых бесед за чашкой чая и для каких-то совместных хозяйственных трудов. Будет возможность подыскать хотя бы временное помещение для встреч, для совместной молитвы.
Итогом первой поездки может стать создание небольшой группы верующих, готовых собираться в день воскресный для совершения мирянской службы (конечно, сначала следует научить их совершению этой службы). Пусть это будет 3-4 человека взрослых и несколько детей и это будет то евангельское зерно, из которого, возможно, произрастет полноценная приходская община. Разумеется, необходима регулярная связь с центральным миссионерским станом. В нашей практике, мы всегда стараемся связываться по телефону с верующими в отдаленных поселках, передавать с рейсовыми вертолетами или с иным попутным транспортом книги, свечи, журналы.
Еще одна важная составляющая часть Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции - постав¬ление сотрудников из местных жителей. Другое дело, что, часто бывает сложно найти кандидатов, но эта проблема существует и в центральных районах страны.
Без языка?
Использование местного языка и культуры - признак уни¬версальности Евангелия и вселенского характера христианской проповеди. Следует максимально использовать переводы Священного Писания на местные языки в богослужении, для чего хорошо поручать носителям языка чтение Апостола и Евангелия. С осторожностью можно использовать и национальные орнаменты в украшении икон или помещения для молитвы. Осторожность связана с тем, что нередко в безобидных орнаментах содержится сакральный смысл: они могут символизировать злых или добрых духов и прочих существ языческого потустороннего мира.
Хорошо зарекомендовала себя печать икон с надписаниями на языке того народа, в среде которого ведется проповедь. Так как тираж таких икон небольшой, то, обычный цветной принтер и ламинатор, в комплекте с набором красивых фоторамок, без особого труда позволят изготовить 100-150 иконок для раздачи верующим.
Насаждать и поливать
Итак, главной задачей миссионера всегда было, подобно апостолам, принести евангель¬скую весть тем народам, которые не были просвещены светом Христовым. Приготовить к сознательному крещению тех, кто станет впоследствии ядром будущей общины. Оставить после себя зерно благовестия с тем, чтобы Бог возрастил здесь Церковь. Огромная роль отводится здесь мирян¬скому богослужению, самостоятельно совершаемому общиной в отсут-ствие священника, и способности членов общины свидетельствовать о сво¬ей вере окружающим. Как правило, в каждый следующий приезд, появляются ранее незнакомые люди, также, желающие узнать больше о вере и Церкви. Это следствие миссии местной общины.
Основное отличие миссионерского стана от обычного прихода в том, что приход окормляет территорию, где уже, по слову апостола, «было из¬вестно имя Христово». Основная забота прихода – способствовать возрас¬танию паствы в Боге. Забота же миссионерского стана - «насаждать и поли¬вать», в надежде, что вновь образованные локальные общины когда-то станут полноценными при¬ходами.
От Москвы до самых до окраин
Можно полемизировать с тезисом: в России (в том числе и на северных и дальневосточных её рубежах) уже прозвучала проповедь христианства и нам следует идти в совсем уж отдаленные места. Сторонники этого тезиса говорят о важности миссии в Таиланде, Вьетнаме, Индии и странах Африки. Однако и в самом центре России: на берегах Енисея, Оби, Лены – множество селений, где еще не звучало слово проповеди. Если население Чукотки всего 50 000 человек, разве это повод отказать этому региону в миссионерском внимании? Если, например, нанайцев всего 17 тыс., а юкагиров около 1 тыс, разве только поэтому для них не так уж и важно свидетельство о Христе? Хотя, формально, и на Чукотке и среди приамурских народов в XIX веке трудились проповедники.
Однако, к сожалению, мы видим, что и до сих пор – дело миссии в отдаленных епархиях Русской Православной Церкви, как правило, - дело самих этих епархий. Синодальный миссионерский отдел в настоящее время поддерживает около 13-ти миссионерских станов в Якутии, Бурятии, Туве, на Сахалине и т. п. Но сотрудниками этих станов являются или клирики Белгородской митрополии и студенты Белгородской семинарии, или же, отдельные, малочисленные энтузиасты, добровольно пожелавшие потрудиться какое-то время на благо проповеди.
Мы вынуждены признать, что в настоящий момент в нашей церкви нет традиции привлечения волонтеров для миссионерских экспедиций. Не разработан и канонически никак не обоснован механизм участия в долгосрочных командировках клириков разных епархий. Только начинает определяться финансовая сторона вопроса, а не секрет, что только дорожные затраты на одного человека, могут составить, в сумме, до 100 тыс. руб.
И, самое главное, у выпускников семинарий и академий нет дополнительной мотивации для участия в подобных поездках. К тому же, если выпускник академии и получает распределение на три года в дальнюю епархию, обычно, дальше Кафедрального собора он не уезжает, так как архиерей заинтересован в том, чтобы образованный священник трудился в епархиальных структурах.
Бывает, что в командировки посылают духовенство, нарушившее канонические правила, находящееся под угрозой запрета за пьянство и т. д. Чему такие пастыри могут научить? - вопрос риторический. Эти проблемы существуют, и замалчивать их нельзя.
Простые выводы
Понятие «миссионерский стан» на общецерковном уровне впервые прозву¬чало в 2007 году когда Священным Синодом была принята и рекомендова¬на к руководству «Концепция миссионерской деятельности..». В 2010 году, как мы знаем, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл одобрил и благословил развитие деятельности миссионерских станов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.
Однако, неверно было бы утверждать, что эта традиция, этот способ мис¬сионерства актуальны лишь для отдаленных земель с экстремальным кли¬матом. Миссия Церкви универсальна и основные её принципы применимы в любом контексте, в том числе и в центральных городах, индустриальных зонах и спальных кварталах мегаполисов.
Сельские районы, не имеющие храмов и приходских общин, также могут стать местом для устроения миссионерских станов. Не столь важно при этом, что большинство жителей центральных районов уже крещены в мла¬денчестве. Это крещение, как правило, формальная дань народной тради¬ции, а речь идет о научении взрослых людей доныне им неизвестным осно¬вам Православной веры, о сознательном участии в Таинствах Церкви.
На прошедшем в ноябре 2010 года Всецерковном съезде епархиальных миссионеров прозвучали слова о «второй христианизации» России, о необходимости «народной катехизации» и это задает всем нам определенный вектор при¬ложения усилий.
Собрать на большом индустриальном предприятии, где трудится не одна тысяча сотрудников, малую группу по изучению Евангелия, которая бы окормлялась приезжающим священником - вот первый шаг по устроению миссионерского стана. Проводить в дальнем городском районе, не имею¬щем храма, регулярные просветительские беседы о вере и Церкви, органи¬зовать в любом подходящем помещении молитвенный уголок, не дожида¬ясь, когда спонсоры выстроят красивый храм, и начать работу по созида¬нию общины -- для этого не нужно больших материальных затрат. Для это¬го не нужно ничего кроме желания и готовности потратить всё свое время на дело благовестия.
Таким образом, традиции свидетельства о Христе, основанные на опыте многих поколений православных подвижников, не могут остаться в про¬шлом. Они актуальны в той же мере, как актуально для нас само Еванге¬лие, как актуальна заповедь Христова: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
игумен Агафангел (Белых)
Координатор сектора
миссионерских станов
Синодального миссионерского отдела,
пос. Тикси, МС «Спасский
https://igumen-aga.livejournal.com/584817.html