И этого кого-то не смутило, что вагоны были четырех классов, а на картинке только три вагона. Отбросил последний. На самом деле, на рисунке нет как раз вагона второго класса, который дилижанс, а за берлином изображены крытый шарабан и открытый ваггон.
Картинка в таком виде растиражирована на сотне сайтов.
Но вернемся к книгам. Правдоподобным выглядит описание вагонов в книге История железнодорожного транспорта России. Т. I: 1836 – 1917 гг. – СПб, 1994. С. 39-40:
Но какие-то сомнения оставались. Почему-то источники информации не указаны. И не указано количество отделений в каретах, так что полную их вместимость вычислить не удается.
Переходим к периодике. В журнале Урал номер 10 за 2004 год была опубликована статья Алексея Игнатьевича Марговенко "Дороги царей".
Журнал художественный, поэтому никаких ссылок, откуда Алексей Игнатьевич черпал информацию, нет.
А лажи много.
"Первоначально Царскосельская железная дорога была проложена от Петербурга до Царского села, а затем продлена до дачного городка Павловска".
Строительство Царскосельской дороги началось 1 мая 1836 года как раз от Павловска. Путь между Павловском и Царским селом был проложен раньше, чем дорога дошла до Петербурга. Именно между Царским Селом и Павловском совершались пробные поездки на конной тяге 27 сентября, 4 и 11 октября 1836 года. До Петербурга дорогу в это время еще не довели.
"Официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 г. Первый поезд состоял из паровоза и восьми вагонов. По приглашению членов Правления дороги на открытие первой в России железной дороги были приглашены император Николай I и другие почетные гости".
Оставим перл "По приглашению членов Правления дороги на открытие первой в России железной дороги были приглашены…" на совести редактора. Но император, если и был приглашен, на открытии дороги не присутствовал: он в это время был в Москве.
""3.) На открытии первой железной дороги 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года присутствовал император Николай I".
Это неправда. Как было установлено по журналу царских перемещений, в действительности в день открытия Царскосельской железной дороги Николай I с наследником были в Москве и на открытии дороги не присутствовали. Поезд в этот день (30 октября по старому стилю 1837 года) вёл, кстати, в качестве машиниста сам фон Герстнер.
Но вопрос был с подвохом. Дело в том, что в исторической литературе вплоть до середины 1970-х годов часто упоминался этот факт. Откуда пошла ошибка? Дело в том, что примерно за год до открытия дороги – в ноябре 1836 г. на небольшом участке дороги проходило опробывание первого паровоза. И вот при этом событии присутствовал Николай I. Первый локомотив вёл 17-летний Джон Гакворд (сын британского производителя паровозов Тимоти Гакворда, у которого и были закуплены первые локомотивы, т.к. у него они были мощнее, чем у Стефенсона). Об этой поезде и о присутствии Николая сообщила газета "Северная пчела". А дальше историки спутали пуск паровоза и открытие дороги. Ошибка эта была исправлена уже в 1 томе 3-томной "Истории железнодорожного транспорта" (1994) и других современных книгах (5-томник З.Крейниса, История жд транспорта/Под ред. Е.Пивовара и др.), но иногда встречается в интернет-публикациях. И даже в книге историка Л.Выскочкова "Николай I" (2003 года издания) была допущена эта ошибка, впрочем, исправленная в его же книге 2018 года издания "Николай I и его эпоха")".
Но продолжим цитировать статью Марговенко:
"Вагоны состояли из четырех классов. Самыми комфортными и дорогими были кареты — “берлины”. Это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для 8 человек. Дальше шли “шарабаны”, “дилижансы” и вагоны. Вагоны 2-го класса были тоже с крышами, 3-го и 4-го — без. Вместимость каждого вагона — по 10 пассажиров. Все вагоны были закуплены за границей".
Опять оставим фразу "Вагоны состояли из четырех классов" на совести редактора, но дальше следует лажа фактическая. У берлина 8 человек размещались в одном купе (отделении) с отдельным выходом, а всего отделений было 3, поэтому всего в берлине помещалось 24 человека. Повозка второго класса называлась дилижанс, в одном купе с мягкими креслами без подлокотников помещалось 10 человек, а сколько в нем было купе, мы еще обсудим. Шарабан – это открытая повозка третьего класса, но крыша у него была. На деревянных скамейках одного отделения помещалось то ли 10, то ли 12 человек, отделений было 3, всего 30-36 человек. Ваггон четвертого класса не имел и крыши, вместимость его с установленными скамейками была такой же, как у шарабана.
К сожалению, лажу из статьи Марговенко поместили у себя многие интернет-ресурсы, даже Википедия. Хотя последняя, в отличие от большинства других ресурсов, дала ссылку на первоисточник каждой лажи. Но лажа при этом лажей быть не перестала.
Приблизительно вместимость первых вагонов можно оценить по описаниям современников, приводимых в интернет-изданиях, но, к сожалению, в большинстве случаев без указания источников.
Внизу интернет-страницы указан единственный источник: 1. Фролов А. И. Санкт-Петербург от А до Я. Вокзалы. — СПб.: Издательство "Глагол", 2008. Но по книге я информацию не проверял.
О пробной поездке на конной тяге между Царским Селом и Павловском в воскресенье 27 сентября 1836 года:
"Около часу по полудни при прекрасной яркой погоде собралась у начала дороги разнообразная публика. Всего привезено из Англии и поставлено на железной дороге только четыре экипажа: два шарабана, т. е. крытые повозки, и два вагона — открытые повозки. Каждый шарабан был сцеплен с вагоном, так что всего было два экипажа, вмещающие по 60 человек каждый... В каждый экипаж впрягли двух ямских лошадей, тощих, но крепких, взятых без выбору, впрягли "гусем". По приглашению Герстнера экипажи наполнились любопытными зрителями и пустились по дороге во всю конскую прыть".
По этой цитате на каждую лавку в шарабане и ваггоне сажали по 5 человек, а не по 6, то есть в каждую повозку поместилось как раз 30.
"Вот как рассказывает об одной из таких поездок Е.А.Карамзина своему сыну Андрею Карамзину 29 сентября 1836 года:
"... в воскресенье все – от двора до последнего простолюдина –отправились смотреть пробу паровых карет на дороге в Павловск. ...Подъехали все четыре повозки, разделенные на два состава – в каждом по одной закрытой и по одной открытой, составляющие одно целое; пара не было, каждый состав тащили две лошади, запряженные одна за другой, гусем, в каждом составе помещалось около ста человек, лошади шли галопом. Проба эта была устроена для того, чтобы показать удобство и легкость такого способа передвижения; говорят, что к середине октября все будет готово, и кареты будут уже ходить паром, это очень интересно".
В этом месте интернет-страницы дана ссылка: Бунатян Г.Г. Город муз: Литературные памятные места города Пушкина. – СПб.: Лениздат, 2001, но этот источник я сам не видел.
Если Е.А.Карамзина 29 сентября рассказывает сыну о событиях воскресенья, то воскресенье было как раз 27 сентября, то есть описывается опять первая пробная поездка. Но количество пассажиров в каждом поезде по сравнению с предыдущей цитатой увеличилось на 40 человек.
Впрочем, есть и свидетельство строителя дороги: Герстнер Ф.А. Второй отчет об успехах железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск, сооружаемой компанией акционеров на основании высочайше дарованной 21 марта 1836 года привилегии. — М.: в Университетской типографии, 1836.
![](https://ic.pics.livejournal.com/a_orlov/1670188/146033/146033_800.jpg)
Удивительно, что Герстнер не посчитал точно, сколько пассажиров посадили в повозки. Но, похоже, что ваггоны и шарабаны были рассчитаны всё-таки на 30 пассажиров, а не 36.
На той же странице
http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Gorod/Gel_dor.htm приведена еще одна цитата со ссылкой на книгу С.Н. Вильчковский. Царское Село. СПб.: Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1911. Но приведенный в этой книге текст – тоже цитата из более старой книги Виктор Бурьянов. Прогулка с детьми по С. Петербургу и его окрестностям. Часть третья – СПб.: Гуттенбергова типография, 1838. – С. 125-127. Так что писал человек, видевший первые паровозы и вагоны своими глазами. Привожу по первопервоисточнику.
![Бурьянов Прогулка с детьми по СПетербургу и его окрестностям1 Бурьянов Прогулка с детьми по СПетербургу и его окрестностям1](https://ic.pics.livejournal.com/a_orlov/1670188/146426/146426_800.jpg)
Обратите внимание: ни слова про тендер паровоза, будто его и не было. Дилижанс назван огромным, что становится понятным, если в нем было 4 отделения, а во всех остальных повозках по три. В шарабанах и ваггонах на каждой скамейке снова указано 5 человек, а не 6.
Обозреваем дальше. В.Е.Павлов. О первой российской железной дороге (к 170-летию магистрального железнодорожного транспорта). – История Петербурга № 3 (43) 2008. Рубрика журнала "Неизвестное об известном". Автор пишет:
"Используя исторические документы и материалы, попытаемся представить себе особую важность событий 1836–1837 годов, которые дали толчок развитию экономики и всего жизненного уклада огромной страны".
Но, к сожалению, не приводит ссылок на те исторические документы и материалы, которые использует.
"27 ноября 1836 года – отправление из Павловска поезда из 8 вагонов с паровозом с 256 пассажирами в присутствии Николая I с семьей (присутствовали Александра Федоровна, сын Александр и две дочери Мария и Ольга). Паровоз вел сын Гакворта, семнадцатилетний Джон. Поезд прибыл в Царское Село, где остался до следующего дня".
Сплошные степени двойки. 8 вагонов, 256 пассажиров, то есть в среднем по 32 пассажира в вагоне. Похоже на 4 берлина и 4 шарабана. Кстати, государь с семьей присутствовал, но не ездил.
"24 января (в воскресенье) 1837 года – публичное опробование поезда с паровозом в присутствии иностранных дипломатов. Среди прибывших были барон Я.-Т. Геккерен, посланник Голландии, сотрудник посольства Д`Аршиак, Ж. Дантес, сын Августина Бетанкура Адольф".
Тут я слегка напрягся. Вроде, сына Августина Бетанкура звали Альфонс, в 1837 году он был ротмистром лейб-гвардии Кавалергардского полка. Дантес в описываемое время – поручик того же полка. Оба как-то не дипломаты, хотя д`Аршиак – атташе французского посольства.
"Д`Аршиак свою первую поездку по железной дороге описал в своих воспоминаниях". Далее следует высокохудожественный текст с описанием поездки. В нем подозрительно упомянут "тендер с дровами и водою", хотя паровозы в 1837 году работали только на каменном угле, привезенном из Великобритании. Стоп. А на каком языке и когда француз д`Аршиак написал свои воспоминания? Он русский-то знал? Полез разбираться, и нашел "исторический документ", использованный господином Павловым в своей статье. Это книга Леонид Гроссман. Записки д'Аршиака. Петербургская хроника 1836 года. – М.: Издательство "Федерация", 1931. А реальный д`Аршиак никаких воспоминаний не писал. Из той же книги взяты и слова, якобы произнесенные Герстнером.
Возможно, художественную литературу, опубликованную в 1931 году, в 2008 году уже можно считать историческим документом, но дальше разбираться с этой статьей стало не очень интересно.
"Вот как описывает поездку по железной дороге в 1838 году в письме к знакомому писатель И.Т. Калашников: "Часто я езжу в Царское Село, где учится мой сын в лицее, по железной дороге. Удивительное изобретение! Представьте 12 экипажей, из которых каждый соединен из трёх карет – больших восьмиместных. Таким образом, в каждом экипаже сидит 24 человека, и во всех 288 человек. Вся эта страшная масса – этот сухопутный корабль летит до Царского Села (20 верст) едва полчаса".
Странно, что весь поезд состоит исключительно из вагонов первого класса. Судя по описанию, в составе 12 берлинов.
О царскосельской железной дороге. Доклад действительного члена Общества В. И. Троицкого, 15 апреля 1886 года по случаю пятидесятилетия от начала железных дорог в России. – МИР ТРАНСПОРТА № 5, 2012. – С. 156 – 163 (скачать можно здесь
https://mirtr.elpub.ru/jour/issue/view/22/showToc).
"Наконец 30 октября 1837 года, весьма торжественно, в присутствии членов государственного совета, дипломатического корпуса, знати и массы народа, состоялось освещение и открытие всей линии Царскосельской железной дороги. После мoлeбcтвия из Петербурга отправился первый поезд восьмивагонного состава под управлением самого Герстнера.
…
В числе обыкновенных классных вагонов были изготовлены для дороги двухэтажные вагоны, каждый на 120 человек".
Далее том же издании на с. 164 представлена подборка материалов, подготовленных с участием библиотечных работников МИИТ.
"Бланки официальной переписки первых распорядителей Царскосельской жел. дор. – В первое время существования Царскосельской жел. дор. для официальной переписки употребляли бумагу с нижепомещаемым изображением поезда. Рисунок этот показывает между прочим поездку в собственном экипаже, установленном на платформе".